К 180-летию со дня рождения художника и писателя Ильи Ефимовича Репина
«Все побывали тут!» — так, совершенно справедливо, охарактеризовал жизнь в своей усадьбе «Пенаты» ее счастливый обладатель – Илья Ефимович Репин.
Его вклад в русскую и мировую культуру переоценить просто невозможно – написаны тонны томов, в которых рассматривается обширная и разносторонняя деятельность этого человека. И лишь несколько меньше сказано о его волшебных «Пенатах», которые год за годом притягивали к себе огромное количество ярких, талантливых, добрых и энергичных людей, любивших и самого Репина, и его незабываемую супругу.
Вторая жена художника — Наталья Борисовна Нордман, автор «Поваренной книги для голодающих» — была дочерью адмирала Бориса Давыдовича Нордмана.
В ожидании гостей, каждую среду, к трём часам пополудни над «Пенатами» поднимался Андреевский флаг, позже замененный специальным флагом усадьбы.
В древнеримской мифологии пенатами (от латинских слов Di Penates, Penates) называли богов-хранителей и покровителей домашнего очага.
Наталья Борисовна специально предложила супругу ввести такой обычай, чтобы в любые дни, кроме среды, Репина никто не отвлекал от живописи случайными приездами.
По демократическим правилам, витавшим в «пенатском» воздухе, не было здесь принято даже до революции держать ни горничных, ни лакеев. Адмиральская дочь, в юности сбежав в Америку, вдоволь наработалась там прислугой, и с тех пор научилась входить в положение кухарок. Она даже издала книгу «Следует раскрепостить прислугу». Это дореволюционное издание является сейчас раритетом.
Прописными крупными буквами в прихожей гостей встречало такое объявление: «САМОПОМОЩЬ. Сами СНИМАЙТЕ ПАЛЬТО, КАЛОШИ, сами ОТКРЫВАЙТЕ ДВЕРЬ в СТОЛОВУЮ, сами БЕЙТЕ ВЕСЕЛО КРЕПЧЕ в Там-Там!». Этот туземный народный ударный инструмент невозмутимо красовался на бамбуковой подставке рядом с колотушкой, удар которой по там-таму и заставлял хозяев ликовать – гость уже прибыл!
И уже в прихожую доносился запах необыкновенных яств, отведать которые спешили и поэты, и писатели, и художники, и композиторы… В пенатском «очаге» для них всегда готовились диковинные блюда.
Наталья Борисовна была сторонницей и пропагандисткой вегетарианского стиля питания, в чем нашла полное понимание со стороны супруга-живописца. Как писал сам Илья Ефимович в 1910 году в письме одному из друзей: «С невероятной быстротой восстанавливают меня мои травяные бульоны, маслины, орехи и салаты… Салаты! Какая прелесть! Какая жизнь (с оливковым маслом!). Бульон из сена, из кореньев, из трав — вот эликсир жизни. Сытость полная на 9 часов, ни пить ни есть не хочется, все сокращено — свободнее дышится. Жиры, комками выступавшие сверху заплывших мускулов, ушли; тело помолодело и я стал вынослив в ходьбе, сильнее в гимнастике и гораздо успешнее в искусстве. А мясо — даже мясной бульон — мне отрава: я несколько дней страдаю, когда ем в городе в каком-нибудь ресторане. Насчет моего питания — я дошел до идеала: еще никогда не чувствовал себя таким бодрым, молодым и работоспособным».
Конечно, такой подход к питанию мог устроить далеко не всех гостей, которые украдкой ели привезённые с собой мясные продукты. А некоторые разметали пирожки с мясом и другие мясные блюда в придорожном буфете станции «Куоккала», как на финский лад называлось раньше сегодняшнее Репино Курортного района.
Пенаты. Столовая
Вот, например, после чего им приходилось это делать. Для приготовления бульона из сена «берется чайник, глядя по количеству душ, маленький фарфоровый или огромный жестяной на целую артель, бросают в него сена по два золотника на персону, крошат луку, прибавляют лаврового листа (один лист на троих) и по две перчинки на каждого — солят, заваривают крутым кипятком, ставят на огонь ненадолго, и суп готов. Питательность — необыкновенная. Кто хоть раз попробовал — поражен. После такого супа можно 24 часа быть сытым».
Но дело было, конечно же, далеко не только в бульоне из сена. В действительности на столе всегда было много вкусных, полезных и сытных блюд из грибов, орехов, овощей, фруктов и т.д. Одни только разнообразные салаты чего стоили!
Наталья Борисовна Нордман читала просветительские лекции, которые были посвящены вопросам здорового питания. Например, в 1912 году она писала так: «Часто меня спрашивают, как это мы питаемся сеном и травами? Жуем ли мы их дома, в стойле, или на лугу и сколько именно? Многие принимают это питание за шутку, потешаются над ним, а некоторым кажется даже обидным, как это можно людям предлагать корм, которым до сих пор питались только животные!».
У финского мастера — столяра-краснодеревщика Пекко Ханикайнена, Репин заказал круглый стол с подвижной центральной частью, вращающейся с помощью одной из шести особых ручек, стоящих перпендикулярно поверхности стола, и хорошо заметных на фото.
Автором проекта этого чудо-стола был профессор Л.В. Свенторжецкий, взявший за основу столы, характерные для домов старой Англии и Швеции.
Чтобы освободить помощников по хозяйству, которые даже никогда в этом доме не назывались прислугой, и усадить их рядом с собой обедать среди именитых репинских друзей¸ гостям и за столом тоже предлагалась самопомощь. Желая отведать то или иное блюдо, гость брался рукой за ручку и проворачивал середину стола на нужное расстояние. Рядом располагалась чистая посуда.
Всем было смешно, когда желание полакомиться чем-нибудь еще одолевало одновременно двух гостей. Не сговариваясь, они вращали середину стола каждый в свою сторону, а кушанья в результате так и оставались на месте. Но помогать никто не имел права! Все должны были заранее хорошо запомнить, что САМОПОМОЩЬ – не только в прихожей, но и за столом!
Горький, Стасов и Репин на «Аллее Пушкина». Пенаты
Нарушитель правила был обязан вскарабкаться на мини-балкончик в большой столовой, где проходила трапеза, и произнести оттуда какой-нибудь «ухахатывательный» экспромт. Все норовили как можно тщательнее следить за Корнеем Чуковским, не нарушил ли он какое-нибудь из правил, потому что ему такие экспромты давались лучше всех. А у Маяковского Репину нравились рисунки.
Гости Репина и Норманд у беседки «Башенка Шахерезады». Пенаты
Гости Репина и Нордман тоже вспоминали так называемую «еду из сена», любимые хозяином дома бифштексы из картошки, клюквы и отвары из целебных трав, в изобилии росших тогда под Петербургом. Наталья Борисовна вручала каждому гостю собственноручно написанную брошюрку, в которой содержался призыв взять пример с нее и ее мужа: «Я никого не ем!».
Из-под столешницы волшебного стола выдвигались ящики, в которые гости могли складывать использованные столовые приборы – точно так же, как это делают, судя по фотографии, например, ученицы одной из петербургских гимназий, в 1910 году побывавшие в гостях у Репина и Нордман.
Большинство гостей было уже сыто, но в центре стола, как на весёлой детской карусели, продолжали то и дело вращаться вареная картошка, соленые баклажаны, помидоры, огурцы, моченые яблоки и даже «куропатка из репы».
В парке «Пенаты»
Перед началом обеда бросался жребий. Гости должны были рассаживаться по выпавшим им номерам. Обладатель первого номера назначался председателем. Независимо от того, придерживался ли он вегетарианского стиля питания, во время обеда ему следовало, поочерёдно снимая крышки с каждого блюда, рассказывать всем собравшимся о том, насколько они целебны, приятны на вкус, и как хорошо быть вегетарианцем!
Все, кто оставался в «Пенатах» на ночь, должны были быть готовы к тому, что будут спать в неотапливаемых, холодных комнатах по примеру хозяев, закалённых и готовых ко всем сюрпризам непростой северной погоды.
На Аллее Пушкина в «Пенатах»
Но это никого не останавливало. Ведь приезжали, разумеется, далеко не только обедать! Здесь в непринуждённой обстановке можно было каждую среду познакомиться практически с двумя десятками интереснейших людей своего времени.
Н. И. Пирогов, В.В. Стасов, А. М. Горький, И. Е. Репин в Пенатах
Например, здесь можно было встретить всемирно известного хирурга и благотворителя Николая Ивановича Пирогова, портрет которого 1881 года кисти Ильи Ефимовича мы можем видеть на марке российского почтового блока, приуроченного к двухсотлетнему юбилею медика.
На этом же фото мы видим выдающегося критика Владимира Васильевича Стасова, сидящего справа от Николая Ивановича.
Правее Стасова, на этом же фото – основоположник социалистического реализма в литературе Алексей Максимович Горький. Его портрет Репин напишет в год покупки двух гектаров земли для строительства Пенат – в 1899 году. До этого его портретов еще никто не писал.
Причем позировал не только Горький, но и любимая им Мария Фёдоровна Андреева, которую Ленин называл «товарищ Феномен», и благодарил ее за деньги, взятые у капиталистов для партии большевиков.
Пожалуйста, обратите внимание на то, что на портрете Андреевой нет ни Горького, ни даже остекловки балкона «Аэроплан», сконструированного Репиным в Пенатах, и изображенного на фотооткрытке издательства «Правда» 1975 года выпуска, размещенной на сайте библиотеки имени Некрасова.
Пенаты. Балкон
Московский коллекционер Илья Зильберштейн сохранил рисунок Репина 1905 года, на котором за знаменитым столом Горький для всей честной компании читает свою драму «Дети солнца».
Но не всем портретам так «повезло».
Шаляпин, отведав солёных рыжиков и «куропатки из репы», вальяжно полулежал на пенатском ложе, когда его писал Илья Ефимович. Но результат художника не удовлетворил, и холст был уничтожен, как это бывало и со многими другими работами.
Чего не случилось с портретом его коллеги «по музыкальному цеху» Антона Григорьевича Рубинштейна.
Вообще, Рубинштейн всегда был желанным гостем в Пенатах, как и композитор Александр Константинович Глазунов, в 1889 году посвятивший Илье Ефимовичу Репину «Восточную рапсодию для большого оркестра». Это произошло через два года после того, как Репин написал его портрет.
Изумительные повествования Куприна проникновенно звучали под сенью берез в Пенатах.
Пенаты. Березовая аллея
А Есенину они напоминали рязанские берёзы средней России, и он всегда спешил порадовать хозяев и гостей своими новыми стихами. Берёзовая роща Пенат вполне могла вдохновить навещавшего Репина Архипа Ивановича Куинджи на его бессмертные полотна.
Для Валентина Александровича Серова природа Пенат тоже выступала настоящим откровением. Много почерпнул здесь для своего бессмертного творчества и Борис Михайлович Кустодиев. Когда тяжёлая болезнь окончательно свалит его с ног, и живописец совсем не сможет ходить, в его душе будет по-прежнему сиять луч солнца над Пенатами и слышаться звонкий смех над шутками Чуковского за знаменитым столом…
Возможно, у Вас уже сложилось впечатление, что перечисление гостей хлебосольных Пенат может быть едва ли не бесконечным? Если да, то это впечатление правильное! Ведь так было каждую среду, чуть ли не полтора десятилетия подряд! И еще столько же – после безвременного ухода из жизни Натальи Борисовны.
Поэтому нам остается только полностью согласиться с гостеприимным хозяином Ильёй Ефимовичем, однажды воскликнувшим в Пенатах: «Все побывали тут»!». А поэтому мы надеемся тоже еще не раз вернуться в Пенаты. Вместе с вами мы постучим в легендарные резные ворота этой удивительной усадьбы!
Ю.А., П.А. и О.Ю. Латышевы
Статьи по теме: