Вы уже выпили стаканчик-другой чая или кофе с красивым и вкусным пирожным в буфете на переходе с радиальной на кольцевую? Если да, то объявляем третий звонок, и… вновь открываем кляссер!
Вторую часть статьи о станции метро "Комсомольская" мы посвящаем 295-й годовщине со дня рождения великого русского полководца Александра Васильевича Суворова и 190-летию со дня смерти создателя памятника Минину и Пожарскому, замечательного русского скульптора, по праву принадлежащего к числу крупнейших монументалистов классицистической школы последней трети XVIII — первой трети XIX века, Ивана Петровича Мартоса.
В нижнем поле мини-блока Республки Габон (Colnect коды GA 2018-185) запечатлена платформа станции. Снимок сделан именно в том направлении, куда движемся во время нашей экскурсии и мы с вами – в сторону эскалатора для выхода к Ленинградскому и Ярославскому вокзалам.
Следующая, третья по счёту от торца станции мозаика Павла Дмитриевича Корина, носит название "Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский". Она посвящается изгнанию из Москвы в 1612 году польского войска, ранее приглашенного русскими боярами для наведения и поддержания порядка в Первопрестольной. Гражданин Козьма Минин обратился с призывом к князю Дмитрию Пожарскому - собрать ополчение для выдворения поляков на их территорию. Несмотря на то, что князь в этот момент был болен, каким и застал его Минин в изображении на лаковой миниатюре, Пожарский согласился.
Тему этой мозаики раскрывает почтовая марка СССР № 5313 1982 года выпуска, запечатлевшая лаковую миниатюру И.А. Фомичёва «Призыв Минина к Пожарскому» из серии «Народные художественные промыслы Мстёры». Мстёра, как и родной близлежащий Палех Павла Дмитриевича Корина, до революции тоже славилась своей иконописью.
К 24 января 2014 года дизайнеры Хания Бетрединова и А. Керносов оформили почтовую эмиссию № 1361-I серии марок № 1360I-1369I «Шестой выпуск стандартных почтовых марок Российской Федерации», на которой отображён единственный полностью сохранившийся до настоящего момента в Подмосковье боевой Кремль – Зарайский. Именно отсюда начинал собирать первых ополченцев Дмитрий Пожарский, которому судьбой было дано стать освободителем России.
На почтовом блоке № 1647 «400 лет восстановлению единства Российского государства» выпуска 2 ноября 2012 года работы художника Г. Шишкина изображены Козьма Минин, Дмитрий Пожарский, Патриарх Гермоген, призвавший свою паству встать на защиту веры и Отечества. Дополняют рисунок образ герба Государства Российского 1612–1620-х годов и Казанской иконы Божией Матери, показанных на фоне старой панорамы Московского Кремля.
На выпущенном к выходу блока конверте первого дня № 1719 дизайнер Е. Щеглова показала памятник Минину и Пожарскому работы талантливого русского скульптора Ивана Петровича Мартоса.
Четырёхсотой годовщине со дня освобождения Москвы ополчением под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского АО «Марка» посвятило маркированный евроконверт № 219К-2012/2012-295 «Нижний Новгород. 400 лет со дня освобождения Москвы ополчением под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского» дизайна Хании Бетрединовой, на иллюстрации которого Минин как раз и собирает пожертвования нижегородцев для вооружения и обмундирования ополчения.
В центре специального почтового штемпеля № 2012/295-ш также изображается вышеупомянутый памятник Минину и Пожарскому.
Минин и Пожарский на мозаике Корина располагаются в центре композиции, равно как и на памятнике, воздвигнутом в их честь на Красной площади в Москве. Изначально памятник планировалось установить в Нижнем Новгороде, где Козьма Минин собирал пожертвования, но был увезен в Москву.
И только уже потом копия монумента, изготовленная героем нашей статьи Зурабом Константиновичем Церетели, была подарена Нижнему Новогороду, став центром сюжета почтовой эмиссии № 2758 «800 лет Нижнему Новгороду» выпуска 18 апреля 2021 года работы художника В. Никонова в оформлении О. Савиной.
В его реальном нижегородском окружении этот памятник является центром композиции маркированной фотооткрытки европейского формата № 2016-114/5 «Нижний Новгород. Памятник гражданину Минину и князю Д.М. Пожарскому», выпуска 16 июня 2016 года по фото И. Литвяка в оформлении О. Прядкиной. Этот вариант монумента достаточно широко представлен в филателии.
Например, он появился на пятикопечной дореволюционной почтовой марке Российской империи, которая имела продажную цену 8 копеек, и разница шла в пользу сирот воинов действующей армии.
Миниатюра № 139 продолжения серии № 138A-139A «Первый выпуск стандартных почтовых марок Российской Федерации» работы художника В. Коваля, поступившая в обращение 3 марта 1994 года, а также ее переиздания изображают вышеназванный памятник Минину и Пожарскому.
Наконец, приведем здесь еще один пример из великого множества - посвящения марок данному монументу, имея в виду эмиссию № 1597 «Памятник К.Минину и Д.Пожарскому в Москве». Дизайнер А. Поварихин к 14 июня 2012 года подготовил этот выпуск, приуроченный к 400-летию восстановления единства Российского государства.
Продолжим нашу экскурсию с альбомом в руках у следующей, четвёртой по счету мозаики, посвященной гениальному русскому полководцу, не знавшему ни одного поражения, Александру Васильевичу Суворову, а также и знаменательному переходу русских войск под его мудрым командованием через Альпы в 1799 году.
Марки, посвященные ему издавались с завидной регулярностью. Никак нельзя обойти стороной многокрасочный малый лист марки № 1055 «275 лет со дня рождения А.В. Суворова (1730-1800), полководца» работы художника Бориса Илюхина, выпущенный 15 сентября 2005 года.
Художник-дизайнер O. Иванова к 29 ноября 2016 года оформила серию марок № 2168-2171 «Современное искусство России», в которой миниатюра № 2171 отображает воздвигнутый Д. Н. Тугариновым на взятом полководцем и его войсками перевале Сен-Готард в Швейцарии памятник А. В. Суворову 1999 года работы.
Художник Борис Илюхин к 24 сентября 1999 года, подготовил серию из двух марок № 528-529 и пару кляйнбогенов «200-летие перехода войск А.В. Суворова через Альпы».
Подвиг полководца настолько высоко ценим коллекционерами, что эти малые листы совместного российско-швейцарского выпуска достаточно быстро стали филателистической редкостью.
Седой, сухопарый, всегда подтянутый, евший одну и ту же кашу с солдатами на каждом привале, граф Суворов-Рымникский, князь Италийский каждым своим победоносным шагом обучал Науке Побеждать.
Наш с вами экскурсионный «перевал» далеко не так крут. Просто мы переходим к просмотру мозаик во второй половине станции. Пятая мозаика по центральной оси потолка станции Комсомольская-кольцевая посвящена ещё одному замечательному полководцу – Михаилу Илларионовичу Кутузову. Она изображает Кутузова в качестве победителя Наполеона Бонапарта и знаменует собой триумфальное завершение Отечественной войны 1812 года.
Кутузов как триумфатор представлен на почтовой миниатюре № 194 «М.И. Кутузов. К 250-летию со дня рождения», выпущенной 20 января 1995 года работы художника Бориса Илюхина, так много сделавшего для достойного представления отечественной истории в филателии.
Тема Отечественной войны 1812 года первоначально представлена в нашей статье к юбилею художника Джорджа Доу, портрет Кутузова работы которого предстаёт перед нами на вышеупомянутой марке.
Шестая и заключительная на сегодня мозаика по центральной оси потолка станции Комсомольская-кольцевая - «Ленин выступает перед красноармейцами, отправляющимися на фронт».
В этом году мы празднуем 155 лет со дня рождения Владимира Ильича Ленина, которыйпредставлен в филателии очень широко. Об этом мы расскажем, в других статььях, посвященных станциям «Проспект Ленина», «Площадь Ильича» и т.д.
Нас же с вами до этого ждет третья, заключительная часть экскурсии по платформе Комсомольской-кольцевой. Объявляется антракт! Продолжение следует!
Ю.А., П.А., О.Ю. Латышевы, С. Павлович, К. Тадич-Леско, К. Йылдирим
Начало: