Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Сказочный терем художника Васнецова

2025-11-06 11:01:20, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Этот дом, окруженный многоэтажками, местные жители называют «Теремок». А он и правда, очень похож на сказочный домик, построенный в русском стиле.

Особняк принадлежал когда-то семье известного художника Виктора Михайловича Васнецова (1848–1926), который сам спроектировал его и прожил в нём с 1894 по 1926 год. 

Идея посетить этот необычный музей пришла спонтанно. Долго искать его не пришлось... Он расположился в тихом московском дворике, вокруг высотных домов и очень гармонично вписался в современную архитектуру, оставаясь таким же уютным и сказочным, каким когда-то был задуман своим талантливым хозяином. Давайте вместе пройдем по его комнатам и окунемся в атмосферу русского искусства и творчества.

*  *  *

Осенью 1877 года, в Петербурге, в Петропавловской крепости состоялось венчание художника Виктора Васнецова и выпускницы Высших женских медицинских курсов Александры Рязанцевой, дочери владельца крупной бумажной фабрики.

Портрет Александры Рязанцевой. Картина В. М. Васнецова, 1878 г.   

В начале зимы 1878 года супруги переехали в Москву. Васнецовы долго ютились на съемных квартирах, пока художник не собрал необходимую сумму денег для покупки земли и строительства собственного дома. Семья уже значительно выросла и нуждалась не просто в жилье, а в особняке, в котором было бы комфортно и просторно всем домочадцам.

Виктор Михайлович долго выбирал место под строительство дома. Нужно было найти тихое, уютное местечко, недалеко от центра. Его поиски увенчались успехом  — в Троицком переулке, рядом со старинным подворьем Свято-Троицкой Сергиевой лавры, у крестьянской семьи Филипповых, он купил земельный участок и с воодушевлением принялся за работу. Практически каждую ночь, пока все домашние спали, Васнецов чертил, делал расчеты, рисовал эскизы. Наконец проект был готов. Здесь было продумано все до мельчайших деталей — начиная от архитектурного решения до обстановки в комнатах. По замыслу художника дом должен был стать не просто жилищем, а местом, где могли бы собираться родственники, друзья, коллеги и где можно было работать в спокойной обстановке, никому не мешая.

В 1894 году, спустя год после начала строительства, семья отпраздновала новоселье. Их новый дом был построен из массивных бревен, привезенных из Владимирской губернии и покрыт штукатуркой. Окна, двери и крыльцо украшены изразцами и рельефами, а крыша кабинета напоминала купол старинной церкви. Все детали идеально сочетались между собой и включали в себя элементы древнерусского зодчества и модерна.  

На первом этаже располагались столовая, гостиная, спальня Александры Владимировны и комнаты детей.

Васнецов боготворил свою семью и делал все для ее блага. «Прежде я думал, что ближе братьев у меня никого не может быть, а теперь вижу, есть ближе и роднее сердцу — это ты с милыми моими детишками — болит мое сердце по вас, моя милая, дорогая Шурочка… », — писал он жене.

Хозяин дома очень любил русское народное искусство и вся обстановка в нем, включая печи, создавалась именно в этом стиле. Часть мебели была выполнена по рисункам Виктора Васнецова и его младшего брата Аркадия, а что-то куплено в антикварных лавках.

В гостиной, или как ее называли в семье — «парадной зале», часто собирались гости — И. Е. Репин, В. Д. Поленов, М. В. Нестеров, В. И. Суриков, В. А. Серов, Ф. И. Шаляпин, А. П. Чехов и А. М. Горький, П. М. Третьяков и С. И. Мамонтов. Федор Иванович Шаляпин писал: «Замечателен был у Виктора Васнецова дом, самим им выстроенный на одной из Мещанских улиц Москвы. Нечто среднее между современной крестьянской избой и древним княжеским теремом».

Александра Владимировна была домоседка и не очень любила большие компании. Тем не менее, в гостиной часто устраивались литературные чтения и музыкальные вечера. Зимой наряжали большую елку и ставили домашние спектакли. А еще и хозяева, и их гости, любили пить чай с пирогами, садились за большой раздвижной стол и вели долгие интересные беседы. А днем Александра Владимировна, за этим же столом, готовила детей к поступлению в гимназию.    

На втором этаже располагалась мастерская художника, которая занимала всю площадь и благодаря огромным окнам очень хорошо освещалась. Сюда была перевезена и завершена картина «Богатыри». Эта работа была знаковой для художника. На нее он потратил много сил и времени. «Богатыри» сопровождали Васнецова всюду, куда бы он не поехал и где бы ни жил. 

«В каждой квартире обязательно натягивались «Богатыри», но папа мало над ними работал. Это для нас была уже не картина, а что-то необходимое в жизни — постоянная обстановка, как стены, потолки, обед, чай, папа, мама и т.п.», — вспоминал один из сыновей художника.

  

Сегодня в мастерской можно увидеть подлинные картины из цикла «Поэма семи сказок»: «Спящая царевна», «Царевна-Несмеяна»,«Баба-Яга», «Царевна-Лягушка», «Кащей Бессмертный», «Сивка-Бурка» и «Ковер-самолет».

На картине «Спящая царевна», справа, в образе шута и гусляра изображен сын Аполлинария Васнецова Всеволод.

В мастерской находятся иконы из личной коллекции В.М. Васнецова.

В этом доме Виктор Михайлович жил и работал до конца своей жизни. На столике остались его кисти, а рядом, на мольберте — портрет Михаила Васильевича Нестерова. Художник не успел его закончить... 

В 1926 году Виктор Михайлович скончался. Семья приняла решение открыть в доме постоянную выставку. С этой идеей сын художника Алексей Васнецов обратился к руководству Третьяковской галереи: «Дом наш опустел — словно душа отлетела из него — все тут было его, носило его отпечаток — страшно коснуться чего-либо, изменить что-либо. Наше общее решение — все сохранить как было — устроить что-то вроде дома-музея…», — написал он. 

Так как советская власть признала творчество Васнецова и даже использовала его произведения в качестве пропаганды национального духа, просьба была удовлетворена.

В музее висит авторская копия картины «Иван-царевич на Сером Волке». 1920 г.

В 1950 году Совет министров СССР принял решение об открытии музея Васнецова.

В 1953 году родственники художника передали в дар государству дом и все, что в нем на тот момент находилось, а это, ни много ни мало, более 25 тысяч экспонатов, включая картины, эскизы, фотографии, книги, документы, рабочие инструменты, антикварную мебель и предметы быта. Все это и сейчас можно увидеть в музее. Все предметы — подлинники. 

Марка добровольного сбора жертвам войны 1914 года. Художник В. М. Васнецов.

К открытию экспозицию готовили дети Виктора Михайловича — Татьяна и Алексей. 25 августа 1953 года Дом-музей В.М. Васнецова был торжественно открыт. Его директором стал племянник художника Дмитрий Аркадьевич Васнецов. До 1961 года в доме, в самой маленькой комнате на первом этаже, продолжала жить дочь Васнецова Татьяна Викторовна. 

Во дворе Дома-музея

В 1986 году музей вошел в состав Третьяковской галереи.

Вот такой музей скрыт от шума улиц в тихом столичном дворике. Здесь живут картины великого художника и русские сказки, которые так любил Виктор Михайлович Васнецов. Посетите это место, пропитанное духом искусства и окутанное особой творческой аурой, где на ум сразу приходят пушкинские строки: «Там русский дух... там Русью пахнет!».  

Фото автора, марки и открытки из открытых источников

Е. Кравцова



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Сказочный терем художника Васнецова
  • Герои Сталинградской битвы на почтовых марках России
  • Первая русская революция в знаках почтовой оплаты
  • Обзор выпусков почтовых марок за октябрь 2025 года
  • На Мамаевом кургане тишина...
  • Встреча в Воронеже
  • Коммерческий потенциал отечественной филателии
  • Говорим и пишем на языке филателии
  • Протокол заседания Комиссии по ГЗПО
  • Марки разные читать. Подвиг генерала Карбышева
  • Резолюция XVI научно-практического семинара по истории почты, филателии и филокартии
  • Прогулки по Питеру
  • Марки разные читать. История освоения космического пространства
  • Патриотическая тематика в Отечественных почтовых коллекциях
  • Иностранные марки, посвящённые играм
  • Командный дух питерских посткроссеров
  • С кляссером – в метро. Станция «Площадь Революции»
  • Осенний вернисаж. «Санкт-Петербург-2025. Неделя почтовых коллекций»
  • Молодым везде у нас дорога...
  • КОНКУРС! Марки разные читать...
  • Марки России из металлической фольги
  • Мастера «Строгановки»
  • Всемирная выставка почтовых марок PHILAKOREA 2025
  • Юбилей маршала Василевского
  • Всероссийская филателистическая выставка «Ульяновск-2025»
  • Издательское товарищество «Р.Р. Голике и А.И. Вильборг»
  • Обзор выпусков почтовых марок за сентябрь 2025 года
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 14
  • Бизнес из слов и магии
  • С кляссером – в метро. Станция «Комсомольская». Окончание
  • Выставка «Пожарная охрана на почтовых марках, конвертах и открытках»
  • Аромат почтовых марок
  • С кляссером – в метро. Станция «Комсомольская». Часть 2
  • Пропаганда российской филателии
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Итоги
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 13
  • Марки с микротекстом
  • Герои опер П. И. Чайковского на открытках Павла Скотаря
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Третий период. Окончание
  • Московское метро на почтовых марках
  • Кинематограф в филателии
  • Вклад СССР в независимость Китая
  • Обзор выпусков почтовых марок за август 2025 года
  • С кляссером – в метро. Станция «Комсомольская»
  • История железной дороги в раритетных документах
  • КОНКУРС: Мой любимый филателистический сувенир
  • Картины из почтовых марок
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Третий период
  • История открытки. Издательство «Ришар»
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 12
  • Золотых дел мастер
  • Щедрый дар государству московского коллекционера П.П. Щапова
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Второй период
  • Ростовская финифть
  • Филателия помогает жить...
  • КОНКУРС ЭССЕ. Филателистические издания. Оформление и иллюстрации.
  • Научно-просветительский журнал «Мир Русской Филателии». К 80-летию Победы
  • Маяки. Пример тематической разработки
  • Марки со стираемой краской
  • Художественно-графическое оформление филателистической литературы
  • Волшебство и мистика Гребнево
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Первый период
  • Пособие «Политическая карта мира в почтовых марках»
  • Беломорско-Балтийский канал в значках и почтовых марках
  • «Илья Муромец» в небе филателии
  • Обзор выпусков почтовых марок за июль 2025 года
  • К.Ф. Юон. Семейный портрет. Окончание...
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 11
  • Марки с элементами перфорации
  • К.Ф. Юон. Семейный портрет...
  • Вопрос филателиста. Неизвестный художник В.Андреев
  • Протокол заседания Комиссии по ГЗПО
  • Великий дар актера Смоктуновского
  • Открытки объединяют
  • Владимир Маяковский на почтовых марках и конвертах
  • История открытки. Община святой Евгении
  • Бухенвальд на почтовых марках
  • Любовь к природе и карьера художника Генриха Семирадского
  • Юбилей «СОЮЗ - APOLLO»
  • Причудливые зигзаги Самарских экстремальных авиапочтовых линий
  • Первые марки Академии наук СССР
  • Мурановские просторы
  • Самый живописный уголок Москвы. Окончание
  • День независимости Беларуси в почтовых марках
  • Самый живописный уголок Москвы
  • Как надо гасить почтовые марки...
  • Свет солнца в капле янтаря
  • Лучшие художники почтовых марок
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2025 года
  • Георгий Алексеевич Куприянов. Профессия — волшебник
  • Художники на марках. Продолжение...
  • Драгоценное народное достояние
  • Российский почтовый дизайн
  • Неповторимые узоры
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 10
  • Здравствуйте, мистер Крейн
  • Цветочные мотивы Энид Маркс
  • Необычный аромат почтовых марок
  • Обер-архитектор Императрицы
  • Памятники пожарным в филателии
  • «Артек» — наш «семейный» лагерь
  • Марки России. Стратостаты и стратонавты
  • Укротитель коней
  • Как не заблудиться в дебрях фантазий
  • Русские усадьбы на картинах и марках
  • Эра милосердия Доменико Жилярди
  • История открытки. Владимир Григорьевич Сутеев
  • Нужны ли бумажные каталоги?
  • История развития почтовой связи в Абхазии
  • Станция метро «Бауманская»
  • Протокол заседания Комиссии по ГЗПО
  • Великая Отечественная война в живописи и графике
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2025 года
  • Как работает подводная почта и почему коты не хотят приносить письма
  • Первый учитель Кваренги и Росси
  • Кто печатал почтовые марки для Монголии?
  • Присоединение Закавказья к России
  • Марки из серебра
  • Радист № 1 Советского Союза
  • Следующая станция – «Новослободская», или Почему в метро так красиво?
  • Воспоминания о журнале «Стандарт-коллекция. Обозрение»
  • Пионер – всем ребятам пример!
  • Вопрос филателиста. Папка с эскизами марок
  • Юбилей Метрополитена
  • Легендарная «Сорок девятая»
  • Пути-дороги скульптора Г.Д. Ястребенецкого
  • Великая Отечественная война на почтовых марках
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 9. Окончание
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 9
  • С фронта с любовью: как открытки становились символом стойкости
  • Выставка в усадьбе Александрово-Щапово
  • Пражская стратегическая наступательная операция в почтовых марках
  • Пасхальные дары Фаберже
  • Неизвестный Герой Советского Союза
  • Храм искусства Сергея Ульяновского
  • Успехи российских филателистов на выставке в Гродно
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2025 года
  • Филателистическая выставка «Белфила-2025». Мечты сбываются!
  • Итоги конкурса
  • Памяти Зураба Церетели
  • Театр и улица зодчего Росси
  • Семь веков бело-синей Гжели
  • Космос на марках. Картины А.А. Леонова и А.К. Соколова
  • Отто Юльевич Шмидт. Загадка одной марки
  • История в миниатюре
  • Республика с именем древнеримской богини
  • Лентикулярная печать
  • И тыл был фронтом...
  • Берлинская стратегическая наступательная операция на почтовых марках