Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича

2023-10-05 09:42:55, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ, ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Андрей Петрович Дьяченко представляет цикл очерков, посвященных искусству авангарда, отраженному в филателистических материалах. Предназначен он главным образом для тех, кто хотел бы создать тематическую или мотивную коллекцию на тему «Искусство ХХ века». 

В этой статье Андрей Петрович рассказывает о творчестве художника-авангардиста, педагога, теоретика искусства, философа, основоположника супрематизма —  Казимира Малевича.

*  *  *

Филателисты имеют право на особое мнение о Казимире Малевиче (1878 - 1935), ведь авангардные построения художника широчайше используются в мировой почтовой графике. Во многих странах мира отправители писем наклеивают на конверты марки с геометрическими построениями и даже не знают, что держат в руках образцы стиля Казимира Малевича – супрематизма.

Казимир Северинович Малевич родился в 1878 году на Киевщине в польской семье. Он учился в сельскохозяйственном училище, но рано проявил интерес к рисованию. В юном возрасте будущий футурист прошел через период увлечения И. Репиным и И. Шишкиным.

Он вполне профессионально работал в области реалистической живописи, а во время первой мировой войны создавал блестящие агитационные карикатуры. Но художник рано решил, что в реализме все уже создано, и надо идти дальше. Необходимость монтажного, конструируемого художником искусства (отсюда слово «конструктивизм») буквально витала в воздухе.

Сама эпоха, насыщенная техническими и политическими преобразованиями, властно диктовала появление нового отношения к прекрасному. Авангардисты воспевали скорость, быстрое движение. Железнодорожный бум заставлял взглянуть на мир из окна вагона или едущего наперегонки с поездом автомобиля. Еще один бум – авиационный – привел к необходимости взглянуть на землю с небес.

Имя Малевича тесно связано с понятием «супрематизм» – направлением в искусстве, предполагающем изображение форм в виде простых геометрических фигур. Эти построения уже давно полюбились дизайнерам: в духе Малевича оформлены интерьеры зданий, обложки книг, тара и упаковка некоторых товаров и даже игральные карты…

Малевич создал «параллельный мир», но не в том смысле, как его трактуют фантасты. Мир геометрических построений – это особая символика многомерного пространства, бесконечно простирающегося во всех направлениях Космоса. Жаль, что марки с репродукциями работ Малевича ни разу не включались в космические коллекции. Но обнаружение новых произведений художника привело к новому витку бума Малевича. Даже сам факт научной экспертизы «Черного квадрата» (1913) вызвал к жизни такие горячие споры о творчестве художника, что стало ясно: нерешенных вопросов еще очень много.

Чаще всего представители обыденного сознания говорят, что для создания такого произведения совсем не нужно никаких умений. Есть мнение, что это полотно является не познанным до конца чудесным прорывом в бездну, в бесконечность и в четвертое измерение. Говорят также, что сама картина способна провоцировать споры, жаркие дискуссии. Уж не значит ли это, что любая репродукция «Черного квадрата» может неким биоэнергетическим образом воздействовать на наши умы и души?

Живопись способна по-разному воздействовать на чувства человека. Хорошо, когда эти эмоции описаны правдиво и искренне. А ведь противники Малевича не раз прибегали к провокациям. Недобросовестные люди распространяют слухи о том, что сама могила художника способна генерировать некую энергию, не говоря уже о репродукциях его работ, излучающих… особенный свет.

Уже сегодня ясно одно: супрематизм был новым видением мира, своего рода прорывом в особенное – космическое сознание. Получается, что Вселенная может представать как бездонный колодец слепящего света, и геометрические фигуры становятся своего рода «дорожными знаками» на пути в космическую бесконечность. Ученые расшифровывают эти знаки, словно древние письмена и постепенно конструируют ход творческого процесса художника, сравнивают его построения с тайнописью. К. Малевич по праву назван легендарной фигурой столетия. Существуют школы – художественные объединения творцов-единомышленников, имеющие в основе супрематистскую доктрину Малевича.

Но не только интерпретация картин и литературных текстов Малевича ставит в тупик его биографов. Множество тайн связано с ненайденными и вообще неизвестными работами Малевича.

Несколько лет назад был обнаружен один из вариантов всемирно известного «Черного квадрата». Это настоящая детективная история. В Самарское отделение Инкомбанка обратился молодой человек с просьбой купить у него одну из версий «Черного квадрата». Картина оказалась подлинной. Искусствовед Г. Никич, приглашенный для идентификации картины, вспоминал потом, что «всем сразу стало ясно, что картина подлинная – от нее исходила какая-то специфическая энергия». А продавец картины после заключения сделки надолго исчез и вернулся домой в состоянии глубокой депрессии. Тогда и было высказано мнение, что энергетика картины долго «не отпускает» владельца.

К. Малевич. Чёрный супрематический квадрат. 1915 год, Третьяковская галерея

Семья, продавшая Инкомбанку картину, владела также частью архива Малевича и фрагментами его скульптурных работ. Биографы художника не теряют надежды найти новые фото- и даже кинодокументы, рассказывающие об основателе супрематизма. Противники Малевича, похоже, даже рады, что его работы утрачены. Чего (или что?) только не писали в последние годы о картине «Черный квадрат». Это, мол, и сатанинская картина, и основание иудейского храма, и отражение полной бездуховности большевизма, и живописное воплощение той пропасти, в которую ввергал Россию коммунистический строй.

Не остались в стороне даже молодежные журналы, которые не преминули пренебрежительно высказаться о революционном искусстве. Противники художника ведут себя смело, не жалеют громких слов.

«Чёрный квадрат». Рубеж 1920—1930-х годов Государственный Эрмитаж  

А ведь в тридцатые годы Малевича не предавали анафеме. Создатель «Черного квадрата» всегда вызывал у людей глубокое почтение. В зрелые годы он походил скорее на основателя новой религии, чем на художника-педагога. Он требовал от учеников беспрекословного подчинения принципам супрематизма, но это окупалось тем поистине безграничным идейным багажом, который приобретали ученики. Многие иностранные гости Петербурга (а в прошлом – Ленинграда), сойдя с трапа самолета, сразу же просили гидов отвезти их в ГИНХУК – давно не существующий Институт художественной культуры, основанный Малевичем, и удивлялись, узнав, что этой школы давно уже нет. Излишне говорить, как хорошо бы распродавались марки с картинами Малевича, как охотно гасили бы их иностранцы в почтовых отделениях современных музеев.

«Чёрный квадрат». 1929 год. Государственная Третьяковская галерея  

В 1935 году Казимира Севериновича не стало. Он готовился к смерти и спроектировал себе особый супрематический гроб сложной формы. В этом гробу тело художника перевезли в Москву. Перед отправкой с Московского вокзала гроб пронесли по Невскому проспекту в сопровождении большого количества людей. Усопший считался революционным художником, и Ленсовет без колебаний оплатил эти не совсем обычные похороны. Но не было ни посмертной выставки, ни желания вернуть в СССР работы Малевича, оставшиеся за рубежом. Впереди были годы забвения. Марки появились лишь в 1990-е годы. Среди стран, посвятивших художнику почтовые миниатюры, мы находим Россию, Белоруссию и Бельгию.

Урну с прахом похоронили в деревне Немчиновка под Москвой. Но первый памятник на могиле Малевича, созданный по эскизу художника Николая Суетина, недолго простоял на месте. Монумент представлял собой деревянный куб с черным квадратом, и вандалам не составило особого труда разбить его. Памятник из дерева был утрачен. А восстанавливать могилу чиновники от культуры не спешили, к тому же начались гонения на авангардное искусство.

Отметим, что люди, не понимающие абстрактного искусства, есть во многих странах, но нигде в мире споры с абстракционистами не имели такого агрессивного характера, как в СССР. Еще в конце семидесятых вокруг имени Малевича начались странные виражи судьбы. Его имя вдруг стали упоминать в связи с предстоящей Олимпиадой–80.

Не секрет, что многие зарубежные поклонники русского искусства попытались использовать Олимпиаду для того, чтобы познакомиться с русским авангардом, побывать в местах, связанных с именами М. Шагала, К. Малевича и В. Кандинского. Началась негласная подготовка к этим событиям.

К 1980 году в нескольких странах мира прошли выставки работ художника, но если устроители выставок присылали в СССР каталоги, то почтовая цензура нещадно изымала эти издания. Возникло предложение обустроить могилу, но тут выяснилось, что в Немчиновке она даже не зарегистрирована. Пришлось отложить установку надгробья, которое воссоздано лишь недавно.

Теперь картина «Черный квадрат» висит в Эрмитаже, и каждый может прийти на свидание с этим многострадальным произведением. Оно многозначно и таинственно, поэтому и встреча с ним обещает быть интересной. А почтовые администрации стран мира дарят нам все новые и новые возможности пополнить разделы коллекции по искусству марками, посвященными творчеству Казимира Севериновича.  

А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)

 

Другие статьи цикла:

Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала  

Художественный авангард в филателии

Символизм и модерн – мост к авангардному искусству  

Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни

 

Другие статьи автора:

За несколько минут до нового 1953 года

Фантастический Петербург: филателистическое измерение

Мир Сурикова

Петербургский призрак Ганс Макарт

Ф.И. Шаляпин в почтовой графике

Орбиты филателиста Л.И. Перескокова

Стиль Беггарстафф в наших альбомах

На марках – наивное искусство

Возможна ли филателистическая эзотерика?

Вечер в петербургской библиотеке

Коломан Мозер и его марки

Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд

Удивительный феномен Cергея Дягилева

Золушки на почтовых конвертах

Анджелина Джоли – филателистический взгляд

Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд

К 200-летию художника Уильяма Линтона

Русский мастер гравюры

Алгоритмы привлекательности

Алгоритмы привлекательности. Окончание

Что такое чернодрук?  

Грациозность Эжена Грассе

К юбилею Н.А. Некрасова

Художник Отто Экман глазами филателиста  

Искусство силуэта в почтовой графике

Картины, написанные точками

Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского

Искусство Бердслея: филателистический взгляд

Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов

Филателист, почта, кинокадр

Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна

Мастера художественной литературы – филателистам

Почтовая графика Бориса Зворыкина

Счастливая звезда Анатолия Калашникова

Художник Генрих Фогелер и почтовая графика

Тени и силуэты в Пушкиниане

Изюминки репинской филателии

Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях

Кот Бегемот и марки о нём

Силуэт плюс голубое небо

Юбилей великого символиста

Норман Роквелл и Россия

Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени

Филателия в искусствоведческой литературе

От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»

 

Интервью с А.П. Дьяченко

А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Ялтинская конференция 1945 года в почтовых марках
  • Письма XIX века
  • Современные информационные технологии и филателия
  • Летчик-бомбардировщик В.С. Ефремов
  • Битва под Сталинградом в почтовых марках и открытках
  • Обзор выпусков почтовых марок за январь 2025 года
  • XVI научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Союз филателии и кондитерского искусства
  • Писать только отрадное
  • Новый год встречают… марками
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 6
  • Каким образом небольшой невзрачный мотылёк изменил мир. Окончание
  • Каким образом небольшой невзрачный мотылёк изменил мир
  • Выпуски к юбилею первой русской почтовой марки
  • Битвы, приближавшие Великую Победу
  • Неудачные «Почтовые ящики»
  • Почтовые призраки. Карнавальная феерия
  • Букет из Жостово
  • Филателисты голосуют за Монетный двор
  • Дарю вам огромный букет!
  • Меценаты Щаповы
  • Марки со шрифтом Брайля
  • Комментатор Священного писания
  • «Военные» марки
  • Алмазный фонд России: польза, честь и слава
  • Как менялись советские новогодние открытки
  • Телеграмма — важное средство коммуникации
  • "Белпочта" подвела итоги новогодних конкурсов
  • Коллекция советских открыток с необычным Дедом Морозом
  • История открытки. Валентин Валентинович Андриевич
  • Самая неудачная марка 2024 года
  • Новая книга «Ледоколы в океане филателии. От Российской империи до Российской Федерации»
  • Научно-просветительский журнал "Мир русской филателии"
  • Филателистические итоги 2024 года
  • Место встречи изменить нельзя
  • Союз филателистов России подвел итоги 2024 года
  • Самая красивая марка SEPAC 2024
  • Уникальная открытка
  • Забавные совпадения на новогодних открытках
  • Обзор выпусков почтовых марок за декабрь 2024 года
  • Одна взаимная любовь – филателия
  • Сокровищам бесценная оправа
  • Чем запомнился 2024 год в Филателии?
  • Жива ещё филателия и филокартия в Уфе
  • Художники и скульпторы Победы
  • Обзор выпусков почтовых марок за ноябрь 2024 года
  • Выставка в Шанхае China-2024. Часть 2
  • Тропами Первой Гвардейской
  • Филателистическая выставка China-2024
  • Необычное гашение почтовых марок на «Параде елок»
  • Филателистический праздник в Шанхае
  • Самая лучшая марка 2024 года
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 5
  • Мода — это полет бабочки
  • Код Дюшана и филателия
  • История открытки. Иван Максимович Семёнов
  • Истоки почты родного края. Находимся на станции Черниковка…
  • Космическая мощь России
  • Летчик Водопьянов — человек поступка!
  • Гордость земли башкирской
  • Географический диктант
  • Собрание филателистов города Волгограда и области
  • Винная тематика в российской филателии
  • Все побывали тут!
  • Что помогает почтовым маркам Беларуси держать марку
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 4
  • Каталог конвертов с оригинальной маркой СССР 1932-1991
  • Советский скульптор Вера Мухина. Окончание
  • Искусственный интеллект на почтовых марках
  • Поездка в Брест
  • Организация Объединенных Наций на почтовых марках
  • М.К. Тенишева — созидательница и собирательница
  • Советский праздник на старых открытках
  • Ожерелье чудес допетровской поры
  • Члены-учредители Петроградского общества филателистов (1923 – 1924)
  • Советский скульптор Вера Мухина
  • Филателистический туризм. Ивановская область. Часть II
  • Обзор выпусков почтовых марок за октябрь 2024 года
  • Русская Америка на почтовых марках. Стратегии репрезентации исторической памяти
  • История открытки. Ксения Конрадовна Купецио
  • Целебная сила природы
  • Вспоминая Протвино…
  • Памяти художника Числевича
  • «Чейн карды» как способ коллекционирования марок
  • Светоч русской поэзии и прозы Александр Сергеевич Пушкин
  • Путевая заметка о семинаре
  • В объятиях багряного вихря
  • Художник Эжен Грассе – автор марок к юбилею ВПС
  • Международная филателистическая выставка «Россия 2024»
  • «На чём печатают марки?». Отделка фольгой из золота
  • Пожарная охрана в России
  • Послевоенный раздел Европы. Зоны оккупации
  • Юбилейные и памятные даты 2024 года сквозь призму филателии и филокартии
  • Певец Российской славы
  • Петербургский вернисаж. Неделя почтовых коллекций-2024
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • Юбилей ВПС
  • Учитель с большой буквы
  • Филателистический туризм. Ивановская область
  • Кана Галилейская. 2000 лет
  • Отец матрёшки расписной
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 3
  • Юбилей Всемирного почтового союза
  • Вторая Олимпиада КНР
  • Обзор выпусков почтовых марок за сентябрь 2024 года
  • День коллекционера отметили в библиотеке
  • Огонь Парижских игр 2024 года
  • Первые олимпийские марки КНР
  • Неповторимый Джакомо Кваренги
  • Открытки из Китая в Германию 1912-1913 гг.
  • Первые шаги в филателии
  • «Тест-драйв» вендингового аппарата
  • А как храните марки ВЫ?
  • Великолепие Дымковской игрушки
  • Символ Бессмертной России
  • 120-лет со дня рождения Д.И. Гулиа
  • Филателия — это интерес и ген собирательства!
  • Не забудут имена просветителей и строителей
  • Занятие для души: тренер по карате рассказал о необычном хобби
  • Марки России. «Картонка»
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 2
  • Вопрос филателистам
  • Три письма из Китая
  • Пяти гениев небесная любовь
  • Друг нашей страны – художник Вернер Клемке
  • Обзор выпусков почтовых марок за август 2024 года
  • Крупнейший архитектор русского классицизма
  • История открытки. Сергей Михайлович Прокудин-Горский
  • Только хоккей!
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть I
  • Пушкин и стиль модерн
  • Почтовые карточки для Мосмебельторга и «Книга — почтой»
  • «Дело всей жизни». Воспоминания А.М. Василевского
  • Станислав Жуковский. Необыкновенный художник
  • Дом-музей Паустовского в Тарусе
  • Что рассказывают о природе Башкирии почтовые конверты?
  • Софи Лорен: почтовое измерение
  • Марки с наклеенными элементами
  • Фауна Абхазии. Серия первая
  • Гордость Отечества. Василий Шукшин
  • Почта: интриги, скандалы, расследования...
  • Ура! Наши опять в космосе!
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Иберо-Американская выставка в Севилье
  • От звезды Давида — до звезды Героя
  • Филателистическая выставка «Брест-2024» глазами студентки
  • По анфиладе славы россиян
  • Первый выпуск стандартных марок СССР
  • Выставки на марках
  • Обзор выпусков почтовых марок за июль 2024 года