Открытки в современном их понимании известны с начала 1870-х годов. В Российской империи почтовыми карточками в рекламных целях пользовались многие компании, но наиболее развито это направление было у товарищества «Эйнем» — популярной кондитерской фабрики середины XIX – начала XX века.
В данной серии публикаций товарищество не раз упоминалось как один из заказчиков известных художников, чьи работы печатались на открытках. Среди них были Б.В. Зворыкин, А.П. Апсит, А.Н. Бенуа, М.А. Врубель. Все без исключения рекламные материалы товарищества, включая упаковку и плакаты, в наши дни причислены к произведениям искусства.
№ 846 «Искусство плаката», Россия, 2003 г.
Так, один из плакатов фабрики появился на почтовой марке № 846 «Искусство плаката», выпущенной АО «Марка» в 2003 году по программе «Европа».
Поздравительные открытки товарищества «Эйнем»
Выпуск рекламных карточек с адресными строками и местом для написания текста, вкладывавшимся в упаковки с продукцией, вначале осуществлялся «Эйнем» к праздникам. Позже на них появились виды городов, пейзажи и другие сюжеты различной тематики. Среди таких открыток наиболее известна серия «Москва будущего», выпущенная в 1914 году, также имевшая на оборотной стороне описание сюжета. Серия включала в себя 8 открыток, изображающих разные места города такими, какими они могут выглядеть в 2114–2259 годах. Некоторые фантазии художника, разработавшего серию, воплотились в жизнь уже в наши дни.
«Москва будущего», обложка набора
Тем не менее в части выпуска открыток на сегодняшний день товарищество известно в первую очередь своими сериями карточек без свободной для написания текста зоны и адресных строк.
Имея разнообразную тематику, состоящие обычно из 12 карточек серии пользовались популярностью наравне с самой продукцией «Эйнем», они являлись и в настоящее время продолжают являться объектом коллекционирования.
На обороте карточек с красочными изображениями был напечатан рекламный и сопровождающий их сюжет познавательный текст. Также они отличались высоким качеством печати.
Большая их часть изготавливалась способом хромолитографии на одном из лучших предприятий Санкт-Петербурга, принадлежавшем новатору в этой области — Э.И. Маркусу.
1812
Виды и типы старой Москвы
Виды Сибири и её железных дорог
Среди рекламных карточек «Эйнем» можно выделить серии: «1812 год», «Виды и типы старой Москвы», «Виды Сибири и её железных дорог», «Война в Трансваале», «Детский маскарад», «Древняя жизнь», «Изобретательность человеческого гения», «Искусство в разные века», «К празднованию Трехсотлетия Дома Романовых», «Клады земли и моря», «Народные праздники», «Охота на море», «Петр Великий», «Почтовые ведомства разных стран и эпох», «Прежде и теперь», «Производство стекла», «Русские художники и их картины», «Рынки всего мира», «Сцены из русской жизни», «Театр», «Типы народов земного шара», «Хлопок».
Петр Великий
Почтовые ведомства разных стран и эпох
Прежде и теперь
Ввиду популярности почтовой связи товарищество «Эйнем» в рекламных целях использовало ещё один интересный тематический приём — издание виньеток, называемых ими «художественными марками», т. к. на тот период времени понятие стандартного и художественного (коммеморативного) выпуска почтовых марок ещё не сформировалось. Рекламные виньетки можно было получить в подарок, выполнив определённые условия.
Акционный талон
Один из таких розыгрышей имел условия следующие: при покупке продукции товарищества можно было получить специально напечатанные для акции талоны. Собрав 12 таких талонов, следовало отправить их на адрес товарищества.
Виньетки из серии «Мода в течение веков»
Виньетки из серий «Русские писатели» и «Композиторы»
Виньетка из серии «Народные загадки о луне»
В ответ участник конкурса получал виньетки, которые можно было использовать для украшения писем и открыток, тем самым создавая «Эйнем» дополнительную рекламу.
Источник: РусМарка