Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Куропатка на грушевом дереве, или Почти Рождественская история

2025-12-10 08:49:28, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Большинство современных филателистов наверняка знакомы с удивительной историей появления первых почтовых конвертов.

Давайте вспомним.

Первым бумажным конвертом, как ни странно, было само письмо — его складывали на манер аптекарского пакетика для порошка. Снаружи писался адрес, на внутренней стороне — текст. Чтобы конверт не разглашал то, что ему доверили, в ход шла сургучная печать. Прочесть письмо можно было, только сломав ее. Отсюда и пошло выражение — «распечатать конверт».

А вот привычные нашему современному глазу почтовые конверты появились впервые в Англии в 1820 году. Именно там некий мистер Бревер, торговец писчебумажными принадлежностями из британского города Брайтона, задумал как-то обновить витрину своего магазина, чтобы привлечь больше покупателей. Решив подойти к этому делу креативно и с новаторским огоньком, он соорудил пирамиду из лучшей писчей бумаги всевозможных форматов, вершину которой завершала стопка самых маленьких листочков, размером чуть ли не с визитную карточку.

И вдруг, совершенно неожиданно (как обычно, и бывает в таких случаях!), именно эти листочки стали наиболее популярными у покупателей. Писать на них письма стало непременным атрибутом хорошего тона для просвещенной публики. Да вот беда: листочки эти были настолько малы, что на них порой просто не хватало места для адреса получателя. Тогда предприимчивый мистер Бремер придумал склеивать для своих «малышей» специальные небольшие пакетики, на которых отправители и писали координаты адресата.

Изобретение находчивого торговца имело оглушительный успех. Да такой, что вскоре он доверил изготовление своих пакетиков специальным предприятиям, сотрудники которых только и делали, что мастерили новомодные штучки. А позже дело дошло и до массового промышленного производства, и инженерам пришлось срочно конструировать специальные машины, изготовлявшие их сотнями тысяч. Кстати, поначалу конверт звался вовсе не конвертом, а «пакетиком мистера Бревера», прославляя тем самым имя своего счастливого изобретателя!

Сегодня в канун новогодних праздников мы представляем вниманию наших читателей несколько конвертов, посвященных исключительно Рождественской теме, и выпущенных в той же «доброй старой Англии» во второй половине XX века.

Присмотритесь к ним внимательнее! Как видите, вопреки всем международным геополитическим коллизиям сегодняшних дней, традиционные ценности у нас с жителями Туманного Альбиона весьма схожие: те же знакомые с детства узнаваемые атрибуты новогоднего празднества, та же ёлка и подарки в нарядных коробочках, три волхва в виде трех сказочных рыцарей, скачущие на волшебных конях со своей вестью к Рождественскому вертепу.

А вот один из конвертов выглядит довольно необычно. Мы видим куропатку, сидящую на грушевом дереве, а на марках ещё что-то более непонятное — по нескольку рядов всяких странных персонажей птиц, танцоров, музыкантов, в общем, всякой всячины... 

А вам это ничего не напоминает? Например, одноименную песню Никитиных на слова английской народной песни и шекспировской «Двенадцатой ночи» (в переводе Д.Самойлова):

В первый день Рождества
любовь мне поднесла Куропатку.

В день второй Рождества
Мне любовь поднесла
Двух голубок и одну Куропатку.

Но истоки этой песни, если хорошо покопаться в архивах, оказываются ещё глубже. Вот что, в частности, пишут об этом некоторые дотошные исследователи: «Двенадцать дней Рождества – это 12 дней от рождения Христа (Рождество, 25 декабря) до прибытия волхвов (Богоявление, 6 января). Впервые слова «Двенадцати дней Рождества» были опубликованы в книге «Mirth Without Mischief» (1780/1783) в Англии.

В первый день Рождества
послала мне любовь моя верная
серую куропатку на грушевом дереве.

Во второй день Рождества
послала мне любовь моя верная
двух горлиц и серую куропатку на грушевом дереве. 

А мелодия гораздо старше и появилась во Франции. Существуют три французских варианта этой песни, и некоторые упоминаемые в песне подарки также указывают на Францию (куропатка была завезена в Англию из Франции только в 1770-х).

Считается, что эта весёлая песенка отразила известную игру того времени, которая заключалась в том, что ведущий рассказывал короткий стишок, а каждый из игроков по очереди должен был повторить его. При переходе к каждому следующему игроку ведущий добавлял в конец стишка ещё одну строчку. Игра продолжалась, пока кто-нибудь из игроков не ошибался, и тогда ему назначался «штраф» — обычно он должен был кого-нибудь поцеловать или угостить сладостью. Затем песенка стала популярной во время празднований «двенадцатой ночи» в рождественские праздники.

С течением времени текст песни несколько деформировался. Изначально подарком на четвертый день Рождества были «colly birds», а не «calling birds» («colly» означает «угольно-черный» и, следовательно, речь шла о черных дроздах). «Five golden rings» – это не пять колец, но пять птиц «с полоской на шее» (вроде фазанов). Таким образом, первые семь подарков – это разные птицы.

Возможно, «Двенадцать дней Рождества» как-то связана с песней «Новый отсчет» («New Dial») или «В те 12 дней» («In Those Twelve Days»), которая датируется по меньшей мере 1625 г. и приписывает каждому из 12 дней религиозный смысл. В силу путаницы возникло благочестивое, но неверное толкование «Двенадцати дней Рождества». Эта песня якобы была написана как вероучительная. Дело в том, что с 1558 по 1829 год католикам в Англии законом было запрещено любое отправление культа – как приватное, так и общественное.

Таким образом, песня помогала юным католикам наизусть затвердить догматы своей веры. Подарки в песне тоже имели скрытое значение. «True love» – это Бог, получатель подарков – любой верующий.

«Куропатка на грушевом дереве» – это символ Иисуса Христа, поскольку эта птица, притворяясь раненой, уводит хищников от гнезда с птенцами (при этом ссылаются на слова Христа в Лк 13:34: «Иерусалим, Иерусалим! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица свой выводок под крылья, но вы не захотели»).

Возможные же трактовки остальных символов таковы:

— две горлицы – это Ветхий и Новый Завет;

— три индейки – это Вера, Надежда, Любовь;

— четыре певчих дрозда – это 4 евангелия и/или евангелиста;

— пять золотых колец – Пятикнижие Моисея;

— шесть несущих яйца гусынь – 6 дней творения;

— семь водоплавающих лебедей – семь даров Святого Духа и/или семь церковных таинств;

— восемь служанок с молоком – восемь блаженств (см. Мф 5:3-10: «блаженны нищие духом» и т.д.);

— девять танцующих дам – 9 плодов Св. Духа (см. Гал 5:23-23: «Плод же духа: любовь, радость, мир»);

— десять скачущих господ – 10 заповедей;

— одиннадцать дудящих волынщиков – 11 верных апостолов;

— двенадцать барабанщиков – двенадцать положений Апостольского символа веры.

Разве не эти самые символы вы видите на представленных здесь конвертах? Вот какую поистине библейскую историю можно извлечь из казалось бы столь незамысловатого сюжета со строго почтового конверта.

У нас в СССР, между прочим, первый официальный конверт первого дня, вышедший в 1968 году, тоже был посвящен Рождеству в некотором смысле, а точнее Новому году, без преувеличения любимому празднику всех советских людей!

А что до англичан, то они вообще крайне серьёзно и щепетильно относятся к празднованию своих рождественских праздников. Наверное, поэтому «королевская почта» ежегодно с британской педантичностью и пунктуальностью продолжает выпускать как марки, так и конверты первого дня, посвященные выпуску этих марок. 

Отправляют ли в них реальные письма? Скорее всего, делает это только узкий круг коллекционеров и любителей «живого эпистолярного жанра». Подобные вещи давно являются в большей степени предметом интереса частных коллекционеров. Но кто-то, безусловно, использует их и по своему изначальному назначению. Главное же — подарить близким радость перед Новым годом. Без этого он вряд ли будет счастливым!

Конверты из коллекции  автора

Дмитрий Ярошевский, член Союза журналистов и Союза писателей России

Специально для портала «Филателия.РУ»

Полный вариант статьи напечатан в журнале «Наука и религия». 2016 г. № 1. 



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Куропатка на грушевом дереве, или Почти Рождественская история
  • Беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Ванкувер
  • Привет из … Советского Союза
  • А.А. Бородин. Путь от члена КЮФ до президента
  • Шелкоткачество и шелководство на территории Беларуси
  • Властелины Колец
  • Секрет идеального картмаксимума
  • Холмогорская резная кость
  • Марки с юмористической окраской
  • Всеобщая история почтового дизайна. Очерки эволюции стилей
  • Обзор выпусков почтовых марок за ноябрь 2025 года
  • Яхтенный стиль: триумф и забвение
  • Загадочная подделка викторианской марки
  • Стойкие в опасности
  • А.А. Бородин. Медаль Первой Всесоюзной юношеской...
  • АлСиб в почтовых конвертах и марках
  • Послесловие к выпускам уфимских клубных карточек
  • Раритетные штемпели на Неделе письма
  • Необычное расположение марок
  • Популяризация филателии и филокартии
  • Мир авиастроения и почтовых марок. Просто о сложном
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 15
  • Марки России. Великая Октябрьская социалистическая революция
  • Памятник воину-освободителю в Пловдиве в почтовых марках и открытках
  • Сказочный терем художника Васнецова
  • Герои Сталинградской битвы на почтовых марках России
  • Первая русская революция в знаках почтовой оплаты
  • Обзор выпусков почтовых марок за октябрь 2025 года
  • На Мамаевом кургане тишина...
  • Встреча в Воронеже
  • Коммерческий потенциал отечественной филателии
  • Говорим и пишем на языке филателии
  • Протокол заседания Комиссии по ГЗПО
  • Марки разные читать. Подвиг генерала Карбышева
  • Резолюция XVI научно-практического семинара по истории почты, филателии и филокартии
  • Прогулки по Питеру
  • Марки разные читать. История освоения космического пространства
  • Патриотическая тематика в Отечественных почтовых коллекциях
  • Иностранные марки, посвящённые играм
  • Командный дух питерских посткроссеров
  • С кляссером – в метро. Станция «Площадь Революции»
  • Осенний вернисаж. «Санкт-Петербург-2025. Неделя почтовых коллекций»
  • Молодым везде у нас дорога...
  • КОНКУРС! Марки разные читать...
  • Марки России из металлической фольги
  • Мастера «Строгановки»
  • Всемирная выставка почтовых марок PHILAKOREA 2025
  • Юбилей маршала Василевского
  • Всероссийская филателистическая выставка «Ульяновск-2025»
  • Издательское товарищество «Р.Р. Голике и А.И. Вильборг»
  • Обзор выпусков почтовых марок за сентябрь 2025 года
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 14
  • Бизнес из слов и магии
  • С кляссером – в метро. Станция «Комсомольская». Окончание
  • Выставка «Пожарная охрана на почтовых марках, конвертах и открытках»
  • Аромат почтовых марок
  • С кляссером – в метро. Станция «Комсомольская». Часть 2
  • Пропаганда российской филателии
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Итоги
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 13
  • Марки с микротекстом
  • Герои опер П. И. Чайковского на открытках Павла Скотаря
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Третий период. Окончание
  • Московское метро на почтовых марках
  • Кинематограф в филателии
  • Вклад СССР в независимость Китая
  • Обзор выпусков почтовых марок за август 2025 года
  • С кляссером – в метро. Станция «Комсомольская»
  • История железной дороги в раритетных документах
  • КОНКУРС: Мой любимый филателистический сувенир
  • Картины из почтовых марок
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Третий период
  • История открытки. Издательство «Ришар»
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 12
  • Золотых дел мастер
  • Щедрый дар государству московского коллекционера П.П. Щапова
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Второй период
  • Ростовская финифть
  • Филателия помогает жить...
  • КОНКУРС ЭССЕ. Филателистические издания. Оформление и иллюстрации.
  • Научно-просветительский журнал «Мир Русской Филателии». К 80-летию Победы
  • Маяки. Пример тематической разработки
  • Марки со стираемой краской
  • Художественно-графическое оформление филателистической литературы
  • Волшебство и мистика Гребнево
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Первый период
  • Пособие «Политическая карта мира в почтовых марках»
  • Беломорско-Балтийский канал в значках и почтовых марках
  • «Илья Муромец» в небе филателии
  • Обзор выпусков почтовых марок за июль 2025 года
  • К.Ф. Юон. Семейный портрет. Окончание...
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 11
  • Марки с элементами перфорации
  • К.Ф. Юон. Семейный портрет...
  • Вопрос филателиста. Неизвестный художник В.Андреев
  • Протокол заседания Комиссии по ГЗПО
  • Великий дар актера Смоктуновского
  • Открытки объединяют
  • Владимир Маяковский на почтовых марках и конвертах
  • История открытки. Община святой Евгении
  • Бухенвальд на почтовых марках
  • Любовь к природе и карьера художника Генриха Семирадского
  • Юбилей «СОЮЗ - APOLLO»
  • Причудливые зигзаги Самарских экстремальных авиапочтовых линий
  • Первые марки Академии наук СССР
  • Мурановские просторы
  • Самый живописный уголок Москвы. Окончание
  • День независимости Беларуси в почтовых марках
  • Самый живописный уголок Москвы
  • Как надо гасить почтовые марки...
  • Свет солнца в капле янтаря
  • Лучшие художники почтовых марок
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2025 года
  • Георгий Алексеевич Куприянов. Профессия — волшебник
  • Художники на марках. Продолжение...
  • Драгоценное народное достояние
  • Российский почтовый дизайн
  • Неповторимые узоры
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 10
  • Здравствуйте, мистер Крейн
  • Цветочные мотивы Энид Маркс
  • Необычный аромат почтовых марок
  • Обер-архитектор Императрицы
  • Памятники пожарным в филателии
  • «Артек» — наш «семейный» лагерь
  • Марки России. Стратостаты и стратонавты
  • Укротитель коней
  • Как не заблудиться в дебрях фантазий
  • Русские усадьбы на картинах и марках
  • Эра милосердия Доменико Жилярди
  • История открытки. Владимир Григорьевич Сутеев
  • Нужны ли бумажные каталоги?
  • История развития почтовой связи в Абхазии
  • Станция метро «Бауманская»
  • Протокол заседания Комиссии по ГЗПО
  • Великая Отечественная война в живописи и графике
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2025 года
  • Как работает подводная почта и почему коты не хотят приносить письма
  • Первый учитель Кваренги и Росси
  • Кто печатал почтовые марки для Монголии?
  • Присоединение Закавказья к России
  • Марки из серебра
  • Радист № 1 Советского Союза
  • Следующая станция – «Новослободская», или Почему в метро так красиво?
  • Воспоминания о журнале «Стандарт-коллекция. Обозрение»
  • Пионер – всем ребятам пример!
  • Вопрос филателиста. Папка с эскизами марок
  • Юбилей Метрополитена
  • Легендарная «Сорок девятая»