Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Футуризм на спортивных марках

2024-04-05 15:44:18, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Мы совсем не избалованы футуристической темой в почтовой графике, тем более в той ее части, которая имеет отношение к спорту.

Имеются почтовые конверты, посвященные В.Хлебникову и Д.Бурлюку – футуристам, которые воспринимали спорт как силу, преобразующую мир, однако наивно полагать, что на эти скромные материалы обратили бы внимание специалисты по спортивным маркам.

Так уж сложилось, что поклонники спортивной темы в искусстве не очень-то обращают внимание на мировой авангард. Написаны книги об олимпийских марках, составлены подробные каталоги, но пока нигде не воздается по заслугам футуристам. В почете “реалистичные” марки, на которых любители спорта мечтают узнать конкретных спортсменов. Но их имидж защищен юридически. Почтовики не имеют права при жизни помещать их фотографии на марки, и коллекционеры вынуждены довольствоваться собирательными изображениями. Они могут только найти случайное сходство с любимым спортсменом.

Итак, портретное сходство ценится выше, чем авангардистская абстракция. А между тем футуризм тоже интересен. Он оказал огромное влияние на оформление спортивных марок. Авангардисты прославили стремительное движение, в том числе движение спортсмена, борющегося с соперником или с секундомером. И здесь очень важно осознать то, что живописцы “на свой художественный манер” начали в своих полотнах разлагать движение на фазы.

В живописи появились “вибрирующие” и “пульсирующие” фигуры пловцов и велосипедистов, которые доносили до зрителя идею динамичного существования, вечных, ежесекундных перемен в пространстве и во времени. Этот эффект был необычным и мимо него не могли пройти художники, проектирующие знаки почтовой оплаты.

Почтовым маркам, имеющим в основе жизнеподобные фотопортреты спортсменов, пришлось потесниться. Десятки раз художники разных стран прибегали к оригинальным трактовкам движения, а это один из излюбленных приемов футуризма. Фигура спринтера или штангиста словно “размазывалась” по окружающему пространству или по воображаемой прозрачной плоскости… Само размазывание краски, растекание акварели работало на авангардистский эффект и делало изображение спортсмена более образным, подчеркивало “схему” движения. Отметим, однако, что в почтовую графику эти приемы пришли очень поздно, примерно в 1980-е годы, хотя отдельные примеры могут быть обнаружены и в графике 1960-х годов.

Тем интереснее вспомнить некоторые страницы истории. В 2009 году, к юбилею футуристического манифеста (1909 – 2009) в Сан-Марино вышла эффектная серия марок, отразившая все многообразие творчества футуристов. До этого выходили марки, посвященные только отдельным личностям: Ф.-Т.Маринетти и У.Боччони. И если добавить к этим выпускам многочисленные почтовые документы в футуристическом стиле, получится очень интересный ряд произведений графики. Выходит, что манифесты футуризма предвидели появление марок, посвященных быстрому движению спортсменов.

Итальянский футуризм породил множество картин и скульптур, о которых шли яростные споры. Его развитие шло рука об руку с развитием спортивного плаката и атрибутики, совершенствованием дизайна спортивной формы. И футуристические приемы были признаны современными, созвучными эпохе. На представителей этого направления при жизни обрушивались волны критики. Сложная символика футуристических образов, попытки осмыслить мир со всем обилием происходящих в нем событий через технику, сквозь призму философских представлений о динамике – все это сразу же не понравилось обывателям и стало поводом для уничтожающей критики со стороны современников.

Взглянем на групповой снимок итальянских футуристов. На нас смотрят люди разного возраста. На снимке отсутствует Джакомо Балла (1871 - 1958) – член первой в Италии футуристической группировки, который имел самое прямое отношение к “раскадровке” движения. Без него не появились бы знаменитые «механические балеты» Фернана Леже. Здесь рукой подать до новейших спортивных марок, выполненных в футуристическом ключе. 

Самой заметной фигурой в группе без сомнения является Ф.-Т. Маринетти (1886 – 1944). Он в центре группы, и его лидерство очевидно. А провозглашенная Маринетти стилистика повлияла на плакаты, связанные с автогонками и авиаспортом, а также и на стилистику почтовых миниатюр. Красота скорости заставила художников дробить изображенные предметы, словно само быстрое движение их деформирует.

Слева от Маринетти на снимке – Джино Северини (1883 – 1966). Его работы, посвященные балету, современники называли динамическими иероглифами (не исключено, что это словосочетание придумал сам художник). Попробуем понять, достаточно ли емко это понятие отражало внутренние устремления футуристов и применимо ли оно к спортивной теме. Северини – один из самых ярких представителей итальянского футуризма, художник, стоявший у колыбели этого движения и являвшийся свидетелем выхода в свет первых футуристических манифестов. 

Художники хотели передать свое ощущение современности каждому из изображаемых персонажей, поэтому спортсмены и превращались в совокупность сложных линий, в “динамические иероглифы” (словосочетание было на редкость удачно подобрано). Причем это касалось отнюдь не только людей, но и воспринимаемых как символы времени предметов быта, в том числе… спортивного реквизита. Ведь именно футуристы обратили внимание на гири и штанги, на велосипедные колеса и боксерские перчатки. У зрителя возникало впечатление, что вещи становятся живыми и что самолету приятно лететь по небу, раскинув “стальные руки-крылья”.

Ближайший сподвижник Маринетти – Умберто Боччони (1882 – 1916) создал скульптуру “Эластичный человек”, в которой любители спорта сразу же усмотрели символ спортивной ходьбы. Взглянем на марку с этой известной скульптурой. “Эластичный человек” существует в нескольких измерениях сразу, и мы не улавливаем, каков же он на самом деле, и какой вид спорта ему ближе – бег или спортивная ходьба. Все футуристы увлекались авиацией, а Боччони стремился передать быстрое движение спортсменов и всадников.

Жаль, что итальянская марка с изображением этого легендарного персонажа никогда не вызывала интереса у поклонников спортивной филателии. Творчеству Боччони посвящено несколько конвертов и марок.

Футуристы часто бывали в спортзалах, вглядывались в движения штангистов и гимнастов. Сам Маринетти уделял пластике движений исключительно важную роль. Он часто читал в разных аудиториях лекции о будущем мирового искусства.

Футуризм получил продолжение и за пределами Италии. В середине ХХ века важнейшим художественным явлением, связанным со спортивной темой стало творчество выдающегося художника-авангардиста Франтишека Купки (1871 – 1957). Потерпев неудачу в результате попытки сделать карьеру художника в Италии, он попал во Францию, где познакомился с идеями модных философов Е. Блаватской и Р. Штейнера. Представления об “астральном теле” и “эфирном теле” человека проникли и в олимпийский плакат, и в графику. Купка не прошел мимо новейших идей. В ранних работах художника образы олимпийцев наполнены возвышенной эзотерической символикой. Свой стиль живописец перенес на изображение всех героев античности, которые обладали совершенством олимпийских атлетов. Однако не забудем, что Ф. Купка начинал с академических картин.

В начале ХХ века он вступил в группировку “Де Пюто”, в которой состояли Хуан Грис и братья Дюшан. Под влиянием идей антропософии (направления, которое предусматривает наличие у человека разных энергетических оболочек) Купка стал изображать “тонкую ауру”, затрагивать идеи коммуникации человека и Вселенной через тонкий мир. Обнаженные тела олимпийцев выглядели как посредники между земным и небесным началом. Купка не проектировал марок, но предложенная им модель разложения движения, для которой очень важна идея света, озаренности человека лучами, полюбилась почтовым дизайнерам. Филателистам еще предстоит выявить и проанализировать “спортивные” марки, созданные под влиянием эстетических теорий Ф.Купки.

Выдающийся французский художник-авангардист Анри Робер Марсель Дюшан (1887 – 1968), слывший большим поклонником велосипедного спорта, внес огромный вклад в мировую культуру. И по сей день не утихают жаркие споры о его творчестве и его оригинальной философии. Дюшан многое перевернул в наших представлениях об искусстве, ведь именно он заложил основы концептуализма, поп-арта и кинетизма. Поэтому важно помнить, что он прославил вращение велосипедного колеса средствами живописи. Наблюдая за движениями велогонщиков, он относился к колесу как к символу вечности.

Мифопоэтическое отношение к вещам (в том числе и к велосипедам) было скорее всего заложено в семье художника. Дюшан родился в г.Бленвилле (Нормандия) в 1887 году и ранние годы провел во Франции. Его отец – нотариус Исидор Дюшан имел большую семью, причем все дети проявляли творческие наклонности. Дочери Сюзанна и Ивонна были одарены от природы, а братья художника – Жак и Гастон стали талантливыми скульпторами. М.Дюшан начинал отнюдь не как футурист. Он учился в Академии Жюльена и быстро овладел всеми графическими приемами стиля “модерн”. Живописец не прошел мимо новейших течений в композиции и рисунке. И лишь после непродолжительного периода работы в области традиционной живописи Дюшан обратился к новейшим формам.

Вернее, не столько обратился, сколько сам их изобретал, создавал и внедрял. Его авангардистские работы, основанные на осмыслении вращающегося велосипедного колеса, послужили прототипом для марок на спортивную тему, на которых колесо изображено отдельно, как символ велосипедного спорта. Ну а как же футуристические новшества отражаются в почтовом дизайне второй половины ХХ века? Оказывается, что они отразились в спектре современных графических приемов довольно полно и разносторонне.

Следует отметить, что с конца 1960-х годов художники-графики ЧССР, Польши, Югославии все чаще прибегают к замене реалистического образа спортсмена на “динамический иероглиф”. На рубеже 1970-х и 1980-х годов одного и того же спортсмена изображали на марке несколько раз, словно концентрируя в одном образе фазы движения или откровенно демонстрируя многократную экспозицию (разные моменты прыжка или выступления гимнаста на одном и том же снимке).

Существует блок с изображением немецкой фигуристки Катарины Витт, на котором мы видим своеобразное разложение движения спортсменки на фазы. И хотя перед нами не графика, а фото, мы не можем не признать, что дизайн этого блока выполнен с учетом “футуристических эффектов”.

Эти тенденции очень образно охарактеризовал в своей знаменитой книге “Искусство почтовой марки” (1967) выдающийся искусствовед В.Я.Бродский. Вот что он пишет о серии чехословацких марок, вышедших в 1965 году к III спартакиаде в Праге (художник К.Сволинский, гравер Л.Йирка): “Здесь рисунок приобретает характер живого динамического арабеска, лаконизм очертаний доведен почти до схематичности и в то же время оказывается живым и остроумным, прекрасно передающим спортивную упругость человеческого тела. Весь он прост и выразителен, как беглый набросок, непосредственно улавливающий только самую основу, ограничивающийся лишь немногими, наиболее необходимыми деталями. Это очень интересные рисунки, несмотря на присущий им некоторый налет манерности, несколько неожиданный для их автора.” (В.Бродский, ук.соч., стр.89).

Не забудем и о новейших явлениях. В 2013 году увидела свет марка РФ, посвященная Чемпионату Европы по легкой атлетике (автором марки является художник С.Ульяновский, номинал 14 руб. 25 коп.). Мы видим на рисунке витиеватую линию, которая словно бы дублирует движение спортсменов. Это и символ финишной ленточки, и оригинальное воплощение линии бега. Получается, что художник включает в изображение и такое необычное для изобразительного искусства явление, как траектория движения. Причем намечена она полуабстрактно, как эффектное украшение почтовой миниатюры.

И уж совсем явным почтовым новшеством стало изображение на марках… болельщиков с раскрашенными лицами. На футбольных марках Гибралтара 2002 года мы видим детей, раскрасивших лица в цвета национальных флагов. Они производят очень трогательное впечатление.

Не забудем, что раскраску лица впервые ввели в художественный обиход футуристы Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Маяковский, М.Ларионов и Н.Гончарова. В те годы о раскрашенных лицах до хрипоты спорили журналисты и литературные критики. А теперь этот прием освоили болельщики, которым пришелся по душе футуристический имидж. Упомянутые марки Гибралтара, радующие глаз своим многоцветьем, очень популярны среди коллекционеров.

А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)

 

Cтатьи цикла "Авангард в филателии":

Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала  

Художественный авангард в филателии

Символизм и модерн – мост к авангардному искусству  

Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни

Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича

Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка  

Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского  

Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо  

Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса  

Коллаж в филателии

Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд  

 

Другие статьи автора:

За несколько минут до нового 1953 года

Фантастический Петербург: филателистическое измерение

Мир Сурикова

Петербургский призрак Ганс Макарт

Ф.И. Шаляпин в почтовой графике

Орбиты филателиста Л.И. Перескокова

Стиль Беггарстафф в наших альбомах

На марках – наивное искусство

Возможна ли филателистическая эзотерика?

Вечер в петербургской библиотеке

Коломан Мозер и его марки

Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд

Удивительный феномен Cергея Дягилева

Золушки на почтовых конвертах

Анджелина Джоли – филателистический взгляд

Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд

К 200-летию художника Уильяма Линтона

Русский мастер гравюры

Алгоритмы привлекательности

Алгоритмы привлекательности. Окончание

Что такое чернодрук?  

Грациозность Эжена Грассе

К юбилею Н.А. Некрасова

Художник Отто Экман глазами филателиста  

Искусство силуэта в почтовой графике

Картины, написанные точками

Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского

Искусство Бердслея: филателистический взгляд

Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов

Филателист, почта, кинокадр

Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна

Мастера художественной литературы – филателистам

Почтовая графика Бориса Зворыкина

Счастливая звезда Анатолия Калашникова

Художник Генрих Фогелер и почтовая графика

Тени и силуэты в Пушкиниане

Изюминки репинской филателии

Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях

Кот Бегемот и марки о нём

Силуэт плюс голубое небо

Юбилей великого символиста

Норман Роквелл и Россия

Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени

Филателия в искусствоведческой литературе

От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»

Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна  

Бонжур, месье Mушон!

Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии 

Прошло шестьдесят лет...

Марки рассказывают о стиле граффити

Итальянский футуризм  

Интервью с А.П. Дьяченко

А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Забавные совпадения на новогодних открытках
  • Обзор выпусков почтовых марок за декабрь 2024 года
  • Одна взаимная любовь – филателия
  • Сокровищам бесценная оправа
  • Чем запомнился 2024 год в Филателии?
  • Жива ещё филателия и филокартия в Уфе
  • Художники и скульпторы Победы
  • Обзор выпусков почтовых марок за ноябрь 2024 года
  • Выставка в Шанхае China-2024. Часть 2
  • Тропами Первой Гвардейской
  • Филателистическая выставка China-2024
  • Необычное гашение почтовых марок на «Параде елок»
  • Филателистический праздник в Шанхае
  • Самая лучшая марка 2024 года
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 5
  • Мода — это полет бабочки
  • Код Дюшана и филателия
  • История открытки. Иван Максимович Семёнов
  • Истоки почты родного края. Находимся на станции Черниковка…
  • Космическая мощь России
  • Летчик Водопьянов — человек поступка!
  • Гордость земли башкирской
  • Географический диктант
  • Собрание филателистов города Волгограда и области
  • Винная тематика в российской филателии
  • Все побывали тут!
  • Что помогает почтовым маркам Беларуси держать марку
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 4
  • Каталог конвертов с оригинальной маркой СССР 1932-1991
  • Советский скульптор Вера Мухина. Окончание
  • Искусственный интеллект на почтовых марках
  • Поездка в Брест
  • Организация Объединенных Наций на почтовых марках
  • М.К. Тенишева — созидательница и собирательница
  • Советский праздник на старых открытках
  • Ожерелье чудес допетровской поры
  • Члены-учредители Петроградского общества филателистов (1923 – 1924)
  • Советский скульптор Вера Мухина
  • Филателистический туризм. Ивановская область. Часть II
  • Обзор выпусков почтовых марок за октябрь 2024 года
  • Русская Америка на почтовых марках. Стратегии репрезентации исторической памяти
  • История открытки. Ксения Конрадовна Купецио
  • Целебная сила природы
  • Вспоминая Протвино…
  • Памяти художника Числевича
  • «Чейн карды» как способ коллекционирования марок
  • Светоч русской поэзии и прозы Александр Сергеевич Пушкин
  • Путевая заметка о семинаре
  • В объятиях багряного вихря
  • Художник Эжен Грассе – автор марок к юбилею ВПС
  • Международная филателистическая выставка «Россия 2024»
  • «На чём печатают марки?». Отделка фольгой из золота
  • Пожарная охрана в России
  • Послевоенный раздел Европы. Зоны оккупации
  • Юбилейные и памятные даты 2024 года сквозь призму филателии и филокартии
  • Певец Российской славы
  • Петербургский вернисаж. Неделя почтовых коллекций-2024
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • Юбилей ВПС
  • Учитель с большой буквы
  • Филателистический туризм. Ивановская область
  • Отец матрёшки расписной
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 3
  • Юбилей Всемирного почтового союза
  • Вторая Олимпиада КНР
  • Обзор выпусков почтовых марок за сентябрь 2024 года
  • День коллекционера отметили в библиотеке
  • Огонь Парижских игр 2024 года
  • Первые олимпийские марки КНР
  • Неповторимый Джакомо Кваренги
  • Открытки из Китая в Германию 1912-1913 гг.
  • Первые шаги в филателии
  • «Тест-драйв» вендингового аппарата
  • А как храните марки ВЫ?
  • Великолепие Дымковской игрушки
  • Символ Бессмертной России
  • 120-лет со дня рождения Д.И. Гулиа
  • Филателия — это интерес и ген собирательства!
  • Не забудут имена просветителей и строителей
  • Занятие для души: тренер по карате рассказал о необычном хобби
  • Марки России. «Картонка»
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 2
  • Вопрос филателистам
  • Три письма из Китая
  • Пяти гениев небесная любовь
  • Друг нашей страны – художник Вернер Клемке
  • Обзор выпусков почтовых марок за август 2024 года
  • Крупнейший архитектор русского классицизма
  • История открытки. Сергей Михайлович Прокудин-Горский
  • Только хоккей!
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть I
  • Пушкин и стиль модерн
  • Почтовые карточки для Мосмебельторга и «Книга — почтой»
  • «Дело всей жизни». Воспоминания А.М. Василевского
  • Станислав Жуковский. Необыкновенный художник
  • Дом-музей Паустовского в Тарусе
  • Что рассказывают о природе Башкирии почтовые конверты?
  • Софи Лорен: почтовое измерение
  • Марки с наклеенными элементами
  • Фауна Абхазии. Серия первая
  • Гордость Отечества. Василий Шукшин
  • Почта: интриги, скандалы, расследования...
  • Ура! Наши опять в космосе!
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Иберо-Американская выставка в Севилье
  • От звезды Давида — до звезды Героя
  • Филателистическая выставка «Брест-2024» глазами студентки
  • По анфиладе славы россиян
  • Первый выпуск стандартных марок СССР
  • Выставки на марках
  • Обзор выпусков почтовых марок за июль 2024 года
  • Выставка с секретом...
  • Н.И. Пирогов. Хирург, естествоиспытатель, педагог
  • Филателистическая выставка «Брест-2024»
  • «Абхазские динозавры» и ритмы Черного моря
  • Новые встречи с силуэтной графикой
  • Выставка с международным участием «Брест-2024»
  • Филателистическая нейроистория
  • История открытки. Рекламные открытки товарищества «Эйнем»
  • Счет потерь американских самолетов на марках Вьетнама
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Пель
  • Надпечатки на почтовых марках
  • Новоявленные мошенники
  • По следам наших публикаций. Мир современных детей
  • Стандартный выпуск марок Республики Абхазия
  • Мемориал в Саратовской области
  • Марки нестандартной ширины
  • Трижды Вятка
  • От слов — к делу...
  • Раритеты почтовой истории России
  • Что такое «Открытая филателия»
  • Первые и последние марки Советского Союза
  • Лениниана или нет?
  • Шахматный выпуск марок Республики Абхазия
  • Торжествуй, дорогая отчизна моя!
  • Николай Самокиш – гений батальной живописи
  • Марки России. Первый выпуск, посвящённый В.И. Ленину
  • Памяти Валерия Михайловича Халилова
  • Филателистическая олимпиада
  • Некоторые занимательные факты из истории ранних коллекций бабочек в России
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2024 года
  • История открытки. Евгений Евгеньевич Лансере
  • На чём печатают марки? Марки из вторсырья
  • Денежный конверт 1824 года
  • Задорно, бодро и мажорно
  • К столетию Марчелло Мастроянни
  • Специальные почтовые штемпеля
  • Под знаком куницы
  • На чём печатают марки? Бумага, изготовленная вручную