Филателисты В.П и П.В. Флоренские продолжают рассказывать историю развития почтовой связи в Абхазии.
* * *
В 1830 году была предпринята большая военная экспедиция в Абхазию, план которой разрабатывал граф Паскевич, а утвердил император Николай I. Высадился десант в 2 тысячи штыков под командованием Гессе. Одной из его задач было установление устойчивой сухопутной связи по побережью от Анапы до Поти, которая связывала бы Россию через Кутаис со всем Закавказьем.
Император Николай I. Юбилейная марка 1913 года.
Художник Р. Зариньш, по портрету Франца Крюгера, 1850 г, гравюра Ф. Ширнбека.
Военные экспедиции сопровождались дорожными работами. Так, отряд барона Розена, в 1837 году начал строительство дороги по Кодорскому ущелью, которая могла бы стать Военно-Сухумской дорогой. Началось планомерное закрепление России в Абхазии. Были возведены крепости с гарнизонами в Сухум-Калее, Бамборах, Пицунде и Гагре. В Пицунде командир крепостного гарнизона майор А.С. Воронов, кроме укрепления древних стен крепости и возведения бастионов, отремонтировал древнейший - VI-X веков - собор, но при этом, по словам его потомка Ю.Н. Воронова, переделал его купол.
Собор в Пицунде. Картмаксимум. Марка №3. 1994.05.31. Художник К.Ткаченко.
Позже были построены крепость Мрамба (у Цебельды) и военные посты Дранда, Квитул (Кутол) и Илори. Естественно, что одним из подразделений регулярных войск является военная (полевая) почта. И хотя нам неизвестны ранние письма из Абхазии, мы не теряем надежду их встретить.
Доставка почты на Кавказе имела свои особенности. В доме-музее М.Ю. Лермонтова в Пятигорске хранится картина А.И. Лукина «Почта в горах Кавказа», дар коллекционера Кульнева из Калининграда.
А.И. Лукин. Почта в горах Кавказа.
С Лермонтовым связано еще одно свидетельство о работе почты на Кавказе. В 1838-1859 годах Россию посетил автор «Трех Мушкетеров» Александр Дюма, после чего он из Поти на пароходе «Сюлли» отбыл в Марсель. Во Франции писатель издал три тома путевых записок «Кавказ», которые были дважды переизданы на русском языке в Тифлисе - в 1861 г. и в 1988 г. в изд. «Мерани». В главе «Письмо» он поместил рассказ Евдокии Ростопчиной о жизни М.Ю. Лермонтова, с которой поэт дружил с юности.
В рассказе говорится о почтовых курьезах: «... тетрадь своих стихотворений он (М.Ю. Лермонтов) послал своим друзьям в Санкт-Петербург. Курьер, часто преследуемый чеченцами или кабардинцами, подвергаясь опасности упасть в поток или в пропасть, переправлялся вброд, где иногда, спасая самого себя, бросал вверенные ему пакеты, при этом он утратил две или три тетради Лермонтова» (Маркелов Н. 1995).
Ход почты в Абхазии учредили 28 марта 1839 г. Лучшим портом Черноморского побережья Кавказа был тогда Сухум-Кале (Батум принадлежал Турции). Почта в Сухум-Кале была введена в III почтово-инспекционный округ и получила 2-ю категорию, по которой был положен почтмейстер с содержанием в 50 руб. Почтовые конторы 2-й категории были открыты около 1840 г. в форте Бамбора и в Озургети, которые позже были повышены в статусе и переведены в ранг I категории.
Князь-наместник Кавказа граф М.С. Воронцов.
27 декабря 1844 года наместником Кавказа был назначен Князь Михаил Семенович Воронцов (1782 – 1856), представитель одной из древнейших славных семей России. Время его наместничества (1844 – 1854 гг.) ознаменовалось не только военными успехами, но и рядом преобразований: были открыты учебные заведения, развивалось сельское хозяйство, дорожное строительство и почтовая связь.
В 1847 году Сухуму было предоставлено «право транзита товаров», а в 1848 году он был объявлен торговым портовым городом. В августе 1851 года начальник Черноморской береговой линии вице-адмирал Лазарь Маркович Серебряков обследовал ущелья Кодор до Клухорского перевала с целью создания Военно-Сухумской дороги - прямой дороги из Абхазии в Россию.
Историк Абхазии, архивист Лариса Исиновна Цвижба ознакомила нас с документами о формировании почтовой службы в Абхазии (РГВИА. Ф. 788, О. 1, Д. 101). В подрисуночных подписях приводим их краткое содержание, а полный текст воспроизводим факсимильно, что позволяет немного воссоздать атмосферу того времени. Писали гусиным пером, поэтому тексты достаточно читаемые.
31 октября 1852 г. начальник Черноморской береговой линии вице-адмирал Л. М. Серебряков обратился к князь-наместнику Кавказа графу М.С. Воронцову с письмом с предложениями об реорганизации почты на Черноморской линии. Ответ из канцелярии Наместника вице-адмирал Л.М. Серебряков получил «с последним курьером» около 20-25 ноября. Оба эти документа не сохранились. Однако, опираясь на последующие документы, содержание их можно реконструировать.
Начальник Черноморской береговой линии Вице-Адмирал Л.М. Серебряков предлагал организовать гоньбу почтовых троек между Сухум-Кале в Редут-Кале и ограничить плавание пароходам только до Сухум-Кале. Князь-наместник одобрил эти предложения и, по-видимому, дополнил их. Приводим факсимиле сохранившихся писем.
Письмо от 12.11.1852 года. Обращаясь в канцелярию Наместничества вице-адмирал Л.М. Серебряков сообщает, что организовывается гоньба почтовых троек между Сухум-Кале и Редут-Кале и перевозка почтовых чемоданов казаками, а пароход «Боец» ограничит плавание только до Сухум-Кале. Однако пересылка денег и посылок в Закавказский край и из Закавказья будет направляема через Керченскую почтовую контору до тех пор, пока между Сухумом и Редут-Кале не будут устроены почтовые станции. (№ 2744, Ф.788, О.1. Д.101.).
Письмо от 29 ноября 1852 г. из Канцелярии князь-наместника с распоряжением вице-адмиралу Л.М. Серебрякову открыть почтовый тракт к 1-му мая 1853 года. (№ 2744, Ф.788, О.1. Д.101.).
Письмо от 15 декабря 1852 года из Канцелярии князь-наместника вице-адмиралу Л.М. Серебрякову с предложением г-ну Управляющему почтовою частью на Кавказе и за Кавказом действительному статскому советнику Фёдору Августовичу Коцебу сделать распоряжение об открытии почтовой гоньбы. (№ 2744, Ф.788, О.1. Д.101).
Письмо от 22 декабря 1852 года. Разрешение командования Генерального Штаба Отдельного Кавказского корпуса, князя А.И. Барятинского вице-адмиралу Л.М. Серебрякову доставлять почту военными кораблями только до Сухум-Кале и прекратить до Редут-Кале (№ 2744, Ф.788, О.1. Д.101.).
13 мая 1852 года. Рапорт исправляющего должность начальника 3-го Отделения Черноморской береговой линии полковника Колюбакина начальнику Черноморской береговой линии вице-адмиралу Л.М. Серебрякову о том, что по новой почтовой линии Сухум-Кале - Редут-Кале почтовая гоньба началась 1 мая 1853 года. (№ 2744, Ф.788, О.1. Д.101.).
Рапорт о создании почтовой гоньбы вошел в отчет Наместничества 1852 года. В ежегодной представленной в канцелярию князя-наместника «Записке о состоянии почтовой части за 1853 год на Кавказе и за Кавказом Н.Н. Муравьева-Карского, который будет наместником (1854 - 1856), управляющему почтовым округом на Кавказе и за Кавказом, действительным статским советником Коцебу от 4-го сентября 1853 года» (Кавказская архивная Комиссия (Далее АКАК), т.XI, c.779.) сообщается, что на почтовой станции Кодорской добавлен смотритель. В «Записке» добавляется, что «ход почт на Кавказе и за Кавказом не всегда соответствует назначенному расписанием времени; причины этому – встречаемые ими на пути следования вьюги, метели, снеговые завалы, в осеннее время дурные дороги, а в весеннюю — разлитие рек; иногда от неисправности почт-содержателей, в особенности по Тифлисской, Эриванской и Кутаисской губерниям и от приостановления хода почт по Закавказскому краю в ночное время, по случаю появления на многих трактах разбойничьих шаек».
Штемпельный куверт, прошедший почту.
С 1 мая 1853 года можно было бы начать историю современной почты Абхазии, однако на следующий 1854 год началась Русско-Турецкая (Крымская) война. В очередной ежегодной «Записке о состоянии почтовой части в 1855 году», составленной Ф.А. Коцебу от 12 марта 1856 года (АКАК, т.XI, С. 785) сообщается, что «Сухум-Кальское почтовое отделение, находящееся в Гурийском отряде, по военным обстоятельствам закрыло свои действия 8-го ноября 1855 года и присоединилось к штабу Кутаисской почтовой конторы».
Штемпели - знаки на почтовых кувертах.
Фрагмент коллекции из германского альбома для марок Alwin Zschiesche. Лейпциг 1883.
До середины XIX века место отправления письма обозначали подписью и разнообразными «домарочными» штемпелями с названием пункта отправления, которые изготавливали на местах. В 1845 году издали «штемпельные куверты», на которых были изображены круглые предшественники почтовых марок – «почтовые знаки» с номиналами 10, 20 и 30 копеек. Циркуляром Почтового департамента № 12 от 1 ноября 1848 года было указано «уничтожать» почтовый знак на куверте путём крестообразного зачёркивания его пером, что первоначально сохранилось и для гашения почтовых марок.
Иллюстрации авторов
В.П и П.В. Флоренские
Другие статьи авторов:
120-лет со дня рождения Д.И. Гулиа
Только хоккей!
Фауна Абхазии. Серия первая
«Абхазские динозавры» и ритмы Черного моря
Стандартный выпуск марок Республики Абхазия
Шахматный выпуск марок Республики Абхазия
Третий – гудаутский – геральдический выпуск марок Республики Абхазия
Второй – гудаутский – выпуск марки Республики Абхазия
Первый – гудаутский – выпуск марок Республики Абхази
Абхазия и фантазии
Послесловие к «Указателю цен на российские почтовые и юбилейные марки» И.В. Мигунова
Великая Отечественная война на марках Республики Абхазия
Абхазия в составе СССР. Почтовые марки и новоделы
Абхазия в составе СССР. Неделя письма и спецгашения
Непочтовые еврейские марки
Присоединение Закавказья к России