Редакция портала Филателия.РУ объявила конкурс «Марки разные читать», который завершится 25 декабря 2025 года.
Конкурсантам нужно составить план урока (по любому предмету на ваш выбор), в котором, в качестве иллюстраций, будут применены почтовые марки и открытки.
Мы не ставим никаких ограничительных рамок — все зависит от вашей эрудиции и фантазии. Для участия в конкурсе приглашаются дети.
* * *
Филателист Дарья Шишкина предлагает вашему вниманию мини-лекцию о беспосадочном перелёте Москва — Северный полюс — Ванкувер.
В первой половине ХХ века авиационные рекорды в сознании людей были сравнимы с достижениями космонавтики в послевоенный период. Они поражали воображение, а лётчики были чем-то вроде небожителей. Сообщения о новых перелётах становились мировой сенсацией.
Идея рекордного самолёта возникла в ЦАГИ.
В августе 1931 года при Реввоенсовете СССР была образована комиссия по постройке самолета, для которой А.Н.Туполев подготовил эскизный проект летательного аппарата.

7 декабря 1931 года комиссия приняла решение о создании самолёта и организации летом 1932 года полёта на предельную дальность 13000 км. Проект самолёта был закончен в июле 1932 года. Разработан в ЦАГИ бригадой П.О. Сухого под руководством А.Н. Туполева.

Экипаж в составе командира Валерия Чкалова, второго пилота Георгия Байдукова и штурмана Александра Белякова поставил перед собой задачу — впервые соединить континенты через Арктику кратчайшим путем.


Чкалов был талантливым лётчиком. Именно он является автором фигур высшего пилотажа, таких как «восходящий штопор» и «замедленная бочка». Перед рекордным перелётом он хорошо изучил АНТ-25, поверил в эту машину, много тренировался на ней.




Второй пилот Г.Ф.Байдуков — один из лучших в стране мастеров слепого полёта. Он мог часами вести самолёт в облаках по приборам, выдерживать курс, терпеть болтанку, не теряя пространственной ориентации. Далеко не все лётчики это умели. К примеру, Чкалов такими навыками не обладал, и каждый раз, когда самолёт приближался к стене очередного циклона, он звал второго пилота. А поскольку плохая погода была на протяжении почти всего перелёта, то и пилотировать самолёт в этих тяжёлых условиях в основном приходилось Байдукову.
Нельзя не отметить и роль штурмана Александра Белякова. В экипаже его называли профессором, так как он был не только начальником штурманской кафедры Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского, но и педантом в работе. Роль штурмана в трансполярном перелёте огромна: полёт проходил над льдами, при непредсказуемой погоде без всяких ориентиров. В условиях, когда магнитный компас не работает, штурман ориентировался по солнечному компасу, что требовало постоянного наблюдения и большой концентрации.

Андрей Туполев (справа) с экипажем самолёта АНТ-25 «Сталинский маршрут».
Г. Ф. Байдуков, В. П. Чкалов, А. В. Беляков на аэродроме Щёлково. 1936 год.
Фото М. Калашникова
18 июня 1937 года с аэродрома Щелково (Подмосковье) стартовал легендарный беспосадочный перелёт советских авиаторов по маршруту Москва – Северный полюс – Ванкувер, ставший одним из важнейших событий в истории мировой авиации. За 63 часа 16 минут самолёт пролетел более 9 130 километров, что было утверждено как национальный рекорд СССР, но мировой рекорд дальности побить не удалось — это сделал уже экипаж другого АНТ-25 во главе с Михаилом Громовым.


Американцы с восторгом встретили экипаж. Среди встречавших были советский посол в США А. А. Трояновский и служивший в те годы в Ванкувере генерал Дж. Маршалл, который принял экипаж у себя дома. Летчики были приняты в Вашингтоне президентом США Рузвельтом в Овальном кабинете Белого дома. И хотя заявленная цель перелёта — новый мировой рекорд дальности — достигнута не была, страницы газет были наполнены восторженными откликами и превосходными степенями.
Экипаж Чкалова представал троицей былинных «чудо-богатырей», которая осуществила сокровенную, казавшуюся несбыточной мечту величайших умов человечества. Перелёт — «сказка, которую сделали былью» большевики, «величайшее завоевание двадцатого столетия» и «самое выдающееся событие в истории авиации».



За этот перелёт весь экипаж был награждён орденами Красного Знамени.
Дарья Шишкина
Конкурсные работы:
История освоения космического пространства
Подвиг генерала Карбышева
Статьи по теме: