Филателист Игорь Леонидович Шевченко представляет цикл статей о «почтовых призраках» — неисследованного пласта филателии.
И начинаем мы публикации с рассказа о самой проблеме «почтовых призраков», где автор разъясняет сложности их классификации по категориям и подробно объясняет, что же именно можно отнести к «почтовым призракам».
* * *
Наверное каждый филателист в своей практике сталкивался с такой ситуацией, когда на глаза попадается марка (её фото, рисунок, упоминание в каком-либо тексте) с экзотической надписью типа «Bollawollabongo» вместо названия страны или абсолютно непонятной и непереводимой аббревиатурой «WFVSS».
Мировые каталоги в поисках не помогают, кое-где на частных или коммерческих сайтах на просторах Интернета подобное встречается, но без необходимых пояснений…
И с каждым годом число таких марок растёт. И растёт чуть ли не в геометрической прогрессии!
Чем-то могут помочь коллеги-филателисты, занимающиеся таким направлением коллекционирования марок как «Филателистическая география». Но даже они иногда приходят в замешательство от подобных загадок.
В начале 1990-х годов с подачи журнала «Филателия СССР» в оборот был введен термин «Почтовые призраки». Появились публикации с рассказами о марках, не вписывающихся в привычный ряд эмиссий, учтённых мировыми каталогами. Да и «марками» в рамках классической филателии можно было назвать их весьма условно.
Автором-составителем публикаций был ваш покорный слуга. Короткие заметки о том или ином выпуске необычных «марок» были плодом нелёгкого поиска информации по страницам филателистической литературы, публикациям в периодической печати, а также в самых разных книгах, от научных монографий до художественных произведений! Как вы сами понимаете, Интернета тогда не было, и процесс поиска проходил весьма и весьма непросто.
О какой-то системе разграничения «призраков» по категориям речи не шло в силу ограниченного круга источников информации и по большей части недоступности в СССР зарубежной филателистической литературы. Но отлично помню фурор, произведённый материалами моей рукописи (в прямом смысле этого слова, написанной от руки!) в редакции журнала. Члены редколлегии столпились вокруг стола, на котором лежали записи, увлечённо их перелистывали туда-сюда и азартно тыкали пальцами в страницы, издавая при этом короткие восторженные возгласы: «О!», «Вот это да!», «А я-то думал!..», «Ничего себе!», «Смотрите, смотрите!»… В общем, рукопись осталась в редакции.
В силу ряда объективных причин сам я лично в редакцию приезжать регулярно не мог, поэтому подготовку и компоновку публикаций поручили одному из членов редколлегии журнала. Признаться честно, получилось не очень. Тексты кое-где сокращались, редактура хромала, допускались непростительные опечатки (например, 1981 год в публикации о Халистане стал 1918-м!), не были даны ссылки на первоисточники информации. Да и сама подборка заметок оставляла желать лучшего. Вот такая история.
Но время шло, современные информационные технологии всё смелее входили в повседневную жизнь. Стали доступны работы в области филателии зарубежных авторов. Постепенно многие пробелы в моих изысканиях стали заполняться новыми фактами, примерами, образцами, любопытными историями и открытиями. Вал информации просто захлестнул с головой. Стали открываться подробности многих выпусков марок и «марок».
И, как оказалось, далеко не все описанные эмиссии из моей рукописи можно было в полной мере отнести к «Почтовым призракам». Впрочем, те, что остались, представляли собой невероятный калейдоскоп лиц, событий, нешуточных страстей, буйной фантазии, авантюризма, «новой» географии, альтернативной истории и таких лихо закрученных сюжетов, что они вполне достойны пера Дюма или Конан Дойла!
По моему глубокому убеждению, любое коллекционирование – это, прежде всего, жажда новых знаний, открытие для себя чего-то неизведанного, необычного, удивительного. Смысл жизни настоящего коллекционера – в поиске. Докопаться до истины, заполнить ярким смыслом белые пятна или развеять туман недосказанности вокруг предмета своей страсти. Узнать самому и поделиться с окружающими ранее малоизвестными или совершенно неизвестными фактами, до которых удалось добраться после напряжённых поисков, размышлений, сопоставлений и анализа колоссального массива информации. Ни с чем не сравниться чувство счастья и глубочайшего умиротворения, когда труднейшие поиски завершены и перед тобой развернулась полная картина истории экспоната любимой коллекции!
А сколько всего нового узнаёшь для себя за время этих поисков! Мы, филателисты, всегда находимся в эпицентре событий истории, географии, искусства, экономики, политики, права и науки во всём их многообразии.
Я считаю, что нет бесполезных коллекций. И (в разумных пределах и правовых рамках) нет недостойных предметов коллекционирования. Не раз слышал мнение маститых филателистов, особенно старой школы, о том, что собирать нужно только официальные знаки почтовой оплаты.
А вот «Почтовые призраки» – мусор, недостойный внимания. Ну а собственно почему? Ведь собирая их, приобретаешь не меньше знаний. Получаешь не меньше удовольствия от поисков истины. Кроме того, сохраняешь частичку мировой почтовой (ну или околопочтовой) истории. С интересом изучаешь обратную сторону медали истинной (классической) филателии. Это как свет и тьма, день и ночь, черное и белое, правда и вымысел. Друг без друга они просто не существуют!
Заголовок статьи «Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии» появился не просто так. «Почтовые призраки» – из этого зазеркального Мира классической Филателии.
Любители фантастики (к коим я себя тоже отношу) в книгах часто видят главных героев, которые попадают в иные миры, другие реальности, на изнанку миров, по ту сторону зеркал… И от этого произведение только приобретает особое звучание и привлекательность, поражает неудержимым полётом фантазии автора, заставляет думать, сравнивать с нашей реальностью, негодовать от несправедливости другого мира или мечтать о том, как хорошо было бы применить его законы в нашей действительности. Так и «Почтовые призраки» отражают иную сторону политической, экономической, географической, исторической, а порой и криминальной жизни человечества.
И вот здесь встаёт вопрос, что же относить к «Почтовым призракам»?
Вопрос этот не праздный. И не лёгкий, как может показаться на первый взгляд...
И.Л. Шевченко