Александр Степанович Попов – русский ученый, который известен во всем мире как создатель первого радиоприемника. 25 апреля (7 мая) 1895 года он продемонстрировал свое изобретение на заседании Русского физико-химического общества.
Изобретатель радио занимался педагогическим трудом на протяжении всей своей жизни – со дня окончания университета до кончины, наступившей внезапно на сорок седьмом году жизни. Александра Степановича привлекала такая деятельность, при которой можно было бы не только самому работать, но и своими мыслями и знаниями обмениваться и делиться с другими.
В дореволюционной России было очень мало научно-исследовательских учреждений, и систематические научные изыскания проводились почти исключительно в учебных заведениях. Трудно назвать какого-нибудь видного русского ученого того времени, чье творчество не было бы тесно связано с каким-либо университетом или другим высшим учебным заведением. Педагогический труд ученого составлял неотъемлемую часть всей его научной работы. Многие важнейшие открытия (во второй половине XIX века почти все) как в области теоретических, так и прикладных наук были сделаны в учебных заведениях. Изобретение радио – один из таких примеров.
В 1883 году Попов был приглашен преподавателем в Минный офицерский класс (МОК) в Кронштадте. Это учебное заведение было основано 1 (13 октября) 1874 года. Класс был создан Морским ведомством для подготовки флотских специалистов по электроминному делу. Также в его стенах получила большое развитие такая отрасль науки, как электротехника. Именно здесь велась работа по практическому применению электричества в морском деле. Уже в первые десять лет существования МОК к нему стали предъявлять требования, как научно-исследовательскому учреждению. Гордостью и славой Класса по своему всемирному значению является изобретение в его стенах радио. В Классе А.С.Попов ассистировал на лекциях по электричеству; вел практические занятия по гальванизму на основном курсе, практические занятия и чтения по высшей математике на дополнительном курсе, а также заведовал физическим кабинетом, который был оснащен лучшими приборами того времени.
С 1890 по 1900 годы А.С.Попов преподавал в Морском инженерном училище в Кронштадте. Здесь он читал курс лекций по электричеству.Особое место в педагогической деятельности Попова занимали те курсы, которые в России им читались впервые, — курсы электротехники и телеграфии без проводов. Читая их, Попов выступал пионером электротехнического, а затем и радиотехнического образования в нашей стране. Совершенно новым в практике преподавания был курс радиотехники (начало относится к 1900 году), который до Попова нигде не читался.
В 1901 году А.С.Попов получает приглашение накафедру физики в Санкт-Петербургский Электротехнический институт Императора Александра III. 10 сентября того же года назначен экстраординарным профессором физики этого института. Первое, что он делает, приступив к работе в этом учебном заведении – это создает физическую лабораторию,что было необходимо для выполнения учебного плана института по подготовке инженеров-электриков. Попов преподает в учебном заведении, которое насчитывает сотни учащихся – будущих специалистов в разных областях электротехники.
Ученики А.С.Попова в своих воспоминаниях рассказывают о нем как об исключительном педагоге. Александр Степанович умел последовательно и четко излагать преподаваемый им предмет, выделял суть дела и обращал внимание на наиболее важные стороны освещаемого вопроса. Он любил экспериментировать, создавать своими руками приборы, с помощью которых очень доходчиво объяснял материал ученикам. Попов принадлежал к тем преподавателям, которые учат не рассказом, а показом. Поэтому его лекции всегда были успешны за счет тщательно подготовленных и проведенных опытов. Экспериментальная часть была центром в его преподавании. Об этой особенности единодушно говорят все, писавшие о педагогической деятельности Попова разных периодов, — и когда он был еще начинающим преподавателем Минного офицерского класса, и когда он стал уже профессором Электротехнического института.
А.А.Петровский (продолжатель дела Попова) писал: «А.С.Попов ценил эксперимент так высоко, что старался все, что возможно, осуществить перед глазами слушателя». Несколько учеников Попова, достигших впоследствии видного положения в науке и технике, оставили записки, в которых ярко обрисованы его привлекательные черты наставника подающих надежды начинающих ученых.
Источник: www.rustelecom-museum.ru