Андрей Петрович Дьяченко представляет цикл очерков, посвященных искусству авангарда, отраженному в филателистических материалах. Предназначен он главным образом для тех, кто хотел бы создать тематическую или мотивную коллекцию на тему «Искусство ХХ века».
В этой статье Андрей Петрович рассказывает о творчестве норвежца Эдварда Мунка.
* * *
Наряду с Ван Гогом и Гогеном следует называть не Галлена-Каллелу, имя которого прочно слилось с экспрессионизмом и модерном, а норвежца Эдварда Мунка (1863 – 1944). Ему посвящена серия из четырех норвежских марок.
Картина Мунка «Девушки на мосту» отличается относительно радужным колоритом. Но женские фигуры для художника – это почти всегда бесплотные хрупкие тени, которые размещены между жизнью и смертью.
Эдвард Мунк прожил жизнь, полную несчастий и нелепостей. Он родился в 1863 году в семье врача в городе Летене (Южная Норвегия). Эдвард был одним из пятерых детей. Юноша не сразу решил стать художником и вначале поступил в Высшую политехническую школу. Тяга к живописи взяла верх, и Мунк начал учиться у крупнейших норвежских живописцев того времени – Кристиана Крога и Фрица Таулова (оба нашли отражение в филателии, так как их работы репродуцированы на норвежских марках). В то время пейзаж был одним из самых распространенных жанров в искусстве Норвегии, но пейзажистом в чистом виде Мунк не стал.
Художник проявлял интерес к аномальным явлениям, оккультным наукам и жизни души. Важным толчком к этому были тяжелые семейные обстоятельства. Мунку было всего пять лет, когда умерла от туберкулеза его мать, а затем он потерял и старшую сестру. С тех пор тема смерти не раз возникала в его творчестве, и жизненный путь художника с первых же шагов заявлял себя как жизненная драма.
Создав множество картин на тему болезни, смерти и самоубийства, Мунк повторил трагическую судьбу многих своих героев. В его жизни были запои, тяжелейшие нервные срывы, увлечение наркотиками и частичная потеря памяти. Важным этапом для него стало лечение в психиатрической больнице, где он познакомился с врачом-психиатром доктором Линде. Этот талантливый психиатр отнесся к пациенту с огромным вниманием. Находясь в клинике, Мунк мог рисовать, к тому же он увлекся фотоискусством и начал делать пейзажные снимки и автопортреты. Доктор Линде с огромным интересом наблюдал, как пациент фотографирует сам себя, словно смотрит на себя со стороны. Дружба между врачом-психиатром и пациентом-художником вошла не только в историю изобразительного искусства, но и в историю психиатрии. Благодаря лечению в клинике Мунк собрался с силами и за несколько лет до смерти разобрал личный архив и обобщил свое литературное наследие.
Несмотря на частичное излечение от душевных недугов, Мунк скончался во время немецкой оккупации Норвегии 23 января 1944 года. Лишь в пятидесятые годы ученые начали углубленно изучать тайны жизни Мунка. Из дневников и публикаций следовало, что самым удачным и плодотворным в творчестве Мунка был берлинский период.
Эдвард Мунк
Примерно в 1892 году в Берлине возник кружок писателей и художников, которые собирались в литературном кафе «Черный поросенок». Туда входили поэт Рихард Демель и критик Юлиус Мейер-Грефе. Любовь и смерть, тайны женской души, связь человека с природой – вот что волновало членов этого необычного кружка. Одним из духовных лидеров кружка был польский символист Станислав Пшибышевский. Он очень интересовался мистикой и оккультизмом. Но не внешняя атрибутика столоверчения и разговоров с духами привлекала членов клуба. Они детально изучали современную психологию и философию, стремясь проникнуть в тайны души и творчества.
«Музой» кружка была красавица Дагния Гюэль, которая впоследствии вышла замуж за Пшибышевского и уехала с ним в Польшу. Именно ее черты мы узнаем на картине Мунка – «Мадонна». Впоследствии Пшибышевский написал увлекательный роман о художественной среде символистов, где в качестве одного из персонажей был выведен Мунк. Роман назывался «Хомо сапиенс».
Картина Мунка «Крик», написанная в 1893 году, стала одним из художественных символов рубежа веков. Изображение человека с искаженным от ужаса лицом стало не просто олицетворением страха, но и своеобразным знаком эпохи. Принято считать, что именно в этом полотне проявилось гениальное пророчество художника: гримаса ужаса говорила о том, что человечеству грозят суровые испытания. Именно так и произошло: двадцатый век обернулся тяжелейшим периодом в истории человечества.
Созданию полотна предшествовал вполне реальный эпизод из жизни художника. Однажды вечером он пошел на прогулку с друзьями и вдруг увидел, что холодное норвежское небо будто бы налилось кровью. Художник остановился как вкопанный и с замиранием сердца начал наблюдать за кровавым небом, тем более что видение не исчезало. Друзья художника пошли дальше, а он остался стоять, пораженный этим зрелищем. Метеорологи утверждают, что в этом эпизоде не было ничего мистического, так как за несколько лет до написания картины произошло извержение вулкана в Индонезии, и тучи пепла еще долго могли появляться в неожиданных местах и окрашивать небо в самых разных регионах Европы. Астроном Дэниэл Ольсен из штата Техас даже определил место в Осло, где могло быть видно именно такое небо, как описал Мунк. Но мистики считают, что Мунк видел предзнаменование трагедий ХХ века.
На рубеже XIX и XX веков в России воцарилась мода на все северное, которая получила название русской нордомании. В филателии это проявилось в виде интереса к маркам и открыткам скандинавских стран. Были даже случаи, когда прошедшие почту открытки с видами Скандинавии окантовывались и вывешивались в жилых комнатах.
Многие друзья Мунка (Э.Григ, А.Стриндберг) стали ключевыми фигурами этого течения, а Станислав Пшибышевский посетил Россию и разрешил перевести роман «Хомо сапиенс» на русский язык. Мунк, который был тогда малоизвестен в России, с 1904 года стал знаком российскому читателю.
Но обратимся к событиям лета 2004 года. 22 августа двое неизвестных ворвались в Музей Мунка в Осло и, угрожая огнестрельным оружием, приказали сотрудникам лечь на пол. Похитители обошлись с картинами самым грубым образом. Они безжалостно разбили стекла, вырезали полотна из рам и увезли на автомобиле в неизвестном направлении. Когда жители Норвегии узнали о похищении картин «Крик» и «Мадонна», страну буквально охватил шок.
Всем сотрудникам музея понадобилась профессиональная психологическая помощь. Сразу же после похищения выяснилось, что ни одна из двух картин не была застрахована на случай кражи. Это тем более странно, что «Крик» уже похищали несколько лет назад. Тогда, в 1994 году, похитители вступили в переговоры с королем Норвегии, запросив за похищенную картину один миллион долларов.
Королю не пришлось платить за национальное достояние страны, так как «Крик» вскоре был найден полицией в одном из отелей. Злоумышленник, похитивший «Крик» в 1994 году, по крайней мере, не был вандалом и в отличие от нынешних похитителей не причинил вреда самой картине. К счастью, она и на этот раз была найдена. Искусствоведы считают, что «Крик» для Норвегии – это то же, что «Подсолнухи» Ван Гога для Голландии и «Черный квадрат» Малевича для России. Жаль, что этой замечательной картины пока нет на норвежской марке.
А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)
Другие статьи цикла:
Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
Художественный авангард в филателии
Символизм и модерн – мост к авангардному искусству
Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни
Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
Другие статьи автора:
За несколько минут до нового 1953 года
Фантастический Петербург: филателистическое измерение
Петербургский призрак Ганс Макарт
Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
Стиль Беггарстафф в наших альбомах
Возможна ли филателистическая эзотерика?
Вечер в петербургской библиотеке
Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
Удивительный феномен Cергея Дягилева
Анджелина Джоли – филателистический взгляд
Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд
К 200-летию художника Уильяма Линтона
Алгоритмы привлекательности. Окончание
Художник Отто Экман глазами филателиста
Искусство силуэта в почтовой графике
Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского
Искусство Бердслея: филателистический взгляд
Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов
Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна
Мастера художественной литературы – филателистам
Почтовая графика Бориса Зворыкина
Счастливая звезда Анатолия Калашникова
Художник Генрих Фогелер и почтовая графика
Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени
Филателия в искусствоведческой литературе
От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»
Интервью с А.П. Дьяченко
А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления