Первая в мире скважина для добычи нефти была пробурена в Российской империи в Баку, в 1848 году. Она ознаменовала начало нефтяной революции.
В 1857 году, в Румынии, на нефтяных полях Плоешти, дала нефть первая в Европе скважина, а через два года в 1859 году, в штате Пенсильвания, у городка Тайтесвилл, бывший железнодорожный кондуктор Эдвин Л. Дрейк, сын фермера и механик, пробил скважину глубиной 23 метра, положив начало нефтяной промышленности США.
Прошло ещё пять лет и в 1864 году, на Кубани, в долине реки Кудако, полковником А.Н. Новосильцевым была построена буровая вышка, а в феврале 1866 года ударил первый на территории современной России нефтяной фонтан.
К началу 1870 года на Кубани добывалось до 1 млн. пудов нефти (16 тыс. тонн) т.е. 2% всего мирового производства (около 800 тыс. тонн) из которых 340 тыс. тонн (порядка 45% общемировой добычи нефти) приходилось на Российскую империю. Львиная доля этой добычи (более 95%) приходилось на Бакинские нефтяные промыслы.
На запах нефти в Россию хлынули иностранцы. Так в 1879 году все нефтяные предприятия полковника А.Н. Новосильцева перешли в руки американского предпринимателя Г. Тведдля, а вначале 1880-х гг. нефтеносными районами Кубани заинтересовались французы, организовав общество «Русский стандарт», которое арендовало и эксплуатировало Ильские нефтяные промыслы.
Но наиболее лакомыми для иностранцев были нефтяные промыслы Баку. Именно там «сколотили» своё состояние братья Нобель, один из которых — Альфред, стал основателем знаменитой Нобелевской премии. Первым продуктом из нефти, получившим всеобщее распространение, был керосин. Использовалось это топливо в основном в керосиновых лампах.
В 1885 году был построен первый в мире двигатель, работающий на бензине.
В 1893 году Рудольф Дизель выпустил книгу «Теория и конструкция теплового двигателя взамен паровой машины и ныне известных тепловых двигателей», в которой изложил принципы созданного им прибора.
Впервые двигатель, названный его именем (Дизель), был построен на Аугсбргском заводе, в 1897 году. Именно Дизель заменил паровой двигатель на железнодорожном и морском транспорте...
В декабре 1903 года братья Райт подняли в воздух первый в мире самолет, а через пять лет, в 1908 году, на рынке появился первый серийный автомобиль «Форд». Всего за три года в США было продано около миллиона таких машин...
Самолеты летают на керосине, дизели работают на солярке, автомобили (в основном) на бензине и всё это топливо является различными фракциями нефти. Ныне сотни миллионов автомашин, сотни тысяч самолетов и кораблей едут, летят и плывут по дорогам, морям и океанам нашей планеты. Нефть стала кровью всей современной экономики, а её добыча превысила 3 миллиарда тонн в год.
Нефтяные вышки на почтовых марках
В 1921 году, в Азербайджане вышли первые в мире марки, посвященные добыче нефти. А в 1959 году, к столетию начала пуска первой нефтяной скважины, в США вышла марка, посвященная этому событию.
В 1957 году, в Румынии вышли марки, посвященные первой в Европе нефтяной скважине. В 1933 году, в Советском Союзе вышла первая марка, на которой была изображена нефтяная вышка.
Через восемь лет, в 1941 году, в большой серии, посвященной индустриализации в СССР, вышла марка, посвященная добыче нефти. В этом году в стране было добыто 33 млн. тонн нефти.
Началась Великая Отечественная война, которая принесла огромные страдания и потери нашему народу. В 1945 году добыча нефти в СССР сократилась до 19,4 млн. тонн. В октябре 1946 года вышла серия марок, посвященная «Послевоенному восстановлению и развитию народного хозяйства», одна из миниатюр в этой серии была посвящена развитию нефтяной промышленности.
Через два года, в 1948 году, в Советском Союзе вышла огромная серия – 28 марок, которая называлась «За досрочное выполнение первого послевоенного пятилетнего плана». На одной из миниатюр была изображена транспортировка нефти.
В 1959 году, в серии марок «Семилетний план развития народного хозяйства СССР», вышла марка, посвященная росту производства нефти за годы семилетки. Ещё в 30-х годах между Волгой и Уралом, в Татарии, Башкирии начали разрабатывать месторождения «Второго Баку», и уже в 1965 году в СССР было добыто 243 млн. тонн нефти.
В конце 60-х годов началось активное освоение месторождений Западной Сибири. В 1970 году в СССР добыли 353 млн. тонн, а через десять лет уже 603 млн. т. нефти.
В 1974 году вышла марка, посвящённая освоению месторождений Западной Сибири – «Нефть и газ Тюмени на службе Родине», а в 1971 году вышла марка, посвященная нефтяным месторождениям Азербайджана – «Баку - нефтяные камни».
В 1988 году, в СССР добыли рекордные 624 млн. тонн нефти, что составило 40% в энергетическом балансе Советского Союза.
Танкеры и трубопроводы
Добыча нефти — это только первый этап её использования. Еще нефть нужно доставить на нефтеперерабатывающий завод, где из нее, путём перегонки, получат – бензин, керосин, солярку, мазут. Для транспортировки «черного золота» сначала использовали гужевой транспорт – лошадей, ослов, верблюдов, а затем железнодорожный транспорт (нефтяные цистерны), нефтеналивные суда и нефтепроводы.
Первый в мире нефтепровод длиной 6 км был построен в США, в 1865 году. В Российской империи первый нефтепровод, по проекту знаменитого инженера Владимира Григорьевича Шухова, был построен в 1878 году. Нефтепровод длиной в 10 км соединил Балаханские промыслы с Баку. В нем впервые в мировой практике был использован метод перекачки нефти с прогревом.
В 1881 году Шухов предложил и применил впервые в мире способ подъёма нефти из скважины на поверхность путем закачки воздуха по трубе к забою скважины (способ «эрлифта»). В 1883 году Шухов рассчитал и построил первые круглые резервуары для хранения нефти и нефтеналивные суда, представляющие собой самые большие в то время баржи грузоподъёмностью 12000т.
В 1884 году работа Владимира Шухова, посвященная теории нефтепроводов, стала первым в мире исследованием в области нефтяной гидравлики, ряд положений которого используется до настоящего времени. Шухов является изобретателем крекинг-процесса (1891 г.), на основе которого им была создана первая промышленная установка по перегонке нефти.
Всего по проектам В.Г. Шухова было построено 65 нефтеналивных судов и 3241 нефтерезервуаров.
В конце XIX века в Российской империи был построен нефтепровод Баку-Батуми. Танкеры, загрузившись нефтью в Батуми, везли её в города Причерноморья и через пролив Боспор и Дарданеллы в другие страны мира.
В 1939 году мой отец Севастьянов Михаил Иванович по призыву «Комсомольцы во флот», работал мотористом на танкере «Совнефть», водоизмещением 12 тыс. тонн, самом большом танкере на Черном море. В 1936-37 гг. танкер возил горючее в Испанию, где шла гражданская война, и капитан со старпомом, как рассказывал отец, за эти рейсы были награждены орденами «Красная звезда».
В своей записной книжке папа писал: «25 января 1939 г. 24 января я окончил работать на теплоходе «Ялта» и рассчитался, т.е. списался с него 24 января. В этот же день вечером, мы с Николаем Довбня зашли в отдел кадров «Совтанкера» и рассказали, что уже с т/х «Ялта» мы рассчитались и нас нач. О.К. тов. Ананьев И. послал т.е. дал направление работать на т/х танкер «Советская нефть». Получив документы и разовый билет в Батуми мы с нетерпением ждали того часа когда выедем…
26 января в 8 ч.30 м. мы на т/х «Н. Островский» отплыли в Батуми…
27 января выехали с порта г.Поти в 1 ч. 45 м. дня, в г.Батуми прибыли в 4 час. 30 мин, устроились в гостинице «Моряк»...
30 января 0ч. 30 мин. мы прибыли на т/х «Совнефть». Переночевав на т/х, утром в 8 часов начали работать в бригаде… В 9ч. 30 м. мы отшвартовались от причала Батумского порта и с грузом отправились в Одессу…
31 января. Второй день в плавании. Не видно берегов, дождь, туман, а также был шторм силою 5-6 баллов…
1 февраля. Третий день не вижу берегов земли. Качка утихла…
2 февраля. В 0ч. 20 мин. пришли в Одессу и стали на рейде. Утром в 8ч. 40мин. причалили к причалу. С 8ч. до 12 ч. работал на лебёдке, с 12ч. стоял на вахте. В 6 часов вечера был в городе. Очень холодно в Одессе. Видно большой промышленный город…
4 февраля. Утром, часов в 8, тронулись из Одессы в Батуми. Днём была большая качка, без привычки было скверно на голову…».
После открытия богатейших нефтяных месторождений на Ближнем востоке, в Ираке, Иране, Кувейте, Саудовской Аравии, Бахрейне и Эмиратах стал вопрос о создании танкеров большой грузоподъёмности.
В середине 60-х самым большим танкером в мире было судно «Ниссо Мару» – 130 тыс. тонн. В 1969 году был спущен на воду танкер «Универсал Айлант», водоизмещением в 380 тыс. тонн.
Ныне самый большой танкер «Яр Викинг» весит 560 тыс. тонн, имеет длину 485 м., ширину 69 м.
Марки и открытки из коллекции автора
М.М. Севастьянов, г. Краснодар
Другие статьи автора:
История на марках. Герб Советского Союза
Первые Герои Советского Союза на почтовых марках
Арктика на марках. Земля Франца-Иосифа
Стратостаты и стратонавты на почтовых марках