Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского

2023-11-23 13:37:50, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Андрей Петрович Дьяченко представляет цикл очерков, посвященных искусству авангарда, отраженному в филателистических материалах. Предназначен он главным образом для тех, кто хотел бы создать тематическую или мотивную коллекцию на тему «Искусство ХХ века».

В этой статье Андрей Петрович рассказывает о творчестве Василия Кандинского.

 *  *  *

Теперь, когда мы в общих чертах рассмотрели экспрессионизм, остановимся на творчестве В. Кандинского – нашего великого соотечественника, внесшего большой вклад в развитие мирового авангарда.

Василий Васильевич Кандинский родился в 1866 году в Москве в семье торговца чаем и происходил из старинного купеческого рода. Предки художника были монголами. Будущий знаменитый живописец не пожелал стать коммерсантом, он учился юриспруденции в Московском университете, но никогда не работал юристом. Его рано привлекло изобразительное искусство, и он стал писать маслом. В 1895 году он посетил выставку французских импрессионистов и понял, что живопись становится его страстью.

Профессиональную подготовку в области живописи Кандинский получил в Мюнхене, в студии известного художника Антона Ашбэ, а затем в ателье знаменитого символиста Франца фон Штука.

В те годы в искусстве Германии огромное значение придавалось мифологии и эпосу. Художники много читали, рассматривая живопись как своего рода приложение к литературе и философии.

Ранние работы Кандинского выдают интерес художника к сказкам и легендам, близость к символизму. Из него получился бы хороший иллюстратор художественной литературы. Но на дворе была эпоха символизма, в богатых домах устраивались спиритические сеансы, и художники всерьез заинтересовались аномальными явлениями – призраками, духами, возможностью перенестись в потусторонний мир.

Хорошее образование, полученное Кандинским, позволяло ему свободно ориентироваться в истории права, но юридические познания уживались в его душе с интересом к этнографии и фольклору. Все это наложило отпечаток на своеобразную манеру Кандинского. Постепенно сказочные сюжеты, которые когда-то были для художника предметом научного анализа, переселились на страницы альбомов в виде композиций.

Цикл «Стихи без слов» был создан в самом начале ХХ века. В него вошли произведения сказочного жанра – иллюстрации к легендам и преданиям. И все же этот цикл не исчерпывает отношения Кандинского к миру – иллюстратором сказок и легенд он так и не стал.

Но он очень увлекся искусством Таиланда и Африки, поэтому силуэтная графика этих стран, представленная сегодня и на марках, была использована Кандинским при подготовке к печати альманаха «Синий всадник» (Мюнхен, 1912). В нем сочетались влияния Индии, Таиланда и Южной Америки. Интересно, что филателисты уже предпринимали попытки отразить многообразие тем этого альманаха средствами филателии – те сферы искусства, которые привлекали экспрессионистов и те национальные культуры, которые они изучали, нашли широкое отражение на марках.

Кандинский любил яркую палитру, смелые сочетания контрастных цветов и, казалось бы, ничто не предвещало обращения к чистой абстракции. Но художники многих стран понимали, что живопись – это не литература, воссозданная на холсте, а нечто совсем другое. И Кандинский создал сначала первую в жизни абстрактную акварель (1910, это был пейзажный мотив), а затем развернул на своих полотнах своего рода параллельный мир – мир чувств и эмоций. Этот мир был беспредметным, и не сразу был понят современниками.

В Мюнхене Кандинский вместе со своим другом Алексеем Явленским и группой немецких художников создал объединение «Синий всадник», которое в начале 1910-х годов стало признанным центром немецкого авангарда.

Довольно длительный период жизни художника связан с преподаванием в объединении Баухауз – группе немецких архитекторов и живописцев, исповедовавших идеи функционализма-конструктивизма. Многие идеи Кандинского, связанные с абстрактным восприятием формы и цвета, были использованы немецкими архитекторами и вошли в историю. Несмотря на то, что многие члены объединения любили создавать абстрактные силуэтные композиции из геометрических фигур, Кандинский остался приверженцем ярких красок, интенсивной цветовой гаммы. Он во многом опирался на подсказки подсознания и воображения, диктовавшие ему каскады абстрактных форм.

Книга Кандинского «О духовном в искусстве» стала важнейшим документом в эстетике ХХ века, ибо в ней содержится манифест прихода художника к новым формам отражения действительности. Силуэт играл важную роль в «инвентаре» этих форм.

В конце двадцатых годов художник начинает отходить от фигуративности в искусстве и создает чисто абстрактные композиции. У художника были грандиозные планы, но приход с власти национал-социалистической партии помешал его дальнейшей карьере в Германии. Теории Кандинского были несовместимы с фашистской идеологией, и последние годы жизни он провел во Франции. Преподавание в «Баухаузе» – школе, в которой к нему относились с величайшим уважением, пришлось навсегда оставить.

В. Кандинский слился душой с немецкой художественной традицией, и ему было нелегко порывать с Мюнхеном и Веймаром. Интересно, что если бы не эти события, Кандинский наверняка соприкоснулся бы с почтовой графикой Германии, где с конца 1920-х годов набирала силу тенденция приглашать для оформления марок представителей авангарда. 

Абстрактное искусство не одобряли и в СССР.  Неудивительно, что Кандинскому не посвящено ни одной почтовой миниатюры ни в СССР, ни в России – еще сильна инерция дискуссий 1960-х годов.

Художник Лайонель Файнингер, которому посвящена одна из марок Германии, сам того не ведая, оказал Кандинскому довольно большую услугу. В 1919 году он создал гравюру на дереве под названием «Кафедральный собор социализма» с изображением готического храма со звездами на шпилях. Звезды поразительно напоминали кремлевские, и это вызвало невольную симпатию Москвы к искусству авангарда, хотя и ненадолго. Получалось, что Файнингер изобразил социалистическое будущее в виде храма. После этого немецких экспрессионистов особо не ругали в советской прессе, а после войны даже акцентировали их страдания и мытарства в период фашизма. Но до издания марок дело так и не дошло.

Оболганный критиками Кандинский скончался в 1944 году во французском городе Нейи-сюр-Сен, и Советский Союз остался безучастным к судьбе великого художника. Даже после смерти Кандинского его не понимали и не принимали на родине, статус художника долгое время оставался неопределенным.

Гонения на абстракционистов, которыми был отмечен рубеж 1950-х и 1960-х годов, не прошли мимо великого теоретика абстрактного искусства. Его имя упоминалось в самых нелицеприятных контекстах – властное веление времени требовало «узнаваемых форм» в искусстве. К сожалению, эти требования исходили не только от идеологических чиновников – «среднестатистический советский человек» тоже внес свою лепту в гонения на художников, поскольку хотел видеть на выставках узнаваемый мир, иметь дома репродукции Айвазовского и Шишкина.

Эпоха оттепели могла стать временем возвращения Кандинского. Но, к сожалению, не стала. Рабочие и крестьяне, геологи и нефтяники щедро давали корреспондентам радио и телевидения интервью, в которых клялись в верности реалистическому искусству. Любители искусства не понимали, что эстетика Кандинского вовсе не «отменяет» ни Шишкина, ни Айвазовского, а только создает новую концепцию и идет дальше. В конце концов, ведь уживались же в альбомах филателистов марки с репродукциями художников самых разных направлений!!!

Долгое время интересные работы Кандинского оставались непонятыми и неразгаданными, а у рядового советского зрителя вообще не было возможности познакомиться с его графикой. Лишь в 1967 году, на выставке «Русская графика конца XIX – начала ХХ века» были представлены работы из цикла «Стихи без слов», и завораживающие силуэты Кандинского стали доступны зрителям. А опубликован этот цикл был гораздо позже. Сегодня наследие художника успешно осваивается, и о его творчестве выходят все новые книги и статьи.

На рубеже пятидесятых и шестидесятых годов имя Кандинского еще упоминалось в пропагандистских брошюрах о крахе буржуазной культуры. Но с началом перестройки иностранные музеи, поняв, что в Советском Союзе происходит «послабление режима», стали умолять Министерство культуры СССР дать напрокат хоть какие-нибудь работы раннего Кандинского. Стали появляться толстенные каталоги со ссылками на советские музеи. Все это способствовало повышению уважения к имени художника, росту его популярности в СССР, а затем и в новой России.

С каждым годом расширяется география стран, посвятивших художнику почтовые марки. Сам бог велел реабилитировать Кандинского, и хочется пожелать, чтобы миниатюры с репродукциями его работ стали выходить не только в зарубежных странах, но и в России.

А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)

 

Другие статьи цикла:

Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала  

Художественный авангард в филателии

Символизм и модерн – мост к авангардному искусству  

Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни

Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича

Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка  

 

 

Другие статьи автора:

За несколько минут до нового 1953 года

Фантастический Петербург: филателистическое измерение

Мир Сурикова

Петербургский призрак Ганс Макарт

Ф.И. Шаляпин в почтовой графике

Орбиты филателиста Л.И. Перескокова

Стиль Беггарстафф в наших альбомах

На марках – наивное искусство

Возможна ли филателистическая эзотерика?

Вечер в петербургской библиотеке

Коломан Мозер и его марки

Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд

Удивительный феномен Cергея Дягилева

Золушки на почтовых конвертах

Анджелина Джоли – филателистический взгляд

Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд

К 200-летию художника Уильяма Линтона

Русский мастер гравюры

Алгоритмы привлекательности

Алгоритмы привлекательности. Окончание

Что такое чернодрук?  

Грациозность Эжена Грассе

К юбилею Н.А. Некрасова

Художник Отто Экман глазами филателиста  

Искусство силуэта в почтовой графике

Картины, написанные точками

Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского

Искусство Бердслея: филателистический взгляд

Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов

Филателист, почта, кинокадр

Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна

Мастера художественной литературы – филателистам

Почтовая графика Бориса Зворыкина

Счастливая звезда Анатолия Калашникова

Художник Генрих Фогелер и почтовая графика

Тени и силуэты в Пушкиниане

Изюминки репинской филателии

Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях

Кот Бегемот и марки о нём

Силуэт плюс голубое небо

Юбилей великого символиста

Норман Роквелл и Россия

Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени

Филателия в искусствоведческой литературе

От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»

Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна  

 

Интервью с А.П. Дьяченко

А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Итоги
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 13
  • Марки с микротекстом
  • Герои опер П. И. Чайковского на открытках Павла Скотаря
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Третий период. Окончание
  • Московское метро на почтовых марках
  • Кинематограф в филателии
  • Вклад СССР в независимость Китая
  • Обзор выпусков почтовых марок за август 2025 года
  • С кляссером – в метро. Станция «Комсомольская»
  • История железной дороги в раритетных документах
  • КОНКУРС: Мой любимый филателистический сувенир
  • Картины из почтовых марок
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Третий период
  • История открытки. Издательство «Ришар»
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 12
  • Золотых дел мастер
  • Щедрый дар государству московского коллекционера П.П. Щапова
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Второй период
  • Ростовская финифть
  • Филателия помогает жить...
  • КОНКУРС ЭССЕ. Филателистические издания. Оформление и иллюстрации.
  • Научно-просветительский журнал «Мир Русской Филателии». К 80-летию Победы
  • Маяки. Пример тематической разработки
  • Марки со стираемой краской
  • Художественно-графическое оформление филателистической литературы
  • Волшебство и мистика Гребнево
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Первый период
  • Пособие «Политическая карта мира в почтовых марках»
  • Беломорско-Балтийский канал в значках и почтовых марках
  • «Илья Муромец» в небе филателии
  • Обзор выпусков почтовых марок за июль 2025 года
  • К.Ф. Юон. Семейный портрет. Окончание...
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 11
  • Марки с элементами перфорации
  • К.Ф. Юон. Семейный портрет...
  • Вопрос филателиста. Неизвестный художник В.Андреев
  • Протокол заседания Комиссии по ГЗПО
  • Великий дар актера Смоктуновского
  • Открытки объединяют
  • Владимир Маяковский на почтовых марках и конвертах
  • История открытки. Община святой Евгении
  • Бухенвальд на почтовых марках
  • Любовь к природе и карьера художника Генриха Семирадского
  • Юбилей «СОЮЗ - APOLLO»
  • Причудливые зигзаги Самарских экстремальных авиапочтовых линий
  • Первые марки Академии наук СССР
  • Мурановские просторы
  • Самый живописный уголок Москвы. Окончание
  • День независимости Беларуси в почтовых марках
  • Самый живописный уголок Москвы
  • Как надо гасить почтовые марки...
  • Свет солнца в капле янтаря
  • Лучшие художники почтовых марок
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2025 года
  • Георгий Алексеевич Куприянов. Профессия — волшебник
  • Художники на марках. Продолжение...
  • Драгоценное народное достояние
  • Российский почтовый дизайн
  • Неповторимые узоры
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 10
  • Здравствуйте, мистер Крейн
  • Цветочные мотивы Энид Маркс
  • Необычный аромат почтовых марок
  • Обер-архитектор Императрицы
  • Памятники пожарным в филателии
  • «Артек» — наш «семейный» лагерь
  • Марки России. Стратостаты и стратонавты
  • Укротитель коней
  • Как не заблудиться в дебрях фантазий
  • Русские усадьбы на картинах и марках
  • Эра милосердия Доменико Жилярди
  • История открытки. Владимир Григорьевич Сутеев
  • Нужны ли бумажные каталоги?
  • История развития почтовой связи в Абхазии
  • Станция метро «Бауманская»
  • Протокол заседания Комиссии по ГЗПО
  • Великая Отечественная война в живописи и графике
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2025 года
  • Как работает подводная почта и почему коты не хотят приносить письма
  • Первый учитель Кваренги и Росси
  • Кто печатал почтовые марки для Монголии?
  • Присоединение Закавказья к России
  • Марки из серебра
  • Радист № 1 Советского Союза
  • Следующая станция – «Новослободская», или Почему в метро так красиво?
  • Воспоминания о журнале «Стандарт-коллекция. Обозрение»
  • Пионер – всем ребятам пример!
  • Вопрос филателиста. Папка с эскизами марок
  • Юбилей Метрополитена
  • Легендарная «Сорок девятая»
  • Пути-дороги скульптора Г.Д. Ястребенецкого
  • Великая Отечественная война на почтовых марках
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 9. Окончание
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 9
  • С фронта с любовью: как открытки становились символом стойкости
  • Выставка в усадьбе Александрово-Щапово
  • Пражская стратегическая наступательная операция в почтовых марках
  • Пасхальные дары Фаберже
  • Неизвестный Герой Советского Союза
  • Храм искусства Сергея Ульяновского
  • Успехи российских филателистов на выставке в Гродно
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2025 года
  • Филателистическая выставка «Белфила-2025». Мечты сбываются!
  • Итоги конкурса
  • Памяти Зураба Церетели
  • Театр и улица зодчего Росси
  • Семь веков бело-синей Гжели
  • Космос на марках. Картины А.А. Леонова и А.К. Соколова
  • Отто Юльевич Шмидт. Загадка одной марки
  • История в миниатюре
  • Республика с именем древнеримской богини
  • Лентикулярная печать
  • И тыл был фронтом...
  • Берлинская стратегическая наступательная операция на почтовых марках
  • Основоположник тематического коллекционирования
  • Вопрос филателиста. Космос должен быть мирным
  • История открытки. Художник-космонавт А.А. Леонов
  • Позывной «Чайка»
  • Два автографа Гагарина
  • Судьбы, сложенные в треугольник
  • Резонанс публикаций портала «Филателия.РУ»
  • Дальневосточная республика и ее почтовые марки
  • Юбилейные виньетки в водовороте тайн, страстей и загадок
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2025 года
  • Принцесса филателии
  • Абхазия в составе СССР. Неделя письма и спецгашения
  • Абхазия в составе СССР. Почтовые марки и новоделы
  • Символы Победы
  • Герои детских книг на почтовых открытках
  • Филателистический автограф. Михаил Таль
  • С миру по открытке
  • Творческое наследие художника Васильева
  • Неповторимый мастер неба
  • Филателистический автограф. Анатолий Карпов
  • Первые альбомы для марок
  • Первые марки с многоцветной печатью
  • Вопрос филателиста. Помогите идентифицировать марки
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты. Март 2025 года
  • Волшебство Палехской миниатюры
  • Филателистический автограф. Письмо космонавту
  • Эпоха на конвертах и марках
  • Филателистический автограф. Чарльз Дьюк
  • Армения 1929: Почтово-благотворительный выпуск в пользу детей
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 8
  • Филателистический автограф. Космонавты
  • Узорочье графа Сюзора
  • Филателистический автограф. В.В. Горбатко и Томас Стаффорд
  • Непочтовые еврейские марки