Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Юбилею архитектора Щусева посвящается

2023-10-11 10:57:47, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Мы возвращаемся к теме Татарстана, начатой в статье «День Республики Татарстан» и вспоминаем об одном из ключевых брендов Республики — башне Сююмбике в Казанском кремле. 

Поводом для этого стал 150-летний юбилей прославленного российского и советского архитектора Алексея Викторовича Щусева, празднуемый 8 октября 2023 года.

Башня Сююмбике в Казанском кремле, из серии «1000 лет Казани» 

Алексей Викторович Щусев направлял своих учеников и последователей в Казанский кремль для произведения точных обмеров башни Сююмбике, очертания которой, в перекличке с образом Боровицкой башни Московского кремля, должны были лечь в основу главной входной группы здания Казанского вокзала.

В истории прототипа башни Казанского вокзала - башни Сююмбике - много необычного, что побуждает нас написать об этом ещё и третью статью как завершение своеобразного публицистического триптиха.

Сопоставление внешнего облика башни Сююмбике, входной группы Казанского вокзала и Боровицкой башни. Фотооткрытки (1-2). Фото: О.Ю. Латышев, 2005.

Однако, прежде чем мы вернемся к судьбе башни Сююмбике, позвольте совершить небольшой исторический экскурс в совокупность ключевых вех жизни архитектора.

А. В. Щусев с проектными чертежами Казанского вокзала. Фото: П.К. Остроумов. 1914 год

Алексей Викторович Щусев появился на свет в столице современной Молдовы — городе Кишинёве, в 1873 году, 26 сентября по старому стилю и 8 октября по новому, послереволюционному календарю.

Ещё до Великой Октябрьской Социалистической революции, в 1908 году, Алексей Викторович был избран действительным членом Императорской Академии художеств.

И уже буквально два года спустя, в 1910 году, ему присваивается звание академика архитектуры. К этому моменту он уже хорошо известен как автор проектов церквей неорусского стиля. К их числу будет справедливо отнести и Храм-памятник Сергия Радонежского на Куликовом поле, изображенный на юбилейном блоке 2023 года.

Щусев воздвигал храмы в национально-романтическом ключе, закладывая в основу их лейтмотива не столько симметрию и монументальность, сколько ярко звучащий рефрен лучших старинных храмов Пскова, Новгорода Великого и Первопрестольной. Именно на фоне одной из панорам, включающих столь ценные творения древних мастеров, Алексей Викторович изображен на обложке сувенирного набора, выпущенного к его полуторавековому юбилею.

Плавное перетекание одной архитектурной формы в другую, создает в его творениях подчас завораживающее и глубоко западающее в душу ощущение. В равной степени ему удалось реализовать свои архитектурные замыслы, следуя основам стилистики русской неоклассики и  стилистики «нарышкинского», «петровского» и «елизаветинского» барокко.

После Великой Октябрьской Социалистической революции Алексей Викторович возглавлял разработку генерального плана развития Москвы. Именно Щусева представляется целесообразным назвать в качестве единственного архитектора, который достиг  успеха последовательно в трёх эпохах, принадлежащих архитектуре Российской империи и СССР.

На протяжении своей многоплановой творческой деятельности Алексей Викторович уделил пристальное внимание как вышеупомянутому предреволюционному неорусскому стилю, так и конструктивизму, характерному для эпохи 1920-х годов.

В 1924 году, по поручению правительства молодого государства СССР, Щусев возводит два временных мавзолея Владимира Ильича Ленина у Кремлевской стены на Красной площади в Москве.

Второй (деревянный) мавзолей, арх. Щусев.
И.И. Бродский «У Мавзолея В.И. Ленина», 1924  год

Мавзолей В.И. Ленина, 1930 г, арх. А. Щусев

Мавзолей В.И. Ленина, арх. А. Щусев 

В 1929 году здесь же им сооружен третий вариант мавзолея, ставший постоянным. Его фасад изображен на советской ПКОМ 1973 года издания.

Ко второй половине 1920-х годов относится ряд построек Щусева в стиле конструктивизма в Москве и на Кавказе.

С 1932 года Щусев овладевает стилистикой сталинского монументализма, к которой следует отнести здание института Маркса, Энгельса и Ленина, сооруженное им в столице Грузии городе Тбилиси.

 

Лично Иосифу Виссарионовичу Сталину понравились оба предложенные Щусевым проекта фасада гостиницы «Москва» — один из них смотрит на Манежную площадь, а второй – на Театральную. В работе над данным проектом Щусеву помогали советские архитекторы О. Стапран и Л. Савельев.

Среди эталонов советской архитектуры в работах Щусева особенно выделяются те его творения, которые были призваны прославить эпоху социализма, уже охарактеризовавшего себя своими первыми мощными и убедительными свершениями – в промышленности, сельском хозяйстве, искусстве и т.д.

Наиболее выдающиеся образцы его творений в стиле сталинской архитектуры 1930—1940-х годов запечатлены в живописном поле почтовой карточки с оригинальной маркой, увидевшей свет полвека назад. 

Москворецкий мост (1936-1938), арх. А. Щусев, инж. В. Кириллов  

В 1943 году Щусев был избран академиком Академии наук Союза Советских Социалистических Республик, главным архитектором которой он являлся с 1938 года.

Герб СCCP – элемент оформления станции метро «Комсомольская-кольцевая».
Архитектор – А.В. Щусев. Фото О.Ю. и П.А. Латышевых

Кроме этого, он стал четырежды лауреатом Сталинской премии в 1940-м, 1946-м, 1948-м и 1952 годах.

Последняя премия ему была присвоена посмертно, что ещё раз свидетельствует о том, насколько велик был вклад архитектора в облик доминирующих городских наземных и подземных ландшафтов, по достоинству оцененных его современниками.

Станция кольцевой линии Московского метрополитена имени В.И. Ленина «Комсомольская», куда и по сей день попадают жители и гости столицы непосредственно из здания Казанского вокзала, и стала поводом для присвоения Щусеву Сталинской премии.

ХМК №15 — Станция «Комсомольская» был выпущен 25 июня 1957 г. в перевыпуске серии конвертов «Московский метрополитен им. В.И. Ленина» 1956 года, с единственным отличием - датой выпуска, которая находится на лицевой стороне конверта.

Элементы оформления станции метро «Комсомольская-кольцевая».
Архитектор – А. В. Щусев. Фото О.Ю. и П.А. Латышевых

Руководил Щусев строительством научных институтов в Москве, Киеве и Алма-Ате. Курировал возведение зданий органов государственной безопасности. Им создавались и осуществлялись планы восстановления после Великой Отечественной войны разрушенных городов.

Щусев организовал существенное расширение Государственной Третьяковской галереи в период 1920-1930-х годов. Здесь же, в дальнейшем, будет экспонироваться и его портрет кисти известного художника-передвижника Михаила Васильевича Нестерова.

М.В. Нестеров. Портрет А.В. Щусева, 1941, ГТГ

Одновременно с этим он создал Музей архитектуры, находящийся на улице Воздвиженка в Москве, названный его именем.

24 мая 1949 года Алексея Викторовича не стало. Но прекрасные его творения должны пережить века.

P.S. В электронной коллекции авторов данной статьи сохранились почтовые карточки, посланные братом А.В. Щусева, Павлом Викторовичем (1880-1957), который являлся русским и советским архитектором, доктором технических наук, а также членом-корреспондентом Академии архитектуры СССР.

Латышев Олег Юрьевич - п.д.н., к.филол.н., действительный член МАС, МАЕ, ЕАЕ, ISA, МОО АД ЮТК, член-корр. МАПН, профессор университета «Сайпресс», США, профессор РАЕ, президент, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, г. Москва.

Латышева Полина Александровна - исполнительный директор, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, г. Москва, Россия.

Радаэлли Массимо, д.ф.н., вице-президент и глава итальянского национального отделения, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, г. Милан, Италия.

Луизетто Мауро - д.ф.н., почетный вице-президент, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, г. Пьяченца, Италия.

 

Другие статьи авторов: 

Зодчие Санкт-Петербурга из рода Трезини

Екатеринбург, Свердловск, и вновь – Екатеринбург!

…И пермяком он тоже стал!

Место филателии среди «широких» культурных индустрий

Историограф Российского флота

Шестьдесят лет спустя

Николай Пирогов: у истоков русской военно-полевой хирургии и школы анестезии

Януш Kорчак – педагог милостью Божией

К вопросу о подготовке к юбилею Карла Брюллова

Петергофу – 300!!!

Михаил Ломоносов – Homo Universalis

День Республики Татарстан

Климент Охридский – всеславянский просветитель  

Маэстро эсперанто 

Интервью с О.Ю. Латышевым

Филателия должна принадлежать миллионам!




Комментарии к статье:
2023-10-13 13:59:06, Любовь
Небольшие дополнения, из известного мне. По семейному преданию, место Куликова сражения на самом деле находится в приходе храма на Кулишках, что в Москве, близ Китай- города. Фрагменты человеческих скелетов находили повсеместно при застройке в советские годы. В свою очередь, многоуровневые фасады Сююмбике, Казанского вокзала и Боровицкой башни на Красной площади, те же Мавзолей и гостиница Москва, но уже без острых наверший, напоминают о шатровом стиле в архитектурном пространстве всего Московского кремля. В том числе, к нему можно отнести и собор Покрова́ Пресвятой Богородицы, что на Рву. Вспоминается о домовой иконе Дома Романовых, наиболее почитаемой в русском народе святом лике Пресвятой Богородице в списке Казанская. По все видимости, Москорецкий мост в творчестве архитектора Щусева не случаен. Замоскворечье в своих топонимах напоминает о восточных направлениях царских походов на Восток времен пятнадцатого века. Примечательно, что одежды Щусева в последние годы жизни, судя по кисти Михаила Нестерова, вполне себе восточные. Но, все-таки возник вопрос - чего больше в работах талантливого архитектора, репатриация или исход Востока из Москвы?
2023-10-19 20:50:11, Ольга
Нет никакой возможности игнорировать историю, как предмет, в котором все дороги переплетены - дань уважения к личностям, оставляющим свой след в истории развития стран, городов, может выражаться самыми разными способами. Память - это хранилище. Передача этой памяти - "вечный двигатель" этого развития . Большое спасибо авторам этой статьи . Прекрасные фотографии Олега Юрьевича и Полины Александровны - демострируют глубокое уважение к этой памяти и тех, кто сберегает эту красоту, и тех, кто не может пройти мимо.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 9. Окончание
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 9
  • С фронта с любовью: как открытки становились символом стойкости
  • Выставка в усадьбе Александрово-Щапово
  • Пражская стратегическая наступательная операция в почтовых марках
  • Пасхальные дары Фаберже
  • Неизвестный Герой Советского Союза
  • Храм искусства Сергея Ульяновского
  • Успехи российских филателистов на выставке в Гродно
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2025 года
  • Филателистическая выставка «Белфила-2025». Мечты сбываются!
  • Итоги конкурса
  • Памяти Зураба Церетели
  • Театр и улица зодчего Росси
  • Семь веков бело-синей Гжели
  • Космос на марках. Картины А.А. Леонова и А.К. Соколова
  • Отто Юльевич Шмидт. Загадка одной марки
  • История в миниатюре
  • Республика с именем древнеримской богини
  • Лентикулярная печать
  • И тыл был фронтом...
  • Берлинская стратегическая наступательная операция на почтовых марках
  • Основоположник тематического коллекционирования
  • Вопрос филателиста. Космос должен быть мирным
  • История открытки. Художник-космонавт А.А. Леонов
  • Позывной «Чайка»
  • Два автографа Гагарина
  • Судьбы, сложенные в треугольник
  • Резонанс публикаций портала «Филателия.РУ»
  • Дальневосточная республика и ее почтовые марки
  • Юбилейные виньетки в водовороте тайн, страстей и загадок
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2025 года
  • Принцесса филателии
  • Абхазия в составе СССР. Неделя письма и спецгашения
  • Абхазия в составе СССР. Почтовые марки и новоделы
  • Символы Победы
  • Герои детских книг на почтовых открытках
  • Филателистический автограф. Михаил Таль
  • С миру по открытке
  • Творческое наследие художника Васильева
  • Неповторимый мастер неба
  • Филателистический автограф. Анатолий Карпов
  • Первые альбомы для марок
  • Первые марки с многоцветной печатью
  • Вопрос филателиста. Помогите идентифицировать марки
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты. Март 2025 года
  • Волшебство Палехской миниатюры
  • Филателистический автограф. Письмо космонавту
  • Эпоха на конвертах и марках
  • Филателистический автограф. Чарльз Дьюк
  • Армения 1929: Почтово-благотворительный выпуск в пользу детей
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 8
  • Филателистический автограф. Космонавты
  • Узорочье графа Сюзора
  • Филателистический автограф. В.В. Горбатко и Томас Стаффорд
  • Непочтовые еврейские марки
  • Высота и ширина
  • Филателистический автограф. Э.Т. Кренкель
  • Филателистический автограф. Джеки Чан и Брюс Хлебников
  • Генеральный директор КАМАЗа
  • Как относиться к гашеным маркам?
  • Эпоха возрождения Федоскино
  • Во славу трудящихся женщин
  • Филателистический автограф. Лётчик-космонавт В.В. Горбатко
  • Цветной штемпель вам в коллекцию...
  • Филателистический автограф. Федор Конюхов
  • Собор Парижской Богоматери
  • Филателистический автограф
  • Пшеничные косы Великой Руси
  • Марочные тетради
  • Филателистическое краеведение. Пермь Великая
  • Обзор выпусков почтовых марок за февраль 2025 года
  • Приглашаем к обсуждению. Благотворительная филателия
  • Марка на память. Писатели Башкирии — на почтовых конвертах
  • Сказка на почтовую тему
  • Филателистическое краеведение. Щаповский музей и род Щаповых. Окончание
  • История Открытки. День защитника Отечества
  • Филателистическое краеведение. Щаповский музей и род Щаповых
  • Живительные натюрморты Хруцкого
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 7
  • Великая Отечественная война на марках Республики Абхазия
  • Филателистическое краеведение в Воронеже
  • Бескрайнего неба простор голубой
  • По следам наших публикаций. Полководцы
  • Послесловие к «Указателю цен на российские почтовые и юбилейные марки» И.В. Мигунова
  • М. Антоненко: Итоги моего 2024 филателистического года
  • Русской души торжество
  • Ялтинская конференция 1945 года в почтовых марках
  • Письма XIX века
  • Современные информационные технологии и филателия
  • Летчик-бомбардировщик В.С. Ефремов
  • Битва под Сталинградом в почтовых марках и открытках
  • Обзор выпусков почтовых марок за январь 2025 года
  • XVI научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Союз филателии и кондитерского искусства
  • Писать только отрадное
  • Новый год встречают… марками
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 6
  • Каким образом небольшой невзрачный мотылёк изменил мир. Окончание
  • Каким образом небольшой невзрачный мотылёк изменил мир
  • Выпуски к юбилею первой русской почтовой марки
  • Битвы, приближавшие Великую Победу
  • Неудачные «Почтовые ящики»
  • Почтовые призраки. Карнавальная феерия
  • Букет из Жостово
  • Филателисты голосуют за Монетный двор
  • Дарю вам огромный букет!
  • Меценаты Щаповы
  • Марки со шрифтом Брайля
  • Комментатор Священного писания
  • «Военные» марки
  • Алмазный фонд России: польза, честь и слава
  • Как менялись советские новогодние открытки
  • Телеграмма — важное средство коммуникации
  • "Белпочта" подвела итоги новогодних конкурсов
  • Коллекция советских открыток с необычным Дедом Морозом
  • История открытки. Валентин Валентинович Андриевич
  • Самая неудачная марка 2024 года
  • Новая книга «Ледоколы в океане филателии. От Российской империи до Российской Федерации»
  • Научно-просветительский журнал "Мир русской филателии"
  • Филателистические итоги 2024 года
  • Место встречи изменить нельзя
  • Союз филателистов России подвел итоги 2024 года
  • Самая красивая марка SEPAC 2024
  • Уникальная открытка
  • Забавные совпадения на новогодних открытках
  • Обзор выпусков почтовых марок за декабрь 2024 года
  • Одна взаимная любовь – филателия
  • Сокровищам бесценная оправа
  • Чем запомнился 2024 год в Филателии?
  • Жива ещё филателия и филокартия в Уфе
  • Художники и скульпторы Победы
  • Обзор выпусков почтовых марок за ноябрь 2024 года
  • Выставка в Шанхае China-2024. Часть 2
  • Тропами Первой Гвардейской
  • Филателистическая выставка China-2024
  • Необычное гашение почтовых марок на «Параде елок»
  • Филателистический праздник в Шанхае
  • Самая лучшая марка 2024 года
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 5
  • Мода — это полет бабочки
  • Код Дюшана и филателия
  • История открытки. Иван Максимович Семёнов
  • Истоки почты родного края. Находимся на станции Черниковка…
  • Космическая мощь России
  • Летчик Водопьянов — человек поступка!
  • Гордость земли башкирской
  • Географический диктант
  • Собрание филателистов города Волгограда и области
  • Винная тематика в российской филателии