Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Художественный авангард в филателии

2023-09-15 08:59:57, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ, ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Андрей Петрович Дьяченко представляет цикл очерков, посвященных искусству авангарда, отраженному в филателистических материалах. Предназначен он главным образом для тех, кто хотел бы создать тематическую или мотивную коллекцию на тему «Искусство ХХ века». 

В этой статье Андрей Петрович расскажет, почему без знания основ авангардного искусства трудно заниматься филателией, следить за новыми тенденциями в оформлении знаков почтовой оплаты. 

*  *  *

Филателистическая литература по этому вопросу пока что не отличается богатством, но зато характеризуется определенной глубиной. В 1969 году вышла в свет книга Б.М. Кисина «Страна филателия», которой было суждено стать этапной в истории популяризации художественного авангарда.

Впервые в советской научно-популярной литературе зашла речь не только об авангарде в филателии, но и о закономерностях авангардного искусства в целом и об особенностях восприятия марок, посвященных искусству ХХ века.

Не менее важна монография В.Я. Бродского «Искусство почтовой марки» (1968). Это прекрасно исполненное подарочное издание также было призвано дать филателистам определенные искусствоведческие ориентиры. В этой серьезнейшей книге научным, профессиональным языком было рассказано о том, какими эстетическими свойствами обладают знаки почтовой оплаты, репродуцирующие произведения художников-авангардистов. Эти рассуждения читаются и сегодня на одном дыхании.

Рискнем предположить, что в случае переиздания этой книги в ХХI веке, она ни в коей мере не показалась бы устаревшей, поскольку в полном смысле слова опередила время.

В 1968 году советская филателия еще была массовой, коллекционеры «гонялись» за редкими и «модными» марками, и мы позволим себе утверждать, что эстетический облик в ту эпоху был отнюдь не самым важным свойством марок и блоков. И, несмотря на это, В.Я. Бродский разворачивает читателя к художественной стороне марки, свободно манипулирует именами художников-авангардистов и увлекательно рассказывает об эволюции знака почтовой оплаты как произведения искусства.

Почему без знания основ авангардного искусства трудно заниматься филателией, следить за новыми тенденциями в оформлении знаков почтовой оплаты?

Прежде всего, потому, что современное искусство активно влияет на язык почтовых марок, оно даже во многом определяет принципы графического оформления современных почтовых миниатюр. Без определенного минимума знаний о современном искусстве можно легко пройти мимо многих значительных художественных открытий. Пиком дискуссий об авангарде была эпоха «оттепели».

После выставки П. Пикассо, которая была организована в СССР в 1956 году, споры о современном искусстве стали неотъемлемой частью нашей жизни. При этом они захватили людей самых разных возрастов.

Дискуссии о сущности кубизма и абстракционизма были отличительной чертой жизни поколения стиляг. Эти споры носили поверхностный характер, ученые-гуманитарии знали больше, чем модники-студенты, и могли больше сказать о современном искусстве.

Стиляги яростно ниспровергали прошлое. Но государство не очень поддерживало интерес к авангарду. Счастливым исключением был Пикассо, которого нельзя было критиковать из-за его членства в компартии Франции. Он стал первым художником-авангардистом, которому в СССР была посвящена памятная марка.

Искусство Пикассо всегда было в центре жарких дискуссий об авангарде. Марок, посвященных кубистическим работам художника, тогда еще не было, хотя почта Китая несколько раз воспроизводила «Голубя мира», но мы все же говорим об авангардистских работах, вызывавших споры, поэтому отметим, что источником знакомства с кубистическими полотнами в те годы были не марки, а популярные брошюры и недорогие книги бывшей ЧССР и бывшей ГДР.

Стиляги избрали кубизм своим знаменем. Они всегда с большим уважением произносили имена П. Пикассо, Ж. Брака и Джексона Поллока, считая их своеобразными символами эпохи. Если бы тогда были марки с репродукциями абстрактных полотен, шестидесятники (даже при равнодушном отношении к филателии) охотно наклеивали бы их на письма.

В последние годы не утихают споры вокруг Казимира Малевича. Этому художнику в настоящей работе будет посвящена отдельная глава, а еще в одной главе будет рассказано о Василии Кандинском.

В мире уже накопилось немало почтовых миниатюр, использующих эстетику как Малевича, так и Кандинского, и раскупаются такие марки довольно быстро.

У каждой эпохи свои особенности, и сегодня мы уже не наблюдаем жарких дискуссий о сущности современного искусства. Однако в этом есть и свои положительные стороны, особенно для филателистов.

Пришло время беспристрастным и даже несколько холодным взором взглянуть на выпущенные в разных странах филателистические материалы, сделать некоторые обобщения.

В цикле статей про авангард, я старался описать особенности каждого из рассматриваемых направлений, уделяя внимание главным образом тем специфическим чертам, которые нашли отражение на филателистических объектах. И если изложенные факты помогут читателям ориентироваться в непростом мире филателистических материалов, посвященных авангарду, автор будет считать, что прикоснулся к этой теме не напрасно.

А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)

 

Другие статьи цикла:

Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала  

 

Другие статьи автора:

За несколько минут до нового 1953 года

Фантастический Петербург: филателистическое измерение

Мир Сурикова

Петербургский призрак Ганс Макарт

Ф.И. Шаляпин в почтовой графике

Орбиты филателиста Л.И. Перескокова

Стиль Беггарстафф в наших альбомах

На марках – наивное искусство

Возможна ли филателистическая эзотерика?

Вечер в петербургской библиотеке

Коломан Мозер и его марки

Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд

Удивительный феномен Cергея Дягилева

Золушки на почтовых конвертах

Анджелина Джоли – филателистический взгляд

Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд

К 200-летию художника Уильяма Линтона

Русский мастер гравюры

Алгоритмы привлекательности

Алгоритмы привлекательности. Окончание

Что такое чернодрук?  

Грациозность Эжена Грассе

К юбилею Н.А. Некрасова

Художник Отто Экман глазами филателиста  

Искусство силуэта в почтовой графике

Картины, написанные точками

Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского

Искусство Бердслея: филателистический взгляд

Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов

Филателист, почта, кинокадр

Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна

Мастера художественной литературы – филателистам

Почтовая графика Бориса Зворыкина

Счастливая звезда Анатолия Калашникова

Художник Генрих Фогелер и почтовая графика

Тени и силуэты в Пушкиниане

Изюминки репинской филателии

Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях

Кот Бегемот и марки о нём

Силуэт плюс голубое небо

Юбилей великого символиста

Норман Роквелл и Россия

Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени

Филателия в искусствоведческой литературе

Интервью с А.П. Дьяченко

А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Цветной штемпель вам в коллекцию...
  • Филателистический автограф. Федор Конюхов
  • Собор Парижской Богоматери
  • Филателистический автограф
  • Пшеничные косы Великой Руси
  • Марочные тетради
  • Филателистическое краеведение. Пермь Великая
  • Обзор выпусков почтовых марок за февраль 2025 года
  • Приглашаем к обсуждению. Благотворительная филателия
  • Марка на память. Писатели Башкирии — на почтовых конвертах
  • Сказка на почтовую тему
  • Филателистическое краеведение. Щаповский музей и род Щаповых. Окончание
  • История Открытки. День защитника Отечества
  • Филателистическое краеведение. Щаповский музей и род Щаповых
  • Живительные натюрморты Хруцкого
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 7
  • Великая Отечественная война на марках Республики Абхазия
  • Филателистическое краеведение в Воронеже
  • Бескрайнего неба простор голубой
  • По следам наших публикаций. Полководцы
  • Послесловие к «Указателю цен на российские почтовые и юбилейные марки» И.В. Мигунова
  • М. Антоненко: Итоги моего 2024 филателистического года
  • Русской души торжество
  • Ялтинская конференция 1945 года в почтовых марках
  • Письма XIX века
  • Современные информационные технологии и филателия
  • Летчик-бомбардировщик В.С. Ефремов
  • Битва под Сталинградом в почтовых марках и открытках
  • Обзор выпусков почтовых марок за январь 2025 года
  • XVI научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Союз филателии и кондитерского искусства
  • Писать только отрадное
  • Новый год встречают… марками
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 6
  • Каким образом небольшой невзрачный мотылёк изменил мир. Окончание
  • Каким образом небольшой невзрачный мотылёк изменил мир
  • Выпуски к юбилею первой русской почтовой марки
  • Битвы, приближавшие Великую Победу
  • Неудачные «Почтовые ящики»
  • Почтовые призраки. Карнавальная феерия
  • Букет из Жостово
  • Филателисты голосуют за Монетный двор
  • Дарю вам огромный букет!
  • Меценаты Щаповы
  • Марки со шрифтом Брайля
  • Комментатор Священного писания
  • «Военные» марки
  • Алмазный фонд России: польза, честь и слава
  • Как менялись советские новогодние открытки
  • Телеграмма — важное средство коммуникации
  • "Белпочта" подвела итоги новогодних конкурсов
  • Коллекция советских открыток с необычным Дедом Морозом
  • История открытки. Валентин Валентинович Андриевич
  • Самая неудачная марка 2024 года
  • Новая книга «Ледоколы в океане филателии. От Российской империи до Российской Федерации»
  • Научно-просветительский журнал "Мир русской филателии"
  • Филателистические итоги 2024 года
  • Место встречи изменить нельзя
  • Союз филателистов России подвел итоги 2024 года
  • Самая красивая марка SEPAC 2024
  • Уникальная открытка
  • Забавные совпадения на новогодних открытках
  • Обзор выпусков почтовых марок за декабрь 2024 года
  • Одна взаимная любовь – филателия
  • Сокровищам бесценная оправа
  • Чем запомнился 2024 год в Филателии?
  • Жива ещё филателия и филокартия в Уфе
  • Художники и скульпторы Победы
  • Обзор выпусков почтовых марок за ноябрь 2024 года
  • Выставка в Шанхае China-2024. Часть 2
  • Тропами Первой Гвардейской
  • Филателистическая выставка China-2024
  • Необычное гашение почтовых марок на «Параде елок»
  • Филателистический праздник в Шанхае
  • Самая лучшая марка 2024 года
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 5
  • Мода — это полет бабочки
  • Код Дюшана и филателия
  • История открытки. Иван Максимович Семёнов
  • Истоки почты родного края. Находимся на станции Черниковка…
  • Космическая мощь России
  • Летчик Водопьянов — человек поступка!
  • Гордость земли башкирской
  • Географический диктант
  • Собрание филателистов города Волгограда и области
  • Винная тематика в российской филателии
  • Все побывали тут!
  • Что помогает почтовым маркам Беларуси держать марку
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 4
  • Каталог конвертов с оригинальной маркой СССР 1932-1991
  • Советский скульптор Вера Мухина. Окончание
  • Искусственный интеллект на почтовых марках
  • Поездка в Брест
  • Организация Объединенных Наций на почтовых марках
  • М.К. Тенишева — созидательница и собирательница
  • Советский праздник на старых открытках
  • Ожерелье чудес допетровской поры
  • Члены-учредители Петроградского общества филателистов (1923 – 1924)
  • Советский скульптор Вера Мухина
  • Филателистический туризм. Ивановская область. Часть II
  • Обзор выпусков почтовых марок за октябрь 2024 года
  • Русская Америка на почтовых марках. Стратегии репрезентации исторической памяти
  • История открытки. Ксения Конрадовна Купецио
  • Целебная сила природы
  • Вспоминая Протвино…
  • Памяти художника Числевича
  • «Чейн карды» как способ коллекционирования марок
  • Светоч русской поэзии и прозы Александр Сергеевич Пушкин
  • Путевая заметка о семинаре
  • В объятиях багряного вихря
  • Художник Эжен Грассе – автор марок к юбилею ВПС
  • Международная филателистическая выставка «Россия 2024»
  • «На чём печатают марки?». Отделка фольгой из золота
  • Пожарная охрана в России
  • Послевоенный раздел Европы. Зоны оккупации
  • Юбилейные и памятные даты 2024 года сквозь призму филателии и филокартии
  • Певец Российской славы
  • Петербургский вернисаж. Неделя почтовых коллекций-2024
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • Юбилей ВПС
  • Учитель с большой буквы
  • Филателистический туризм. Ивановская область
  • Кана Галилейская. 2000 лет
  • Отец матрёшки расписной
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 3
  • Юбилей Всемирного почтового союза
  • Вторая Олимпиада КНР
  • Обзор выпусков почтовых марок за сентябрь 2024 года
  • День коллекционера отметили в библиотеке
  • Огонь Парижских игр 2024 года
  • Первые олимпийские марки КНР
  • Неповторимый Джакомо Кваренги
  • Открытки из Китая в Германию 1912-1913 гг.
  • Первые шаги в филателии
  • «Тест-драйв» вендингового аппарата
  • А как храните марки ВЫ?
  • Великолепие Дымковской игрушки
  • Символ Бессмертной России
  • 120-лет со дня рождения Д.И. Гулиа
  • Филателия — это интерес и ген собирательства!
  • Не забудут имена просветителей и строителей
  • Занятие для души: тренер по карате рассказал о необычном хобби
  • Марки России. «Картонка»
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 2
  • Вопрос филателистам
  • Три письма из Китая
  • Пяти гениев небесная любовь
  • Друг нашей страны – художник Вернер Клемке
  • Обзор выпусков почтовых марок за август 2024 года
  • Крупнейший архитектор русского классицизма