К 225-летию со дня рождения русского архитектора Николая Ефимовича Ефимова
Миллионы людей ежегодно стремятся посетить один из известнейших музеев мира – Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге.
Здесь для них с любовью собраны великолепные экспонаты, с высоким вкусом помещенные в уникальные интерьеры этого удивительного дворцового комплекса.
Выдающиеся эрмитажные коллекции готовы удовлетворить ожидания даже наиболее взыскательного зрителя.
Возможно, не каждый, кто восторженно поднимается по ступеням Зимнего дворца, помнит о значительной роли Николая Ефимовича Ефимова в воссоздании неповторимых интерьеров этого архитектурного шедевра.
Мы же решили вспомнить это светлое имя, поскольку 9 мая 2024 года исполнилось 225 лет со дня рождения русского архитектора Николая Ефимовича Ефимова. В различных сетевых источниках данный портрет находится как на его памятных страницах, так и на страницах памяти его родного брата – Ивана Ефимовича, нижегородского архитектора. Поэтому мы заранее приносим свои извинения в том случае, если это все-таки портрет брата нашего героя.
При поддержке Николая Ефимовича Василий Петрович Стасов стремился придать зимней резиденции российского монарха ее прежний вид.
Это пришлось делать после пожара, запечатлённого французским художником Пьером Марией Жозефом Верне на своем знаменитом полотне.
Верне. Пожар в Зимнем дворце
Узнав о случайном возгорании в здании дворца, император Николай Первый, несведущий в физике, отдал самое нелепое приказание из всех возможных: «Откройте окна!».
И рядом не нашлось никого, кто бы осмелился его ослушаться или подсказать, что эта ошибка станет роковой. Даже в дни революционных событий Зимний дворец не понес такого колоссального урона.
К счастью, нашлись Стасов, Ефимов и их многочисленные сподвижники, благодаря которым Дворец стал еще краше, чем был.
Стасов и Ефимов разрабатывали проекты, согласно которым нужно было восстановить и реконструировать Фельдмаршальский зал Зимнего дворца.
Также им предстояло переосмыслить работу Огюста Монферрана, посвящённую памяти Петра Великого.
Петровский зал
Предметом особой заботы Стасова и Ефимова стало внутреннее убранство Белого зала.
Белый зал
В дальнейшем здесь будет развернута незабываемая выставка полотен Ивана Константиновича Айвазовского, предшествовавшая появлению в Государственном Русском музе зала, названного его именем.
Наконец, объектом особого внимания Ефимова станет оформление интерьера Георгиевского зала.
В данном проекте Ефимов в 1839 году занимался ещё и наблюдением за добычей в итальянской Карраре белого мрамора для отделки Георгиевского зала.
Георгиевский зал
В 1842 году, на постройке здания теперь уже Нового Эрмитажа «вместо Кленце этим занялась комиссия, возглавляемая одним из основоположников русского имперского стиля, называвшегося «ампиром», архитектором Василием Петровичем Стасовым и представителем позднего русского классицизма и неоренессанса в Санкт-Петербурге, академиком и профессором архитектуры Императорской Академии художеств Николаем Ефимовичем Ефимовым».
По существу, именно таким образом ими и было продолжено дело востановления Зимнего дворца, который в комплексе с остальными эрмитажными зданиями приобрел ещё более солидное впечатляющее звучание.
Испанский просвет Нового Эрмитажа
Параллельно с работой над интерьерами Нового Эрмитажа Николай Ефимович с 1847 года реконструирует на Невском проспекте здание Городской Думы.
После смерти Николая Ефимовича, в 1852 году архитектору Людвигу Людвиговичу Бонштедту выпала честь завершать данную работу.
В этом же году на Исаакиевской площади у Николая Ефимовича появляются симметрично расположенные здания — Дом Министерства Государственных имуществ (1847—1850) и Дом министра Государственных имуществ (1847—1853).
С 1848 года Николай Ефимович, не прерывая предыдущих работ, работает над проектом возведения Новодевичьего Воскресенского первоклассного женского монастыря, который располагался на Московском тракте.
На дореволюционной открытке хорошо видно, что Воскресенский собор Новодевичьего Воскресенского первоклассного женского монастыря построен в русско-византийском стиле.
Мариинский институт благородных девиц в Нижнем Новгороде – пример постройки Николая Ефимовича в город, где много и неутомимо работал его брат – архитектор Иван Ефимович Ефимов.
Сегодня мы воздаем должное им обоим. И надеемся, что их архитектурное наследие будут бережно хранить наши потомки.
Фото авторов
Ю.А., П.А. и О.Ю. Латышевы