Филателист из Краснодара Михаил Михайлович Севастьянов рассказывает о первых Героях Советского Союза и марках, которые им были посвящены.
* * *
Ленинград, 25 июля 1933 года. Газета «Правда» писала: «Сегодня в Ленинградский порт прибыл новый советский ледокольный пароход «Челюскин», построенный по заказу Главсеверопути в Копенгагене. Его водоизмещение – 7000 тонн, мощность – 2400 лошадиных сил, скорость – до 12.5 узлов в час. В этом году на «Челюскине» будет повторен прошлогодний исторический рейс «Сибирякова» — из Архангельска во Владивосток. Экспедицией руководит профессор О.Ю. Шмидт».
10 августа 1933 года «Челюскин» вышел из Мурманска и начал свой исторический путь, пересекая моря Арктики… Пройдено Карское море, осталась позади Северная Земля, затем море Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, впереди – Берингов пролив. Казалось, победа близка…
В середине февраля 1934 года весь земной шар облетела радиограмма, которую напечатали газеты, наверное, всех стран мира: «Полярное море. 13 февраля в 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северного и в 144 милях от мыса Уэллен «Челюскин» затонул, раздавленный сжатием льдов».
Капитан В.И. Воронин
Уже последняя ночь была тревожной из-за частых сжатий и сильного торошения льда.
13 февраля в 13 часов 30 минут внезапным сильным напором разорвало левый борт на большом протяжении от носового трюма до машинного отделения. Одновременно лопнули трубы паропровода, что лишило возможности пустить водоотливные средства, бесполезные, впрочем, ввиду величины течи. Через два часа было все кончено.
За эти два часа организованно, без единого проявления паники, выгружены на лед давно подготовленный аварийный запас продовольствия, палатки, спальные мешки, самолёт и радио. Выгрузка продолжалась до того момента, когда нос судна уже погрузился под воду».
Капитан «Челюскина» Владимир Иванович Воронин сошёл с парохода последним, за несколько секунд до полного погружения.
Лагерь О.Ю. Шмидта
На лед высадились 104 человека, среди них 10 женщин и двое детей — двухгодовалая Алла Буйко и шестимесячная Карина Васильева.
Спасти челюскинцев! Этот клич прокатился по всей стране.
Профессор О.Ю. Шмидт
На следующий день после гибели корабля «Челюскин» было принято решение о создании правительственной комиссии, во главе которой встал заместитель председателя Совнаркома СССР Валериан Владимирович Куйбышев.
Для спасения челюскинцев правительственная комиссия выделила 17 самолётов.
В своих воспоминаниях, кубанец, кавалер Золотой Звезды №1 Анатолий Васильевич Ляпидевский писал: «Для спасения челюскинцев были мобилизованы все виды транспорта. Готовили аэросани, самолёты, даже дирижабли. На Чукотке мобилизовали около тысячи собак; мощный ледокол «Красин» ремонтировали круглосуточно, чтобы как можно быстрей направить его к месту гибели «Челюскина» через Атлантику и Панамский канал. До Хабаровска из Москвы на поезде-экспрессе помчался Михаил Водопьянов с разобранным самолетом, установленным на платформе за составом. Там его уже ожидали известные пилоты Иван Доронин и Виктор Галышев.
Авиационный специалист Маврикий Слепнёв срочно выехал в Берлин, где его должен был догнать Сигизмунд Леваневский: в их обязанности входило добраться через Европу и Атлантику в Америку, там купить самолёт и на нем пересечь Берингов пролив…
К спасению челюскинцев был привлечён и военлет Николай Каманин. В его группу вошли военлёты Демиров и Бамтанжилиев, гражданский летчик Василий Молоков».
Анатолий Ляпидевский
Далее Анатолий Ляпидевский писал: «При двадцать шестом, да, двадцать пять пролётов уже было, и каждый – безрезультатный мы долго кружили над тем местом, где следовало быть лагерю. Я и механик вглядывались в горизонт – не покажется ли сигнальные дымы. Бензин на исходе, пришлось возвращаться в Уэллен…
5 марта, как только забрезжил рассвет, мы со вторым пилотом Конкиным, бортмехаником Руковским и штурманом Петровым на АНТ-4 вылетели в сторону лагеря Шмидта. Шли над белыми торосами. На этот раз столб «дыма» не обманул нас: уже научились узнавать пар над трещинами. Еще многие минуты томительного полёта над ледяным океаном… А это, кажется, настоящий сигнальный дым. Да-да, он самый, нашей радости не было предела. Но рядом с ней тревога: как сесть без аварии, не случится ли беда на обратном пути?…
У сигнальной вышки взметнулся в небо столб дыма – это жгли в бочке тряпье политое нефтью. И тут показался самолет. Все забыли и о морозе, и о полынье. Раздалось громкое «Ура», «Мы найдены, мы открыты!», «Слава русской авиации!»…
Сигизмунд Леваневский
Ляпидевский с типичным «летным» лицом, обмороженным и настеганный ветрами, мужчиной с седыми усами (тогда ему было 25 лет). Пассажирки, одетые в неуклюжие малицы, были неспособны к самостоятельному движению и их загружали, как кули… Самолет взлетел».
Михаил Водопьянов
Из лагеря Шмидта Ляпидевский вывез на Большую землю женщин и двух девочек.
А.В. Ляпидевский и спасенная им Карина Васильева
Анатолий Ляпидевский был «первой ласточкой» в ледовом лагере Шмидта. Затем были полёты Сигизмунда Леваневского, Василия Молокова, Николая Каманина, Маврикия Слепнёва, Михаила Водопьянова, Ивана Доронина.
Маврикий Слепнев
В своей книге «Летчики и космонавты» Николай Петрович Каманин писал: «12 апреля к вечеру погода вновь ухудшилась. И у всех тревога: можно ли будет завтра лететь? В лагере осталось всего шесть человек!..
Мы проснулись 13 апреля с твердым решением лететь, во что бы то ни стало. В последний рейс на льдину мы вылетели на трех машинах – Молоков, Водопьянов и я… Как и в первом рейсе, услышал по телефону спокойный уверенный голос штурмана: «Через тридцать минут будет лагерь Шмидта!».
И действительно, ровно через 30 минут мы увидели лагерь. Но уже никто не махал нам руками, на льдине валялись полуразбитые ящики, доски, скарб какой остается в доме, покинутом хозяевами.
Спокойно забрали в самолёты людей и имущество. Я взял боцмана Загорского, восемь собак. Взлетел и, как полагается в таких торжественных случаях, сделал над аэродромом три прощальных круга…».
Николай Каманин
16 апреля 1934 года ЦИК СССР принял постановление об установлении высшей степени отличия – звания Героя Советского Союза.
А через несколько дней были названы имена первых Героев – Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Маврикий Слепнёв, Иван Доронин, Михаил Водопьянов, Василий Молоков, Николай Каманин.
Василий Молоков
Все челюскинцы были награждены орденами Красной Звезды. Механики самолетов, в том числе два американца, были удостоены Ордена Ленина.
Первые Герои Советского Союза на пути в Москву
Как пишет далее в своей книге Николай Каманин: «В моем личном деле появилась такая запись: «23/1 1935 г. – слушатель командного факультета Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского», а через два дня 25 января 1935 года Почта СССР выпустила большую серию из 10 марок, посвященную спасению челюскинцев и лётчикам Героям Советского Союза».
Эпилог
Кубанский поэт Виталий Бакалдин написал стихотворение, посвященное земляку-кубанцу, первому Герою Советского Союза Анатолию Васильевичу Ляпидевскому.
Самому первому Герою Советского Союза
Михаил Севастьянов, г. Краснодар
Другие статьи автора:
История на марках. Герб Советского Союза
Статьи по теме:
Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского
Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского. Часть II
Прерванный полет, или Тайны Сигизмунда Леваневского. Окончание