Михаил Григорьевич Земцов, 335 лет назад появившийся на свет в Первопрестольной, наибольшую часть своей жизненной энергии отдал новой столице — Санкт-Петербургу. Он является первым русским дипломированным архитектором, представителем стиля так называемого «Петровского барокко».
Реализовать свои художественные замыслы Земцову довелось в годы правления племянницы Петра I, Анны Иоанновны.
Почтовая миниатюра № 2534 "Нагрудный знак с портретом Петра I" из серии марок № 2533-2536 «Сокровища России. 300 лет государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации», выпуск 3 сентября 2019 года в оформлении художника-дизайнера А. Московца.
Кроме этого, Михаил Григорьевич Земцов смог развить свой неординарный творческий потенциал ещё и в период бытования стиля «Елизаветинского барокко», получившего свое название от имени дочери первого российского императора Елизаветы Петровны.
Почтовый блок № 1376. История Российского государства. 300 лет со дня рождения Елизаветы Петровны (1709-1762), императрицы. Выпуск 6 ноября 2009 года. Работа художника Г. Балиева и гравера О. Клочковой.
Земцов обучался в школе, которая была организована при типографии Оружейной палаты в Московском Кремле. После этого семья Земцовых переехала в Санкт-Петербург. Здесь его обучение продолжилось.
В 1709 году для изучения в подлиннике трактатов А. Палладио «Четыре книги об архитектуре» и Дж.Виньолы «Правило пяти ордеров архитектуры», Земцову потребовалось хорошее знание итальянского языка. В Петербургской губернской канцелярии ему удалось получить недостающие знания. В 1710 году, по указу Петра Первого, Земцова направляют работать помощником сподвижника императора, архитектора Доменико Трезини.
С 1719 года Земцов помогал в Стрельне и Петергофе Николо Микетти, который заменил заболевшего Жана Батиста Александра Леблона.
В период с 1720 по 1722 год Михаил Григорьевич работал в Ревеле, как тогда назывался Таллинн, современная столица Эстонии. Здесь ему предстояло помогать Николо Микетти возводить дворец Екатериненталь (Кадриорг) для супруги Петра Первого, российской императрицы Екатерины I.
Почтовая марка Эстонии. К 300-летию со дня открытия Екатериненталя (Кадриорга)
В 1723 году Пётр Первый направил Михаила Григорьевича в Стокгольм, чтобы тот мог нанять для новых российских строек опытных мастеровых. Там Земцов познакомился с архитектурой, которая была выполнена в стиле северной готики, носившей название «кирпичной», а также барокко.
С 1724 года, после того как Николо Микетти вернулся на работу в Италию, Земцову было поручено возглавить все начатые Микетти работы. Практически сразу же Михаил Григорьевич получил звание архитектора.
В 1726 году Земцов назначается на должность «городового архитектора». При этом он возглавлял работы в Летнем саду, строил восстановленные в Петергофе фонтаны и возводил павильон «Грот».
Почтовый блок № 1318. История Российского государства.
325 лет со дня рождения Екатерины I (1684-1727), выпуск 21 мая 2009 года, работа художника Г. Балиева
В 1727 года Земцов принимает у Гаэтано Киавери (Кьявери) «эстафету» в работе над зданием Кунсткамеры, чтобы на протяжении семи лет уделять этому особое внимание.
Горизонтальные сцепки из трех еврооткрыток дизайна Е. Плотниковой. Выпуск 7 ноября 2013 года, № 2013-204/5-2013-215/5 и № 2013-213/5-2013-215/5 с панорамными видами историческогоцентра Санкт-Петебурга и Кунсткамеры
Внутри Кунсткамеры, под руководством Михаила Григорьевича, были произведены различные «починки и доделки». Главным же образом, Земцов занимался оформлением интерьеров здания.
Конверт с оригинальной маркой № 265/кор «300 лет Кунсткамере», выпуск 18 августа 2014 года.
Дизайн А. Поварихина.
В этом же году в Кунсткамеру были перенесены все личные коллекции Петра Первого, библиотека и колоссальных размеров Готторпский глобус.
Принято считать, что здание Кунсткамеры приобрело свой окончательный вид к концу XVIII века именно благодаря усилиям М.Г. Земцова. К этому моменту оно было увенчано величественной башней, многочисленными статуями в нишах, а также волютами на внешних стенах боковых павильонов.
Почтовый конверт № 247К-2005, выпуск 23 декабря 2005 года
Конверт № 70К-2014/2014-096 выпуска 6 июня 2014 года
«Санкт-Петербург. Кунсткамера. Музей антропологии и этнографии. 300 лет».
В 1728 году Земцов строит Исаакиевскую церковь по проекту Г.И. Маттарнови, предвосхитившую собой всемирно известный шедевр Огюста Монферрана.
В период с 1728 по 1734 год Земцовым была воздвигнута изящная церковь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, которая располагается на улице В.Г. Белинского, неподалёку от Летнего сада в Санкт-Петербурге.
Санкт-Петербург. Улица В. Г. Белинского. Церковь Симеона и Анны. Фото О. Ю. Латышева, 21 июня 2012г.
Церковь Симеона и Анны была освящена 27 января 1734 года. Её шпиль был создан голландским мастером Харманом ван Болосом.
В 1730 году Земцов возглавляет в Петергофе все строительные работы. Его следует назвать полноправным автором заключительных работ по созданию композиции Большого каскада, а также серии фонтанов, сохранившихся до наших дней без существенных изменений.
Петергоф. Большой каскад. Фото О. Ю. Латышева, 2011г.
Именно по проекту М. Г. Земцова в Верхнем и Нижнем парках была развита обширная сеть аллей. Их знаменитым организующим началом стал так называемый «Трезубец аллей», равномерно расходящихся от здания Большого дворца по направлению к Финскому заливу, а также к павильну «Эрмитаж» и Монплезиру Петра Первого.
В период с 1732 по 1735 год Михаил Григорьевич курировал в Александро-Невской лавре строительство корпусов.
Также Земцов завершал постройки своего наставника Доменико Трезини. К их числу следует отнести находящееся рядом с домом А.Д. Меньшикова на Васильевском острове Здание Двенадцати коллегий, в котором сейчас располагается Санкт-Петербургский (в советское время – Ленинградский) государственный университет.
Почтовая марка Министерства связи СССР к 150-летнему юбилею Ленинградского унвиерситета.
Фото здания Санкт-Петербургского университета. О.Ю. Латышев. 2011г.
Уникальной в здании Двенадцати коллегий и по сей день остаётся отделка Петровского зала, до революции называвшегося Сенатским. Она выполнялась под руководством Земцова в период с 1735 по 1736 год. Над этой отделкой с Михаилом Григорьевичем работали тессинские скульпторы-декораторы, братья Джованни Росси, однгого из которых в Российской империи называли Иваном, а другого, Иньяцио Лодовико, Игнатий.
Отделка Петровского зала предвещает рокайли, которые будут распространены в дальнейшем, во время «Елизаветинского периода» развития отечественной архитектуры.
Живописный плафон Петровского зала был написан Алексеем Матвеевичем Матвеевым «с живописной командой» Канцелярии. В отделке также были применены настенные панно, в качестве авторов которых выступили А.М. Матвеев и Г.С. Мусикийский.
Горизонтальная сцепка почтовых марок РФ № 662-663 с купоном «300-летие со дня рождения А.М. Матвеева (1701-1739)», выпуск 15 февраля 2001 года, в художественном оформлении А. Плетнева.
В интерьере Петровского зала сохранились угловые печи, которые были декорированы волютами, а также лепные десюдепорты с вензелями, включающими в себя начальные латинские буквы «Р» и «А» имён Петра Первого и его племянницы, российской императрицы Анны Иоанновны.
Кроме этого, в связи с безвременной кончиной Доменико Трезини, Земцов, в период с 1734 по 1739 годы, руководил строительством церкви для госпиталей на Выборгской стороне. В ней, спустя время, разместятся аудитории Императорской Военно-Медицинской академии (Военно-Медицинская академия имени С.М. Кирова Министерства обороны РФ).
Здение Императорской Военно-Медицинской академии. 1914 год.
В 1734 году Михаил Григорьевич Земцов и русский архитектор немецкого происхождения Иван Яковлевич (Иоганн Фридрих) Бланк (отец архитектора К.И. Бланка) возвели в Царском Селе Знаменскую церковь, старейшее сооружение всего Царскосельского дворцово-паркового ансамбля. Следует отметить, что именно Знаменская церковь явилась первым зданием Царского Села, построенном из камня.
Знаменская церковь в настоящий момент приписана к Екатерининскому собору Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви.
Царское село. Знаменская церковь. Мемориальная доска на здани церкви о работе М. Г. Земцова.
Фото О. Ю. Латышева, 25 октября 2012г.
В 1740 году Михаил Григорьевич прикомандировывается к так называемой «Комиссии о Санкт-Петербургском строении» с целью редактирования и завершения трактата «Должность архитектурной экспедиции». Принято считать, что Земцов написал для него главы: «Об архитектуре и архитекторах», «Что делать при строениях», «О должностях разных художеств мастеров, обращающихся при строениях», «Об Академии архитектурной».
В 1742 году Михаил Григорьевич направляется в Москву для художественного оформления церемонии коронования императрицы Елизаветы Петровны. В Москве по проектам Земцова были построены временные триумфальные Мясницкие и Малые ворота, которые также назывались Яузскими, поскольку находились со стороны реки Яузы. В этом же году Земцов получает чин полковника.
По мнению современников, Михаил Григорьевич был невероятно трудоспособен. У него постоянно было значительно больше заказов, чем мог позволить себе любой другой архитектор. Когда Земцова не стало, выполнявшиеся им обязанности пришлось разделить между 14-ю мастерами.
Архитектор умер 28 сентября 1743 года. После его смерти началось строительство павильона Эрмитаж в Екатерининском парке Царского Села, проект которого он успел подготовить. Савва Иванович Чевакинский и Франческо Бартоломео Растрелли завершили прекрасное детище Михаила Григорьевича Земцова.
Почтовый конверт № 118К-2010/2010-117, выпуск 20 мая 2010 года «Царское Село. 300 лет. Павильон "Эрмитаж"».
Дизайн Х. Бетрединовой. Фото предоставлено ФГУК ГМЗ «Царское Село».
Царское Село. Павильон "Эрмитаж". Фото О.Ю. Латышева. 23 июня и 25 октября 2012г.
Так эстафета, передаваемая от одного архитектора другому, делает нашу Родину все краше и краше.
Латышев О. Ю., д.ф.н., п.д.н., к.филол.н., действительный член МАС, МАЕ, ЕАЕ, ISA, МОО АД ЮТК, член-корр. МАПН, профессор университета «Сайпресс», США, профессор РАЕ, президент, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко.
Опацкая Л. К., студентка 1 курса ФГБОУ Майкопский государственный технологический университет. Ландшафтная Архитектура (г. Майкоп)