Мы затрагиваем очень спорную тему. Но идем на это осмысленно. Коль существуют разные мнения, значит, каждое имеет право хотя бы быть озвученным. Да и в спорах, порой горячих, как говорится, «рождается истина». В нашем вопросе на окончательную истину мы не надеемся, но рассчитываем услышать веские аргументы, доводы в защиту той или иной позиции. Только господа-коллекционеры, просьба не бросаться помидорами...
Так что же считать разновидностью? Экземпляром, достойным как минимум - внимания, а лучше - вожделенным для своей коллекции.
Существует формальное определение разновидности согласно «Большого филателистического словаря». Под ними понимаются марки, отличающиеся от остальных экземпляров данного выпуска бумагой (сортом), рисунком (деталями, ретушью и др.), цветом, водяным знаком (наличием или его отсутствием, положением), зубцовкой или просечкой (размерами, формой), клеем (сортом, рифлением, цветом и др.), печатью, надпечатками.
Вы действительно все из этого хотели бы собирать? Все эти малые и немалые различия достойны внимания вообще?...
парашют в небе
трещина в стене
Разновидности почтового блока СССР (1949) к 70-летию со дня рождения И. В. Сталина
На белой бумаге (кстати со временем она темнеет и становится похожей на кремовую)
На кремовой бумаге с золотистой рамкой
Есть коллекционеры, которые любят и собирают огрехи печати (сдвиг краски), и чем больше сдвига какого-либо цвета, тем лучше.
Но, кстати, не всегда такие разновидности включают в каталоги. Авторы Соловьев и Загорский практически перестали выпускать такие специализированные каталоги, а основные редакции своих каталогов не «перегружают» такого рода «отклонениями».
Есть еще несколько авторов, специализирующихся на разновидностях, кто-то даже выпускает каталог, вплоть до самиздатовского варианта. У этих полезных каталогов есть обратная отрицательная сторона. Там отмечается слишком много несущественных отклонений, вплоть до единичных замарашек. Так что бывает, что для одного рядового выпуска там может присутствовать до 10-20 и более таких ляпов типографского производства.
Нам понравилось одно частное определение разновидностей, сформулированное филателистом со стажем: «Когда я открываю альбом и начинаю разглядывать марки на расстоянии полусогнутой руки, если я вижу отличие на марке от обычной распространенной, то ее называю разновидностью. То есть маркой, достойной размещения в моей коллекции».
Ой-ой!!! Мы видим, как полетели помидоры...
Но давайте уважать мнения других. И спокойно разберемся, что здесь не так? А что - возможно, разумно.
Не является разновидностью:
- Марки, напечатанные разными способами в разное время. Это разные основные марки, с одинаковым рисунком.
- Марки, имеющие типографский брак, который является случайным отклонением и не повторяется в остальной части тиража.
Как мы знаем, упрощенно разновидности делятся по:
- бумаге,
- зубцовке,
- печати (рисунку).
С зубцовкой все проще и понятнее. Ее и на расстоянии отличишь, в том числе и для большинства марок, напечатанных с применением как линейной, так и гребенчатой перфорации, если глаз у Вас уже наметан.
С бумагой сложнее. Волокнистость, ее толщину и даже водяные знаки, не перевернув марку, совсем не разберешь.
С печатью, рисунком, то есть тем что «на лице», то же все не просто так. Типографскую от литографской, и тем более растры без лупы с хорошим увеличением не отличить. Если на расстоянии полусогнутой руки.
«Да ладно Вам морочиться!, - воскликнет бывалый филателист. - Разновидности - это то, что уже давно отмечено в каталогах. И каждый сам решает, что ему собирать или не собирать».
Хорошо! А как же относиться к различным временами появляющимся изданиям типа: «Неучтенные разновидности. Специализированный справочник». Саратов 2018.
Или к формулировкам в описаниях лотов на серьезных аукционах: «Не описанная в каталогах разновидность». Да и к современным выпускаемым маркам, где процесс исследования и выявления «разновидностей» еще в самом разгаре?
Мы же подняли эту тему и для простых филателистов, часто задающих вопрос: «А это интересно? Это мне надо?». А не только для филателистов-исследователей, имеющих доступ к маркам в листах, к архивам, к большим запасам еще сохранившихся экземпляров. Они-то уже ответ на подобные вопросы для себя нашли.
И вот тут мы задаем еще один сверх спорный вопрос. А что такое Филателия вообще? Это в первую очередь - кусочек бумаги с оригинальным рисунком, который является знаком почтовой оплаты. Или же - целая история от задумки и рисунка художника, печати в типографии (выбор способа, бумаги, перфорации), распространения, и дальнейшего путешествия марки на конверте до «счастливого адресата»?
Про филателистов-собирателей и филателистов-исследователей мы уже писали. По статистике их соотношение 95:5. Значит, для большинства марка - это экземпляр для собирания, для пополнения в свою коллекцию. И должна быть очень весомая причина ставить вторую, третью и более на вид совсем одинаковых марок рядом в альбом. Даже если какой-то каталог (правильнее - автор этого каталога) отмечает, что было выпущено или обнаружено много вариантов разновидностей этой марки.
Давайте на время отвлечемся от понятия цены и предположим, что цены на 3 разновидности одной марки совершенно одинаковые и вполне доступные. Но даже в этом случае придется заплатить трижды. А что и говорить, если разновидность в 10 раз дороже?!
Есть понятие «генеральная коллекция». Это когда собирают хронологию страны. Все марки по номерам как выходили. Под генеральные коллекции выпускались и продолжают выпускаться иллюстрированные листы и альбомы. Нашел место с изображением своей марки, вложил в прозрачный клеммташ. Удобно, здорово! Правда, не дешево...
И в таких альбомах часто просто нет места всяким разновидностях, что по зубцовке, по оттенкам и т.п., если таковые не имеют своего уникального порядкого каталожного номера. А разновидности обычно помечают в каталогах буквенным дополнением к основному цифровому номеру.
Но оговорюсь еще раз, «чаще всего», но не всегда! Сейчас популярны иллюстрированные альбомы немецких фирм-производителей. Так в них для хронологии марок СССР периода до 1957 года включаются места для разновидностей, отмеченных в большинстве как отечественных каталогов, так и зарубежных. Кто имеет такие альбомы? Как Вам такой подход? Много у Вас там зияющих дырок в местах дорогих разновидностей? Радость это для Вас и цель для поиска и будущего приобретения? Или это - чертова заноза в одном месте.
Меня же лично совсем «расстроила» английская фирма Stanley Gibbons, что всегда славилась своей продукцией. А марки Содружества, английских колоний всегда были модной и популярной темой коллекционирования. В приобретенной последней версии их иллюстрированных красивых альбомов как для периода Елизаветы, так и Георгов, практически все серии скомплетованы с включением всех видов разновидностей. Причем эти разновидности не сгруппированы на дополнительных листах, которые обычно нумеруют с буквенным дополнением, а прямо по порядку каталожных номеров.
Альбомы для марок фирмы «Stanley Gibbons»
Итак, господа филателисты. Если Вы собрали полную генеральную коллекцию всех колоний по всем сериям (разумеется, металлографии) и теперь захотите уложить Ваш гигантский труд в 12 или 18 фирменных альбомов с вензелем, то дополнительно купите пистолет и стреляйтесь. Все Ваши серии в их альбомах встанут в дырах буквально на всех листах!...
С англичанами понятно. Фирма заинтерсована, чтобы филателисты подольше собирали марки и тратились на них все больше. А что же делать нам? Возвращаемся к вопросу: «Какие разновидности Вы посоветуете иметь в своих коллекциях?». И чем ограничиться?
Я вижу следующие варианты рекомендаций:
- все отмеченные каталогами,
- легко отличимые и имеющие смысловую значимость,
- ограничиться разновидностями одного типа,
- полностью игнорировать все,
- только очень редко встречаемые.
А другие варианты мы ждем и желаем услышать от Вас. Поделитесь своим опытом «общения» с разновидностями.