Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Юбилею архитектора Щусева посвящается

2023-10-11 10:57:47, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Мы возвращаемся к теме Татарстана, начатой в статье «День Республики Татарстан» и вспоминаем об одном из ключевых брендов Республики — башне Сююмбике в Казанском кремле. 

Поводом для этого стал 150-летний юбилей прославленного российского и советского архитектора Алексея Викторовича Щусева, празднуемый 8 октября 2023 года.

Башня Сююмбике в Казанском кремле, из серии «1000 лет Казани» 

Алексей Викторович Щусев направлял своих учеников и последователей в Казанский кремль для произведения точных обмеров башни Сююмбике, очертания которой, в перекличке с образом Боровицкой башни Московского кремля, должны были лечь в основу главной входной группы здания Казанского вокзала.

В истории прототипа башни Казанского вокзала - башни Сююмбике - много необычного, что побуждает нас написать об этом ещё и третью статью как завершение своеобразного публицистического триптиха.

Сопоставление внешнего облика башни Сююмбике, входной группы Казанского вокзала и Боровицкой башни. Фотооткрытки (1-2). Фото: О.Ю. Латышев, 2005.

Однако, прежде чем мы вернемся к судьбе башни Сююмбике, позвольте совершить небольшой исторический экскурс в совокупность ключевых вех жизни архитектора.

А. В. Щусев с проектными чертежами Казанского вокзала. Фото: П.К. Остроумов. 1914 год

Алексей Викторович Щусев появился на свет в столице современной Молдовы — городе Кишинёве, в 1873 году, 26 сентября по старому стилю и 8 октября по новому, послереволюционному календарю.

Ещё до Великой Октябрьской Социалистической революции, в 1908 году, Алексей Викторович был избран действительным членом Императорской Академии художеств.

И уже буквально два года спустя, в 1910 году, ему присваивается звание академика архитектуры. К этому моменту он уже хорошо известен как автор проектов церквей неорусского стиля. К их числу будет справедливо отнести и Храм-памятник Сергия Радонежского на Куликовом поле, изображенный на юбилейном блоке 2023 года.

Щусев воздвигал храмы в национально-романтическом ключе, закладывая в основу их лейтмотива не столько симметрию и монументальность, сколько ярко звучащий рефрен лучших старинных храмов Пскова, Новгорода Великого и Первопрестольной. Именно на фоне одной из панорам, включающих столь ценные творения древних мастеров, Алексей Викторович изображен на обложке сувенирного набора, выпущенного к его полуторавековому юбилею.

Плавное перетекание одной архитектурной формы в другую, создает в его творениях подчас завораживающее и глубоко западающее в душу ощущение. В равной степени ему удалось реализовать свои архитектурные замыслы, следуя основам стилистики русской неоклассики и  стилистики «нарышкинского», «петровского» и «елизаветинского» барокко.

После Великой Октябрьской Социалистической революции Алексей Викторович возглавлял разработку генерального плана развития Москвы. Именно Щусева представляется целесообразным назвать в качестве единственного архитектора, который достиг  успеха последовательно в трёх эпохах, принадлежащих архитектуре Российской империи и СССР.

На протяжении своей многоплановой творческой деятельности Алексей Викторович уделил пристальное внимание как вышеупомянутому предреволюционному неорусскому стилю, так и конструктивизму, характерному для эпохи 1920-х годов.

В 1924 году, по поручению правительства молодого государства СССР, Щусев возводит два временных мавзолея Владимира Ильича Ленина у Кремлевской стены на Красной площади в Москве.

Второй (деревянный) мавзолей, арх. Щусев.
И.И. Бродский «У Мавзолея В.И. Ленина», 1924  год

Мавзолей В.И. Ленина, 1930 г, арх. А. Щусев

Мавзолей В.И. Ленина, арх. А. Щусев 

В 1929 году здесь же им сооружен третий вариант мавзолея, ставший постоянным. Его фасад изображен на советской ПКОМ 1973 года издания.

Ко второй половине 1920-х годов относится ряд построек Щусева в стиле конструктивизма в Москве и на Кавказе.

С 1932 года Щусев овладевает стилистикой сталинского монументализма, к которой следует отнести здание института Маркса, Энгельса и Ленина, сооруженное им в столице Грузии городе Тбилиси.

 

Лично Иосифу Виссарионовичу Сталину понравились оба предложенные Щусевым проекта фасада гостиницы «Москва» — один из них смотрит на Манежную площадь, а второй – на Театральную. В работе над данным проектом Щусеву помогали советские архитекторы О. Стапран и Л. Савельев.

Среди эталонов советской архитектуры в работах Щусева особенно выделяются те его творения, которые были призваны прославить эпоху социализма, уже охарактеризовавшего себя своими первыми мощными и убедительными свершениями – в промышленности, сельском хозяйстве, искусстве и т.д.

Наиболее выдающиеся образцы его творений в стиле сталинской архитектуры 1930—1940-х годов запечатлены в живописном поле почтовой карточки с оригинальной маркой, увидевшей свет полвека назад. 

Москворецкий мост (1936-1938), арх. А. Щусев, инж. В. Кириллов  

В 1943 году Щусев был избран академиком Академии наук Союза Советских Социалистических Республик, главным архитектором которой он являлся с 1938 года.

Герб СCCP – элемент оформления станции метро «Комсомольская-кольцевая».
Архитектор – А.В. Щусев. Фото О.Ю. и П.А. Латышевых

Кроме этого, он стал четырежды лауреатом Сталинской премии в 1940-м, 1946-м, 1948-м и 1952 годах.

Последняя премия ему была присвоена посмертно, что ещё раз свидетельствует о том, насколько велик был вклад архитектора в облик доминирующих городских наземных и подземных ландшафтов, по достоинству оцененных его современниками.

Станция кольцевой линии Московского метрополитена имени В.И. Ленина «Комсомольская», куда и по сей день попадают жители и гости столицы непосредственно из здания Казанского вокзала, и стала поводом для присвоения Щусеву Сталинской премии.

ХМК №15 — Станция «Комсомольская» был выпущен 25 июня 1957 г. в перевыпуске серии конвертов «Московский метрополитен им. В.И. Ленина» 1956 года, с единственным отличием - датой выпуска, которая находится на лицевой стороне конверта.

Элементы оформления станции метро «Комсомольская-кольцевая».
Архитектор – А. В. Щусев. Фото О.Ю. и П.А. Латышевых

Руководил Щусев строительством научных институтов в Москве, Киеве и Алма-Ате. Курировал возведение зданий органов государственной безопасности. Им создавались и осуществлялись планы восстановления после Великой Отечественной войны разрушенных городов.

Щусев организовал существенное расширение Государственной Третьяковской галереи в период 1920-1930-х годов. Здесь же, в дальнейшем, будет экспонироваться и его портрет кисти известного художника-передвижника Михаила Васильевича Нестерова.

М.В. Нестеров. Портрет А.В. Щусева, 1941, ГТГ

Одновременно с этим он создал Музей архитектуры, находящийся на улице Воздвиженка в Москве, названный его именем.

24 мая 1949 года Алексея Викторовича не стало. Но прекрасные его творения должны пережить века.

P.S. В электронной коллекции авторов данной статьи сохранились почтовые карточки, посланные братом А.В. Щусева, Павлом Викторовичем (1880-1957), который являлся русским и советским архитектором, доктором технических наук, а также членом-корреспондентом Академии архитектуры СССР.

Латышев Олег Юрьевич - п.д.н., к.филол.н., действительный член МАС, МАЕ, ЕАЕ, ISA, МОО АД ЮТК, член-корр. МАПН, профессор университета «Сайпресс», США, профессор РАЕ, президент, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, г. Москва.

Латышева Полина Александровна - исполнительный директор, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, г. Москва, Россия.

Радаэлли Массимо, д.ф.н., вице-президент и глава итальянского национального отделения, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, г. Милан, Италия.

Луизетто Мауро - д.ф.н., почетный вице-президент, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, г. Пьяченца, Италия.

 

Другие статьи авторов: 

Зодчие Санкт-Петербурга из рода Трезини

Екатеринбург, Свердловск, и вновь – Екатеринбург!

…И пермяком он тоже стал!

Место филателии среди «широких» культурных индустрий

Историограф Российского флота

Шестьдесят лет спустя

Николай Пирогов: у истоков русской военно-полевой хирургии и школы анестезии

Януш Kорчак – педагог милостью Божией

К вопросу о подготовке к юбилею Карла Брюллова

Петергофу – 300!!!

Михаил Ломоносов – Homo Universalis

День Республики Татарстан

Климент Охридский – всеславянский просветитель  

Маэстро эсперанто 

Интервью с О.Ю. Латышевым

Филателия должна принадлежать миллионам!




Комментарии к статье:
2023-10-13 13:59:06, Любовь
Небольшие дополнения, из известного мне. По семейному преданию, место Куликова сражения на самом деле находится в приходе храма на Кулишках, что в Москве, близ Китай- города. Фрагменты человеческих скелетов находили повсеместно при застройке в советские годы. В свою очередь, многоуровневые фасады Сююмбике, Казанского вокзала и Боровицкой башни на Красной площади, те же Мавзолей и гостиница Москва, но уже без острых наверший, напоминают о шатровом стиле в архитектурном пространстве всего Московского кремля. В том числе, к нему можно отнести и собор Покрова́ Пресвятой Богородицы, что на Рву. Вспоминается о домовой иконе Дома Романовых, наиболее почитаемой в русском народе святом лике Пресвятой Богородице в списке Казанская. По все видимости, Москорецкий мост в творчестве архитектора Щусева не случаен. Замоскворечье в своих топонимах напоминает о восточных направлениях царских походов на Восток времен пятнадцатого века. Примечательно, что одежды Щусева в последние годы жизни, судя по кисти Михаила Нестерова, вполне себе восточные. Но, все-таки возник вопрос - чего больше в работах талантливого архитектора, репатриация или исход Востока из Москвы?
2023-10-19 20:50:11, Ольга
Нет никакой возможности игнорировать историю, как предмет, в котором все дороги переплетены - дань уважения к личностям, оставляющим свой след в истории развития стран, городов, может выражаться самыми разными способами. Память - это хранилище. Передача этой памяти - "вечный двигатель" этого развития . Большое спасибо авторам этой статьи . Прекрасные фотографии Олега Юрьевича и Полины Александровны - демострируют глубокое уважение к этой памяти и тех, кто сберегает эту красоту, и тех, кто не может пройти мимо.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Послевоенный раздел Европы. Зоны оккупации
  • Юбилейные и памятные даты 2024 года сквозь призму филателии и филокартии
  • Певец Российской славы
  • Петербургский вернисаж. Неделя почтовых коллекций-2024
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • Юбилей ВПС
  • Учитель с большой буквы
  • Филателистический туризм. Ивановская область
  • Отец матрёшки расписной
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 3
  • Юбилей Всемирного почтового союза
  • Вторая Олимпиада КНР
  • Обзор выпусков почтовых марок за сентябрь 2024 года
  • День коллекционера отметили в библиотеке
  • Огонь Парижских игр 2024 года
  • Первые олимпийские марки КНР
  • Неповторимый Джакомо Кваренги
  • Открытки из Китая в Германию 1912-1913 гг.
  • Первые шаги в филателии
  • «Тест-драйв» вендингового аппарата
  • А как храните марки ВЫ?
  • Великолепие Дымковской игрушки
  • Символ Бессмертной России
  • 120-лет со дня рождения Д.И. Гулиа
  • Филателия — это интерес и ген собирательства!
  • Не забудут имена просветителей и строителей
  • Занятие для души: тренер по карате рассказал о необычном хобби
  • Марки России. «Картонка»
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 2
  • Вопрос филателистам
  • Три письма из Китая
  • Пяти гениев небесная любовь
  • Друг нашей страны – художник Вернер Клемке
  • Обзор выпусков почтовых марок за август 2024 года
  • Крупнейший архитектор русского классицизма
  • История открытки. Сергей Михайлович Прокудин-Горский
  • Только хоккей!
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть I
  • Пушкин и стиль модерн
  • Почтовые карточки для Мосмебельторга и «Книга — почтой»
  • «Дело всей жизни». Воспоминания А.М. Василевского
  • Станислав Жуковский. Необыкновенный художник
  • Дом-музей Паустовского в Тарусе
  • Что рассказывают о природе Башкирии почтовые конверты?
  • Софи Лорен: почтовое измерение
  • Марки с наклеенными элементами
  • Фауна Абхазии. Серия первая
  • Гордость Отечества. Василий Шукшин
  • Почта: интриги, скандалы, расследования...
  • Ура! Наши опять в космосе!
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Иберо-Американская выставка в Севилье
  • От звезды Давида — до звезды Героя
  • Филателистическая выставка «Брест-2024» глазами студентки
  • По анфиладе славы россиян
  • Первый выпуск стандартных марок СССР
  • Выставки на марках
  • Обзор выпусков почтовых марок за июль 2024 года
  • Выставка с секретом...
  • Н.И. Пирогов. Хирург, естествоиспытатель, педагог
  • Филателистическая выставка «Брест-2024»
  • «Абхазские динозавры» и ритмы Черного моря
  • Новые встречи с силуэтной графикой
  • Выставка с международным участием «Брест-2024»
  • Филателистическая нейроистория
  • История открытки. Рекламные открытки товарищества «Эйнем»
  • Счет потерь американских самолетов на марках Вьетнама
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Пель
  • Надпечатки на почтовых марках
  • Новоявленные мошенники
  • По следам наших публикаций. Мир современных детей
  • Стандартный выпуск марок Республики Абхазия
  • Мемориал в Саратовской области
  • Марки нестандартной ширины
  • Трижды Вятка
  • От слов — к делу...
  • Раритеты почтовой истории России
  • Что такое «Открытая филателия»
  • Первые и последние марки Советского Союза
  • Лениниана или нет?
  • Шахматный выпуск марок Республики Абхазия
  • Торжествуй, дорогая отчизна моя!
  • Николай Самокиш – гений батальной живописи
  • Марки России. Первый выпуск, посвящённый В.И. Ленину
  • Памяти Валерия Михайловича Халилова
  • Филателистическая олимпиада
  • Некоторые занимательные факты из истории ранних коллекций бабочек в России
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2024 года
  • История открытки. Евгений Евгеньевич Лансере
  • На чём печатают марки? Марки из вторсырья
  • Денежный конверт 1824 года
  • Задорно, бодро и мажорно
  • К столетию Марчелло Мастроянни
  • Специальные почтовые штемпеля
  • Под знаком куницы
  • На чём печатают марки? Бумага, изготовленная вручную
  • Филателистический футбол
  • Божественная красота бабочек в филателии
  • Le petit Santos — Герой Бразилии
  • Марки России. Первые почтовые марки СССР
  • Уфа. До востребования…
  • Третий – гудаутский – геральдический выпуск марок Республики Абхазия
  • Верный сын башкирского народа
  • Второй – гудаутский – выпуск марки Республики Абхазия
  • Первый – гудаутский – выпуск марок Республики Абхазия
  • Пушкин в Михайловском. История одной картины
  • Мемориальные музеи А.С. Пушкина
  • Марки России. Первые стандартные выпуски марок РСФС
  • Как юные филателисты КЮФ «Первая марка» провели первый день лета
  • От Москвы до самых до окраин...
  • История почты и социальная филателия. Аннотации к докладам
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2024 года
  • Эльза Бесков – настоящий друг детей
  • История открытки. Александр Петрович Апсит
  • Гений кисти. К юбилею Карла Брюллова
  • История в почтовых знаках, или Что марки рассказывают о Башкирии?
  • Образный строй сюрреализма. Альфред Кубин
  • Первые памятные марки Америки
  • Абхазия и фантазии
  • Первые перелеты через океан
  • Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
  • Это моя правда...
  • На конверте — наши герои
  • Абрамцево. Виртуальная филателистическая экскурсия
  • Толя Сыромятников из Братска
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Ефимов
  • Музыка на крыльях бабочки в филателии
  • Драгоценные письма с фронта
  • Неожиданно — наш дважды соотечественник
  • Малая Родина. Магнитогорску – 95 лет!
  • Освобождение Красной Армией концлагерей на территории Европы
  • История почты и социальная филателия
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2024 года
  • Музеи почт и почтовых марок стран мира
  • Особенный филателист
  • Тема театра в филателии
  • Декабристы в окружении А.С. Пушкина
  • Эстетика милосердия
  • О башкире-певце и бесстрашном бойце
  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко