К 80-летию со дня смерти русского художника
Станислава Юлиановича Жуковского
В 2024 году исполняется 80 лет со дня ухода из жизни знаменитого русского и белорусского импрессиониста-пейзажиста Станислава Юлиановича Жуковского. Мы не знаем точную дату его кончины, так как художник в 1944 году погиб в нацистском концлагере.
— Моне, Сезанн и другие – прекрасные и очень искренние художники, – говорил он. – Но я не выношу, когда пишут русскую природу, подгоняя ее под полотна Сезанна. Когда я вижу такие произведения, я делаюсь буквально больным, — прочувствованно говорил Жуковский, утонченно воспринимавший мир.
13 мая 2023 года был выпущен КПД № 2262 с гашением в Москве «Совместный выпуск Российской Федерации и Республики Беларусь. Серия «Российская академия художеств». 150 лет со дня рождения С.Ю. Жуковского (1873–1944), художника» в оформлении художника-дизайнера М. Бодровой.
Вспомним хотя бы о некоторых страницах прекрасной, яркой и по-своему неповторимой жизни творца.
25 мая 1873 года в имении Старая Воля, которое находится вблизи села Ендриховцы Гродненской губернии Российской империи (сейчас – Гродненская область Республики Беларусь), родился лучший импрессионист в российской пейзажной живописи Станислав Юлианович Жуковский.
1880 год. Семнадцатилетний Станислав уезжает в Москву для поступления в Училище живописи, ваяния и зодчества, которое сейчас известно как Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Здесь Станиславу Юлиановичу посчастливилось учиться у русского живописца, который относился к числу наиболее значительных художников эпохи после отмены крепостного права, Василия Дмитриевича Поленова.
Его портрет 1877 года работы Ильи Ефимовича Репина, хранящийся в Государственной Третьяковской галерее, запечатлён на почтовой миниатюре, открывающей серию марок №№1701-1702 в оформлении Н.Дубасова, приуроченную к 250-летию годовщине со дня ухода живописца из жизни.
У Василия Дмитриевича к этому времени уже сформировался прекрасный индивидуальный стиль преподавания, и живописец рассматривался в качестве выдающегося мастера жанровой, исторической и пейзажной живописи, на последней из которых Жуковский остановит свое особое внимание.
Портрет Поленова мы видим вновь на полях почтовых блоков № 2475 2475а, выпущенных 29 мая 2019 года к 175-й годовщине со дня рождения художника.
К моменту поступления Жуковского в училище, Поленов работает там уже на протяжении восьми лет (в целом – с 1882 по 1895 год), и 14 лет является академиком Императорской Академии художеств. Помимо Жуковского, его учениками были И.И. Левитан, К.А. Коровин, И.С. Остроухов, А.Е. Архипов, А.Я. Головин и Е.М. Татевосян. У Левитана и Архипова Жуковскому тоже довелось учиться.
Жуковский обучался у русского живописца и рисовальщика, одного из наиболее крупных и плодовитых пейзажистов-реалистов второй половины XIX века, Исаака Ильича Левитана. Его портрет мы видим на полях многоцветного почтового мини-блока Республики Бенин, 2018 года издания.
Жуковский будет знаменит как один из наиболее известных пейзажистов (после Левитана). В 1893 году Валентин Александрович Серов напишет портрет Левитана. Фото 1893 года оставило нам на память процесс написания этой широко известной картины.
Современная российская филателия преподнесла нам его в подарок на полях почтового блока № 1440 «150 лет со дня рождения И.И. Левитана (1860-1900), живописца», выпущенного 30 августа 2010 года, в дизайне О. Ивановой.
Когда Жуковский занимался в мастерской Левитана, тот с большим вниманием рассматривал работы своего одаренного студента. Они вызывали у мастера положительные отзывы.
Создав в 1895 году картину «Лес. Папоротники. Закат», запечатлённую на почтовой открытке из моей коллекции, Жуковский смог последовать тому лирическому настроению, которое было характерно для работ его учителя.
На начальном этапе Жуковский обучался в училище у отца поэта Бориса Пастернака — Леонида Пастернака, иллюстрировавшего поэтические сборники своего сына. Среди его известных педагогов нельзя не упомянуть также живописца-жанриста и графика Сергея Алексеевича Коровина, брата Константина Алексеевича Коровина.
Успел Жуковский поучиться в натурном классе училища и ещё у одного выдающегося русского живописца, жанриста и портретиста Абрама Ефимовича Архипова, который незадолго до этого сам окончил учебу здесь же (с 1886 по 1888 год), обучаясь у Василия Дмитриевича Поленова.
Кроме этого, Жуковскому доведется учиться ещё в одном в натурном классе. На этот раз – у русского живописца-жанриста Константина Аполлоновича Савицкого, который являлся одним из самых последовательных представителей реалистической школы после отмены крепостного права.
На советской почтовой марке №1802, оформленной Е. Гундобиным, выпущенной в марте 1955 года в память о пятидесятилетии со дня смерти Константина Аполлоновича, мы видим его портрет, выполненный по рисунку русского жанрового живописца, педагога и экспонента Товарищества передвижников Николая Карловича Грандковского.
На квартблоке мы видим марки, вышедшие в октябре 1955 года, и отличающиеся только цветом шрифта и фоном.
В 1898 году Константин Аполлонович станет ещё и первым директором Пензенского художественного училища, носившего тогда имя Н. Д. Селивёрстова.
Работу Станислава Жуковского «Весенний вечер», также украшающую лицевую сторону одной из моих коллекционных почтовых открыток, увидел на одной из художественных выставок известный купец-меценат, выдающийся коллекционер Павел Михайлович Третьяков. Исполнив тем самым мечту Жуковского об экспонировании его картин в Третьяковской галерее, Павел Михайлович приобрёл это замечательное полотно для своего художественного собрания. После революции это полотно пополнило экспозицию Дальневосточного художественного музея.
Однотонное воспроизведение портрета Павла Михайловича Третьякова 1883 года работы Ильи Ефимовича Репина мы можем видеть на почтовой марке СССР № 1907 в оформлении В. Завьялова из серии марок №№1907-1908 «100 лет Государственной Третьяковской галерее».
1899 год. Через год после смерти Третьякова, написанная Жуковским картина "Лунная ночь", была приобретена для Третьяковской галереи и, в отличие от «Весеннего вечера», украшает ее экспозицию до сих пор.
К приходу XX столетия Жуковский воспринимается художественной общественностью как один из наиболее известных в России импрессионистов-пейзажистов. Ему была близка идейная программа творческого объединения "Мир искусства", что позволяло Жуковскому активно участвовать в выставках данной художественной группы.
Следует оговориться, что на неоконченном групповом портрете «мирискусников» Бориса Михайловича Кустодиева, над которым автор работал на протяжении 1916-1920 годов, фигура Жуковского отсутствует.
В 1907 году Жуковский открывает в Москве двухгодичную художественную школу, позволявшую получить начальное художественное образование, где автор также преподаёт на протяжении десяти с лишним 10 лет. Cреди наиболее известных выпускников этой школы следует отметить поэта Владимира Владимировича Маяковского, а также российского графика, живописца и архитектора, выдающегося театрального художника Игнатия Игнатьевича Нивинского.
"Пора перестать ездить за модами в Париж, пора стряхнуть с себя вековую рабскую зависимость, пора иметь свое лицо… Пора бросить раскрашивать русскую поэтическую, скромную природу в синьку и медянку, а русского человека в мулата с острова Таити… Нам это не идет, как не идет цилиндр Маяковскому и золотой лорнет Бурлюку!", – так Жуковский убеждал художников-современников в том, что их творческая индивидуальность должна обрести только им свойственные манеры.
1911 год. Жуковский пишет очаровательную картину «Брошенная терраса». Он словно предчувствует, что вскоре ему предстоит навсегда оставить все, что ему дорого в милой и любимой России.
13 мая 2023 года состоялся совместный выпуск Российской Федерации и Республики Беларусь в серии «Российская академия художеств» - «150 лет со дня рождения С.Ю. Жуковского (1873–1944), художника». В РФ появились почтовые блоки № 3061 и № 3061а в оформлении художника-дизайнера О. Савиной. Полотно «Брошенная терраса» и стало сюжетом марки этих блоков, а написанное в этом же году полотно «Веранда», украсило собой марку белорусского блока совместного выпуска.
Тогда же, 13 мая 2023 года Министерство связи и информатизации Республики Беларусь выпущены в обращение почтовые блоки № 157 (марка № 1504) и 157А (марка 10001504) «Совместный выпуск Беларуси и России. 150 лет со дня рождения Станислава Жуковского», отпечатанные в РУП «Бобруйская укрупненная типография им. А.Т. Непогодина». Данный проект был успешно подготовлен в сотрудничестве с Национальным художественным музеем Республики Беларусь.
1915 год.
На первой странице обложки первого сувенирного набора приведен фрагмент портрета художника Станислава Юлиановича Жуковского (Бумага, пастель. 1915 год, 100,5 x 65, Ж-2434) из собрания Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге работы живописца, графика, художника театра и одного из изобретателей знаменитой русской матрёшки Сергея Васильевича Малютина (см. иллюстрацию справа) со сдвигом палитры в сторону теплых оттенков.
Обратите, пожалуйста, внимание, сколь решительно сжата в кулак правая ладонь портретируемого, за какими непростыми и неоднозначными мыслями застал его Малютин. Здесь Жуковскому 42 года.
А вот об авторстве портретов Жуковского, помещенных на почтовых блоках РФ и Беларуси, а также на обложке сувенирного набора второй формы выпуска, хотелось бы спросить у Вас, наши уважаемые читатели. К сожалению, пока что аттрибутировать их самостоятельно нам еще не удалось. Не может ли быть, что за их основу были взяты раскрашенные фотографии?
1917 год. Жуковский признавался: "Я большой любитель старины, в особенности пушкинского времени...", и это чувствовалось в каждом его полотне, которое помогало запечатлеть исчезающую бесследно великолепную и неповторимую эпоху.
Архитектурно-парковый ансамбль Кусково, благодаря заступничеству Жуковского в качестве члена московской Комиссии по охране памятников искусства и старины, был огражден от разграбления и превращен в музей.
16 декабря 2002 года увидела свет серия марок № 813-817 «Четвертый выпуск стандартных почтовых марок Российской Федерации» (художник – Р. Комса). Венчает серию почтовая марка №817, изображительный ряд которой составили фасад дворца в усадьбе графов Шереметевых в Кусково, а также скульптурная аллегория протекающей в воспетой легендарным Гомером Трое реки Скамандр. 12 апреля 2004 года с тем же рисунком была выпущена миниатюра № 817а.
Здесь и сейчас располагается Государственный музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII века", чей вид с пруда запечатлен на оформленной художником-дизайнером Е. Колядой двухсторонней художественной карточке с литерой «В» № 2018-139/5, поступившей в обращение 4 июня 2018 года.
Ранее, 19 августа 2015 года, на оформленной художником-дизайнером О.Прядкиной двухсторонней художественной карточке с литерой «В» № 2015-247/1, изображается павильон «Грот», в котором и развернута выставка керамических изделий различных эпох.
Но ничего этого могло бы и не быть, если бы не аристократическое воспитание и высокий художественный вкус Станислава Жуковского, оберегавшего всю эту красоту с полномочиями члена различных комиссий по вопросам сохранения культуры и памятников. Удалось ему спасти и многие другие усадьбы, которые он посещал до революции.
Кроме этого, Жуковский, в качестве эксперта, описывал внутреннее убранство дворянских домов, и выделял те произведения искусства, которые имели высокую художественную и историческую ценность, чтобы затем передать их в музеи.
В роли члена Коллегии художников при Государственной Третьяковской галерее Жуковский также обследовал частные художественные собрания, чтобы бережно и внимательно отобрать произведения живописи, графики и скульптуры для помещения их в экспозиции только что созданных в Советской России музеев.
1921 год. Словно прощаясь с прелестью парков при дворянских усадьбах, Жуковский пишет полотно «В старинном парке» (холст на фанере, масло, 1921), взятое за основу сюжета КПД Республики Беларусь в совместном выпуске с РФ 2023 года. В качестве дизайнера спецштемпеля и конверта «Первый день» выступила Елена Медведь.
1923 год. Жуковский переезжает в Польшу, где продолжает свою преподавательскую деятельность в открытой им частной школе живописи, а также плодотворно работает в качестве живописца. Здесь Жуковский становится членом Краковского общества друзей изящных искусств «Про арте».
В конце 1920-х годов картины Жуковского были успешно представлены на международных художественных выставках в Варшаве, Париже и Копенгагене. Путешествуя по европейским странам, Жуковский поддерживал теплые и доверительные отношения с такими незаурядными личностями, как Константин Алексеевич Коровин, у брата которого Станислав Юлианович учился в ранней молодости, Николай Петрович Богданов-Бельский и многими другими, проживавшими тогда за границей, русскими художниками.
В 1930-е Жуковский продолжает создавать все новые и новые пейзажные картины, представляя их как на персональных, так и на коллективных выставках. Он продает свои полотна теперь уже польским музеям, в числе которых следует упомянуть Национальный музей Варшавы, художественную галерею Кракова и другие.
В то же время высокое искусcтво Жуковского было ценно и для Советской России. Директор Всероссийской Академии художеств Исаак Израилевич Бродский всегда хотел возвратить из-за границы Жуковского.
В 1944 году, во время гитлеровской оккупации Польши, Станислав Жуковский был арестован и помещён в находившийся неподалеку от Варшавы концлагерь «Прушков». Он будет похоронен вместе с многочисленными узниками лагеря в братской могиле.
О.Ю. Латышев