Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Неповторимый Джакомо Кваренги

2024-09-23 14:31:22, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

К 280-летию со дня рождения архитектора и художника
Джакомо Антонио Доменико Кваренги

20 августа 2024 года мы отметили 280-летие со дня рождения выдающегося, яркого и талантливого архитектора Джакомо Антонио Доменико Кваренги.

Который смог в равной степени реализовать свои многогранные способности, оставив богатое творческое наследие в качестве архитектора и рисовальщика, акварелиста и ведутиста, всегда предлагающего в своих работах сочетание детального изображения городского пейзажа.

В глазах Екатерины Второй Кваренги выгодно отличала способность представить на ее суд не только чертежи, требующие для своего изучения пристального взгляда специалиста, но и подкрепить их ведутами (прим., рисунок или гравюра с детальным изображением повседневного городского пейзажа и знаменитых памятников архитектуры).

 Сувенирный блок Республики Бенин, 2017 год

Это была не только великолепная демонстрация разносторонних умений, но, одновременнно с этим, ещё и прекрасно построенный психологический ход, не дававший императрице быстро освободиться от впечатления, будто бы все предлагаемое архитектором уже давно построено, и никаких иных решений, в данном случае, принимать уже не следует.

Все это позволило Кваренги стать одним из наиболее плодовитых представителей палладианства в архитектуре «Екатерининских» времен.

Почтовая марка РФ № 165, выпуска 25 мая 1994 года, из серии марок № 164-167 «Архитектурные памятники России», работы художника А. Плетнева, представляет одно из важнейших творений Кваренги – здание Российской Академии наук.

Изображено оно и на советской почтовой марке №977, из серии «К 220-летию Академии наук СССР», выполненной в июне 1945 года по рисунку В. Климашина. Помимо этого, здание Российской Академии наук можно встретить также и на рисунке первой марки почтового блока Республики Гвинея-Бисау, 2003 года выпуска, посвящённого 300-летию Санкт-Петербурга.

Джакомо Кваренги родился в Бергамо, в провинции Ломбардия, 20 сентября 1744 года. С раннего детства Джакомо имел возможность наблюдать за кропотливой искусной работой каменщиков и строителей.

В 1763 году, когда Кваренги исполнилось 19 лет, он уезжает в Рим, чтобы овладеть секретами мастерства художника в мастерской немецкого живописца, рисовальщика и теоретика, одного из основоположников искусства неоклассицизма Антона Рафаэля Менгса.

После этого Кваренги проходит курс обучения у итальянского живописца академического направления, рисовальщика и архитектора-декоратора Стефано Поцци.

Почувствовав особое пристрастие к архитектуре, Кваренги поступает на обучение к итальянскому архитектору позднего барокко и раннего неоклассицизма Паоло Пози.

В Риме Кваренги с большим интересом слушает курс лекций по теории пропорций французского архитектора Антуана Деризе. Благодаря этому Кваренги начинает увлекаться классической архитектурой.

Таким запечатлел увиденного им в Риме французского архитектора Антуана Деризе график Жан Эрик Рен, работа которого теперь хранится в Национальном музее изобразительных искусств в Стокгольме. Швеция (NMH 441-1995).

Также большую роль в овладении Кваренги архитекторским мастерством сыграли и гравюры итальянского археолога, архитектора и выдающегося художника-гравёра Джованни Баттиста Пиранези, что поможет в дальнешем Кваренги стать замечательным ведутистом в России.

Таким Джованни Баттиста Пиранези предстаёт на марке почты Италии 1973 года издания, работы дизайнера Eros Donnini, выпущенной в типографии «Istituto Poligrafico e Zecca dello Stato».

Не могло не помочь молодому Кваренги также и то, что Пиранези был исследователем и коллекционером римских древностей, а одновременно с этим – ещё и издателем эстампов.

Таким же Пиранези представлен на марке почты Суверенного военного ордена Мальта 1985 года издания, выпущенной в типографии «Printex Ltd.».

Во время обучения в Риме Кваренги знакомится с трактатом итальянского архитектора позднего Возрождения венецианской школы Андреа Палладио «Четыре книги об архитектуре». Знакомство с трактатом Палладио носило определяющий характер по отношению ко всей дальнейшей творческой биографии Кваренги. Под огромным впечатлением, которое произвела на него книга Андреа Палладио, Кваренги начинает путешествие по Европе с целью как можно лучше изучить архитектуру.

Однако Кваренги не только путешествует, но и строит. Например, манеж в Монако. А в Вене, в доме эрцгерцогини Моденской, появляется столовая зала авторства Кваренги. Во время путешествий по Италии Кваренги достаточно подробно знакомится с работами одного из главных последователей Палладио, творившего в окрестностях Виченцы, итальянского архитектора венецианской школы Оттоне Кальдерари.

В России Кваренги продолжит копировать чертежи различных талантливых архитекторов эпохи классицизма. В первую очередь, он многому учился на чертежах Шарля де Вайи, французского учителя известных русских архитекторов классицистического толка – Ивана Егоровича Старова и Василия Ивановича Баженова.

Шарль де Вайи был для Кваренги прекрасным примером и как архитектор так называемого «античного стиля», и как театральный декоратор, живописец и рисовальщик.

Также Кваренги в значительной степени испытывал влияние со стороны мастера архитектуры французского революционного неоклассицизма, градостроителя Клода-Николя Леду. 

Клод-Николя Леду в 1790 году. Портрет работы французского исторического и портретного живописца, профессора живописи Мишеля Мартена Дроллинга (Дроллена), хранящемся в парижском Музее Карнавале.

Ещё одним представителем школы мегаломанов, творчество которого питало собой силы молодого Кваренги, был архитектор французского неоклассицизма эпохи Просвещения Жак Гондуэн.

В нашей коллекции находится многоцветная почтовая карточка, на лицевой стороне которой запечатлён портрет джентльмена, возможно, архитектора Жака Гондуэна (1737-1818).

Синтез искусств в деятельности потомственного шотландского архитектора-палладианца Роберта Адама стал вдохновляющим началом для Кваренги, поскольку для данного представителя английского неоклассицизма было характерно органичное сочетание собственно архитекторской работы с проектированием и оформлением интерьера и мебели. 

Создавая проект зрительного зала Эрмитажного театра, Кваренги насыщает изображение многочисленными фигурами зрителей, словно подсказывая заказчице-императрице, что театр в его исполнении УЖЕ живёт! То же самое можно сказать и о его преокте Смольного института, рисунок которого явно демонстрирует, что автор не желает ограничиваться уровнем чертежа, а будто бы вводит высочайшую заказчицу в уже построенные покои. По пандусу поднимается карета, запряжённая четвёркой лошадей, а на лестнице главного входа можно легко заметить человеческие фигуры.

Совсем иным предстанет Смольный на марке №928 издания 1927 года молодого советского государства, из серии марок №№296-302 «10-летие Великой Октябрьской Социалистической революции», гравюру на стали для которой, по рисунку В. Куприянова, выполнил П. Ксидиас.

Беззубцовый ее вариант, обозначенный в каталоге как «298 I», также выполненный как металлография на мелованной бумаге, будет уходить на мировых аукционах за головокружительные суммы. В нашем детстве негашеный вариант этой миниатюры оценивался в каталоге ЦФА 1976 года издания в сумму восемьдесят рублей, когда заработная плата служащего со средним специальным образованием, как правило, не превышала 90 рублей.

Предлагаем вам сравнить варианты линейной зубцовки марки №298 - 11½ и 298А - 10½, приведенной в каталоге в черно-белом исполнении. Двадцать один год спустя фасад Смольного вновь украсит советскую почтовую миниатюру.

В данном случае представляющая его марка №1226 по рисунку П. Булановой будет венчать серию марок №№1223-1226 «Виды Ленинграда. 4-я годовщина освобождения от фашистских захватчиков (январь 1944 года)». На марке указано, что таким Смольный предстал перед фотографом в 1947 году, в то время как датой выпуска серии значится 18 января 1948 года.

Пройдет еще пять лет, и советская почта вернется к видам Северной столицы, благодаря чему создание Кваренги приобретет на миниатюре №1737 по рисунку С. Поманского своё панорамное изображение. Однако одним выпуском серия «Виды Ленинграда», увидевшая свет 23 ноября 1953 года, не ограничивается. Уже 22 декабря второй выпуск представляет те же шедевры почтовой миниатюристики в изменённых цветах, а розовый цвет бумаги изменяется на серо-голубой. Так Смольный попадает еще и на марку №1741 той же серии.

Наконец, 10 июня 1957 года, марку №1737 ждет еще одно «превращение». По случаю 250-летия Ленинграда (конечно же, Санкт-Петербурга!) на ней выполняется надпечатка красного цвета «250 лет Ленинграда», в результате чего она входит теперь уже в соответствующую серию «К 250-летию Ленинграда» и приобретает порядковый номер 2011.

Только теперь в ее сине-зелёном цвете просматривается уже явно больше синего, вплоть до восприятия как цвета морской волны.

Начинается же серия «К 250-летию Ленинграда» с миниатюры №2008 в каталоге Соловьёва по рисунку Е. Гундобина, также имеющей прямое отношение к творению Кваренги. Однако здесь у Смольного видны только две из восьми колонн центрального портика, поскольку являются фоном памятника вождю мирового пролетариата, работы скульптора В. Козлова, а также архиртекторов В. Щуко и В. Гельфрейха, явившихся еще авторами пропилей, обозначивших собой парадный проезд на территорию Смольного. Интересно, могло ли когда-нибудь присниться Джакомо Кваренги подобное соседство?

Нашему современнику сложно представить Смольный без такого ансамбля. Именно он и составит основу сюжета марки №3742 в оформлении Б. Тирдатова, выпуска 18 апреля 1969 года, из серии №№3735-3744 «Памятные ленинские места СССР» ещё в одном оригинальном соседстве. В данном случае – с Петропавловским собором. На марке почтового блока, приуроченного к 300-летней годовщине Царского Села, изображен Александровский дворец, который Кваренги в 1792-1796 годы построил по распоряжению Екатерины Великой.

И здесь мы тоже видим, что Кваренги тяготеет больше к ведутам, нежели к формальным, сухим чертежам.

Кваренги, изначально стремившийся посвятить себя именно рисованию, среди всего прочего стал выдающимся рисовальщиком. Ему доводилось достаточно часто рисовать с натуры. Благодаря этому им были запечатлены памятники древнерусской архитектуры, на которые ему следовало ориентироваться, чтобы глубоко тактично вписывать свои творения в окружающий городской архитектурный пейзаж.

Не с меньшим энтузиазмом зарисовывал Кваренги также и произведения своих коллег, что может показаться несколько неожиданным ввиду хрестоматийных представлений об этом мастере – писал портреты и с большим увлечением делал шаржи, достаточно часто получая на них ответы. Колоритная фигура Кваренги располагала к беззлобным шуткам коллег-художников, и история смогла донести их шаржи на Кваренги до наших дней.

Применительно к дискуссии о синтезе искусств в творчестве Кваренги представляется целесообразным отметить тот факт, что выполненная им архитектурная графика, включая проектную, никогда не носила на себе отпечатка отстраненной холодностии и строго ограниченной функциональности. Напротив, каждый его рисунок или чертеж, что особенно импонировало Екатерине Великой, отличала «живая», беглая манера исполнения, вызывавшая у зрителя теплые чувства. Создаваемые им архитектурные сооружения, Кваренги стремился изображать пером и кистью, в ряде случаев прибегая также к использованию акварельных красок и туши.

Так, например, почтовая марка с купоном Суверенного военного ордена Мальта 2017 года издания, посвящена Джакомо Кваренги как автору Мальтийской капеллы в Санкт-Петербурге, рисунок которой также принадлежит его кисти.

Почтовый конверт РФ «Джакомо Кваренги (1744‒1817), архитектор» № 300/кор., из серии «Деятели мировой культуры», выпуска 24 октября 2017 года, который создали художники-дизайнеры С. Свиридов и М. Корнеева. Рядом с портретом архитектора также приводится его рисунок Мальтийской капеллы.

Каждый свой городской пейзаж, Кваренги практически всегда «населял» человеческими фигурами, давая понять, что его архитектура никогда и ни при каких обстоятельствах не будет чужда людям и не вызовет ни у кого из них равнодушного отношения. 

Время не одинаково бережно распорядилось с созданными Кваренги архитектурными сооружениями. Учитывая это, следует помнить о том, что его рисунки, наброски, этюды, а также лишенные избыточного оформительского формализма чертежи способны предоставить благодарным потомкам редкую возможность познакомиться с архитектурным наследием этого уникального мастера.

О.Ю. и П.А. Латышевы, Радаэлли Массимо Энрико, Луизетто Мауро 

Иллюстрации из свободного доступа



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Послевоенный раздел Европы. Зоны оккупации
  • Юбилейные и памятные даты 2024 года сквозь призму филателии и филокартии
  • Певец Российской славы
  • Петербургский вернисаж. Неделя почтовых коллекций-2024
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • Юбилей ВПС
  • Учитель с большой буквы
  • Филателистический туризм. Ивановская область
  • Отец матрёшки расписной
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 3
  • Юбилей Всемирного почтового союза
  • Вторая Олимпиада КНР
  • Обзор выпусков почтовых марок за сентябрь 2024 года
  • День коллекционера отметили в библиотеке
  • Огонь Парижских игр 2024 года
  • Первые олимпийские марки КНР
  • Неповторимый Джакомо Кваренги
  • Открытки из Китая в Германию 1912-1913 гг.
  • Первые шаги в филателии
  • «Тест-драйв» вендингового аппарата
  • А как храните марки ВЫ?
  • Великолепие Дымковской игрушки
  • Символ Бессмертной России
  • 120-лет со дня рождения Д.И. Гулиа
  • Филателия — это интерес и ген собирательства!
  • Не забудут имена просветителей и строителей
  • Занятие для души: тренер по карате рассказал о необычном хобби
  • Марки России. «Картонка»
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 2
  • Вопрос филателистам
  • Три письма из Китая
  • Пяти гениев небесная любовь
  • Друг нашей страны – художник Вернер Клемке
  • Обзор выпусков почтовых марок за август 2024 года
  • Крупнейший архитектор русского классицизма
  • История открытки. Сергей Михайлович Прокудин-Горский
  • Только хоккей!
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть I
  • Пушкин и стиль модерн
  • Почтовые карточки для Мосмебельторга и «Книга — почтой»
  • «Дело всей жизни». Воспоминания А.М. Василевского
  • Станислав Жуковский. Необыкновенный художник
  • Дом-музей Паустовского в Тарусе
  • Что рассказывают о природе Башкирии почтовые конверты?
  • Софи Лорен: почтовое измерение
  • Марки с наклеенными элементами
  • Фауна Абхазии. Серия первая
  • Гордость Отечества. Василий Шукшин
  • Почта: интриги, скандалы, расследования...
  • Ура! Наши опять в космосе!
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Иберо-Американская выставка в Севилье
  • От звезды Давида — до звезды Героя
  • Филателистическая выставка «Брест-2024» глазами студентки
  • По анфиладе славы россиян
  • Первый выпуск стандартных марок СССР
  • Выставки на марках
  • Обзор выпусков почтовых марок за июль 2024 года
  • Выставка с секретом...
  • Н.И. Пирогов. Хирург, естествоиспытатель, педагог
  • Филателистическая выставка «Брест-2024»
  • «Абхазские динозавры» и ритмы Черного моря
  • Новые встречи с силуэтной графикой
  • Выставка с международным участием «Брест-2024»
  • Филателистическая нейроистория
  • История открытки. Рекламные открытки товарищества «Эйнем»
  • Счет потерь американских самолетов на марках Вьетнама
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Пель
  • Надпечатки на почтовых марках
  • Новоявленные мошенники
  • По следам наших публикаций. Мир современных детей
  • Стандартный выпуск марок Республики Абхазия
  • Мемориал в Саратовской области
  • Марки нестандартной ширины
  • Трижды Вятка
  • От слов — к делу...
  • Раритеты почтовой истории России
  • Что такое «Открытая филателия»
  • Первые и последние марки Советского Союза
  • Лениниана или нет?
  • Шахматный выпуск марок Республики Абхазия
  • Торжествуй, дорогая отчизна моя!
  • Николай Самокиш – гений батальной живописи
  • Марки России. Первый выпуск, посвящённый В.И. Ленину
  • Памяти Валерия Михайловича Халилова
  • Филателистическая олимпиада
  • Некоторые занимательные факты из истории ранних коллекций бабочек в России
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2024 года
  • История открытки. Евгений Евгеньевич Лансере
  • На чём печатают марки? Марки из вторсырья
  • Денежный конверт 1824 года
  • Задорно, бодро и мажорно
  • К столетию Марчелло Мастроянни
  • Специальные почтовые штемпеля
  • Под знаком куницы
  • На чём печатают марки? Бумага, изготовленная вручную
  • Филателистический футбол
  • Божественная красота бабочек в филателии
  • Le petit Santos — Герой Бразилии
  • Марки России. Первые почтовые марки СССР
  • Уфа. До востребования…
  • Третий – гудаутский – геральдический выпуск марок Республики Абхазия
  • Верный сын башкирского народа
  • Второй – гудаутский – выпуск марки Республики Абхазия
  • Первый – гудаутский – выпуск марок Республики Абхазия
  • Пушкин в Михайловском. История одной картины
  • Мемориальные музеи А.С. Пушкина
  • Марки России. Первые стандартные выпуски марок РСФС
  • Как юные филателисты КЮФ «Первая марка» провели первый день лета
  • От Москвы до самых до окраин...
  • История почты и социальная филателия. Аннотации к докладам
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2024 года
  • Эльза Бесков – настоящий друг детей
  • История открытки. Александр Петрович Апсит
  • Гений кисти. К юбилею Карла Брюллова
  • История в почтовых знаках, или Что марки рассказывают о Башкирии?
  • Образный строй сюрреализма. Альфред Кубин
  • Первые памятные марки Америки
  • Абхазия и фантазии
  • Первые перелеты через океан
  • Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
  • Это моя правда...
  • На конверте — наши герои
  • Абрамцево. Виртуальная филателистическая экскурсия
  • Толя Сыромятников из Братска
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Ефимов
  • Музыка на крыльях бабочки в филателии
  • Драгоценные письма с фронта
  • Неожиданно — наш дважды соотечественник
  • Малая Родина. Магнитогорску – 95 лет!
  • Освобождение Красной Армией концлагерей на территории Европы
  • История почты и социальная филателия
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2024 года
  • Музеи почт и почтовых марок стран мира
  • Особенный филателист
  • Тема театра в филателии
  • Декабристы в окружении А.С. Пушкина
  • Эстетика милосердия
  • О башкире-певце и бесстрашном бойце
  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко