В мир искусственного интеллекта (ИИ) и нейросетей я начала погружаться чуть больше года назад, когда мир уже вовсю окутала эпидемия, вызванная сверх возможностями этого чуда технического прогресса. Сегодня, немного освоив процесс, нет-нет, да и даю волю своим фантазиям и озорству — создаю тематические иллюстрации к статьям.
Но недавно я познакомилась с человеком, который считает себя программистом-любителем и очень давно занимается нейросетями. Более того, он сам пишет программы для искусственного интеллекта и обучает его.

— Вообще, я пенсионер. Раньше, в эпоху «исторического материализма», ходил на субботники и воскресники как добровольный помощник реставраторов МГО ВООПиК (сделал более 1000 выходов), научился там ремеслу плотника, столяра, резчика по дереву, изготовлению паспарту из ткани и бумаги. После каждой встречи у нас проходило чаепитие и неформальная лекция, очень интересная и информативная, по тому объекту, где мы трудились… С середины 70-х годов работал оператором ЭВМ, занимался программированием на языках КОБОЛ и ФОРТРАН. Учился в медицинском институте, в итоге окончил радиотехнический. С начала перестройки появились персональные компьютеры, которые, со временем, стали «предметом интерьера» и открыли окно возможностей, — признается наш сегодняшний гость Александр Викторович Ольшевский.
— Александр Викторович, как началось ваше увлечение картмаксимумами?
— Я оставил филателию в 1980 году, после Олимпийских игр в Москве. Стало просто неинтересно. Ведь марки можно купить, они могут быть у каждого при минимальном желании. А мне хотелось делать что-то своими руками. Наравне с марками, понятно, еще тогда коллекционировал и картмаксимумы. Что-то выпускало государство, что-то подбирал сам. Но с появлением возможности самому делать макеты карточек, печатать их в типографии на профессиональном оборудовании, пришло понимание и желание: делать весь процесс изготовления картмаксимумов самому — от поиска информации по сюжетам выпускаемых марок, макетирования с учетом размещения на карточке марки и места для гашения, изготовления самих карточек … До получения результата: наклейки марки и собственно гашения.
— Вы начали их рисовать сами?
— Талантом художника меня Господь не наградил, хотя мой отец был неплохим художником-любителем, даже брал уроки у Аркадия Александровича Пластова. В итоге стал ученым, но кистью писал всю жизнь. Мне же, как дипломированному инженеру, всегда были ближе машинные алгоритмы работы с изображениями.
— Я пробовала программы, оживляющие старые фотографии. И с марками эксперименты проводила. Это захватывает. Очень интересно. Иногда ИИ пририсовывает свои элементы.
— Сейчас очень много таких программ. Во-первых, надо уметь их выбирать и правильно формулировать запросы. Это что касается облачных нейросетей. Во-вторых, если пишешь свою целевую нейросеть, полноценно занимаясь ее обучением, то и результат может получится весьма неожиданным. Вот, к примеру, цветная карточка — мнение нейросети: Зорге через 10 лет и после нахождения в тюрьме Токио.

Правильно сформированный запрос может привести к забавному результату:

«Где-то в далекой, далекой Галактике.... Разведывательный спутник Союза Планет Солнечной системы проводит сканирование Зеленой планеты системы 345.УУУ. 987 Звездного скопления у края Галактического облака. Спутник запущен с ГиперЗвездолета «Бесстрашный». (краткое изложение). Это нейросеть начиталась советской фантастической литературы (смеется).
Чем более подробней запрос, тем больше нейросеть передает замысел: карточка ниже потребовала написания запроса около 3-х часов и двух страниц текста.

— А как насчет авторских прав?
— Я лично не претендую ни на какие авторские права. Вы спокойно можете сгенерировать нейросетью на основе своих описаний любую картинку. Здесь вообще сложно говорить что-то об авторских правах. Какие могут быть авторские права на набор слов? Но все свои работы от нейросети я обязательно маркирую специальным значком. Кстати, этот значок сгенерировала тоже нейросеть. Потому что если я не буду маркировать, то нейросеть обидится, как в «Терминаторе». Шутка. Наверное, это можно назвать совместным творчеством.
— А что за маркировка?
— «Исполнено нейросетью». Как на карточках, посвященных рабочим профессиям.

— Сотрудничать с АО «Марка» не хотите?
— Нет. Там своя «тусовка». И дизайнер АО «Марки» ограничен заказчиком, в данном случае АО «Марка».
— У вас есть художник, стилю которого хотелось бы подражать?
— Очень люблю передвижников, русскую живопись, Малевича, Бориса Григорьева, Кустодиева, Петрова-Водкина… Всех не перечислить.
Я в полном восторге от работ фотографа Сергея Михайловича Прокудина-Горского. По заказу императорской семьи в начале 20-го века он объездил всю Россию и окрестности. Делал фотографии на фотопластинах с тремя сменными фильтрами. Поэтому качество фото сверхвеликолепное. И только относительно недавно удалось совместить эти три пластины и получить цветные фотографии. Файлы с фотографиями доступны в Библиотеке конгресса США.

— Александр Викторович, пробовали сами марки рисовать?
— Нет, художник из меня никудышный.
— Хорошая тема, как мне кажется, искусство на почтовых марках. Например, картины современных художников.
— Современные художники не впечатляют. А вот с «классикой» иногда случаются казусы. В 2007 году, к юбилею Шишкина, было выпущено две марки. Одна из которых — «На севере диком», из Киевского музея русского искусства (КМРИ). Когда начал работать над макетом, то выяснилось, что на марке изображена не репродукция картины из Киевского музея русского искусства, а эскиз к картине, выполненный годом ранее, который находится запасниках Третьяковской галереи. Вот, можете сами наглядно сравнить. Слева — репродукция картины из КМРИ, 1891 года, в середине репродукция марки, а справа — репродукция из Третьяковской галереи, 1890 года.

— С чего начинается ваша работа?
— Весь процесс начинается с марки. Я собираю информацию по теме, рисую в голове сюжет и потом уже сажусь за компьютер делать макет. Готовый экземпляр печатаю в профессиональной типографии. К примеру, на карточки, посвященные разведчикам, ушло порядка трех часов на каждый макет: сначала — облачная нейросеть, потом в ручном режиме доработка графическим редактором.


— Когда не было искусственного интеллекта, как проходила работа над карточками?
— Все зависит от сюжета марки. Образ рождается и формируется сначала в мыслях.
— А вы карточки кому-то рассылаете? Как реагируют люди? Или вы отправляете их только тем, кто в теме?
— Ну, когда как.
— А самая любимая ваша карточка из последних? Которая больше всего нравится вам.
— Я сделал карточку в единственном экземпляре для коллеги, который собирает собак. За основу взял марку, посвященную волонтерскому движению, которая вышла в прошлом году (коллега обнаружил на марке собаку породы спаниель, я не догадался бы). Долго подбирал нужный вариант. В конце концов получился результат, который я с ним согласовал... Ему очень все понравилось.

— Видела ваши новогодние карточки. Очень красивые и душевные.
— Это просто тема такая — ностальгия по детству. Да и марки, посвященные Новому году, всегда рождают интересные и сказочные сюжеты. Коней перекрашивал вручную. Вторая же карточка, Новый год - 2024, полностью работа нейросети.


— Под заказ приходилось что-то делать?
— Я много печатаю карточек с авторских снимков с согласия авторов. Мне их специально присылают. К примеру, авторская фотография для картмаксимума к юбилею ГМЗ «Царицыно». Она любезно предоставлена самим сотрудником музея из личного архива для изготовления макета. Комментарий сотрудника ГМЗ «Царицыно»: «Кстати, все официальные филателистические выпуски ‒ блок, КПД и штемпель — были разработаны при активном участии научных сотрудников и дизайнеров самого музея».


Когда вышла марка из серии «Декоративное прикладное искусство», я делал карточку со своей резной матрёшкой (я ее вырезал сам, когда увлекался резьбой по дереву). Когда принес карточку на почту, чтобы поставить штемпель, многие хотели ее получить с авторским автографом. И получили.

Чтобы погасить карточку с куполами, съездил в Сергиев Посад в паломнический вояж. Выполнил гашение с датой первого дня выхода блока. Заодно осмотрел достопримечательности города.

— Эксклюзивы у вас есть?
— Конечно! Одну карточку, из серии «Казачество» с портретом Семёна Дежнёва, я отправил на Чукотку, в ближайшее почтовое отделение к мысу Дежнёва. Через 4,5 месяца она вернулась обратно с гашением почтового отделения, ближайшего к памятнику.
Есть хорошая карточка к 111-летию падения Тунгусского метеорита. Погашена соответствующей датой падения (только через 111 лет). А через две-три недели, как мне потом написали, это почтовое отделение сгорело в таёжном пожаре. Кстати, нейросеть тогда тоже «приложила руку», хотя была еще очень слаба.

Или вот картмаксимум с местным переводным гашением: помогали коллеги по цеху. Вот это уже относится к категории «филателистический туризм», равно как и КМ с гашением Сергиева Посада.

Картмаксимум к юбилею Ф.А. Головина. На груди Орден Андрея Первозванного №1. После консультации с музейными работниками, выяснилось, что первые ордена были не металлические, а тканные: вышивались прямо на мундире (камзоле).

Отдельная тема — это конверты формата А5 ИСО к некоторым выпускам марок в листах. Ведь на обычный конверт от АО «Марка» такие листы не помещаются. А проходя через почту, мой конверт приобретает все признаки «официальности».


На последнем конверте «Футбол-2018» стоят 2 каше, непочтовые гашения, тоже делал сам. Каше в несколько цветов.

— Бывают сложности в работе?
— Случаются совершенно неинформативные марки, одна из таких — «Географический диктант». Что к ней можно придумать?

— Александр Викторович, у вас много карточек посвящено природе. И все они очень достойно сделаны.
— Это всё зависит от того, какие марки выпускаются. Хорошие марки — хорошие карточки.


Природа вообще всегда получается красиво (она сама по себе прекрасна), с насыщенными цветами, реалистичными изображениями.

Вот лоси на фоне университета. Раритетную фотографию МГУ восстанавливал несколькими облачными нейросетями.

— Я вижу, у вас есть карточки, посвященные посткроссингу.
— Это я дразнил посткроссеров. Потому что они иной раз такие экземпляры рисуют — без слез не взглянешь. Пришла мысль — сделать специальную карточку, чтобы сразу было видно — «Посткроссер». Получилось неплохо, всем понравилось.

Я даже подобные карточки отправлял в Белоруссию. Коллега объехал всю Белорусь и собрал местные гашения.


Жена всю Олимпиаду-2014 провела в Сочи, трудясь волонтером при МОК Греции. Она посетила все спортивные мероприятия, включая Открытие и Закрытие. А я сделал карточки и погасил их переводным штемпелем. Причем с номерными блоками Олимпийских и Паралимпийских игр. Формат карточек, правда, необычный — А5.


— Какой ваш самый удачный выпуск?
— Вот этот. На основе марки 2011 года, выпущенной по программе EUROPA. И сейчас, через 13 лет, рассматриваю как весьма удачный КМ. На марке присутствует оооочень маленькое изображение сороки.

Отличные картмаксимумы по картинам братьев Васнецовых, с гашением музея-заповедника их имени.


— Родные поддерживают ваше увлечение?
— Терпят. У меня все хорошо упаковано, никому ничего не мешает, везде порядок, поэтому терпят.
— Дети и внуки вовлечены в процесс, помогают?
— Нет, внуков у меня пока что нет, а дети, конечно, помогают. Очень ценят и поддерживают процесс. В детстве сын раскрашивал открытки в единственном экземпляре. Сейчас оказывают мне небольшую финансовую помощь.
— Где храните карточки? У вас альбомы специальные?
— Я купил альбомы А5 и файлы А5. И там можно в одну страницу файла вставлять по четыре карточки. Все храню в специальных шкафах.


— Вам уже можно выставку организовывать...
— Я не могу на выставке показывать свои работы, потому что карточки не имеют статуса «официальные». Такие странности имеет регламент. С другой же стороны, все и многие филателистические агентства, и даже благотворительные фонды выпускают карточки и делают на них гашение своими не почтовыми штемпелями (каше). Да и участвовать в выставках — никогда не задавался такой целью.
— Но никто же не запретит организовать авторскую выставку, например, в Интернете.
— Такой формат у меня уже есть. Я завел свой Телеграм-канал, где публикую текущие выпуски. Многие меня целенаправленно ищут и находят.
— Что вам нужно для счастья?
— Ощущать себя самодостаточным.
Беседовала Е. Кравцова