4 июня 2025 года исполнилось 240 лет со дня рождения выдающегося итало-швейцарского архитектора Доменико Жилярди, который за 20 лет работы в Москве внес солидный вклад в формирование её нового облика после наполеоновского нашествия.
Примерно в 1833 году Доменико Жилярди запечатлел на своём рисунке его ученик Михаил Быковский.
Отец Доменико Жилярди — Джованни Баттиста Жилярди – тоже был архитектором, основателем творческой династии Жилярди. Будучи выходцем из итальянской части Швейцарии, давшей российской архитектуре незабываемые имена Трезини, Фонтана, Руска и других, Джованни Баттиста Жилярди работал в должности старшего архитектора благотворительного детища Екатерины Великой — Московского Воспитательного дома. В это время он находился в ведомстве её невестки – вдовы Павла Первого – Марии Фёдоровны.
Московский Воспитательный дом
27 апреля 2004 года художники Д. Скворцов и А. Керносов по эскизу Л. Зайцева оформили серию марок № 935-939 «История Российского государства. 275 лет со дня рождения императрицы Екатерины II (1729–1796 гг.)», в составе которой, на миниатюре № 936 показано создание Московского Воспитательного дома – символа одного из просветительских преобразований царствования Екатерины.
Также изображение Московского Воспитательного дома можно встретить, например, на дореволюционной открытке «Москва. Воспитательный дом», из серии «Всемирный почтовый союз. Россия», выпущенной издательством П. Фон-Гиргенсона (код в каталоге: № 1024229).
Когда сыну Джованни Баттиста Жилярди исполнилось 11 лет, он приехал из Швейцарии к отцу в Москву, где и получил азы художественного образования у итальянского архитектора и живописца-декоратора Джакомо Джузеппе (Якопо) Феррари. Затем успешно обучался живописи у Карло Скотти в Санкт-Петербурге, и в качестве государственного стипендиата получил право на обучение в Миланской Академии живописи Брера.
Вернувшись в «Москву, спалённую пожаром», Доменико Жилярди оказался в числе тех, кому довелось сделать ее еще краше, чем до пожара 1812 года.
В 1813 году юный архитектор Доменико Жилярди поступает в Экспедицию Кремлёвского строения для восстановления Колокольни Ивана Великого и других древних зданий Московского Кремля. Он будет заниматься этим вплоть до 1817 года.
Колокольня Ивана Великого представлена в изобразительном ряде миниатюры, венчающей серию марок № 19-21 «Первый выпуск стандартных почтовых марок Российской Федерации», выпущенной 26 мая 1992 года по рисунку художника Ю. Арцименева, а также № 21A, увидевшей свет 25 декабря того же 1992 года.
Доминирует Колокольня Ивана Великого и на полях почтового блока, стоящего во главе серии № 1083-1087 «200 лет Музеям Московского Кремля», которая была издана 6 марта 2006 года в дизайне А. Московца.
В 1814 году Жилярди начинает работу по восстановлению Дома Лунина на Суворовском бульваре, которая будет требовать к себе внимания архитектора на протяжении десятилетия, до 1823 года, когда все усадебные постройки обретут желанный заказчику вид.
Москвичам и гостям столицы Дом Лунина известен как Государственный музей искусства народов Востока, занимающий здание усадьбы своей основной экспозицией с 1980-х. И филателия, и нумизматика не раз уделяли внимание хранящимся там замечательным произведениям Восточного искусства.
В 1817 году, Джованни Баттиста Жилярди уезжает в Швейцарию, а его должность архитектора Воспитательного дома была передана гениальному продолжателю династии – сыну Доменико.
Доменико Жилярди восстанавливает и повышает на шесть метров здание Московского Университета на Моховой. Ему помогает бывший крепостной, выкупивший себя, архитектор Д. Г. Григорьев. Его имя все два десятилетия будет встречаться рядом с именем Жилярди.
9 июня 1955 года почта СССР выпустила марку 1837 с гребенчатой и 1837А с линейной зубцовкой по каталогу Соловьева, по рисунку Сергея Поманского, приуроченную к двухсотлетию Московского ордена Ленина Государственного университета имени М.В. Ломоносова.
13 февраля 1956 года на основе квартблока вышеупомянутой марки был выпущен многоцветный сувенирный блок (Соловьев №1839).
Также фасад исторического здания университета на Моховой показан на иллюстрации конверта первого дня № 2453 «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», выпуска 24 января 2025 года, в оформлении художника-дизайнера Н. Карповой.
С 1818 по 1824 год году Жилярди выступал в роли подрядчика при восстановлении Екатерининского института и Вдовьего дома на Кудринской площади. На монохромном фото показано, как выглядело восстановленное им здание Екатерининского института в Москве почти век спустя, в 1912 году.
Наряду с Воспитательным домом, Институт благородных девиц был еще одним благотворительным учреждением в огромном ведомстве императрицы Марии Фёдоровны. Его изображение мы увидели на марке СССР №5069 1980 года издания «50 лет Центральному институту усовершенствования врачей», который и стал занимать здание Вдовьего дома в советские годы. Теперь это — Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования (РМАНПО).
Вдовий дом в 1775 году построил Жилярди-отец. Такое название он приобрел во время открытия в 1803 году, чтобы содержать там вдов, чьи мужья до гибели успели прослужить на военной или гражданской службе не менее десяти лет. Вдовушки и стали первыми в Москве сёстрами милосердия.
С 1820 по 1829 года Жилярди возводит усадьбу князя Сергея Гагарина на Поварской улице. В начале двадцатого века была сделана фотография, где усадьба принадлежит Правлению государственного коннозаводства.
В 1932 году здание занял Институт мировой литературы имени Максима Горького. В 1937 году на его базе открывается музей. Перед особняком в 1956 году установили памятник Горькому работы Веры Игнатьевны Мухиной и архитектора Александра Заварзина, созданный в 1939 году для Всемирной выставки в Нью-Йорке.
В период с 1820 по 1832 год в усадьбе Кузьминки Жилярди строит Конный двор и Музыкальный павильон, своим оригинальным фасадом напоминающий сразу несколько струнных музыкальных инструментов. Перед входом хорошо узнаваемы отливки знаменитых коней Петра Карловича Клодта. Примечательное соседство, учитывая, что юбилей Жилярди – 4 июня, а Клодта – 5 июня!
К 24 января 2017 года художник-дизайнер М. Бодрова оформила одностороннюю почтовую карточку с литерой «В» № 2017-058/1 «Архитектура Москвы. МО «Музей Москвы». Музей русской усадебной культуры. Усадьба князей Голицыных "Влахернское-Кузьминки"».
С 1823 до 1826 года Доменико Жилярди занимается строительством здания Опекунского совета, рядом с Воспитательным домом. Впервые архитектора не связывают никакие фундаменты и обгорелые при наполеоновском пожаре остовы ранних архитектурных сооружений.
На литографии Л.П.А. Бифшбуа можно увидеть здание Опекунского совета до перестройки, осуществлённой учеником Жилярди, архитектором Быковским. В период с 1826 по 1832 год Доменико Жилярди восстанавливает Слободской дворец, который располагается на Лефортовской площади. Его фасад запечатлён на советской марке № 5091 1980 года выпуска «МВТУ им. Баумана»
Помещено изображение Слободского дворца и на иллюстративном поле конверта первого дня к 150-летию Московского высшего технического училища имени Баумана, работы художника А. Калашникова.
К 1 июля 2005 года художник А. Керносов оформил эмиссию № 1040 «175 лет МГТУ им. Баумана», основу рисунка которой также составляет фасад Слободского дворца.
В 1830 году император Николай I утверждает «Положение о Ремесленном учебном заведении», согласно повелению в 1826 году своей матери, вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны об учреждении этого логического продолжения Воспитательного дома, который к этому моменту уже был перенаселен, поскольку в его городке воспитывалось 24 тысячи брошенных детей!
На верхнем поле кляйнбогена марки № 1040 «175 лет МГТУ им. Баумана» изображается эмблема ведомства императрицы, архитектурные идеи которой, на протяжении более двух десятилетий, прилежно реализовывал Доменико Жилярди.
Здание с этого момента воплощало эстетику позднего московского ампира. В центральной части слободской дворец украсила многофигурная композиция «Минерва», работы русского скульптора итальянского происхождения Ивана Петровича Витали, неоднократно творившего совместно с Жилярди.
На нижнем поле малого листа приведены слова Николая Первого «Быть по сему» с подписью императора-сына и «Учреждается ремесленное учебное заведение…», за полтора века поднявшееся до уровня первоклассного университета, учебой в котором гордятся и ученые, и космонавты, и путешественники…
В 1829 по 1831 год Жилярди строит усадьбу для семьи промышленников-благотворителей Усачёвых-Найдёновых, известную также как «Высокие горы». Сейчас в усадьбе Усачёвых-Найдёновых расположен Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины.
Здание на Тверской работы известного шотландского архитектора Адама Менеласа, где сейчас размещается Государственный центральный музей современной истории (бывший Центральный музей революции) – столетний юбиляр 2024 года.
Но до наших дней здание дошло только в перестройке Доменико Жилярди. Известно ли вам, когда он этим занимался, учитывая, что в отдельные годы вёл одновременно несколько проектов?
Заранее спасибо за уточнение. Ваши ценные сведения позволят нам ещё не раз прикоснуться к имени зодчего, который своими благими трудами приблизил наступление Эры милосердия. И это значит, что продолжение следует!
Ю.А., П.А., О.Ю. Латышевы, С. Павлович. К. Тадич-Леско, К. Йылдирим