Французский гравер на металле Луи-Эжен Мушон (1843–1914) считается крупнейшим французским гравером эпохи эклектики и модерна. Его тончайшие гравюры вызывали восторг у ценителей прекрасного во многих странах мира.
Мушон тонко, с соблюдением всех градаций тона, гравировал аллегорические композиции для французских марок.
В этом году отмечается 180-летие Мушона и 110-летие со дня его приезда в нашу страну. В 1903 году он был приглашен в Россию для создания проектов почтовых марок с портретом императора Николая Второго. До нас дошли типографские пробы этих талантливо нарисованных и выгравированных знаков почтовой оплаты.
Именно Мушон выгравировал знаменитый сюжет «Марианна-сеятельница», который был положен в основу французских стандартных марок начала ХХ века.
Композиция была выгравирована на основе медали работы выдающегося французского скульптора и медальера Оскара Роти (1846 – 1911). На марке и медали была изображена Марианна – символ Франции – в виде идущей по полю сеятельницы.
Этот талантливый скульптор недаром считался новатором в медальерном искусстве. Он отказался от высокого гурта и вместо высокого рельефа прибегал к плоскому. Современник знаменитых Родена, Бурделя и Майоля, он был ярким представителем символизма и модерна.
Для фигуры сеятельницы позировала француженка мадемуазель Раго. Она позировала обнаженной, и в истории почтового дизайна (и в истории графики французского, да и мирового модерна) это уникальный случай, когда для одетой фигуры позировала обнаженная модель. Для Роти (и для Мушона) этот заказ стал этапным в карьере.
Присмотревшись внимательнее к новым знакам почтовой оплаты, французы были поражены: Марианна сеяла против ветра. Это было необычно, и сам собой напрашивался вывод о том, что художник допустил ошибку. Назревала сенсация. Но власти не спешили уничтожать выпущенные в свет знаки почтовой оплаты или хотя бы остатки тиража.
Марка прекрасно смотрелась на открытках и украсила первые французские картмаксимумы (они тогда назывались открытка с маркой на лицевой стороне).
Фигура Марианны отличалась грацией и изяществом. Её волосы развевались так красиво, что художнику простили ошибку и чиновники почтового ведомства решили ничего не переделывать. Изображенная девушка заслуживала быть аллегорией Франции. Она быстро стала одним из символов французского модерна.
В эпоху модерна марками с изображением сеятельницы пользовались для оплаты открыток многие знаменитые люди, например, Анри Матисс и В.И.Ленин.
Почтовая марка с изображением сеятельницы встречается нам в фильме режиссера Франсуа Трюффо «Зеленая комната» (1978).
А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)
Cтатьи цикла "Авангард в филателии":
Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
Художественный авангард в филателии
Символизм и модерн – мост к авангардному искусству
Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни
Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
Другие статьи автора:
За несколько минут до нового 1953 года
Фантастический Петербург: филателистическое измерение
Петербургский призрак Ганс Макарт
Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
Стиль Беггарстафф в наших альбомах
Возможна ли филателистическая эзотерика?
Вечер в петербургской библиотеке
Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
Удивительный феномен Cергея Дягилева
Анджелина Джоли – филателистический взгляд
Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд
К 200-летию художника Уильяма Линтона
Алгоритмы привлекательности. Окончание
Художник Отто Экман глазами филателиста
Искусство силуэта в почтовой графике
Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского
Искусство Бердслея: филателистический взгляд
Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов
Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна
Мастера художественной литературы – филателистам
Почтовая графика Бориса Зворыкина
Счастливая звезда Анатолия Калашникова
Художник Генрих Фогелер и почтовая графика
Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени
Филателия в искусствоведческой литературе
От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»
Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна
Интервью с А.П. Дьяченко
А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления