24 октября 2024 года в Библиотеке национальных литератур при Библиотеке им. А.С.Грибоедова (Санкт-Петербург) состоялся памятный вечер, посвященный польскому художнику Роману Числевичу (1930 – 1996).
Большую часть гостей составляли члены культурно-просветительного общества “Полония” им. Адама Мицкевича.
Поскольку доклад делал филателист А.П. Дьяченко, на экране кроме плакатов появились и некоторые примеры почтовых и почтово-благотворительных марок.
Докладчик продемонстрировал собравшимся книгу Эдмунда Нью “Дилетантам о почтовой марке”, в которой польским маркам дана противоречивая оценка.
Роман Числевич родился во Львове, работал в Польше, Франции и Швейцарии, оказал сильное влияние также на дизайн англоязычных стран и прибалтийских республик СССР. На почтовой марке, посвященной Числевичу, мы видим плакат к пьесе Виткация “Сапожники”.
У польского почтового дизайна шестидесятых годов такой празднично-озорной облик, что меньше всего хочется говорить об этом явлении научным академическим языком.
Польский постер фильма "Семь невест Ефрейтора Збруева". 1970 г
В польских конвертах и марках так сильно эмоционально-субъективное начало, в них столько изобретательности и выдумки, что невольно возникает вопрос: неужели в мире уже разработана научная терминология для описания этих оригинальных авторских приемов? Неужели о них можно говорить как-то иначе, чем пользуясь эмоционально-оценочными оборотами, на языке радости и счастливого смеха? Ведь уникальные графические приемы прежде всего дарят зрителям радость…
Польская школа графики (а именно так она называется официально) вошла во все мировые учебники по дизайну, в которых есть исторические разделы или членение на национальные школы. Во всем мире известен польский плакат; не меньшую известность имеют и оригинальные по своему графическому языку почтовые миниатюры, многие из которых имеют общие черты с классическими польскими плакатами.
Имена Яна Грабяньского, Хелены Матушевской, Ежи Дессельбергера и других мастеров польской почтовой графики навсегда вошли в историю не только польского, но и мирового графического дизайна ХХ века. А имя уникального гравера на стали Чеслава Слани, также известно на весь мир. Ни один очерк о современной гравюре на стали не обходится без анализа неподражаемой манеры Слани.
Но главным героем вечера был Роман Числевич, и в стенах библиотеки прозвучали названия его художественных приемов – циклопирование, изогелия и соляризация.
Один из слайдов был посвящен Энди Уорхолу – художнику, без которого немыслим плакат ХХ века. Как плакатисты, так и почтовые дизайнеры очень многое взяли от него. Числевич с честью выдерживает сравнение с Уорхолом.
В заключение было отмечено, что предстоящее 90-летие со дня смерти К.С. Малевича также может быть отмечено с участием поляков, живущих в городе на Неве. А это значит, что на экране библиотек появятся марки, выполненные в авангардистской манере.
Малознакомые польские фамилии с любопытством записывал в блокнот Михаил Церцвадзе.
С докладом-презентацией А.П. Дьяченко вы можете ознакомиться ЗДЕСЬ