Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Дом-шар и марки Республики Кугельмугель

2023-10-06 09:15:35, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Филателист Игорь Леонидович Шевченко представляет цикл статей о «почтовых призраках» — неисследованного пласта филателии.

Сегодня Игорь Леонидович рассказывает о необычном доме-шаре и марках  Республики Кугельмугель.

*  *  *

В Вене (Австрия) между Дунаем и Дунайским каналом находится знаменитый парк Пратер, протяжённостью 5 км. Название парка происходит от испанского «prado» – «луг». Первые упоминания о нем относятся к 1162 году! Парк был излюбленным местом охоты императорской семьи.

В 1766 открыт для посетителей. Большую его часть занимает так называемый «зелёный Пратер» (Grüner Prater), где сейчас находятся главная аллея, территория Венской международной ярмарки, ипподром, стадион, велодром, спортивные площадки.

Каждый, кто побывал в Пратере, не может пройти мимо еще одной достопримечательности, появившейся уже в наше время – необычного дома-шара диаметром около 8 метров, сооруженного австрийским художником Эдвином Липбюргером (Edwin Lipburger) и расположенного на небольшом земельном участке, окруженном оградой с колючей проволокой наверху.

Из надписи на плакате, хорошо видном любому посетителю парка, явствует, что огороженная территория есть ни что иное, как… Республика Кугельмугель с единственным постоянно проживающим здесь жителем.

Липбюргер родился в 1928 году в Лаутерахе (Lauterach). В 1951-1961 годах работал поваром в различных санаториях. В 1964-1967 годах – учился в Академии художеств в Вене.

История появления самопровозглашенной «республики» довольно занимательна и началась еще в начале 70-х годов прошлого века. В 1971 году Эдвин Липбюргер построил в Катцельдорфе, расположенном в округе Венский Нойештадт в Нижней Австрии, на лугу недалеко от Ландештрассе 4091, дом-шар.

Главная идея создания такого жилища заключалась в том, что шар – идеальная форма для жилища, поскольку он опирается на землю сравнительно небольшой частью своей поверхности, фактически парит над ней, не портит своим внешним видом ландшафт, в отличие от домов традиционных форм, не занимает большую территорию и обладает по сравнению с ними большей полезной площадью.

Кроме того, шар, по мнению Липбюргера, символизирует собой свободу, потому что не имеет ни начала, ни конца, а также символизирует гармонию с природой: ведь Земля – круглая, жизнь замкнута в круг и находится в вечном движении, как катящийся шар… Вот такая философия.

Дом-шар имеет в основе своей железобетонный столб-опору, заканчивающийся в центре шара. На его верхнем торце закреплен пол верхнего этажа.

Внешние стены изготовлены из 128 конструкций, представляющих собой деревянные рамы, обшитые оцинкованной жестью, и скрепленные друг с другом жестяной же лентой шириной 12 мм. Стыки проложены специальным уплотнителем, изготовленным на основе каучука. Стены с внутренней стороны утеплены. Имеется вентиляция и сантехнические удобства, подключаемые к городскому коммунальному хозяйству.

Для отопления жилища используются электрические нагреватели. Все деревянные конструкции обработаны защитным составом. Дом имеет два этажа, соединенных между собой винтовой лестницей. Площадь полов составляет 60 м2.

Общий объем внутренних помещений составляет примерно 236 м3. Так как разрешения на постройку дома у Липбюргера не было, он оправдывал «самострой» тем, что это всего лишь «застывший в некоем временно стабильном положении шар», «вдояковыпуклые стенки внутреннего помещения которого не подпадают ни под одно из принятых в Нижней Австрии строительных правил», соответственно, нет таких правил и для всей «конструкции в виде шара 20 метров по окружности».

Кроме того, заявлял изобретатель, дом-шар опирается на такое небольшое по размеру основание, что практически едва касается совершенно незначительного клочка земли. Исходя из этого, Липбюргер в 1976 году провозгласил свое необычное жилище Республикой Кугельмугель (нем.: «Kugel» – «шар»; «Mugel» – «круглый камень, валун»), себя, естественно, ее президентом, а также премьер-министром и министром всех сфер деятельности. С этого времени он называет себя магистром Эдвином Липбюргером-Кугельмугель (Mag. Edwin Lipburger-Kugelmugel).

Липбюргер стал незаконно устанавливать изогнутые (чтобы иметь повод препираться с властями) дорожные знаки с указанием направления на «республику»-дом. Эти знаки снимались и конфисковались жандармерией, что вызывало недовольство владельца необычного сооружения. Дело закончилось судебным разбирательством. В 1979 году окружной суд Венского Нойештадта приговорил «президента» за превышение полномочий к 10 суткам тюремного заключения. В июне 1982 года дом-шар был перевезен в Венский Пратер, где его разместили за Планетарием по адресу: площадь Антифашизма (Antifaschismusplatz), 2 (цифра «2» обозначат, что дом относится ко второму району округа Леопольдштадт).

Но и здесь не обошлось без скандала. Вскоре Липбюргер обратился в прокуратуру с заявлением о неправомерных претензиях к нему жителя Вены Гельмута Цилька (Helmut Zilk), который, помогал ему перевезти дом в столицу. Якобы, Цильк сначала заявил о том, что все издержки по перевозке дома-шара берет на себя, а затем потребовал денежную компенсацию за выполненную работу. Чем закончилась тяжба – история умалчивает.

Число граждан Республики Кугельмугель, включая и ее основателя, по состоянию на апрель 2006 года составляло около 400 человек, проживающих по всему миру, а здесь числящихся в «вынужденной эмиграции». С 1976 года Липбюргер отказывается платить налоги австрийскую казну.

Тогда же он выпустил т.н. «Специальную почтовую марку интеллектуальной Венской Ратуши», за что был обвинен в незаконном издании знаков почтовой оплаты и получил по приговору суда тюремный срок. Только помилование австрийского президента спасло его от отбывания срока за решеткой.

«Президент» воспрял духом и… продолжил выпуск марок. Сейчас известно, по крайней мере, о более чем трех десятках различных «марок» Республики Кугельмугель, представляющих собой (за редким исключением) одну и ту же надпечатку названия самопровозглашенной республики на марках Австрии с изображением пейзажей и исторических достопримечательностей из ежегодно пополняющейся серии «Прекрасная Австрия».

Между прочим, «президент» использует на территории «республики» собственный почтовый штемпель с почтовым индексом «1028» и текстом: «Wien-Kugelmugel» («Вена – Кугельмугель»). Естественно, что эти «марки» и штемпель гашения носят исключительно сувенирный характер и к настоящей почте (и филателии тоже!) никакого отношения не имеют.

В 1985 году Липбюргер объявил об основании «Альтернативной ратуши Лаутераха», гражданской вспомогательной службы и гражданской инициативы «Спасение Лаутераха от разрушения сталелитейной промышленностью».

В 1986 году была создана «государственная художественная галерея» Республики Кугельмугель. Во всех его начинаниях ему активно помогает сын Клаус Липбюргер-Кугельмугель (Klaus Lipburger-Kugelmugel) художник и фотограф (родился в 1953 году в Лаутерахе).

Его портрет, кстати, красуется на одной из марок Кугельмугеля. С октября 2005 года велась официальная домашняя страница Республики Кугельмугель со всеми интересными историческими и техническими деталями необычного строения.

В настоящее время она, к сожалению, недоступна. Эдвин Липбюргер умер в январе 2015 года, и его сын Клаус Липбюргер занял пост президента. А сам дом-шар давно стал достопримечательностью австрийской столицы.

И.Л. Шевченко

 

Другие статьи автора

Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии

Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии. Окончание




Комментарии к статье:
2023-10-09 18:43:48, Валерий
Отличное начинание. И я так хочу. Но сначала объявляю себя многократным чемпионом своей квартиры по теннису, шахматам - шашкам всех видов и стрельбе из лука.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Самая неудачная марка 2024 года
  • Новая книга «Ледоколы в океане филателии. От Российской империи до Российской Федерации»
  • Научно-просветительский журнал "Мир русской филателии"
  • Филателистические итоги 2024 года
  • Место встречи изменить нельзя
  • Союз филателистов России подвел итоги 2024 года
  • Самая красивая марка SEPAC 2024
  • Уникальная открытка
  • Забавные совпадения на новогодних открытках
  • Обзор выпусков почтовых марок за декабрь 2024 года
  • Одна взаимная любовь – филателия
  • Сокровищам бесценная оправа
  • Чем запомнился 2024 год в Филателии?
  • Жива ещё филателия и филокартия в Уфе
  • Художники и скульпторы Победы
  • Обзор выпусков почтовых марок за ноябрь 2024 года
  • Выставка в Шанхае China-2024. Часть 2
  • Тропами Первой Гвардейской
  • Филателистическая выставка China-2024
  • Необычное гашение почтовых марок на «Параде елок»
  • Филателистический праздник в Шанхае
  • Самая лучшая марка 2024 года
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 5
  • Мода — это полет бабочки
  • Код Дюшана и филателия
  • История открытки. Иван Максимович Семёнов
  • Истоки почты родного края. Находимся на станции Черниковка…
  • Космическая мощь России
  • Летчик Водопьянов — человек поступка!
  • Гордость земли башкирской
  • Географический диктант
  • Собрание филателистов города Волгограда и области
  • Винная тематика в российской филателии
  • Все побывали тут!
  • Что помогает почтовым маркам Беларуси держать марку
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 4
  • Каталог конвертов с оригинальной маркой СССР 1932-1991
  • Советский скульптор Вера Мухина. Окончание
  • Искусственный интеллект на почтовых марках
  • Поездка в Брест
  • Организация Объединенных Наций на почтовых марках
  • М.К. Тенишева — созидательница и собирательница
  • Советский праздник на старых открытках
  • Ожерелье чудес допетровской поры
  • Члены-учредители Петроградского общества филателистов (1923 – 1924)
  • Советский скульптор Вера Мухина
  • Филателистический туризм. Ивановская область. Часть II
  • Обзор выпусков почтовых марок за октябрь 2024 года
  • Русская Америка на почтовых марках. Стратегии репрезентации исторической памяти
  • История открытки. Ксения Конрадовна Купецио
  • Целебная сила природы
  • Вспоминая Протвино…
  • Памяти художника Числевича
  • «Чейн карды» как способ коллекционирования марок
  • Светоч русской поэзии и прозы Александр Сергеевич Пушкин
  • Путевая заметка о семинаре
  • В объятиях багряного вихря
  • Художник Эжен Грассе – автор марок к юбилею ВПС
  • Международная филателистическая выставка «Россия 2024»
  • «На чём печатают марки?». Отделка фольгой из золота
  • Пожарная охрана в России
  • Послевоенный раздел Европы. Зоны оккупации
  • Юбилейные и памятные даты 2024 года сквозь призму филателии и филокартии
  • Певец Российской славы
  • Петербургский вернисаж. Неделя почтовых коллекций-2024
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • Юбилей ВПС
  • Учитель с большой буквы
  • Филателистический туризм. Ивановская область
  • Отец матрёшки расписной
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 3
  • Юбилей Всемирного почтового союза
  • Вторая Олимпиада КНР
  • Обзор выпусков почтовых марок за сентябрь 2024 года
  • День коллекционера отметили в библиотеке
  • Огонь Парижских игр 2024 года
  • Первые олимпийские марки КНР
  • Неповторимый Джакомо Кваренги
  • Открытки из Китая в Германию 1912-1913 гг.
  • Первые шаги в филателии
  • «Тест-драйв» вендингового аппарата
  • А как храните марки ВЫ?
  • Великолепие Дымковской игрушки
  • Символ Бессмертной России
  • 120-лет со дня рождения Д.И. Гулиа
  • Филателия — это интерес и ген собирательства!
  • Не забудут имена просветителей и строителей
  • Занятие для души: тренер по карате рассказал о необычном хобби
  • Марки России. «Картонка»
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 2
  • Вопрос филателистам
  • Три письма из Китая
  • Пяти гениев небесная любовь
  • Друг нашей страны – художник Вернер Клемке
  • Обзор выпусков почтовых марок за август 2024 года
  • Крупнейший архитектор русского классицизма
  • История открытки. Сергей Михайлович Прокудин-Горский
  • Только хоккей!
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть I
  • Пушкин и стиль модерн
  • Почтовые карточки для Мосмебельторга и «Книга — почтой»
  • «Дело всей жизни». Воспоминания А.М. Василевского
  • Станислав Жуковский. Необыкновенный художник
  • Дом-музей Паустовского в Тарусе
  • Что рассказывают о природе Башкирии почтовые конверты?
  • Софи Лорен: почтовое измерение
  • Марки с наклеенными элементами
  • Фауна Абхазии. Серия первая
  • Гордость Отечества. Василий Шукшин
  • Почта: интриги, скандалы, расследования...
  • Ура! Наши опять в космосе!
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Иберо-Американская выставка в Севилье
  • От звезды Давида — до звезды Героя
  • Филателистическая выставка «Брест-2024» глазами студентки
  • По анфиладе славы россиян
  • Первый выпуск стандартных марок СССР
  • Выставки на марках
  • Обзор выпусков почтовых марок за июль 2024 года
  • Выставка с секретом...
  • Н.И. Пирогов. Хирург, естествоиспытатель, педагог
  • Филателистическая выставка «Брест-2024»
  • «Абхазские динозавры» и ритмы Черного моря
  • Новые встречи с силуэтной графикой
  • Выставка с международным участием «Брест-2024»
  • Филателистическая нейроистория
  • История открытки. Рекламные открытки товарищества «Эйнем»
  • Счет потерь американских самолетов на марках Вьетнама
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Пель
  • Надпечатки на почтовых марках
  • Новоявленные мошенники
  • По следам наших публикаций. Мир современных детей
  • Стандартный выпуск марок Республики Абхазия
  • Мемориал в Саратовской области
  • Марки нестандартной ширины
  • Трижды Вятка
  • От слов — к делу...
  • Раритеты почтовой истории России
  • Что такое «Открытая филателия»
  • Первые и последние марки Советского Союза
  • Лениниана или нет?
  • Шахматный выпуск марок Республики Абхазия
  • Торжествуй, дорогая отчизна моя!
  • Николай Самокиш – гений батальной живописи
  • Марки России. Первый выпуск, посвящённый В.И. Ленину
  • Памяти Валерия Михайловича Халилова
  • Филателистическая олимпиада
  • Некоторые занимательные факты из истории ранних коллекций бабочек в России
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2024 года