450-летию Уфы посвящается
В канун 450-летнего юбилея столицы Республики Башкортостан – города Уфы, хочется рассказать о выдающемся композиторе, педагоге, общественном и театральном деятеле Загире Гариповиче Исмагилове.
Позвольте вспомнить добрым словом этого человека.
Родился Загир Гарипович 26 декабря 1916 (8 января 1917) в деревне Верхнее Серменево Оренбургская губерния (ныне — Серменево, Белорецкого района Башкортостана, Россия) в семье лесоруба.
Учеба в студии для одарённой молодёжи, которая существовала при Башкирском театре драмы, позволил З.Г. Исмагилову реализовать свое педагогическое мастерство и талант.
Становлению в качестве именитого педагога способствовало и участие в работе Башкирской национальной студии при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.
Здесь его наставником был советский композитор и общественный деятель, автор детской песни «Орлёнок», народный артист РСФСР, заслуженный артист Белорусской ССР Виктор Аркадьевич Белый.
Учился Загир Гарипович на композиторском факультете Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Его дипломной работой стало выдающееся музыкальное произведение на либретто Баязита Бикбая, призванное содействовать подъему национального самосознания башкирского народа — опера «Салават Юлаев».
Много теплых чувств вызывает у башкир упоминание об их национальном герое.
Их любовь побуждает нести букеты живых цветов к памятнику знаменитому земляку.
В консерваторском классе композиции З. Г. Исмагилова обучал советский композитор, Народный артист Киргизской ССР; Заслуженный деятель искусств РСФСР, Таджикской ССР, Башкирской АССР, Бурятской АССР и Чечено-Ингушской АССР, Член Союза композиторов СССР, музыкальный педагог, профессор Владимир Георгиевич Фере.
Апогеем педагогического мастерства З. Г. Исмагилова, следует назвать создание им Уфимского института искусств.
Став его первым ректором в 1968 году, З. Г. Исмагилов на протяжении двух десятков лет, сочетал руководящую и творческую композиторскую деятельность с преподавательской. В 1973 году он становится доцентом родного Уфимского института искусств, а в 1977 году, профессором.
В 1942 году Исмагилов становится членом Союза композиторов, где в период с 1941 по 1944 год выступает в качестве ответственного секретаря.
С 1954 по 1978 год избирается председателем Союза композиторов Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики.
А параллельно с этим, с 1960 года является ещё и секретарём Союза композиторов Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, что не может не говорить о его высочайшей собранности и в определённой степени даже самоотверженности.
Загир Гарипович в 1943 году стал членом ВКП(б).
Он также выполнял функции председателя Верховного Совета Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики 6 и 8-го созывов.
Где, из каких источников, должен был черпать вдохновение человек, который сочетал в себе так много различных ипостасей, в каждой из которых неизменно оправдывал высокое доверие своих современников, земляков, а также представителей вышестоящих организаций?
И, что самое важное, при всем этом З.Г. Исмагилов ни на минуту не переставал творить. Из-под его композиторского пера выходит героико-эпическая опера «Послы Урала». Она призвана затронуть чрезвычайно актуальную тему воссоединения башкирского народа с Россией.
Ещё одна героико-эпическая опера «Кахым-Туря» повествует о военачальнике, под предводительством которого многочисленные представители башкирского народа, во время Отечественной войны 1812 года, отважно сражались против французской армии.
Еще одно произведение З.Г. Исмагилова — опера «Акмулла», посвящена башкирскому поэту-просветителю XIX столетия. В ней совершенно отчётливо показано, что вовремя сказанное слово тоже может быть действенным оружием, быстрее и вернее достигающим своей цели.
Оперы «Волны Агидели» и «Шаура» имеют непосредственное отношение к лирико-драматической разновидности созданных композитором, педагогом и ярким общественным деятелем сочинений. Именно на берегу реки Агидель и установлен главный барельеф монумента Дружбы, знаменующий собой въезд в Уфу.
Не прошёл композитор в своем творчестве и мимо популярного в народе жанра бытовых музыкальных комедий, к числу которых по праву следует отнести оперы «Алмакай» и «Кодаса» («Свояченица»), оставившие теплый след в душах современников.
И всё вышеперечисленное творчество З.Г. Исмагилова являло собой образец для его современников, которые ставили его оперы на национальной сцене, исполнив в них непростые, но запоминающиеся и достаточно убедительные роли.
Учились на созданных З. Г. Исмагиловым музыкальных произведениях и театральные режиссеры, в прямую задачу которых входило приведение к должному знаменателю художественных реалий и чаяний народа, ищущего в искусстве родные корни.
Наконец, было чему поучиться у прославленного мастера и артистам, которым следовало нести радость простым, неискушенным в искусствоведческой терминологии, людям.
Поэтому можно с высокой степенью убежденности говорить о том, что Исмагилов учил своих современников и своим общим жизненным примером, и настойчивостью в достижении самых различных целей.
Неотьемлемой частью биографии З. Г. Исмагилова следует назвать театр и театральную педагогику.
Передавая свой многогранный художественный опыт молодому поколению артистов, Загир Гарипович всегда и при любых обстоятельствах руководствовался чувством любви к Родине, своему народу, ощутимой потребностью воспевать его идеалы и свершения.
Так же закладывалась и любовь к фольклору, готовность позиционировать его на всех доступных площадках. Каждый деятель искусства, которому посчастливилось строить свою биографию под мудрым руководством З. Г. Исмагилова, вынес из общения со своим чутким наставником все лучшее, что тот был в состоянии ему передать. И главное – любовь к родной Республике.
Из поколения в поколение дух и буква педагогического мастерства З. Г. Исмагилова будет передаваться с глубоким трепетом и высокой ответственностью.
Впервые мы прикоснулись к этой теме, когда секретарь оргкомитета Республиканской очно-заочной научно-практической конференции «Театр и наставник» в Уфимском государственном институте искусств, преподаватель кафедры истории и теории искусства УГИИ им. З.Исмагилова Ирина Фидаилевна Шамсутдинова, пригласила нас на Научно-практическую конференцию, посвященную Загиру Гариповичу Исмагилову. Это научное событие имело возможность состояться в рамках культурно-просветительского проекта «Театр+школа» гранта Главы Республики Башкортостан на государственную поддержку деятелей культуры и искусства Республики Башкортостан.
Кроме этого, мы освятили схожую тему на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Пятые Всероссийские Гуткинские чтения «Миф, обряд, театр в пространстве культуры» 25-26 апреля 2024 года, которую организовал философский факультет Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского.
Сегодня мы рассказываем о верном сыне Башкортостана в третий раз — в день юбилея города, который наш герой так любил! Города, который приютил в годы Великой Отечественной войны маму и бабушку семьи Латышевых, ее родную сестру и их детей, куда они были эвакуированы из Москвы. Города, которому мы обязаны тем, что наша семья выжила и до сих пор живет. Земной поклон Уфе!!!
С прекрасным юбилеем, дорогая УФА!
О. Ю. Латышев, П. А. Латышева, М. Луисетто, С. Павлович