В 1936 году мой отец Севастьянов Михаил Иванович работал слесарем на заводе «Краснолит» и учился летать в Краснодарском аэроклубе. В комитете комсомола завода он отвечал за спортивную работу и с гордостью носил знак «Ворошиловский стрелок».
В ноябре 1936 года отец закончил учебу в Краснодарском аэроклубе и на родном заводе был премирован книгой В.Паже «Авиация и воздухоплавание» (Москва-Ленинград, 1934). В ней говорилось: «Книга "Авиация и воздухоплавание в вопросах и ответах" представляет собой переработанный и значительно дополнительный перевод известного труда майора Воздушного корпуса США В. Паже. В результате переработки и дополнений книга не только знакомит советского читателя с одним из лучших образцов иностранной авиатехнической литературы, но и отвечает запросам широких кругов трудящейся молодежи Советского Союза, давая в живой и понятной форме основные сведения по авиации и воздухоплаванию и знакомя с достижениями нашей страны в этих отраслях техники...».
23 июня 1941 года мой отец был призван в Красную Армию, в учебный авиаполк, где вспоминал свою учебу в аэроклубе...
Служил в эскадрилье связи Зак.Фронта, после ранения в 1942-1943 гг. перегонял американские «Аэрокобры» из Тегерана в Баку, затем служил в 15-й перегонной эскадрильи, перегонял самолеты с Казанского авиазавода на фронт...
В июле-августе 1945 года участвовал в подготовке воздушного Парада Победы, который должен был состоятся 19 августа. Он летал в лозунге «СЛАВА СТАЛИНУ» в развилке буквы «У». Это был самый сложный групповой полет (94 самолёта в воздухе) в истории мировой авиации, но из-за непогоды Парад так и не состоялся...
Его мама, моя бабушка, Клавдия Семеновна, во время немецкой оккупации, с августа 1942 по февраль 1943 года, жила в Краснодаре. Она смогла спрятать вещи отца, в том числе и его книги. Сегодня одна из них — «Авиация и воздухоплавание», стоит у меня на книжной полке.
Один из разделов — был посвящен дирижаблям. О них в книге сказано: «В конце первой пятилетки дирижаблестроения: уже созданы четыре мягких корабля (В-1, В-2, В-3 и В-4) и первый полужесткий корабля В-5».
Читаем в книге:
Вопрос. Назовите основные типы дирижаблей?
Ответ. Дирижабли делятся на три главные группы: мягкие, полужесткие и жесткие.
Вопрос. Что такое мягкий дирижабль?
Ответ. Это матерчатый мешок обтекаемой формы, наполненный газом. Мягкий дирижабль сохраняет свою форму лишь благодаря совместному давлению воздуха и газа внутри мешка. Пассажиры и моторы размещены в гондоле, подвешенной к дирижаблю на тросах...
Вопрос. Что такое полужесткий дирижабль?
Ответ. Это дирижабль, в котором корпус крепится к дюралюминиевой раме; к этой же раме крепятся пассажирские и моторные кабины. Носовая часть полужестких дирижаблей часто покрывается листовым дуралюмином для лучшего сохранения обтекаемой формы. Сохранение формы у этих дирижаблей так же зависит от давления газа и воздуха внутри оболочки.
Вопрос. Что такое жесткий дирижабль?
Ответ. В жестком дирижаблей форма корпуса определяется жестким остовом из легкого металла. Таким образом форма сохраняется независимо от давления газа. Газ содержится в ряде отдельных камер и мешков (отсеков); рама покрыта тканью. Кабины — моторные, пассажирские и управления прикреплены к остову дирижабля, а не к газовым мешкам, как в мягком дирижабле.
Внутри дирижабля имеются проходы, обеспечивающие свободный доступ ко всем частям корпуса и к отдельным газовым отсекам.
Жесткая конструкция, являющаяся наиболее сложной и дорогой, выгодна лишь в применении к большим дирижаблям.
Вопрос. Что такое цельно-металлический дирижабль?
Ответ. Это дирижабль, полностью выполненный из металла. Впервые идея цельно-металлического дирижабля была выдвинута советским учёным К.Э. Циолковским и Дирижаблестрой приступил к практическому осуществлению идеи т. Циолковского.
Вопрос. Каковы транспортные возможности дирижабля?
Ответ. О них можно судить хотя бы по следующим примерам:
а) в 1926 г. итальянский дирижабль «Норвегия» совершил перелет через Северный полюс, покорив участок Шпицберген — Северный полюс — Теллер (Аляска), общим расстоянием в 5700 км без посадки в 71 час;
б) в 1929 г. дирижабль «Граф Цеппелин» - ЛЦ — 127 совершил кругосветный перелёт, проведя в самом перелёте 12 суток и покорив с тремя остановками расстояние в 35000 км. Этот дирижабль в нормальных рейсах свыше 20 раз пересек океан и покорил около 600 000 км.
Вопрос. Является ли дирижабль и самолёт конкурентами?
Ответ. Нет, ни в какой мере. Дирижабль не конкурент самолёта. Дирижабль и самолёт не заменяют, а лишь дополняют друг друга.
Если сравнить дирижабль определенной мощности и кубатуры с соответствующим самолётом, то станут совершенно ясными выгодные и невыгодные стороны эксплуатации дирижабля и самолёта. Так, самолёт, имеющий винтомоторную группу мощностью в 2400 л.с., способен поднять около 8 т полезной нагрузки и находится в беспрерывном полёте в течение 10 часов. При этом радиус действия такого самолёта равен 1800 км.
Дирижабль кубатурой в 70 000 м3, винтомоторная группа которого даёт общую мощность в 1600 л.с., может поднять 38 т. полезного груза и провезти в беспрерывном полёте 118 часов. Радиус действия такого дирижабля составляет около 7000 км. Единственное в чём такой дирижабль уступает самолёту, - это в скорости: в то время как скорость самолёта достигает нескольких сот километров в час, в зависимости от типа, дирижабль способен дать не больше 100-120 км/час…
Дирижабль жёсткого типа имеют громадные объемы и очень большие размеры: от 100 до 240 м в длину при объёме от 25000 до 200000 м3.. Радиус действия их очень велик; есть дирижабли, способные совершить полёт вокруг земли без посадки… Английский жесткий дирижабль конструкции цеппелина совершил полёт из Англии до Минеолы (Техас) и обратно.
Дирижабль «Лос-Анжелес», построенный в Германии и приобретенный США, совершил успешный полёт из Германии в Америку через Атлантический океан (путь в 8000 км был пройден в 80 ч. 45 м.).
Вопрос. Какова область будущего применения дирижаблей?
Ответ. Дирижабли, особенно жёсткого типа, будут применятся для перевозки пассажиров, почты и грузов на дальние расстояния… Дирижабль, который имеет большую грузоподъёмность по сравнению с его собственным весом, чем самолёт, явится в будущем, по мнению многих авторитетов, туристическим воздушным кораблём.
Вопрос. Какое применение имеют дирижабли в СССР?
Ответ. У нас в СССР это дело является молодым. Мы ещё несколько лет назад не имели ни дирижаблей, ни верфей для их постройки, ни необходимых кадров специалистов: конструкторов и водителей.
В чрезвычайно короткий срок (2-3 года) под напором советской общественности были собраны кадры старых воздухоплавателей, к которым прикрепили советскую молодежь: развернулось проектирование и постройка с начало нескольких мягких, а затем и полужестких дирижаблей. Испытания первого советского полужесткого дирижабля В-5 показали, что техника этого сложнейшего дела нами освоена. В скором времени мы будем свидетелями постройки жестких дирижаблей, этих колоссальных воздушных кораблей.
Использование дирижаблей – удобного в условиях огромной территории Союза транспортного средства – намечается у нас в СССР чрезвычайно всесторонне. Благодаря тому, что дирижабль может покрывать без посадки громадные расстояния и удаляется от базы на тысячи километров, чрезвычайно ценно его использовать для исследовательских работ в условиях трудно-проходимых местностей, каковыми являются, например, все побережье Северного Ледовитого океана и земли, лежащие к северу от этого побережья».
Ещё немного истории
Крестным отцом больших дирижаблей был граф Фердинанд фон Цеппелин (1838-1917) который в начале XX века начал строить в Германии огромные жесткие дирижабли, которые в честь графа стали называть «цеппелинами».
За период с 1900 по 1916 гг. в Германии было построено 176 дирижаблей, которые активно использовали в годы Первой мировой войны.
Так один из самых больших боевых цеппелинов L-70 имел следующие данные: длина – 211,5 м, объём 62200 м3, потолок – 7000 м, скорость – до 131 км/ч, грузоподъемность – 39200 кг, экипаж – 25 человек, бомбовая нагрузка – 3650 кг.
Для сравнения самый большой самолет Великой войны «Илья Муромец» имел максимальную скорость – 120 км/ч, потолок – 3500 м, экипаж – 5-7 чел. боевую нагрузку – 490 кг, то есть в 7 раз меньшую чем L-70.
После поражения Германии в войне в стране сохранилась мощная база по строительству дирижаблей. И в 20-е-30 годы на ней строились дирижабли как для Германии, так и для других стран.
Самый знаменитый из них был дирижабль LZ-127 «Граф Цеппелин» построенный в 1928 году.
«Граф Цеппелин» совершил много уникальных полётов. В том числе на Северный полюс, вокруг Земного шара, трансатлантические перелёты из Европы в Северную и Южную Америку …
В 1930 году «Граф Цеппелин» прилетал в СССР, и в 1931 году, по пути к Северному полюсу, в Арктике произошла встреча дирижабля с ледоколом «Малыгин».
В июле 1931 года в СССР вышли четыре марки, посвященные этой встрече.
Еще в 1928 году в Германии вышли три первые марки, посвященные дирижаблю. А затем на этих марках в 1930, 1931 и 1933 годах были сделаны надпечатки, посвященные полётам дирижабля «Граф Цеппелин».
Марки, посвящённые полётам LZ-127, вышли во многих странах мира и ныне представляют большую ценность для коллекционеров.
В 1936 году отправился в свой первый рейс через Атлантику другой знаменитый дирижабль LZ-129 «Гандербург», полёты которого, в отличие от «Графа Цеппелина», окончились трагически. В 1937 году в Нью-Джерси США он был уничтожен пожаром…
После гибели «Гандербурга» эра цеппелинов в конце 30-х годов стала заканчиваться и их окончательно вытеснили с неба самолёты.
Вторая жизнь дирижаблей?!
С момента гибели «Гинденбурга» прошло более 85 лет. Ныне самолёты и их младшие братья вертолёты заняли все ниши в воздушном пространстве.
Действительно, если во время Первой мировой скорость цеппелинов была сопоставима со скоростью самолётов, а грузоподъёмность и дальность полётов во много раз больше, то сейчас скорость самолетов во много раз больше скорости дирижаблей, а дальность полёта и грузоподъемность сопоставима или даже больше, чем у цеппелинов.
Возможно, дирижабли могли бы занять свою нишу в грузовых и пассажирских воздушных перевозках, особенно, в пустынных районах Сибири, Дальнего Востока, побережья Северного Ледовитого океана… Можно достаточно быстро наладить массовое производство малых (мягких) и средних (полужестких) дирижаблей производство которых значительно дешевле и проще строительства самолётов. И возможно, тогда мы вновь увидим плывущие в небе воздушные корабли?!
Михаил Севастьянов. г.Краснодар
Другие статьи автора:
История на марках. Герб Советского Союза
Первые Герои Советского Союза на почтовых марках
Арктика на марках. Земля Франца-Иосифа
Стратостаты и стратонавты на почтовых марках
Статьи по теме
Гиганты неба: история отечественного дирижаблестроения в советских почтовых марках
Гиганты неба. «5 в 4», или Энтузиазм в «экспортном варианте»