Сегодня запуск очередного модуля за пределы атмосферы — событие почти рядовое. Но 12 апреля 1961 года восторг от этого испытали жители всей Земли.
Проникнуться теми эмоциями, а заодно узнать кое-что новое, нам помогут экспонаты из коллекции Юрия Окишева. В честь Дня космонавтики филокартист показал настоящие раритеты. Их истории не менее захватывающие, чем сам космический полет.
Первые открытки к торжественному дню не были такими сложными и яркими
Полет «Востока-1» занял меньше двух часов: в 9:07 — старт с Байконура, в 10:55 по московскому времени — приземление Юрия Гагарина в Саратовской области.
Когда по радио передали, что за эти 108 минут первый космонавт обогнул Землю, восторгу людей не было предела. В городах начались стихийные митинги, демонстрации. А многим захотелось отметить этот день, зафиксировать его в памяти, приобщиться к достижению. Тут-то и пригодились открытки. Первые из них отправили в печать в тот же день — 12 апреля.
Это одна из трех первых открыток с Юрием Гагариным
Три открытки, которые первым делом показывает мне Юрий Окишев, почти одинаковые и совсем простые: портрет и подпись. Одна карточка цветная, вторая черно-белая, а третья — с более подробной подписью и факсимиле автографа космонавта.
Еще одно интересное различие: на черно-белой карточке край кадра подвинули и срезали космонавту часть плеча с погонами. Это сделали неслучайно: после полета Гагарину дали чин майора, а фотографировали его еще старшим лейтенантом. Пришлось срочно маскировать несовпадение.
Если приглядеться — звездочка все же видна, но не так четко, как в цвете
Паспортную строгость снимка нарушает только легкая улыбка героя. Но вы очень сильно ошибаетесь, если думаете, что официозные карточки плохо покупали.
— Тиражи посмотрите какие! — обращает внимание Юрий Окишев. — Миллион, миллион и два миллиона! Громадные! А сейчас такую открытку уже не достать. Карточки с Юрием Гагариным печатали даже у нас в Челябинске.
Первый полет в космос отметили не только открытками, но и конвертами, и почтовыми штемпелями. Особенно отличилось в этом плане Региональное общество коллекционеров в Киеве.
Подпись с именем Юрия Гагарина допечатывали в срочном порядке: имени космонавта не знали до последнего момента
Слухи о том, что скоро состоится первый полет человека в космос, ходили давно. Поэтому председатель Общества коллекционеров сделал ход конем: заранее заказал конверты и почтовый штемпель. Дату на них не проставляли: никто ее не знал. Когда о полете Юрия Гагарина объявили по радио, коллекционер спустился в Министерство связи — благо, оно было в том же здании, что и штаб общества — и попросил разрешения использовать штемпель. Разрешение выдали. К штемпелю прикрутили дату. Вскоре на площади перед зданием столпились коллекционеры, срочно оповещенные по телефону. Люди бросали свои дела и бежали ставить на конвертах оттиски штемпеля. Сначала печать делали красным цветом, потом черным. Есть и третье спецгашение тем же штемпелем — голубое, самое редкое.
Угадаете, откуда эти черные кружочки по бокам от фигуры человека?
Оттиски ставили раз за разом, так что сам штемпель не выдержал: из него начали выкручиваться шурупы, которыми крепился элемент с датой. Но коллекционеры уверены, что кружочки от шурупов только добавляют оттиску очарования и цену. И они оказались правы. Неплохое напоминание о том, насколько сильно было желание отметить этот день. Забавно, но в Москве сделать штемпель к экстраординарному событию не успели. Поэтому в столице немножко схитрили: оттиски делали 13 апреля, но на штемпеле поставили 12-е число.
Видите на штемпеле дату 12 апреля? Не верьте глазам своим!
— Сделали так, просто чтобы не осрамиться. Как же, человек полетел в космос, а у них — ничего?, — посмеивается Юрий Окишев. — Гашение тоже было черное и красное. Зато в Москве успели быстро подготовить конверты, марки и доставили их на главпочту.
Действительно, на этой картинке и имя подписано, и портрет узнаваемый: конверт сдали в печать, когда уже точно знали, кто стал первым космонавтом. А ведь Гагарина до последнего момента мог подменить Титов: он снял скафандр, только когда Юрий Алексеевич уже был в ракете.
Остается удивляться, как успели напечать и конверты, и марки с узнаваемым лицом
Подсуетились и другие страны: есть, например, румынский конверт с картинкой, спецгашениями и марками к 12 апреля. Даты на оттисках заверяют, что их поставили именно 12 апреля 1961 года. Хотя, как мы знаем, иногда даже почтовые штемпели лукавят.
В следующие годы открытки с Гагариным выпускали в огромных количествах. На смену суровым паспортным фотографиям пришли снимки в самых разных ситуациях: на встрече с людьми, в кругу семьи, на рыбалке. Есть даже снимок молодого Гагарина за работой в литейном цехе — будущий космонавт, действительно, некоторое время трудился на заводе. А вот автографов Гагарина было очень мало: первый космонавт стал лицом страны и проводил дни в бесконечных, строго регламентированных, поездках.
Более поздние открытки показывают обаятельную улыбку космонавта
— Если взять автографы любого другого космонавта в стране, то автограф Гагарина встречается в десятки раз реже. У меня есть такой конверт из коллекции выдающегося филателиста Юрия Минеева, — рассказывает Юрий Окишев.
Появление этого конверта в Челябинской области — отдельная история. Его помог добыть другой космонавт — Павел Попович. Он в юности учился в Магнитогорске, а после космического полета стал его первым почетным гражданином и частенько наведывался в город своей юности. Филателисты, во главе с Юрием Минеевым, гостеприимно встречали Поповича, а провожали — с пачкой фил.материалов и наказами: взять автографы в звездном городке. Для друзей Павел Попович раздобыл и подпись Гагарина.
Коллекционеры из скромного Магнитогорска добыли подпись первого космонавта
Этот конверт интересен и по другой причине: из-за синего спецгашения. У безобидной картинки очень сложные отношения с законом.
— У нас есть почтовые спецгашения, которые посвящают тому или иному событию. Спецгашение должно утвердить Министерство связи: это почтовый, денежный документ, — объясняет Юрий Окишев. — Но, как открытки были и официальной печати, и самиздатовские, так и гашения могли быть официальными и клубными.
В Челябинске спецгашения ко Дню космонавтики делали каждый год
Клубные гашения тоже делали не с бухты-барахты. Председатель городского или областного общества коллекционеров мог заказать художнику эскиз. Готовую картинку нужно было согласовать в горкоме партии. И только если заведующий отделом пропаганды и агитации ставил на эскизе заветную подпись — штемпель разрешалось делать на резине.
Клубные гашения выпускали с 1958 года, а в 1966-м Министерство связи их запретило.
— Сейчас, если представить открытку или конверт с этим гашением на выставку, их не допустят, а могут вообще отказаться размещать коллекцию, — объясняет Юрий Окишев. — А клубных гашений в Челябинской области было много, более ста. Особенно в Челябинске, потому что в городе был гравер, который сам увлекался филателией. Он бесплатно делал штемпели.
Филокартистов может привести в восторг совсем не яркий конверт
Этот неброский конверт выпущен уже в 1966 году. Но он очень редкий. Тираж — всего 60 экземпляров. К тому же это конверт АВИА — его можно было отправить самолетом. На конверт, посвященный годовщине первого полета, наклеена тематическая марка и сделано спецгашение. Дополнительный бонус — один из штемпелей поставлен в Гжатске, на родине Гагарина. Для кого-то это ничего не значащее совпадение, для кого-то — маленькое чудо, веха времени, память.
Образ космонавта использовали для пропаганды
Немногие темы открыток в Советском Союзе могли обойтись без пропаганды. Эта судьба коснулась и «космических» карточек. Как не подчеркнуть, что именно коммунистическое государство первым отправило человека в космос? Впрочем, игра велась с обеих сторон: в США рассчитывали, что первым человеком в космосе станет именно американец.
Но у них ничего не вышло. Первый американский астронавт Алан Шепард отправился в полет 5 мая 1961 — меньше чем через месяц после Гагарина. Правда, его визит в космос длился всего 15 минут: Шепард взлетел по параболе и вернулся на землю. Планету он не обогнул.
Открытки с первым космонавтом издавались и за рубежом.
Это нарисованная карточка
Неожиданно, но открытки про космос — это зачастую открытки с песнями. В этом тоже есть заслуга Гагарина. Первый космонавт любил музыку. Он пел даже перед стартом, ожидая, когда техника будет готова: это были «Перекресток» Марка Бернеса и «Родина слышит, Родина знает». Неудивительно, что текст этой песни вскоре украсил открытку с изображением ракеты.
Если разобраться — это песня летчиков, но на космическую тему она легла, как влитая
А композиция, известная как «Песня Гагарина» («Я верю, друзья»), ставшая гимном космонавтов, на самом деле прямого отношения к первому космонавту не имеет. Ее спели дуэтом в космосе Николаев и Попович. Песня, действительно, должна была ознаменовать первый полет человека в космос. Ради этого ее создавали в экстренном порядке — Владимир Войнович написал текст за сутки. Но полет перенесли и песня, про «пыльные тропинки далеких планет», вышла в эфир позже.
У открыток, конвертов и спецгашений, связанных с космосом, подчас непростая судьба: здесь есть место и совпадениям, и смелым ходам, и маленьким хитростям. Но в этих картинках — настоящий человеческий интерес к событию, желание быть первыми и огромная способность мечтать. А без этих качеств человечество едва ли смогло бы когда-нибудь покорить космос.
Фотокопии автора
Надежда Медведкина
Источник: vecherka.su
Ни для кого не секрет, что на борту космического корабля работает "космическая почта". Космонавты регулярно получают весточки от родных и отправляют им свои письма. Члены съемочной группы фильма «Вызов», брали с собой в космос конверты, открытки и почтовые карточки. Там, в космическом почтовом отделении, весь фил. материал был прошлатмпован специальным штемпелем.
Вы бы хотели получить такую открытку из космоса?
Пользовался бы спросом у коллекционеров фил.материал, побывавший в космосе?
- Я уже обладатель такого филматериала.
- Мечтаю, это будет украшением любой коллекции.
- Такие марки будет трудно достать. Боюсь что начнется спекуляция на этом
- Не фантазируйте. Спуститесь на землю.