Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Символизм и модерн – мост к авангардному искусству

2023-09-20 10:39:20, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Андрей Петрович Дьяченко представляет цикл очерков, посвященных искусству авангарда, отраженному в филателистических материалах. Предназначен он главным образом для тех, кто хотел бы создать тематическую или мотивную коллекцию на тему «Искусство ХХ века». 

В этой статье Андрей Петрович расскажет о наиболее известных художниках — представителях авангарда.

*  *  *

В середине последнего десятилетия XIX века расцвел стиль модерн, нашедший ярчайшее проявление в почтовой графике. Предшественники авангарда ХХ века – Винсент Ван Гог, Поль Гоген и Поль Сезанн, были современниками этого стиля, а экспрессионист Эдвард Мунк начинал с символизма и модерна.

В эти годы полиграфисты уже имели в своем распоряжении довольно совершенное оборудование для типографской и литографской печати, продолжала совершенствоваться металлография. Марки печатались на бумаге с водяными знаками причудливых форм, и на рубеже веков стилизованный водяной знак становится чуть ли не самостоятельным произведением искусства, предвосхищая концептуальный дизайн ХХ века.

Для модерна характерны декоративно-плоскостная моделировка форм в изобразительном искусстве, культ извивающихся линий в декоративно-прикладном искусстве, свободная компоновка объемов в архитектуре. Мастера почтового дизайна сразу же стали использовать все эти новшества, в результате чего появился совершенно новый стиль оформления почтовых документов.

Мы приведем лишь несколько примеров, показывающих, что авангардисты во многом опирались на символизм и модерн. Представители авангарда всегда подчеркивали, что они преодолевали буржуазный вкус. Они прощались с академизмом, который воплощали Арнольд Беклин, Ганс Макарт и Карл Пилоти, но не порывали с гармонией и пластикой, преклонением перед античностью и Возрождением.

Описывая произведения искусства ХХ века, часто говорят о преодолении академизма. Австриец Г. Макарт (1840–1884), стиль которого узнаваем на многих современных марках, репродуцирующих живопись, был очень привлекательной личностью.

Многие талантливые художники и критики конца XIX– начала XX века ломали головы над секретами и тайнами, связанными со славой знаменитого австрийца, но прежде всего – над фантастической популярностью Макарта.

Это модное поветрие было всеобъемлющим и многие представители кубизма, абстракционизма и сюрреализма прошли через это модное поветрие. Оно затронуло не только собственно живопись, но и оформление жилого интерьера, костюм и ювелирные украшения. Насмотревшись на репродукции картин Макарта (оригиналы были недоступны), европейцы стремились воссоздать у себя дома обстановку, увиденную на этих полотнах. А светские дамы северной столицы добавляли к своей внешности и интерьеру дома разные аксессуары, которые сделали бы их похожими на героинь венского виртуоза.

Дело в том, что с приходом художника Макарта в русский культурный обиход женщины открыли для себя новый и загадочный жанр, который сегодня называется «одна дома». Этот жанр позволил женщинам задуматься о том, что значит остаться наедине с собственной красотой, увидеть саму себя в зеркале, абстрагировавшись не только от уличного шума или от общения с мужем и детьми, но и вообще от всего мира. И тут-то из таинственного зазеркалья и проступала загадочная душа красоты, которой в этот момент никто не мешал появиться.

Отсюда один шаг до молодого Пабло Пикассо, Пьера Боннара и Анри Матисса. А филателистам жанр «одна дома» интересен тем, что в нем выполнены многие картины, посвященные чтению письма и репродуцированные на марках, выпуск которых приурочен к Международной неделе письма.

Ганс Макарт родился в эпоху романтизма, поэтому его и считали романтически направленной личностью, дарящей зрителям лирическое настроение.

Эмоциональная приподнятость его работ подкупала посетителей художественных галерей. Учился Г. Макарт сначала в Венской академии искусств, затем в Мюнхене у крупнейшего живописца-академиста Карла Пилоти. И после этого до самой смерти писал картины на исторические и мифологические сюжеты.

Обилие в его мастерской музейных предметов и сами масштабы этой огромной мастерской покоряли всех, кто заходил в этот храм искусства.

Художник прожил короткую жизнь, в которой не было никаких внешних событий, а был только лишь напряженный творческий труд.

Арнольд Беклин родился в 1827 году. Учился живописи сначала у себя на родине в Швейцарии, затем в Дюссельдорфской академии художеств. Он рано начал путешествовать. Посетив Италию, молодой живописец проникся любовью к культуре этой страны. В его полотнах узнаются итальянские пейзажи.

Особенно популярной была картина «Остров мертвых» (1894), изображающая скалистый остров, куда Харон перевозит души мертвецов.

Сочетание суровых скал и мрачного неба с кипарисами и архитектурными мотивами создает тяжелое впечатление соприкосновения с царством смерти. И опять-таки отсюда один шаг до авангарда ХХ века.

Художники-сюрреалисты ХХ века обожали А. Беклина и во многом считали себя его последователями. Тяга к А. Беклину прослеживается не только на открытках, которым не было числа, но и на марках многих европейских стран. Художники полюбили эти мрачноватые пейзажи и изображения фавнов и демонов.

Арнольд Бёклин. Кентавр и нимфа 1855 г

Выдающийся чешский художник Франтишек Купка (1871–1957) имел отличную академическую выучку, и все изображенные им люди нарисованы так тщательно, словно он пишет академическую картину, а не создает социальную карикатуру.

Живя во Франции, Ф. Купка сблизился с художниками-сатириками. Он одним из первых поднял в своих работах тему проституции. На улицах Парижа он встречал девочек-подростков, из бедности вынужденых пойти на панель, и художник не пожалел сатирических красок для изображения тех, кто пользовался услугами юных блудниц. На страницах журналов появилась целая галерея уродов, тянущих к юным существам безобразные клешни.

Представители буржуазии рано поняли, что в журнальную сатиру пришел профессионал высочайшего класса, и стали думать, как его нейтрализовать. Художник был приглашен в буржуазные семьи, обласкан и осыпан почестями и престижными заказами. Скоро социальная сатира в его творчестве стала более мягкой. Но образ толстого капиталиста укрепился в мировом авангарде.

В двадцатые годы Дворцовая площадь в Петрограде невольно стала местом авангардистских экспериментов. Ее переименовали в площадь Урицкого. Каждый год – 1 мая и 7 ноября – там устраивались демонстрации, на которых не только прославлялись коммунистические идеалы, но и высмеивался буржуазный строй. Здесь впервые в России демонстрировались трехмерные карикатуры – гигантские ватные манекены, воплощавшие «власть капитала», «империализм» и «растлевающее влияние церкви».

 Франтишек Купка. Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г.

Самое интересное, что ненавистные художникам-агитаторам буржуи очень полюбились настоящим капиталистам. В зарубежных странах признано, что эти ватные манекены – первые в мире объемные карикатуры на богатых, знаменуют собой новый тип «социального карнавала» и являются великими памятниками культуры. Они вошли в историю мирового искусства, их модели имеются в крупнейших музеях мирового авангарда, а почтовые открытки с их изображением оцениваются на аукционах чрезвычайно высоко. Получилось, что Ф. Купка, начав с модерна, стал авангардистом.

Франтишек Купка. Клавиши фортепиано (Озеро). 1909 г.

И, наконец, для коллекционеров немаловажно, что авангардисты независимо от интереса к современной им почтовой графике пользовались марками эпохи модерна. Такие стандартные марки как сидящая Гельвеция, Марианна-сеятельница, голова Гермеса и многие другие не раз наклеивали на конверты будущие корифеи авангарда П. Пикассо, А. Матисс, К. Бранкуси и многие другие.

Этот стиль настолько полюбился издателям почтовых марок и филателистам, что в ХХ и в XXI столетиях неоднократно выходили марки и конверты, возрождающие графическую идиоматику модерна. Это – своеобразная дань стилю, который так много дал авангардистскому искусству.

А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)

 

Другие статьи цикла:

Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала  

Художественный авангард в филателии

 

 

Другие статьи автора:

За несколько минут до нового 1953 года

Фантастический Петербург: филателистическое измерение

Мир Сурикова

Петербургский призрак Ганс Макарт

Ф.И. Шаляпин в почтовой графике

Орбиты филателиста Л.И. Перескокова

Стиль Беггарстафф в наших альбомах

На марках – наивное искусство

Возможна ли филателистическая эзотерика?

Вечер в петербургской библиотеке

Коломан Мозер и его марки

Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд

Удивительный феномен Cергея Дягилева

Золушки на почтовых конвертах

Анджелина Джоли – филателистический взгляд

Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд

К 200-летию художника Уильяма Линтона

Русский мастер гравюры

Алгоритмы привлекательности

Алгоритмы привлекательности. Окончание

Что такое чернодрук?  

Грациозность Эжена Грассе

К юбилею Н.А. Некрасова

Художник Отто Экман глазами филателиста  

Искусство силуэта в почтовой графике

Картины, написанные точками

Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского

Искусство Бердслея: филателистический взгляд

Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов

Филателист, почта, кинокадр

Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна

Мастера художественной литературы – филателистам

Почтовая графика Бориса Зворыкина

Счастливая звезда Анатолия Калашникова

Художник Генрих Фогелер и почтовая графика

Тени и силуэты в Пушкиниане

Изюминки репинской филателии

Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях

Кот Бегемот и марки о нём

Силуэт плюс голубое небо

Юбилей великого символиста

Норман Роквелл и Россия

Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени

Филателия в искусствоведческой литературе

От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»

Интервью с А.П. Дьяченко

А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 9. Окончание
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 9
  • С фронта с любовью: как открытки становились символом стойкости
  • Выставка в усадьбе Александрово-Щапово
  • Пражская стратегическая наступательная операция в почтовых марках
  • Пасхальные дары Фаберже
  • Неизвестный Герой Советского Союза
  • Храм искусства Сергея Ульяновского
  • Успехи российских филателистов на выставке в Гродно
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2025 года
  • Филателистическая выставка «Белфила-2025». Мечты сбываются!
  • Итоги конкурса
  • Памяти Зураба Церетели
  • Театр и улица зодчего Росси
  • Семь веков бело-синей Гжели
  • Космос на марках. Картины А.А. Леонова и А.К. Соколова
  • Отто Юльевич Шмидт. Загадка одной марки
  • История в миниатюре
  • Республика с именем древнеримской богини
  • Лентикулярная печать
  • И тыл был фронтом...
  • Берлинская стратегическая наступательная операция на почтовых марках
  • Основоположник тематического коллекционирования
  • Вопрос филателиста. Космос должен быть мирным
  • История открытки. Художник-космонавт А.А. Леонов
  • Позывной «Чайка»
  • Два автографа Гагарина
  • Судьбы, сложенные в треугольник
  • Резонанс публикаций портала «Филателия.РУ»
  • Дальневосточная республика и ее почтовые марки
  • Юбилейные виньетки в водовороте тайн, страстей и загадок
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2025 года
  • Принцесса филателии
  • Абхазия в составе СССР. Неделя письма и спецгашения
  • Абхазия в составе СССР. Почтовые марки и новоделы
  • Символы Победы
  • Герои детских книг на почтовых открытках
  • Филателистический автограф. Михаил Таль
  • С миру по открытке
  • Творческое наследие художника Васильева
  • Неповторимый мастер неба
  • Филателистический автограф. Анатолий Карпов
  • Первые альбомы для марок
  • Первые марки с многоцветной печатью
  • Вопрос филателиста. Помогите идентифицировать марки
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты. Март 2025 года
  • Волшебство Палехской миниатюры
  • Филателистический автограф. Письмо космонавту
  • Эпоха на конвертах и марках
  • Филателистический автограф. Чарльз Дьюк
  • Армения 1929: Почтово-благотворительный выпуск в пользу детей
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 8
  • Филателистический автограф. Космонавты
  • Узорочье графа Сюзора
  • Филателистический автограф. В.В. Горбатко и Томас Стаффорд
  • Непочтовые еврейские марки
  • Высота и ширина
  • Филателистический автограф. Э.Т. Кренкель
  • Филателистический автограф. Джеки Чан и Брюс Хлебников
  • Генеральный директор КАМАЗа
  • Как относиться к гашеным маркам?
  • Эпоха возрождения Федоскино
  • Во славу трудящихся женщин
  • Филателистический автограф. Лётчик-космонавт В.В. Горбатко
  • Цветной штемпель вам в коллекцию...
  • Филателистический автограф. Федор Конюхов
  • Собор Парижской Богоматери
  • Филателистический автограф
  • Пшеничные косы Великой Руси
  • Марочные тетради
  • Филателистическое краеведение. Пермь Великая
  • Обзор выпусков почтовых марок за февраль 2025 года
  • Приглашаем к обсуждению. Благотворительная филателия
  • Марка на память. Писатели Башкирии — на почтовых конвертах
  • Сказка на почтовую тему
  • Филателистическое краеведение. Щаповский музей и род Щаповых. Окончание
  • История Открытки. День защитника Отечества
  • Филателистическое краеведение. Щаповский музей и род Щаповых
  • Живительные натюрморты Хруцкого
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 7
  • Великая Отечественная война на марках Республики Абхазия
  • Филателистическое краеведение в Воронеже
  • Бескрайнего неба простор голубой
  • По следам наших публикаций. Полководцы
  • Послесловие к «Указателю цен на российские почтовые и юбилейные марки» И.В. Мигунова
  • М. Антоненко: Итоги моего 2024 филателистического года
  • Русской души торжество
  • Ялтинская конференция 1945 года в почтовых марках
  • Письма XIX века
  • Современные информационные технологии и филателия
  • Летчик-бомбардировщик В.С. Ефремов
  • Битва под Сталинградом в почтовых марках и открытках
  • Обзор выпусков почтовых марок за январь 2025 года
  • XVI научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Союз филателии и кондитерского искусства
  • Писать только отрадное
  • Новый год встречают… марками
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 6
  • Каким образом небольшой невзрачный мотылёк изменил мир. Окончание
  • Каким образом небольшой невзрачный мотылёк изменил мир
  • Выпуски к юбилею первой русской почтовой марки
  • Битвы, приближавшие Великую Победу
  • Неудачные «Почтовые ящики»
  • Почтовые призраки. Карнавальная феерия
  • Букет из Жостово
  • Филателисты голосуют за Монетный двор
  • Дарю вам огромный букет!
  • Меценаты Щаповы
  • Марки со шрифтом Брайля
  • Комментатор Священного писания
  • «Военные» марки
  • Алмазный фонд России: польза, честь и слава
  • Как менялись советские новогодние открытки
  • Телеграмма — важное средство коммуникации
  • "Белпочта" подвела итоги новогодних конкурсов
  • Коллекция советских открыток с необычным Дедом Морозом
  • История открытки. Валентин Валентинович Андриевич
  • Самая неудачная марка 2024 года
  • Новая книга «Ледоколы в океане филателии. От Российской империи до Российской Федерации»
  • Научно-просветительский журнал "Мир русской филателии"
  • Филателистические итоги 2024 года
  • Место встречи изменить нельзя
  • Союз филателистов России подвел итоги 2024 года
  • Самая красивая марка SEPAC 2024
  • Уникальная открытка
  • Забавные совпадения на новогодних открытках
  • Обзор выпусков почтовых марок за декабрь 2024 года
  • Одна взаимная любовь – филателия
  • Сокровищам бесценная оправа
  • Чем запомнился 2024 год в Филателии?
  • Жива ещё филателия и филокартия в Уфе
  • Художники и скульпторы Победы
  • Обзор выпусков почтовых марок за ноябрь 2024 года
  • Выставка в Шанхае China-2024. Часть 2
  • Тропами Первой Гвардейской
  • Филателистическая выставка China-2024
  • Необычное гашение почтовых марок на «Параде елок»
  • Филателистический праздник в Шанхае
  • Самая лучшая марка 2024 года
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 5
  • Мода — это полет бабочки
  • Код Дюшана и филателия
  • История открытки. Иван Максимович Семёнов
  • Истоки почты родного края. Находимся на станции Черниковка…
  • Космическая мощь России
  • Летчик Водопьянов — человек поступка!
  • Гордость земли башкирской
  • Географический диктант
  • Собрание филателистов города Волгограда и области
  • Винная тематика в российской филателии