К 165-летию со дня рождения художника
Сергея Васильевича Малютина
4 октября 2024 года исполняется 165 лет со дня рождения русского и советского живописца, графика, книжного иллюстратора периода модерна и неостилей, архитектора, оформителя интерьеров, а также художника театра Сергея Васильевича Малютина.
1918 г.
С автопортрета на зрителя смотрит вдохновенный творец, широко одарённый, способный побудить родной народ вспомнить о красоте исконно русского стиля. В Москве, при участии Сергея Васильевича, работала над обликом деревянных кукол мастерская «Детское воспитание».
«Потомки» первых малютинских матрёшек запечатлены на марке № 2998 «Матрёшка» серии «Декоративно-прикладное искусство России» выпуска 29 ноября 2022 года, работы художника В. Ватолиной, в оформлении В. Затологиной.
Художники мастерской вначале создавали многообразные деревянные куклы, чьи яркие и запоминающиеся наряды были призваны повторить разноцветную праздничную одежду русских женщин. Она великолепно смотрится в сувенирном наборе в художественной обложке «Декоративно-прикладное искусство России. Матрёшка» № СН1108, выпуска 29 ноября 2022 года.
Малютинскаие матрёшки были похожи на жительниц разных губерний и уездов Российской империи. Идея создания русской куклы расцвела усилиями творческого коллектива мастерской «Детское воспитание» с участием Малютина, чьи существенно осовремененные варианты изображены на почтовой открытке № 2016-351/1, работы художника-дизайнера Н. Карповой «Посткроссинг. Матрёшки», увидевшей свет 10 ноября 2016 года.
Первые эскизы русской матрёшки, согласно ещё одной исторической версии, Малютин, который развивал «русский стиль» в различных жанрах искусства, разработал в Музее кустарных изделий. На картмаксимуме № 2022-182/4 «Матрёшка» 29 ноября 2022 года выпуска представлены «правнучки» малютинских матрёшек.
Малютин стал вдохновителем и современных художников-дизайнеров О.Савиной и О.Самойлова – авторов немаркированной открытки № 2019-113/4 «Матрёшки в конверте», выпуск 15 апреля 2019 года.
В руках матрёшки, изображенной на почтовом штемпеле № 2022/501-ш «Декоративно-прикладное искусство России. Матрёшка», работы художника А. Поварихина, выпуск 29 ноября 2022 г., вместо чёрного петуха у первой малютинской матрёшки, находится самовар — символ щедрого русского гостеприимства.
Малютинская матрёшка с легкой руки своего «отца» «зашагала» по всему миру. 27 октября 2014 года Сент-Винсент и Гренадины выпустили горизонтальную сцепку из четырёх почтовых марок №5885-5888 (Ивер и Телье) серии «Rossica 2014, Moscow».
28 декабря 2015 года три «юные подруги» малютинской матрёшки появились в живописном поле марки Республики Нигер (Михель NE 3961), серии «Football World Cup (2015)», отпечатанной в типографии «Stamperija».
Непочтовая марка-«золушка» ГДР 1974 года выпуска, в серии «German-Soviet Friendship (DSF)» (Colnect коды DD 1974-01/01), демонстрирует «семью» из шести «послемалютинских» матрёшек».
В 1896 году Сергей Васильевич Малютин начал сотрудничать с Саввой Мамонтовым в его подмосковной усадьбе «Абрамцево», фрагмент которой изображен на марке № 907 «Московская область», серии №№ 904-909 «Россия. Регионы», выпуск 6 января 2004 года, работы художника С. Сухарева.
Известный предприниматель пригласил Сергея Васильевича работать над декорациями, предназначенными для Мамонтовской Нижегородской оперы.
Портрет Саввы Мамонтова мы можем увидеть на марке №2148 и 2148-I, соответствующих почтовых блоков «Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево», работы художника-дизайнера C. Ульяновского, выпуск 25 октября 2016 года. На нем в ультрафиолетовом световом диапазоне видны слова предшествующего владельца усадьбы – писателя Сергея Тимофеевич Аксакова о том, что своих гостей он сможет по достоинству принять именно здесь. Это же мог вполне сказать и Савва Мамонтов Сергею Малютину и его соратникам по развитию русского стиля в искусстве.
Деятельность Сергея Васильевича Малютина в качестве театрального декоратора, началась с оперы в трёх действиях Камиля Сен-Санса, написанной на ветхозаветный сюжет (Книга Судей, XVI), и носившей название «Самсон и Далила». Как правило, все обсуждалось и рисовалось в Абрамцево, чей зимний пейзаж представляет конверт первого дня № 1925 «Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево», работы художника-дизайнера C. Ульяновского, выпуск 25 октября 2016 года. Его выход приурочен к двойному юбилею – 225-летию со дня рождения писателя С.Т. Аксакова (1791–1859), и 175-летию со дня рождения промышленника и мецената С.И. Мамонтова (1841–1918).
В статье «Национальные традиции в усадебном быте Абрамцева и Талашкина» Наталья Мамонтова сообщает: «О Малютине писали как о самородке, талант которого выражен в безудержной образно-орнаментальной фантазии. Эскизы его и вещи по этим эскизам отличаются редким орнаментальным и цветовым темпераментом, безусловно, личностным, но укрепленным изучением русских древностей и народного искусства».
В 1897 году Сергей Васильевич Малютин участвовал в постановке оперы русского композитора, педагога, дирижёра, общественного деятеля, музыкального критика, члена так называемой «Могучей кучки» Николая Андреевича Римского-Корсакова «Садко» в Московской частной опере, декорации для которой также продумывались преимущественно в Абрамцево.
Облик главного усадебного дома запечатлен ещё и на почтовом штемпеле первого дня 2016/318-ш. «Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево». Абрамцево Московской области», гашения 25 октября 2016 года.
По просьбе Саввы Ивановича Мамонтова Сергей Васильевич Малютин стал одним из иллюстратороав книг Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане» и «Руслан и Людмила», которые были выпущены стараниями мецената к 100-летию со дня рождения поэта. Приветливая абрамцевская обстановка запечатлена на обложке и развороте сувенирного набора № 781 «Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево».
Многие «абрамцевские» работы Малютина затем украсили собрание Всероссийского музея декоративного искусства: «Именно с рисунков Сергея Малютина и началась коллекция изобразительных материалов в русском стиле Всероссийского музея декоративного искусства. В конце прошлого века (1987 г.) его правнучка Людмила Осипова подарила музею 88 рисунков, эскизов и набросков, на бумаге и на кальке, из домашнего архива своего прадеда. А чуть позже ее мать, Малютина (Брежнева) Леокадия Адамовна принесла в музей три пряничных доски, два изразца и два письма своего деда. Музей купил несколько рисунков С. В. Малютина за 1200 рублей, а также доски и изразцы», — писала Н. Мамонтова.
Пример таких изразцов отражает квартблок марок № 1975 «Московская область. с. Абрамцево. XIX-XX вв.», из серии № 1974-1977 «Декоративно-прикладное искусство России. Керамические изразцы», работы художника-дизайнера Х. Бетрединовой, издания 4 августа 2015 года.
Не только квартблок вышеупомянутых марок, но и выполненный по их рисунку реальный изразец присутствует в составе сувенирного набора № СФ2018-06 «Декоративно-прикладное искусство России. Керамические изразцы. Московская область, с. Абрамцево», работы художников-дизайнеров Х. Бетрединовой и А. Яковлева, издания 4 августа 2015 года.
Однако не одни только изразцы Малютина стали украшением собрания Всероссийского музея декоративного искусства: «Интересно, что последние поступления также связаны с именем Сергея Малютина. В конце 2023 года из научной библиотеки музея были переданы в музейный фонд 70 подписных эскизов резной мебели и фрагментов резного и расписного декора московского периода деятельности художника (1907-1911 гг.)».
На немаркированной открытке № 2023-056/4 «Декоративно-прикладное искусство России. Резьба по дереву. Абрамцево-кудринская резьба», работы художника-дизайнера Х. Бетрединовой, издания 25 мая 2023 года, представлен образец еще одного старинного народного промысла.
Абрамцево-кудринская резьба, которую стремился воспроизводить в своих многочисленных работах Сергей Васильевич Малютин, также зародилась в усадьбе Абрамцево, в деревне Кудрино. Принято считать, что её создателем является Василий Ворносков. К числу наиболее сложных видов абрамцево-кудринской резьбы относят так называемую «скульптурную» резьбу.
Она представлена в квартблоках марок № 3064-3067 и № 3064-I – 3067-I, отличающихся расцветкой оформления, cерии «Декоративно-прикладное искусство России. Резьба по дереву», работы художника-дизайнера Х. Бетрединовой, издания 25 мая 2023 года.
Хорошо удавались Сергею Викторвоичу портреты своих товарищей по «абрамцевскому» кружку.
Пожалуйста, обратите внимание, как видоизменена изначальная цветовая гамма портрета Аполлинария Михайловича Васнецова работы Сергея Василеьвича Малютина на советской почтовой марке №1965 в оформлении С.Соколова, 1956 года выпуска.
И только шестдесят семь лет спустя увидел свет почтовый блок с портретом Васнецова-старшего – также работы Сергея Василеьвича Малютина.
При сравнении оригинального портрета Виктора Михайловича с офомлением двух типов блока № 3084 «Российская академия художеств. 175 лет со дня рождения В.М. Васнецова (1848–1926), художника, архитектора», работы художника-дизайнера О. Савиной, выпуска 6 июля 2023 года, становится очевидным, что и для блоков, и для сувенирого набора № СН1136 для блока первого типа дизайнером «додуманы» различные фоны. И только зимний пейзаж в придуманных окнах меняется на летний.
Но и «абрамцевским» кружком совершенно не ограничивалось художественое пространство Сергея Малютина. Он воплощает васнецовские мечты не только как художника, но и как архитектора, причем делая это далеко за пределами Абрамцево, в имении княгини Тенишевой. Как писал впоследствии Серегй Дягилев: «То, о чем мечтал Васнецов в своих архитектурных проектах, то, к чему стремилась даровитая Якунчикова в своих архитектурных игрушках — здесь приведено в исполнение. И притом всё это не васнецовское и не якунчиковское, но характерно малютинское, а вместе с тем русско-деревенское, свежее, фантастическое и живописное».
Если бы Малютин и Тенишева и в дальнейшем могли находить общий язык, то с известной долей вероятности могло бы привести и к новым замечательным творческим открытиям в архитектуре русского стиля, какой видел ее Малютин. Княгиня Мария Тенишева так вспоминала о нём: «Руководителем моей мастерской был С. В. Малютин. Тщедушный, маленький, он и был маленьким во всем, кроме таланта».
Малютин был удивительно современным портретистом. Он успел создать порядка трёхсот замечательынх портретов. Так, например, портрет советского писателя Дмитрия Фурманова рассматривается в качестве одного из лучших произведений советской портретной живописи.
Вот как отзывался о таланте Малютина Игорь Грабарь: «Малютин весело и остроумно претворяет в своём декоративном искусстве русский лубок. Но настоящая стихия Малютина — живопись с натуры, пленэр. В этой области он не знал соперников, несмотря на то, что выступил на сцену одновременно с К. Коровиным и В. Серовым».
Учениками Сергея Васильевича Малютина были: Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля; Александр Герасимов; Сергей Герасимов; Борис Иогансон; Павел Корин; Василий Мешков; Константин Юон.
Никого из них уже нельзя называть отцом русской матрёшки. Они не лепили изразцы, и не занимались резьбой по дереву. Но повествуя в дальнейшем о каждом из упомянутых здесь мастеров, нам престоит ежечасно «снимать шляпу» перед их общим славным учителем – Сергеем Васильевичем Малютиным.
Латышев Ю.А., Латышева П.А., Латышев О.Ю., Павлович С., Тадич-Леско К.