Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

УРБАНИЗАЦИЯ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

2017-06-06 14:01:35, Рубрики: UN-REALWORLD

УРБАНИЗАЦИЯ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

ТКАЧЕНКО Сергей Борисович, директор Института Генплана города Москвы (2004-2011), Заслуженный архитектор России, профессор Московского архитектурного института (Государственной академии) МАРХИ, член-корреспондент Российской академии художеств

    Прошло без малого сто лет с того момента, когда после двухсотлетнего перерыва Москва снова стала столицей. Это произошло в 1918 году. За один век неоднократно и кардинально изменялись направления реформ градостроительной политики Москвы. Архитекторы последовательно предлагали концепции развития города – от столицы первого на планете социалистического государства до мирового финансового центра, от сноса исторической Москвы до перемещения правительственных учреждений в поселок Коммунарка, на место массовых расстрелов жертв советской власти. Генеральные планы как главный документ градостроительной политики, становились способом перемен – основой, позволявшей городским властям воплощать в жизнь концепции развития столицы, инструкцией для использования главного ресурса развития – городского пространства.

Ради чего городскими властями должна осуществляться градостроительная политика? С одной стороны, это удовлетворение экономических интересов бизнеса, пополняющего городской бюджет, с другой стороны – создание комфортной и безопасной среды обитания для населения, также наполняющего бюджет за счет налогов со своих доходов. Индикатором уровня развития среды обитания служит качество жизни.

Качество жизни в городе складывается из уровня развитости городского сообщества, увязанного со степенью удовлетворения потребностей и интересов этого сообщества в рамках условий жизнедеятельности. Иначе можно определить качество жизни в городе как единство и борьбу противоположностей: баланс развития личности и преобразования городской среды.

В каких сферах воспроизводится качество жизни? Прежде всего, это охрана здоровья и безопасность жизнедеятельности, профессионально-трудовая и связанная с ней экономическая сфера, семейно-личностная. Вторая группа складывается из интеллектуально-образовательной, мировоззренческой, духовно-культурной и гражданско-общественной областей жизни. К основным сферам необходимо причислить и антропо-природный мир человека как части природы, в котором объединяются и первозданные, и техногенные грани природы.

Насколько градостроительная политика Москвы соответствует передовым урбанистическим трендам? Такой анализ нетрудно провести, сравнив ход реализации Государственной программы «Градостроительная политика», проводившейся в столице последние годы, и «Международные рекомендации по городскому и территориальному планированию», разработанные ООН-ХАБИТАТ в 2015 году.

Для оценки результативности градостроительной политики существуют различные методики, в том числе «Индекс процветания города» ООН-ХАБИТАТ (UN-HABITATIndexCityProsperity), включающий шесть измерителей: продуктивность, инфраструктуру, качество жизни, справедливость, устойчивость окружающей среды, успешное развитие. Среди 69 городов, оцененных по «Индексу процветания города», Москва заняла 25 место, между Сеулом и Сан-Паулу.

Еще одна методика определения качества жизни в городах – «Индекс качества жизни» (QualityofLifeIndex), учитывающий урбанистические показатели, применяется Организацией экономического сотрудничество и развития (ОЭСР)[1]. В таблице «Индексы качества жизни» рассмотрены индексы качества жизни крупнейших городов мира, имевшие выраженную градостроительную составляющую, по состоянию на 2017 год[2].

На какие города похожа Москва с точки зрения ОЭСР? По индексу безопасности Москва находилась на неплохом уровне Гамбурга, Стокгольма, Софии. По доступности приобретения жилья положение хуже – близкие индексы у латиноамериканских Монтевидео и Боготы, Сингапура, Баку и Рима.

Эволюция индекса транспортной доступности в Москве по годам: 2013 – 62,56, 2015 – 52,89, 2016 – 56,52, 2017 – 54,36. Экстраординарное финансирование дорожных работ в 2011-2016 годах позволило Москве обогнать Стамбул (55,67), Рио-де-Жанейро (56,92) и вплотную приблизиться к Мехико (54,11). Следующими ориентирами, к которым следовало стремиться, стали Дели (52,77) и Каир (52,41).

В ренкинге качества жизни по версии ОЭСР Москва год за годом уверенно поднималась с последних позиций: в 2013 году Москва занимала 95 место из 100, в 2014 – 89 из 95, в 2015 – 139 из 150, в 2016 – 127 из 143, в 2017 – 151 из 177.

Индексы качества жизни

 

Место

Город, страна

Индекс качества жизни

Индекс безопасности

Отношение цен на жилье и доходов

Индекс времени, затрачиваемого на поездки в транспорте

1

Канберра, Австралия

222.99

73.91

5.85

23.30

8

Вена, Австрия

195.78

78.19

13.68

25.55

13

Мюнхен, Германия

191.86

84.28

12.32

33.58

40

Хельсинки, Финляндия

174.73

72.85

10.31

35.97

41

Берлин, Германия

174.73

63.28

8.84

32.42

50

Гамбург, Германия

168.70

52.01

9.56

33.81

64

Сан-Франциско, США

163.49

49.70

12.11

39.78

72

Сеул, Южная Корея

160.16

76.20

17.82

34.24

74

Лос-Анджелес, США

158.63

45.33

5.70

45.00

105

Токио, Япония

136.41

80.36

19.88

44.19

106

Нью-Йорк, США

135.86

52.38

12.95

48.22

115

Буэнос-Айрес, Аргентина

129.99

38.89

13.28

43.71

121

Париж, Франция

127.47

47.25

16.82

41.62

122

Стамбул, Турция

126.44

49.80

11.82

55.67

129

Лондон, Великобритания

120.87

53.83

27.80

47.34

135

Рим, Италия

113.99

44.53

23.04

46.70

144

Мехико, Мексика

102.97

33.90

10.03

54.11

147

Баку, Азербайджан

93.46

72.53

20.06

39.77

149

Санкт-Петербург, РФ

92.34

57.72

14.66

52.14

150

Шанхай, Китай

90.89

65.41

32.62

45.92

151

Москва, РФ

88.02

54.68

20.81

54.36

152

Киев, Украина

87.34

49.95

23.49

37.03

159

Каир, Египет

82.51

44.09

10.81

52.41

161

Дели, Индия

80.10

39.21

14.77

52.77

164

Пекин, Китай

75.20

58.35

33.75

51.45

167

Рио-де-Жанейро, Бразилия

60.66

22.13

19.60

56.92

172

Мумбаи, Индия

50.07

52.19

32.90

63.07

177

Каракас, Венесуэла

0.00

13.39

254.08

49.50

Источник: по данным ОЭСР

Процесс мировой урбанизации постоянно нарастает. Ожидается, что к 2030 году в городах будет жить 60% населения планеты. Сосредоточение населения предоставляет горожанам не только широкий спектр возможностей, но столь же обширный перечень разнообразных проблем.

Что выработало человечество для оптимизации решения проблем и почти безграничного расширения возможностей, порождающих новые проблемы? Основной инструмент управления урбанизацией – территориальное планирование. Во многих городах мира разрабатывались и применялись на практике различные подходы к территориальному планированию. Планирование стало средством, позволявшим городским властям на вариантной основе выбирать решения, ведущие к конструктивным переменам в развитии города.

Главными показателями оценки результативности градостроительной политики может послужить следование принципам применения территориального планирования при развитии городов по версии ООН-ХАБИТАТ.

В сфере градостроительной политики и управления территориальное планирование должно стать комплексным, партисипационным процессом принятия решений, ключевым компонентом обновленной парадигмы городского управления, способствующей развитию демократии на местном уровне, прозрачности и подотчетности действий власти.

Для того чтобы территориальное планирование в социальной сфере предлагало подходы к устойчивому развитию, оно должно способствовать трем его взаимодополняющим компонентам: социальной интеграции и развитию, устойчивому экономическому росту, охране и рациональному использованию окружающей среды. Территориальное планирование – важнейшая инвестиция в будущее, улучшающая качество жизни и делающая успешными неоднозначные процессы глобализации, уважающая идентичность города – его культурное наследие и культурное разнообразие.

Территориальное планирование – катализатор устойчивого и всеобъемлющего экономического роста, определяющий границы новых экономических возможностей. При этом градостроительное регулирование земельных и имущественных отношений способствует взаимосвязанности экономического роста, социального развития и экологической устойчивости, дает им сбалансированную и обоснованную территориальную привязку.

Пространственное планирование как компонент территориального планирования призвано содействовать формулированию и принятию управленческих решений, опирающихся на различные сценарии. Основанная на этом градостроительная политика должна поддерживать развитие интегрированных (присоединенных) территорий.

Для эффективного и скоординированного осуществления градостроительной политики необходимы: постоянный мониторинг, вовремя подсказывающий необходимость корректировки курса, достаточный кадровый потенциал, обладающий профессиональными компетенциями, устойчивые механизмы финансирования программ и адекватные технологии их реализации.

За последние годы Москва достигла крупных успехов в преобразовании городской среды. В некоторых местах, в основном в центре, столица изменилась до неузнаваемости и внешне стала напоминать некоторые европейские города. Чем можно объяснить этот качественный скачок?

Во-первых, градостроительная политика реализовывалась в благоприятных условиях полного единодушия федеральных и московских властей. Ее положительное освещение в средствах массовой информации создало ощущение одобрения социумом всех начинаний городских властей.

Во-вторых, федеральная поддержка обеспечила увеличение городского бюджета и федеральное субсидирование городских проектов, защитила при введении непопулярных мероприятий градостроительной и транспортной политики. За счет этого могло выполняться подавляющее количество положений Генерального плана развития города Москвы, принятого в 2010 году.

В-третьих, с появлением микроурбанизма в Москве возникла одна из самых замечательных особенностей – многообразие приемов, направленных на комфортное состояние личности в преобразованной городской среде – формирование общественных пространств, пешеходных улиц, парков и скверов, велодорожек. Стратегия быстрых результатов придала этому процессу динамичность, правда, за счет утраты комплексности подхода к реконструкции городского пространства и с ущербом для его эстетических качеств.

Сравнение хода реализации Государственной программы Москвы «Градостроительная политика» и «Международных рекомендаций по городскому и территориальному планированию» ООН-ХАБИТАТ в целом показывает, что даже при определенных отклонениях многие международные принципы применения территориального планирования активно используются городскими властями Москвы.

Еще одна программа правительства Москвы демонстрирует связь между мировыми тенденциями реорганизации застроенных территорий и отечественной практикой – программа реновации. В целом реализация программы реновации жилищного фонда, принятая в 2017 году, должна способствовать устойчивому развитию жилых территорий, созданию благоприятной среды жизнедеятельности, общественных пространств и благоустройству территории с учетом экономических, социальных, иных общественных интересов и формированию нового, современного облика города Москвы – столицы Российской Федерации, тем более, что она планировалась еще до 2010 года как программа необходимой замены устаревающего жилищного фонда периода массового индустриального домостроения.

Судя по ожидаемым московскими властями результатам реализации программы реновации жилищного фонда, она вполне соответствует «Новой программе развития городов», принятой 23 декабря 2016 года в столице Эквадора Кито на Конференции ООН по жилью и устойчивому городскому развитию (Хабитат III).

В чем градостроительный смысл «Новой программы развития городов»? Урбанизация признавалась одной из наиболее значимых по масштабам преобразований тенденцией 21 века. Устойчивое городское развитие должно осуществляться на основе комплексного и скоординированного подхода на глобальном, региональном, национальном и местном уровнях с участием всех соответствующих субъектов.

«Новая программа развития городов» базировалась на основе взаимосвязанных принципов, ставивших во главу угла интересы людей, и учитывавших все аспекты и комплексные подходы к вопросам городского и территориального развития исходя из основных факторов перемен, в том числе:

-          укрепления городского управления путем создания эффективных учреждений и механизмов, предусматривавших участие заинтересованных сторон городского сообщества, а также надлежащей системы сдерживания и противовесов, обеспечивавшей предсказуемость и согласованность планов городского развития;

-          активизации долгосрочного и комплексного городского и территориального планирования и проектирования для достижения положительных результатов урбанизации.

Комплексная жилищная политика «Новой программы развития городов»предусматривала предоставление достаточного, недорогого, доступного, ресурсоэффективного, безопасного, надежного и удобно расположенного жилья с хорошим транспортным сообщением, уделяя особое внимание фактору близости и укреплению пространственной связи с остальной частью городской застройки и близлежащими функциональными зонами.

Важной частью «Новой программы развития городов» была стратегия планирования и регулирования территориального развития. Признавалась необходимость планового роста городов и содействие точечной застройке. Первоочередное внимание уделялось обновлению, восстановлению и реконструкции городских районов при участии всех заинтересованных сторон, в т.ч. жителей.

Комплексное городское и территориальное планирование должно происходить на основе принципов справедливого, эффективного и устойчивого использования земельных и природных ресурсов, компактности, полицентризма, надлежащей плотности, взаимосвязанности и многоцелевого использования пространства города[3].

Такое видение развития городов существовало у мирового сообщества в 2016 году.Предполагать, что городские власти Москвы исповедовали те же принципы в 2017 году, можно, тем более что проблема жилья и расселения – одна из центральных проблем жизненной среды населения России.


[1]
Территориальные обзоры ОЭСР. Конкурентоспособность городов в условиях глобальной экономики [Электронный ресурс] / ОЭСР, 2006. – URL: https://www.oecd.org/gov/37840122.pdf(дата обращения 01.04.2017).

[2]QualityofLifeIndex[Электронный ресурс] / Numbeo. – URL: https://www.numbeo.com/quality-of-life/rankings.jsp(дата обращения 01.04.2017).

[3]Новая программа развития городов. Декларация Кито об экологически устойчивых городах и населенных пунктах для всех. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 71/256 от 23.12.2016.