Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Ценообразование марок MNH и MH

2023-01-25 15:19:37, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ, ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Нас часто спрашивают, как должна меняться цена марки от MNH до MH при градациях: наличие наклейки, след от наклейки, еле заметный след, восстановленный клей?

Так как этот вопрос задается постоянно, то мы выскажем свои соображения по поводу ценообразования марок с разным состоянием клеевой стороны. 

Сейчас в каталогах ставится только 2 цены: MNH - чистые без наклеек и MH - чистые с наклейками.

Мы не раз уже писали об этом, но, так как нас читают и начинающие филателисты, решили еще раз напомнить.

*  *  *

Состояние марки, согласно Международной системе оценки, оценивается следующим образом:

– MNH OG (Mint Never Hinged Oryginal Gum) – чистая марка с клеем, не использованная ранее.

– MNH (Mint Never Hinged) – чистая, не использованная ранее, без наклейки.

– MLH (Mint Lightly Hinged) - чистая марка с поврежденным клеевым слоем.

– MVLH (Mint Very Lightly Hinged) – чистая марка со слабо поврежденным клеевым слоем.

– MH (Mint Hinged) – американский термин, обозначает то же, что и MLH (Mint Lightly Hinged).

– POG (Partial Original Gum) – частично сохраненных оригинальный клей.

– UH (Unused Hinged) – европейский термин, обозначает то же, что и MLH (Mint Lightly Hinged).

– Mounted – марка с наклейкой.

– NG (No Gum) – марка без клея.

– Sans gomme – марка без клея, обозначение по каталогу Ивера.

– O.G. – марка без клея, описание по каталогу Михеля.

– CTO (Cancel To Order) – марка, прошедшая процесс гашения по заказу, то есть в типографских условиях. Такие марки продаются коллекционерам, не выпускаются в общий оборот.

– Used – марка, прошедшая через почту (использованная).

– G/VG (Good/Very Good) – удовлетворительное состояние марки.

– (Fine) – хорошее состояние марки.

– VF (Very Fine) – очень хорошее состояние марки.

– XF (Extra Fine) – отличное состояние марки (также называют состояние «Люкс»).

– Люкс(Spb) - Suberb - идеальное состояние.

Состояние клея:

** - без наклеек;

* - наклейка или след наклейки;

(*) – без клея.

Оценка качества:

+ - лучше указанного;

- - хуже указанного.

* - допустимые погрешности (детальное описание, как правило, дается на странице товара).  

Во многих каталогах, как на марках СССР, так и других стран, цена на марки в состоянии с наклейкой отличаются в разы от марок в люксовом состоянии. Объяснение здесь с одной стороны очевидное, марки до 50-х годов, те которые уже были в коллекциях филателистов, с большой вероятностью были на наклейках, потому что кляссеров тогда не выпускалось и марки наклеивались в специальные альбомы.

Вот, для примера, три совершенно одинаковых марки с лицевой стороны, и только перевернув их обратно на клеевую сторону, мы видим различия – одна марка с практически невидимым следом наклейки, другая с достаточно заметной аккуратной наклейкой, а третья с очевидной и довольно грубой наклейкой из бумаги. Это марки Италии 1926 года.

С лица марки совершенно одинаковые, но с клеевой стороны они разные. Клей родной, с характерными пузырьками. Наши коллекционеры сразу вспомнят ни один выпуск марок СССР тех же лет с такими же характерными чертами клея.

Использовать клей на марках впервые предложил английский учитель, изобретатель и реформатор, преобразователь почтового дела в Великобритании, Роуленд Хилл.

Внешний вид клеевого слоя зависит от его типа и способа нанесения. Он может быть почти невидимым, а может иметь тёмно-коричневый цвет с крупинками.

Типы клея, используемые на почтовых марках:

- Декстрин. Его получают нагревая крахмал.

- Гуммиарабик или аравийская камедь. Данный тип клея получают из акации. Иногда используют клей, полученный из желатина.

- Поливиниловый спирт (ПВС).

Сегодня большое распространение получили марки-самоклейки. Впервые они были выпущены в 1964 году,  в Сьерра-Леоне (Западная Африка). В 1974 году почта Америки представила первую самоклеющуюся рождественскую марку.

Вообще, клей для филателистов - это большая проблема, так как, как правило, его невидно на оборотной стороне марок. Коллекционеры негашёных марок предпочитают приобретать экземпляры в «свежем» или «идеальном» состоянии, то есть клей должен быть нетронутым. 

Следы от наклеек  

Традиционным способом крепления марок в альбоме было использование наклеек для марок. Но, по мнению некоторых экспертов, очень малое число негашёных марок XIX века в своё время не было приклеено с помощью таких наклеек. Это значит, что старые марки в нетронутом состоянии неизбежно вызывают подозрение в том, что клеевой слой на них был нанесён повторно. Выявление почтовых марок с повторно нанесённым клеевым слоем является подобластью филателистической экспертизы.  

Правильное использование марочной наклейки  

Вот что писал о культе клея Якобс В.А. в журнале «Филателия СССР» №2 в 1985 году: «С каждым годом все большее число коллекционеров начинает предъявлять повышенные требования к качеству клея, считая дефектными те негашеные марки, у которым поврежден клей и имеются следы от наклеек.

Многие зарубежные каталоги, такие как «Ивер», в описании особенно старых выпусков, ввели дополнительную колонку, где приводятся цены только на гашеные знаки почтовой оплаты.

Другие каталоги, в частности «Михель», снабжают текст примечаниями, что данные здесь цены приведены на чистые марки с неповрежденным клеем, а на марки с нарушениями клеевого слоя цены должны иметь значительную скидку.

Вследствие чего, к условным обозначениям в каталогах добавилось еще одно: две звездочки по горизонтали (**), указывающие на марки с полностью сохранившимся клеем; ранее было два обозначения - одна звездочка (*) - негашеные, а точка в кружочке (0) - гашеные марки.

Компания, призывающая считать неполноценными марки с повреждениями клеевого слоя, была широко развернута среди филателистов, в том числе, и в зарубежной филателистической печати в послевоенные годы.

Для старых коллекционеров не секрет, что ее инициаторами выступили крупные зарубежные филателистические торговые фирмы. Причин для такой кампании было несколько.

Во-первых, после ухода многих заслуженных коллекционеров на филателистическом рынке появились крупные коллекции. Эти марки и составили заметную конкуренцию тем филателистическим материалам, которые имелись в фондах торговых фирм. Отложенные «на рост цен»запасы марок могли не принести этим фирмам запланированного дохода. Необходимо было дискредитировать появившегося конкурента.

С самого зарождения филателии основным способом хранения коллекций было размещение марок в специальных альбомах с помощью наклеек. Поэтому практически весь материал имел следы от наклеек. Положение, что такие марки являются неполноценными, приводило к снижению интереса к ним.

Вторая причина заключалась в необходимости обеспечить сбыт тем новым филателистическим принадлежностям, изготовление которых было начато вышеупомянутыми фирмами. Выпускавшиеся много лет альбомы для марок были относительно просты, дешевы и, поэтому, приносили мало дохода. Аналогичная ситуация была и с наклейками. Появившиеся кляссеры были значительно дороже, сложнее в производстве, требовали специальной технологии изготовления. Доход приносили большой, и нужно было лишь обеспечить устойчивый спрос на них.

А с выпуском клеммташей решались многие вопросы. Их производство также требовало особой технологии. Фирмы-производители получали доход и от продажи самих клеммташей, и от продажи наклеек и альбомов, в которые вклеивались клеммташи с марками, Поэтому кампания за сохранность клея на почтовых марках обеспечивала сбыт и этой продукции. От хранения в клеммташах и кляссерах клей на марках не портился.

Клеммташи  

Не были забыты и нужды фальсификаторов марок. За определенную плату вам устранят дефекты клея и следы наклеек, в случае необходимости нанесут новый клей. Марки с наведенным (новым) клеем встречаются все чаще, но всегда могут быть легко обнаружены.

Несмотря на разъяснения, что небольшой след от наклейки не является дефектом марки, многие советские коллекционеры не помещают в коллекцию такой материал. Этих взглядов начинают придерживаться и молодые коллекционеры.

До начала 60-х годов у нас выпускались наклейки плохого качества. После их удаления на марках оставались вмятины и желтые пятна. Но и таких наклеек было недостаточно. Вместо них коллекционеры зачастую пользовались гуммированными полями от марочных листов или же дешевыми марками, разрезая их на узкие полоски. Поэтому большинство марок СССР 40-50-х годов оказались безнадежно испорченными».

Вопрос о том, какие повреждения клея снижают стоимость марок и насколько, довольно сложен. В этой связи интересно вспомнить небольшую статью К. Лейма «Долой клей с почтовых марок!», опубликованную в 1929 году в журнале «Советский коллекционер». Она имела подзаголовок «В порядке постановки вопроса».

Мы приведем ее с небольшими сокращениями: «Наличие клея на негашеных марках считается обязательным. Между тем, клей на марках создает чрезвычайно много неудобств и нередко приводит к повреждению самой марки. Поэтому возникает вопрос - не лучше ли собирать марки без клея - и вот почему:

I) Марка с клеем всегда коробится, и хранение ее требует особых предосто-рожностей;
2) Клей в марках многих сран очень скоро трескается, причем трещины проникают даже в бумагу и тем самым разрушают марку;
3) Многие марки вообще нельзя хранить с клеем, так как марка сильно изгибается и разрывается на части;
4) Всякий вообще клей в конце концов химически действует на бумагу и краску, вследствие чего марка покрывается пятнами, рисунок меняет окраску, линяет или становится пестрым;
5) Клей является исключительно причиной тонких мест на марках, так как марки слипаются, пристают к листам, и при отдирании клей с тонкой пленкой бумаги отходит от марки;
6) В более или менее серьезных коллекциях клей увеличивает толщину альбомов;
7) Клей создает трудности при монтировании марок в альбомы;
8) При переклейках на марках остаются следы наклеек, придающие марке неряшливый вид,
9) Клей сильно затрудняет распознавание водяных знаков;
10) Клей является рассадником заразных микробов и загрязняет альбомы.

Все эти факты являются чрезвычайно вескими аргументами в пользу смывания клея. И в противовес им не найдется ни одного обстоятельства, требующего его сохранности.

Единственный довод, который в таких случаях выдвигают защитники клея, это возможность распознавать по нему некоторые фальсификаты. Но довод этот весьма неубедителен, если вспомнить, что многие фальсификаты как раз и создаются путем наведения клея. Правда, некоторые филателисты любят повторять, что чистая марка должна иметь вид, приданный ей при выпуске, т. e. на ней должен быть клей.

Но, помимо чисто логической неубедительности такой аргументации, надо признать, что и практически она неверна. Ведь клей наводится на марку исключительно с утилитарной целью франкировки писем. Между тем марка в коллекции такой цели не преследует. Отсюда ясно, что нет необходимости оставлять на ней клей.

Об этом следует подумать всем, кто не склонен из клея создавать фетиш, который по существу является страшным бичом филателии». Свою статью автор заканчивал призывом: «Долой клей с почтовых марок!».

Каким диссонансом выглядит эта статья на фоне современных разговоров о необходимости иметь клей на коллекционных марках. Конечно, некоторые рассуждения автора этой статьи теперь наивны. Некоторые аргументы потеряли свою актуальность. Однако, многие положения ее и в настоящее время будут весьма интересны.

Ортодоксальность мнения автора статьи, призывающего вообще отказаться от сохранения клея на почтовых марках, вряд ли правильна. Однако нельзя согласиться и с противоположным мнением о том, что полноценной является лишь марка с неповрежденным клеем.

След от наклейки не должен считаться дефектом чистой марки. Ведь коллекционеры, собирая марки, обращают внимание прежде всего на их лицевую сторону: рисунок, бумагу, перфорацию и т. п. А оборотная сторона, особенно клей, это все-таки второстепенный вопрос. И делать сохранность клея одним из главных критериев определения стоимости марки, как теперь поступают в ряде зарубежных каталогов, совершенно неправильно».

Стоит ли сделать какие-то выводы из приведенной статьи и существующей проблемы Пусть каждый сделает это сам. 

Так какая цена должна быть на такие марки?

Строго говоря, цена по каталогу на любую марку с наклейкой указывается всего одна. Но ведь на первом варианте наклейки практически не видно, то есть была очень аккуратная, грамотная наклейка на кальке, и возможно даже со временем она сама отвалилась или была очень аккуратно снята практически не оставив следов. На второй след от наклейки сохранился и его уже никак не скроешь, а третья бумажная наклейка так режет глаз, что наверное кто-то и не захотел бы иметь подобную марку у себя в коллекции.

Так действительно, цена должна быть одинаковой на эти три марки или нет? И почему все-таки цены отличаются на марки в люксовом состоянии без неклеек и на марки в состоянии с наклейкой во столько раз? Для марок СССР 30-х, 40-х годов, начала 50-х отличие в цене может быть в 2-2.5 раза, а вот по другим странам, в частности на марки Рейха, разница в цене доходит аж до 7 раз.

Объяснение здесь такое - на цены, разумеется, действуют и влияют два основных фактора: спроса и предложения. По маркам с наклейками предложений может быть достаточно много, потому что практически все марки в коллекциях филателистов наклеивались. Но почему же цена на люксовую может превышать в семь раз цену на марку с наклейкой.

Здесь объяснение тоже такое понятное – тот, кто хочет иметь абсолютно идеальную марку, и будет искать такую, то найти ее как среди марок Рейха того периода, так и марок СССР будет действительно трудно, а порой и очень трудно. Надежда только на то, что попадется марка из складского дилерского запаса, хранившаяся долго в виде остатков листа, квартблоков, сцепок до тех пор, когда уже появились кляссеры и настало понимание, что наклеивать марки в альбомы - «не есть хорошие манеры».

Вывод кажется очевидным. Из-за редкости и малого количества сохранившихся подлинных не наклееных марок их цена должна быть сильно выше марок со следами наклеек. Но одновременно очевидным кажется и противоположное соображение, что марка с практически не заметным следом наклейки не должна стоить в 2-3 раза дешевле, особенно если с лица она ничуть не хуже марки не наклеиваемой!

Получается, цены в каталогах лишь ориентиры, а реальную цену за марку назначает Покупатель, в зависимости от того, насколько она ему приглянулась. Или - на сколько она «тянет» по его мнению на ** (MNH - родной клей, не наклеивалась), либо * (MLH - слабый след наклейки), либо MH - след наклейки.

И здесь следует сделать оговорку, что мы рассматриваем действительно подлинные марки с родным клеем, а не очень качественную реставрацию.




Комментарии к статье:
2023-01-26 12:35:36, Владимир Нечаев.
Все, что касается цены, должны определять Покупатель и Продавец. Любой товар, и марки в том числе, стоит ровно столько, сколько за него кто-то готов заплатить. Цены, проставленные в любом каталоге, это всего лишь мнение составителей каталога. Не больше и не меньше. Каталог - не воинский Устав, как принято во многом считать у нас в России. Каждый коллекционер сам (а не какой-то дядя за него), что и в каком виде ему собирать. Например, в последнее время появилось много желающих приобрести ГАШЕНЫЕ марки СССР Старого номинала с настоящим клеем и без наклеек. Ну и что? Как говорили старые филателиста в ДК им.Володарского в Ленинграде: "Каждый "хочет", как он хочет"!
2023-01-26 15:33:12, Борис
На мой консервативный взгляд, все просто, как осетрина, которая не может быть не первой свежести - или MNH, или уже не марка. Степень погрешности от идеального каждый выбирает для себя сам.
2023-01-26 18:23:42, Игорь К.
Если на Вашем сайте можно было бы ставить лайки, то это было бы своего рода голосованием. Мой лайк - В. Нечаеву.
2023-01-27 15:37:55, Андрей
Нечаеву - лайк!
2023-01-28 21:31:19, Валерий
Конечно, чем лучше, тем лучше. Но если очень надо, то делать нечего. Лайки - всем !
2023-02-02 14:00:12, Олег Ч
Всё же MH (Mint Hinged) это не MLH, обычно я придерживаюсь следующей классификации: MNH - Чистые без наклеек и их следов/Mint No Hinges/**/Люкс MVLH - Лёгкий след наклейки/Mint Very Lightly Hinged Mark MLH - След наклейки/Mint Lightly Hinged Mark MH - Наклейка/Mint w. Hinged Mark MHH - Несколько или Бумажная наклейка/Mint w. Heavy or paper Hinged Mark А по поводу наклеек и наведёнки как то товарищ сказал, лучше у меня будет марка с наклейкой чем с подозрительным клеем, наклейка хоть какой то hufhfyn что это не смытая марка с наведенным клеем.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 9. Окончание
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 9
  • С фронта с любовью: как открытки становились символом стойкости
  • Выставка в усадьбе Александрово-Щапово
  • Пражская стратегическая наступательная операция в почтовых марках
  • Пасхальные дары Фаберже
  • Неизвестный Герой Советского Союза
  • Храм искусства Сергея Ульяновского
  • Успехи российских филателистов на выставке в Гродно
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2025 года
  • Филателистическая выставка «Белфила-2025». Мечты сбываются!
  • Итоги конкурса
  • Памяти Зураба Церетели
  • Театр и улица зодчего Росси
  • Семь веков бело-синей Гжели
  • Космос на марках. Картины А.А. Леонова и А.К. Соколова
  • Отто Юльевич Шмидт. Загадка одной марки
  • История в миниатюре
  • Республика с именем древнеримской богини
  • Лентикулярная печать
  • И тыл был фронтом...
  • Берлинская стратегическая наступательная операция на почтовых марках
  • Основоположник тематического коллекционирования
  • Вопрос филателиста. Космос должен быть мирным
  • История открытки. Художник-космонавт А.А. Леонов
  • Позывной «Чайка»
  • Два автографа Гагарина
  • Судьбы, сложенные в треугольник
  • Резонанс публикаций портала «Филателия.РУ»
  • Дальневосточная республика и ее почтовые марки
  • Юбилейные виньетки в водовороте тайн, страстей и загадок
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2025 года
  • Принцесса филателии
  • Абхазия в составе СССР. Неделя письма и спецгашения
  • Абхазия в составе СССР. Почтовые марки и новоделы
  • Символы Победы
  • Герои детских книг на почтовых открытках
  • Филателистический автограф. Михаил Таль
  • С миру по открытке
  • Творческое наследие художника Васильева
  • Неповторимый мастер неба
  • Филателистический автограф. Анатолий Карпов
  • Первые альбомы для марок
  • Первые марки с многоцветной печатью
  • Вопрос филателиста. Помогите идентифицировать марки
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты. Март 2025 года
  • Волшебство Палехской миниатюры
  • Филателистический автограф. Письмо космонавту
  • Эпоха на конвертах и марках
  • Филателистический автограф. Чарльз Дьюк
  • Армения 1929: Почтово-благотворительный выпуск в пользу детей
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 8
  • Филателистический автограф. Космонавты
  • Узорочье графа Сюзора
  • Филателистический автограф. В.В. Горбатко и Томас Стаффорд
  • Непочтовые еврейские марки
  • Высота и ширина
  • Филателистический автограф. Э.Т. Кренкель
  • Филателистический автограф. Джеки Чан и Брюс Хлебников
  • Генеральный директор КАМАЗа
  • Как относиться к гашеным маркам?
  • Эпоха возрождения Федоскино
  • Во славу трудящихся женщин
  • Филателистический автограф. Лётчик-космонавт В.В. Горбатко
  • Цветной штемпель вам в коллекцию...
  • Филателистический автограф. Федор Конюхов
  • Собор Парижской Богоматери
  • Филателистический автограф
  • Пшеничные косы Великой Руси
  • Марочные тетради
  • Филателистическое краеведение. Пермь Великая
  • Обзор выпусков почтовых марок за февраль 2025 года
  • Приглашаем к обсуждению. Благотворительная филателия
  • Марка на память. Писатели Башкирии — на почтовых конвертах
  • Сказка на почтовую тему
  • Филателистическое краеведение. Щаповский музей и род Щаповых. Окончание
  • История Открытки. День защитника Отечества
  • Филателистическое краеведение. Щаповский музей и род Щаповых
  • Живительные натюрморты Хруцкого
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 7
  • Великая Отечественная война на марках Республики Абхазия
  • Филателистическое краеведение в Воронеже
  • Бескрайнего неба простор голубой
  • По следам наших публикаций. Полководцы
  • Послесловие к «Указателю цен на российские почтовые и юбилейные марки» И.В. Мигунова
  • М. Антоненко: Итоги моего 2024 филателистического года
  • Русской души торжество
  • Ялтинская конференция 1945 года в почтовых марках
  • Письма XIX века
  • Современные информационные технологии и филателия
  • Летчик-бомбардировщик В.С. Ефремов
  • Битва под Сталинградом в почтовых марках и открытках
  • Обзор выпусков почтовых марок за январь 2025 года
  • XVI научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Союз филателии и кондитерского искусства
  • Писать только отрадное
  • Новый год встречают… марками
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 6
  • Каким образом небольшой невзрачный мотылёк изменил мир. Окончание
  • Каким образом небольшой невзрачный мотылёк изменил мир
  • Выпуски к юбилею первой русской почтовой марки
  • Битвы, приближавшие Великую Победу
  • Неудачные «Почтовые ящики»
  • Почтовые призраки. Карнавальная феерия
  • Букет из Жостово
  • Филателисты голосуют за Монетный двор
  • Дарю вам огромный букет!
  • Меценаты Щаповы
  • Марки со шрифтом Брайля
  • Комментатор Священного писания
  • «Военные» марки
  • Алмазный фонд России: польза, честь и слава
  • Как менялись советские новогодние открытки
  • Телеграмма — важное средство коммуникации
  • "Белпочта" подвела итоги новогодних конкурсов
  • Коллекция советских открыток с необычным Дедом Морозом
  • История открытки. Валентин Валентинович Андриевич
  • Самая неудачная марка 2024 года
  • Новая книга «Ледоколы в океане филателии. От Российской империи до Российской Федерации»
  • Научно-просветительский журнал "Мир русской филателии"
  • Филателистические итоги 2024 года
  • Место встречи изменить нельзя
  • Союз филателистов России подвел итоги 2024 года
  • Самая красивая марка SEPAC 2024
  • Уникальная открытка
  • Забавные совпадения на новогодних открытках
  • Обзор выпусков почтовых марок за декабрь 2024 года
  • Одна взаимная любовь – филателия
  • Сокровищам бесценная оправа
  • Чем запомнился 2024 год в Филателии?
  • Жива ещё филателия и филокартия в Уфе
  • Художники и скульпторы Победы
  • Обзор выпусков почтовых марок за ноябрь 2024 года
  • Выставка в Шанхае China-2024. Часть 2
  • Тропами Первой Гвардейской
  • Филателистическая выставка China-2024
  • Необычное гашение почтовых марок на «Параде елок»
  • Филателистический праздник в Шанхае
  • Самая лучшая марка 2024 года
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 5
  • Мода — это полет бабочки
  • Код Дюшана и филателия
  • История открытки. Иван Максимович Семёнов
  • Истоки почты родного края. Находимся на станции Черниковка…
  • Космическая мощь России
  • Летчик Водопьянов — человек поступка!
  • Гордость земли башкирской
  • Географический диктант
  • Собрание филателистов города Волгограда и области
  • Винная тематика в российской филателии