Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Ванкувер

2025-12-08 15:04:59, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Редакция портала Филателия.РУ объявила конкурс «Марки разные читать», который завершится 25 декабря 2025 года.

Конкурсантам нужно составить план урока (по любому предмету на ваш выбор), в котором, в качестве иллюстраций, будут применены почтовые марки и открытки. 

Мы не ставим никаких ограничительных рамок — все зависит от вашей эрудиции и фантазии. Для участия в конкурсе приглашаются дети. 

УСЛОВИЯ КОНКУРСА

*  *  *

Филателист Дарья Шишкина предлагает вашему вниманию мини-лекцию о беспосадочном перелёте Москва — Северный полюс — Ванкувер.  

В первой половине ХХ века авиационные рекорды в сознании людей были сравнимы с достижениями космонавтики в послевоенный период. Они поражали воображение, а лётчики были чем-то вроде небожителей. Сообщения о новых перелётах становились мировой сенсацией.

Идея рекордного самолёта возникла в ЦАГИ.

В августе 1931 года при Реввоенсовете СССР была образована комиссия по постройке самолета, для которой А.Н.Туполев подготовил эскизный проект летательного аппарата.

7 декабря 1931 года комиссия приняла решение о создании самолёта и организации летом 1932 года полёта на предельную дальность 13000 км. Проект самолёта был закончен в июле 1932 года. Разработан в ЦАГИ бригадой П.О. Сухого под руководством А.Н. Туполева.

Экипаж в составе командира Валерия Чкалова, второго пилота Георгия Байдукова и штурмана Александра Белякова поставил перед собой задачу — впервые соединить континенты через Арктику кратчайшим путем.

Чкалов был талантливым лётчиком. Именно он является автором фигур высшего пилотажа, таких как «восходящий штопор» и «замедленная бочка». Перед рекордным перелётом он хорошо изучил АНТ-25, поверил в эту машину, много тренировался на ней.

Второй пилот Г.Ф.Байдуков — один из лучших в стране мастеров слепого полёта. Он мог часами вести самолёт в облаках по приборам, выдерживать курс, терпеть болтанку, не теряя пространственной ориентации. Далеко не все лётчики это умели. К примеру, Чкалов такими навыками не обладал, и каждый раз, когда самолёт приближался к стене очередного циклона, он звал второго пилота. А поскольку плохая погода была на протяжении почти всего перелёта, то и пилотировать самолёт в этих тяжёлых условиях в основном приходилось Байдукову.

Нельзя не отметить и роль штурмана Александра Белякова. В экипаже его называли профессором, так как он был не только начальником штурманской кафедры Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского, но и педантом в работе. Роль штурмана в трансполярном перелёте огромна: полёт проходил над льдами, при непредсказуемой погоде без всяких ориентиров. В условиях, когда магнитный компас не работает, штурман ориентировался по солнечному компасу, что требовало постоянного наблюдения и большой концентрации.

Андрей Туполев (справа) с экипажем самолёта АНТ-25 «Сталинский маршрут».
Г. Ф. Байдуков, В. П. Чкалов, А. В. Беляков на аэродроме Щёлково. 1936 год.
Фото М. Калашникова  

18 июня 1937 года с аэродрома Щелково (Подмосковье) стартовал легендарный беспосадочный перелёт советских авиаторов по маршруту Москва – Северный полюс – Ванкувер, ставший одним из важнейших событий в истории мировой авиации. За 63 часа 16 минут самолёт пролетел более 9 130 километров, что было утверждено как национальный рекорд СССР, но мировой рекорд дальности побить не удалось — это сделал уже экипаж другого АНТ-25 во главе с Михаилом Громовым.

Американцы с восторгом встретили экипаж. Среди встречавших были советский посол в США А. А. Трояновский и служивший в те годы в Ванкувере генерал Дж. Маршалл, который принял экипаж у себя дома. Летчики были приняты в Вашингтоне президентом США Рузвельтом в Овальном кабинете Белого дома. И хотя заявленная цель перелёта — новый мировой рекорд дальности — достигнута не была, страницы газет были наполнены восторженными откликами и превосходными степенями.

Экипаж Чкалова представал троицей былинных «чудо-богатырей», которая осуществила сокровенную, казавшуюся несбыточной мечту величайших умов человечества. Перелёт — «сказка, которую сделали былью» большевики, «величайшее завоевание двадцатого столетия» и «самое выдающееся событие в истории авиации».

За этот перелёт весь экипаж был награждён орденами Красного Знамени.

Дарья Шишкина

Конкурсные работы:

История освоения космического пространства
Подвиг генерала Карбышева

Статьи по теме:

Москва – Северный плюс – Ванкувер
Марки о Чкалове



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Ванкувер
  • Привет из … Советского Союза
  • А.А. Бородин. Путь от члена КЮФ до президента
  • Шелкоткачество и шелководство на территории Беларуси
  • Властелины Колец
  • Секрет идеального картмаксимума
  • Холмогорская резная кость
  • Марки с юмористической окраской
  • Всеобщая история почтового дизайна. Очерки эволюции стилей
  • Обзор выпусков почтовых марок за ноябрь 2025 года
  • Яхтенный стиль: триумф и забвение
  • Загадочная подделка викторианской марки
  • Стойкие в опасности
  • А.А. Бородин. Медаль Первой Всесоюзной юношеской...
  • АлСиб в почтовых конвертах и марках
  • Послесловие к выпускам уфимских клубных карточек
  • Раритетные штемпели на Неделе письма
  • Необычное расположение марок
  • Популяризация филателии и филокартии
  • Мир авиастроения и почтовых марок. Просто о сложном
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 15
  • Марки России. Великая Октябрьская социалистическая революция
  • Памятник воину-освободителю в Пловдиве в почтовых марках и открытках
  • Сказочный терем художника Васнецова
  • Герои Сталинградской битвы на почтовых марках России
  • Первая русская революция в знаках почтовой оплаты
  • Обзор выпусков почтовых марок за октябрь 2025 года
  • На Мамаевом кургане тишина...
  • Встреча в Воронеже
  • Коммерческий потенциал отечественной филателии
  • Говорим и пишем на языке филателии
  • Протокол заседания Комиссии по ГЗПО
  • Марки разные читать. Подвиг генерала Карбышева
  • Резолюция XVI научно-практического семинара по истории почты, филателии и филокартии
  • Прогулки по Питеру
  • Марки разные читать. История освоения космического пространства
  • Патриотическая тематика в Отечественных почтовых коллекциях
  • Иностранные марки, посвящённые играм
  • Командный дух питерских посткроссеров
  • С кляссером – в метро. Станция «Площадь Революции»
  • Осенний вернисаж. «Санкт-Петербург-2025. Неделя почтовых коллекций»
  • Молодым везде у нас дорога...
  • КОНКУРС! Марки разные читать...
  • Марки России из металлической фольги
  • Мастера «Строгановки»
  • Всемирная выставка почтовых марок PHILAKOREA 2025
  • Юбилей маршала Василевского
  • Всероссийская филателистическая выставка «Ульяновск-2025»
  • Издательское товарищество «Р.Р. Голике и А.И. Вильборг»
  • Обзор выпусков почтовых марок за сентябрь 2025 года
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 14
  • Бизнес из слов и магии
  • С кляссером – в метро. Станция «Комсомольская». Окончание
  • Выставка «Пожарная охрана на почтовых марках, конвертах и открытках»
  • Аромат почтовых марок
  • С кляссером – в метро. Станция «Комсомольская». Часть 2
  • Пропаганда российской филателии
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Итоги
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 13
  • Марки с микротекстом
  • Герои опер П. И. Чайковского на открытках Павла Скотаря
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Третий период. Окончание
  • Московское метро на почтовых марках
  • Кинематограф в филателии
  • Вклад СССР в независимость Китая
  • Обзор выпусков почтовых марок за август 2025 года
  • С кляссером – в метро. Станция «Комсомольская»
  • История железной дороги в раритетных документах
  • КОНКУРС: Мой любимый филателистический сувенир
  • Картины из почтовых марок
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Третий период
  • История открытки. Издательство «Ришар»
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 12
  • Золотых дел мастер
  • Щедрый дар государству московского коллекционера П.П. Щапова
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Второй период
  • Ростовская финифть
  • Филателия помогает жить...
  • КОНКУРС ЭССЕ. Филателистические издания. Оформление и иллюстрации.
  • Научно-просветительский журнал «Мир Русской Филателии». К 80-летию Победы
  • Маяки. Пример тематической разработки
  • Марки со стираемой краской
  • Художественно-графическое оформление филателистической литературы
  • Волшебство и мистика Гребнево
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Первый период
  • Пособие «Политическая карта мира в почтовых марках»
  • Беломорско-Балтийский канал в значках и почтовых марках
  • «Илья Муромец» в небе филателии
  • Обзор выпусков почтовых марок за июль 2025 года
  • К.Ф. Юон. Семейный портрет. Окончание...
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 11
  • Марки с элементами перфорации
  • К.Ф. Юон. Семейный портрет...
  • Вопрос филателиста. Неизвестный художник В.Андреев
  • Протокол заседания Комиссии по ГЗПО
  • Великий дар актера Смоктуновского
  • Открытки объединяют
  • Владимир Маяковский на почтовых марках и конвертах
  • История открытки. Община святой Евгении
  • Бухенвальд на почтовых марках
  • Любовь к природе и карьера художника Генриха Семирадского
  • Юбилей «СОЮЗ - APOLLO»
  • Причудливые зигзаги Самарских экстремальных авиапочтовых линий
  • Первые марки Академии наук СССР
  • Мурановские просторы
  • Самый живописный уголок Москвы. Окончание
  • День независимости Беларуси в почтовых марках
  • Самый живописный уголок Москвы
  • Как надо гасить почтовые марки...
  • Свет солнца в капле янтаря
  • Лучшие художники почтовых марок
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2025 года
  • Георгий Алексеевич Куприянов. Профессия — волшебник
  • Художники на марках. Продолжение...
  • Драгоценное народное достояние
  • Российский почтовый дизайн
  • Неповторимые узоры
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 10
  • Здравствуйте, мистер Крейн
  • Цветочные мотивы Энид Маркс
  • Необычный аромат почтовых марок
  • Обер-архитектор Императрицы
  • Памятники пожарным в филателии
  • «Артек» — наш «семейный» лагерь
  • Марки России. Стратостаты и стратонавты
  • Укротитель коней
  • Как не заблудиться в дебрях фантазий
  • Русские усадьбы на картинах и марках
  • Эра милосердия Доменико Жилярди
  • История открытки. Владимир Григорьевич Сутеев
  • Нужны ли бумажные каталоги?
  • История развития почтовой связи в Абхазии
  • Станция метро «Бауманская»
  • Протокол заседания Комиссии по ГЗПО
  • Великая Отечественная война в живописи и графике
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2025 года
  • Как работает подводная почта и почему коты не хотят приносить письма
  • Первый учитель Кваренги и Росси
  • Кто печатал почтовые марки для Монголии?
  • Присоединение Закавказья к России
  • Марки из серебра
  • Радист № 1 Советского Союза
  • Следующая станция – «Новослободская», или Почему в метро так красиво?
  • Воспоминания о журнале «Стандарт-коллекция. Обозрение»
  • Пионер – всем ребятам пример!
  • Вопрос филателиста. Папка с эскизами марок
  • Юбилей Метрополитена
  • Легендарная «Сорок девятая»
  • Пути-дороги скульптора Г.Д. Ястребенецкого