Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Коломан Мозер и его марки

2022-11-28 22:12:06, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ, ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Осенью 2024 года исполнится 105 лет со дня смерти австрийского почтового дизайнера Коломана Мозера. Филателисты имеют особое право иметь свою позицию по отношению к этому выдающемуся деятелю австрийской культуры, ибо созданные им марки принадлежат к числу наивысших достижений почтовой графики начала ХХ века.

Неизвестный фотограф. Портрет Коломана Мозера. 1903 год

В 1897 году в Вене возникло интереснейшее художественное объединение «Венский сецессион». Оно оказало огромное влияние на всю дальнейшую эволюцию почтовой графики. Художники-сецессионисты ввели особое – геометрическое – построение произведений прикладной графики: строгая система рамок создавала своеобразный геометрический орнамент.

Это относилось и к маркам. В 1908 году в Австро-Венгрии вышла в свет большая серия коммеморативных марок, посвященная важной юбилейной дате – 60-летию со дня рождения императора Франца-Йосифа.

Классические портреты были окаймлены рамками в стиле «модерн». Разработчиком унифицированного оформления серии был выдающийся венский дизайнер Коломан Мозер (1868 – 1918) – создатель совершенных в графическом отношении открыток и марок (а также банкнот).

В русскоязычной филателистической литературе имя Мозера получило очень интересное отражение в книге выдающегося искусствоведа Валентина Яковлевича Бродского «Искусство почтовой марки» (1967), в которой были репродуцированы три марки работы Мозера. По сути дела в год 50-летия октябрьской революции вышла книга, где рядом с портретами Ленина фигурировали произведения искусства капиталистической эпохи, да еще с портретами монархов. У читателя не оставалось сомнений – автор приводит эти марки не просто как положительные примеры графики малых форм, а как шедевры.

Конечно же, в книге был далекий от филателии социально-критический абзац о распаде Австро-венгерской империи, об образовании новых государств, но без этого абзаца, вероятно, нельзя было дать заслуженно высокую оценку Мозеру-художнику.

Так в нашу литературу пришло имя Мозера. К сожалению, детальное рассмотрение его творчества не получило дальнейшего развития в филателистической литературе после выхода этой замечательной книги.

Коломан Мозер родился в марте 1868 года в Вене в богатой мелкобуржуазной семье. Он изучал живопись в Венской Академии искусств (мастерская художника Грипенкерля), а затем в Школе искусств и ремесел у известного живописца Франца Матча. Он прославился своими новаторскими работами в Венском сецессионе (объединении, давшем миру сразу нескольких почтовых дизайнеров), в которое вступил в самом начале существования этого уникального сообщества художников (в конце 1897 года). Работая в жанре афиши, журнальной обложки и книжного переплета, он выдвинул свою собственную концепцию произведения прикладной графики.

Эта концепция предусматривала геометризацию графического объекта, будь то плакат, этикетка для коробочки, книжный переплет или почетный диплом. Царство прямых линий сохранилось в официальных документах до сих пор, поэтому у нас есть все основания считать дизайнера Мозера нашим современником.

Однако очень трудно назвать живущего сегодня художника, чьи пластические открытия были бы равны изобретательным инновациям Мозера. Все было другим тогда, в начале ХХ века. Многое в области графики малых форм определяли шаблоны банкнотного дизайна. Марку по праву считали официальным, высоким жанром, к ее оформлению относились в высшей степени серьезно. Проекты готовили академики и профессора, а утверждали их монархи и президенты.

Витраж в церкви Штайнхоф. Коломан Мозер (1868-1918)

Именно в этот период сверхофициального и сверхтрепетного отношения к новым почтовым эмиссиям и пришел в почтовый дизайн тридцатипятилетний художник Коломан Мозер. Он создавал эскизы марок Лихтенштейна, Боснии-и-Герцеговины и, конечно же, Австрии. «Габсбургская серия» имела огромную популярность среди коллекционеров и быстро разошлась. Марки Боснии-и-Герцеговины пейзажной тематики вошли в золотой фонд почтовой графики.

Применительно к «Габсбургской» серии можно сказать, что именно дизайнерский гений Коломана Мозера объединил разнородные произведения портретного искусства единой графической «идиоматикой». Это же самое сделали члены петербургского объединения «Мир искусства» c «романовским» выпуском 1913 года. Несмотря на то, что марки рисовали разные художники, налицо единство орнаментально-графического решения обрамления. Обе серии являются замечательными примерами ансамблевого мышления.

Николай II, юбилейная Романовская серия почтовых марок Российской империи  

Нельзя не упомянуть и имя легендарного гравера Фердинанда Ширнбека – виртуозного мастера гравюры. Он был учеником талантливого венского гравера Лауфбергера. Имея всего один глаз, Ширнбек добился огромных успехов в гравюре на металле (успешно работая при этом и в технике гравюры на дереве). Он гравировал портреты и пейзажи для марок многих стран, но именно марки Австро-Венгрии снискали ему мировую славу. Ширнбек блестяще доказал, что дефект зрения – не помеха при создании тончайших гравюр на стали. В разные годы к нему обращались почтовые министерства нескольких стран. Ширнбек был предвестником новаторских экспериментов в области металлографии, инициаторами которых в 1950-1960-е годы стали почтовые министерства сразу нескольких европейских государств.

Австрия

Отметим, что марки были не самым главным разделом наследия художника. В начале ХХ века Мозер создал рекламу календаря, на которой была изображена черноволосая женщина с песочными часами. Это же изображение было перенесено с афиши на подарочный конверт, в котором календарь доставляли заказчикам (пока не удалось установить, проходил ли этот конверт через почту и сохранились ли экземпляры, франкированные марками или, может быть, франкотипами издательства).

Отметим только, что это был едва ли не первый в Европе иллюстрированный подарочный конверт и что женщина с песочными часами получила наименование «Мозеровская муза» и стала для культуры Австрии тем же, чем для культуры России является блоковская Незнакомка или, например, «Незнакомка» И. Крамского. Мозера хорошо знали и любили в России, так же как и его коллег по Венскому сецессиону. Его знали не только по маркам из Габсбургской серии, но и по другим работам.

Мозер основал художественное объединение «Венские мастерские», которое повлияло на эстетику советских архитектурных объединений ВХУТЕМАС и ВХУТЕИН. Однако еще до формирования этих новаторских объединений, в 1908 году (ровно сто лет назад) в Санкт-Петербурге была открыта выставка «Искусство в жизни ребенка», куратором которой был известный художник и архитектор Федор Густавович Беренштам (деятель русской культуры, который по разносторонности своих творческих интересов чем-то напоминал Мозера). Экспозиция расположилась в залах Пассажа (ныне – универмаг «Пассаж»). Что именно представил на эту выставку Мозер, установить не удалось (скорее всего, это была детская мебель новейшей конструкции).

Коломан Мозер (1868-1918).

В собрании автора этих строк хранится трофейная открытка, прошедшая почту из Берлина в Карлсбад (ныне – Карловы Вары). Она также посвящена юбилею Франца-Йосифа. Это удивительное произведение прикладной графики, в котором вполне реалистичный портрет умело сочетается с декоративно-орнаментальным обрамлением. Мозер и Ширнбек словно хотели, чтобы классические схемы построения графического листа с рамками, картушами и целым калейдоскопом геометрических фигур различной формы сохранились как можно дольше.

Итак, со времени кончины Мозера прошло 100 лет (художник ушел из жизни 18 октября 1918 года). За истекшие годы в искусстве почтовой марки многое изменилось. Появилась такая область деятельности как инноватика, вследствие чего возникли интерпретации создания знаков почтовой оплаты как изобретательского процесса, а не как следующего шаблонам оформительства.

Теоретические основы инновационных процессов позволяют объяснить, почему на смену викторианскому дизайну с его тяжеловатыми орнаментами и шрифтами пришли упрощенные орнаменты модерна.

Послевоенные тенденции в прикладной графике предполагали почти полный отказ от прежних геометрических построений. Но это была уже иная эпоха, требующая других инструментов анализа. Отметим лишь, что геометрический стиль не был сдан в архив как отработанный материал, а стал замечательным памятником европейского модерна.

При этом искусство Мозера осталось в истории почтовой графики как удивительный всплеск творческого гения. В середине 1910-х годов по земле катился огненный смерч войны, предстоял раздел Европы, революция 1917 года, раскол мира на две общественно-экономические системы, а рука художника, словно предчувствуя, что трагический период истории не бесконечен, что категория возвышенного вечна, выводила на бумаге волшебные орнаменты необыкновенной красоты. Орнаменты, благодаря которым филателисты помнят сегодня замечательного художника Мозера.

На первый взгляд может показаться, что эстетика Мозера целиком осталась в первой половине ХХ века. На дворе двадцать первое столетие, постмодернизм перемешал все стили и сегодня вряд ли возможно возвращение к строгой геометрической орнаментике. Получается, что марки Мозера и его учеников – это благороднейший филателистический антиквариат. Однако неизвестно, как повернется ход истории и может быть, эстетика модерна еще вернется к нам в новом обличье.

Сосновый лес зимой, Коломан Мозер, 1907 год

Ну а пока что мы просто отмечаем памятную дату. Манера Мозера относится к высочайшим достижениям почтовой графики эпохи модерна. Творчество основателя Венских мастерских доказывает, что марка может быть настоящим шедевром, памятником истории искусства. Мозер распространил эстетику почтовой миниатюры на все почтовое отправление в целом – лицевая и оборотная стороны открытого письма выполнялись в одном и том же стиле, сочетания геометрических фигур стали своеобразным модулем проектирования открытки. Мозер вплотную приблизился к типу художника-конструктора, который получил дальнейшее воплощение в творчестве Фрэнка Ллойда Райта и Ле Корбюзье, а из мастеров почтовой графики – в работах голландских дизайнеров школы Ван Риссельберге.

Завершая наш небольшой обзор, упомянем знаменитую киноленту Джеймса Кэмерона «Титаник» (1998). Дело в том, что на историческом корабле было большое почтовое отделение и для съемок ленты было подготовлено несколько сот бутафорских писем с копиями марок тех лет. Среди них были и письма с марками из «Габсбургской серии». Кстати, наверное, в этом одна из основных функций марки и конверта на экране (не берем сейчас сложные философские притчи) - создание атмосферы исторической достоверности. А разве этого мало?

А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)




Комментарии к статье:
2022-11-29 11:15:30, Светлана
Как всегда-интересная и атмосферная статья!
2022-12-17 11:59:07, Владимир Федорович Нелепин
Отличная статья! Спасибо А.П.Дьяченко - настоящей филателист! Профессиональное знание филателии, как объектов культурного наследия, достойного членства Союза ученых СПб и Ассоциации искусствоведов! Жду дальнейших публикаций.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • История открытки. Ксения Конрадовна Купецио
  • Целебная сила природы
  • Вспоминая Протвино…
  • Памяти художника Числевича
  • «Чейн карды» как способ коллекционирования марок
  • Светоч русской поэзии и прозы Александр Сергеевич Пушкин
  • Путевая заметка о семинаре
  • В объятиях багряного вихря
  • Художник Эжен Грассе – автор марок к юбилею ВПС
  • Международная филателистическая выставка «Россия 2024»
  • «На чём печатают марки?». Отделка фольгой из золота
  • Пожарная охрана в России
  • Послевоенный раздел Европы. Зоны оккупации
  • Юбилейные и памятные даты 2024 года сквозь призму филателии и филокартии
  • Певец Российской славы
  • Петербургский вернисаж. Неделя почтовых коллекций-2024
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • Юбилей ВПС
  • Учитель с большой буквы
  • Филателистический туризм. Ивановская область
  • Отец матрёшки расписной
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 3
  • Юбилей Всемирного почтового союза
  • Вторая Олимпиада КНР
  • Обзор выпусков почтовых марок за сентябрь 2024 года
  • День коллекционера отметили в библиотеке
  • Огонь Парижских игр 2024 года
  • Первые олимпийские марки КНР
  • Неповторимый Джакомо Кваренги
  • Открытки из Китая в Германию 1912-1913 гг.
  • Первые шаги в филателии
  • «Тест-драйв» вендингового аппарата
  • А как храните марки ВЫ?
  • Великолепие Дымковской игрушки
  • Символ Бессмертной России
  • 120-лет со дня рождения Д.И. Гулиа
  • Филателия — это интерес и ген собирательства!
  • Не забудут имена просветителей и строителей
  • Занятие для души: тренер по карате рассказал о необычном хобби
  • Марки России. «Картонка»
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 2
  • Вопрос филателистам
  • Три письма из Китая
  • Пяти гениев небесная любовь
  • Друг нашей страны – художник Вернер Клемке
  • Обзор выпусков почтовых марок за август 2024 года
  • Крупнейший архитектор русского классицизма
  • История открытки. Сергей Михайлович Прокудин-Горский
  • Только хоккей!
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть I
  • Пушкин и стиль модерн
  • Почтовые карточки для Мосмебельторга и «Книга — почтой»
  • «Дело всей жизни». Воспоминания А.М. Василевского
  • Станислав Жуковский. Необыкновенный художник
  • Дом-музей Паустовского в Тарусе
  • Что рассказывают о природе Башкирии почтовые конверты?
  • Софи Лорен: почтовое измерение
  • Марки с наклеенными элементами
  • Фауна Абхазии. Серия первая
  • Гордость Отечества. Василий Шукшин
  • Почта: интриги, скандалы, расследования...
  • Ура! Наши опять в космосе!
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Иберо-Американская выставка в Севилье
  • От звезды Давида — до звезды Героя
  • Филателистическая выставка «Брест-2024» глазами студентки
  • По анфиладе славы россиян
  • Первый выпуск стандартных марок СССР
  • Выставки на марках
  • Обзор выпусков почтовых марок за июль 2024 года
  • Выставка с секретом...
  • Н.И. Пирогов. Хирург, естествоиспытатель, педагог
  • Филателистическая выставка «Брест-2024»
  • «Абхазские динозавры» и ритмы Черного моря
  • Новые встречи с силуэтной графикой
  • Выставка с международным участием «Брест-2024»
  • Филателистическая нейроистория
  • История открытки. Рекламные открытки товарищества «Эйнем»
  • Счет потерь американских самолетов на марках Вьетнама
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Пель
  • Надпечатки на почтовых марках
  • Новоявленные мошенники
  • По следам наших публикаций. Мир современных детей
  • Стандартный выпуск марок Республики Абхазия
  • Мемориал в Саратовской области
  • Марки нестандартной ширины
  • Трижды Вятка
  • От слов — к делу...
  • Раритеты почтовой истории России
  • Что такое «Открытая филателия»
  • Первые и последние марки Советского Союза
  • Лениниана или нет?
  • Шахматный выпуск марок Республики Абхазия
  • Торжествуй, дорогая отчизна моя!
  • Николай Самокиш – гений батальной живописи
  • Марки России. Первый выпуск, посвящённый В.И. Ленину
  • Памяти Валерия Михайловича Халилова
  • Филателистическая олимпиада
  • Некоторые занимательные факты из истории ранних коллекций бабочек в России
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2024 года
  • История открытки. Евгений Евгеньевич Лансере
  • На чём печатают марки? Марки из вторсырья
  • Денежный конверт 1824 года
  • Задорно, бодро и мажорно
  • К столетию Марчелло Мастроянни
  • Специальные почтовые штемпеля
  • Под знаком куницы
  • На чём печатают марки? Бумага, изготовленная вручную
  • Филателистический футбол
  • Божественная красота бабочек в филателии
  • Le petit Santos — Герой Бразилии
  • Марки России. Первые почтовые марки СССР
  • Уфа. До востребования…
  • Третий – гудаутский – геральдический выпуск марок Республики Абхазия
  • Верный сын башкирского народа
  • Второй – гудаутский – выпуск марки Республики Абхазия
  • Первый – гудаутский – выпуск марок Республики Абхазия
  • Пушкин в Михайловском. История одной картины
  • Мемориальные музеи А.С. Пушкина
  • Марки России. Первые стандартные выпуски марок РСФС
  • Как юные филателисты КЮФ «Первая марка» провели первый день лета
  • От Москвы до самых до окраин...
  • История почты и социальная филателия. Аннотации к докладам
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2024 года
  • Эльза Бесков – настоящий друг детей
  • История открытки. Александр Петрович Апсит
  • Гений кисти. К юбилею Карла Брюллова
  • История в почтовых знаках, или Что марки рассказывают о Башкирии?
  • Образный строй сюрреализма. Альфред Кубин
  • Первые памятные марки Америки
  • Абхазия и фантазии
  • Первые перелеты через океан
  • Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
  • Это моя правда...
  • На конверте — наши герои
  • Абрамцево. Виртуальная филателистическая экскурсия
  • Толя Сыромятников из Братска
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Ефимов
  • Музыка на крыльях бабочки в филателии
  • Драгоценные письма с фронта
  • Неожиданно — наш дважды соотечественник
  • Малая Родина. Магнитогорску – 95 лет!
  • Освобождение Красной Армией концлагерей на территории Европы
  • История почты и социальная филателия
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2024 года
  • Музеи почт и почтовых марок стран мира
  • Особенный филателист
  • Тема театра в филателии