Говорят, что Петербург или полюбишь всей душой сразу, или не полюбишь никогда. У меня любовь с этим городом случилась с первого взгляда. И теперь, каждый раз приезжая в Санкт-Петербург, открываю его заново. Иногда, благодаря нашим авторам, с которыми встречаюсь во время своих непродолжительных визитов.
* * *
Андрей Петрович Дьяченко пригласил меня на небольшую экскурсию по тихим и уютным улочкам Петербурга. Мы с ним прошли от Исаакиевского собора до Казанского, не туристическими тропами, а теми путями, которыми ходят коренные петербуржцы...
Андрей Петрович — давний друг и постоянный автор нашего портала. Это человек, который знает об искусстве практически все. Он Член Союза Учёных Санкт-Петербурга, Член Ассоциации искусствоведов (AIC) и, конечно же, филателист с многолетним стажем. Статьи, которые он нам присылает, всегда вызывают неподдельный интерес у наших читателей, а его выступления на семинаре по истории почты производят наибольшее впечатление. А еще Андрей Петрович является автором потрясающих филателистических экскурсий, с проектом одной из них мы знакомили вас на страницах нашего сайта.
Мы неспешно шли, сворачивая то в один проулок, то в другой, останавливаясь возле неприметных и простых, а порой изысканных, зданий. И о каждом из них Андрей Петрович рассказывал целую историю, называя сложные имена заморских архитекторов, названия стилей и какие тайны хранит тот или иной дом. Скажу вам честно — было истинным наслаждением слушать его чистую и красивую русскую речь.
По рекомендации Андрея Петровича я посетила два музея — Истории Библии и «Разночинный Петербург». В первом Андрей Петрович читает лекции, а во втором, иллюстрирует проходящие выставки тематическими марками из своей коллекции.
* * *
Музей истории Библии найти сложно. Он расположен в бизнес-центре «Дворец Кваренги» на цокольном этаже. Это здание, построенное в 1808-1810 гг. по проекту архитектора Джакомо Кваренги для Опекунского совета, который находился под надзором императрицы Марии Федоровны, поражает своей монументальностью. Оно перестраивалось дважды, но подвал остался без изменения — массивные кирпичные стены, длинные туннели коридора, овивают его своим серпантином.
Музей расположен в маленькой комнате, с едва уловимым запахом ладана, и, несмотря на свои небольшие размеры, хранит столько артефактов, что их количеству может позавидовать большой музей или публичная библиотека.
Здесь представлено более 200 старинных экземпляров Библий, свитков и других редких предметов XIV-XX вв., а также некоторых эксклюзивных, датируемых I-IX вв.
Одну из Библий подарил музею А.П. Дьяченко
В музее проводят очень интересные экскурсии, в ходе которых вам расскажут историю появления Библии на Руси и как это связано с возникновением славянской письменности.
Кстати, для меня стал открытием тот факт, что в первой русской азбуке зашифровано послание славянам: «Я знаю буквы (аз, буки, веди). Письмо - это достояние (глаголь, добро, есть). Трудитесь усердно, земляне, (живите, зело, земля), как подобает разумным людям (и, иже како люди). Постигайте мироздание! (мыслите, нашъ, онъ, покои). Несите слово убежденно (рцы, слово, твердо). Знание - дар Божий! (укъ, фъретъ, херъ). Дерзайте, вникайте, чтобы Сущего свет постичь! (цы, черве, шта, ъра, юсь, яти!)».
Вторым открытием, лично для меня, стали пластинки, выпущенные фирмой «Мелодия», на которых Иннокентий Смоктуновский читает Библию.
Также в ходе экскурсии вы узнаете о непростых условиях существования Библии и уникальные истории ее отдельных экземпляров.
Вот как, к примеру, эта именная Библия (на нижнем фото слева). Толстая, потрепанная книга. Судя по всему, пользовались ею часто, с любовью и почтением...
Хозяйка даже оставила завещание на корочке обложки: «После меня отдайте Библию моей дочке Ларисе...».
В музее вам покажут не только самые большие экземпляры Библий, весом почти 8 килограмм...
Но и очень маленькие форматы, которые верующие, во времена гонений, прятали и тайно перевозили.
И, конечно же, в музее есть почтовые марки с библейскими сюжетами...
* * *
Впервые в музей «Разночинный Петербург» я попала два года назад. И тоже по приглашению Андрея Петровича Дьяченко. Там проходила интереснейшая выставка «В Петербурге, на досуге...». В этот раз меня пригласили посмотреть экспозицию, посвященную 80-летию Победы «Гремит салют над Ленинградом…».
Открыв дверь выставочного зала, вы сразу попадете... в трамвай, на котором и «поедете» по послевоенному Ленинграду.
— Трамвай — это символ нашего города, — говорит куратор выставки Елена Давидовна Техова. — Он был основным видом транспорта во время блокады, и в первое время после нее. Эта выставка посвящена подвигу людей, которые выжили и отстояли город, а потом, обессиленные, но воодушевленные, с энтузиазмом восстанавливали Ленинград — дома, улицы, скверы...
— Генеральный план восстановления Ленинграда и план восстановительных работ первой очереди были разработаны еще в октябре 1943 года, — рассказывает Елена Давидовна. — Они висели везде — на остановках, в скверах, в магазинах. Их даже печатали в журнале «Ленинград». Каждый петербуржец знал, с чего и как начнется восстановление города, и все принимали в этом посильное участие.
Постепенно город возвращался к своей привычной жизни. Стали работать заводы и даже кондитерская фабрика....
Возрождение Ленинграда было мечтой большинства горожан. Объединенные общим горем и радостью они восстановили его за несколько лет, работая вечерами и в свои выходные дни на стройках, замазывая следы от снарядов на фасадах домов, расчищая парки от мусора, освобождая памятники от деревянных укрытий и высаживая молодые деревья.
Подробнее узнать о повседневной жизни Ленинграда той поры помогут литографии А.Ф. Пахомова, фотографии, документы, открытки, а также почтовые марки из коллекции А.П. Дьяченко.
27 января 1944 года небо Ленинграда осветил праздничный салют, который ознаменовал начало мирной жизни.
В новую жизнь стали входить вещи, которые значительно облегчили быт людей и сделали их чуточку счастливее. «Чудо-печка». В ней пекли ароматные пироги. Появились даже формы для пирожных. Духи «Сирень» стали настоящим подарком ленинградским женщинам. Дети наконец-то поехали в пионерские лагеря. Открылись театры и кинотеатры... возвращалась мирная жизнь...
Смотрите, трамвай уже подъехал... он будет следовать по довоенному маршруту с привычными, всем знакомыми остановками... садитесь поудобнее... из окон близлежащих домов слышны звуки патефона — кто-то поставил пластинку «Рио-Рита»... следующая остановка — Ленинград послевоенной поры.
По Санкт-Петербургу гуляла Елена Кравцова