Прочитал я статью «Чем запомнился 2025 год в Филателии?» и крепко задумался. А чем, собственно, мог запомниться в российской глубинке этот филателистический год? Ну, если только написание с большой буквы слова «филателия» не подразумевает название портала.

Во втором случае я бы с удовольствием представил большой список понравившихся и интересных лично для меня статей. И это была бы чистая правда. Портал продолжает радовать разнообразием тем и вопросов для изучения и осмысления. Большое спасибо редакторам и авторам за эти материалы.
Но вот если слово «Филателия» написано с большой буквы из уважения к предмету увлечения и интереса, то здесь есть о чем поразмышлять. Причем тут есть сразу два варианта ответа: один как простого обывателя, и второй – лично от меня.
За обывателя говорить не буду, а начну сразу с личного взгляда на прошедший год, который был объявлен «Годом защитника Отечества», а кроме того наша страна праздновала 80-летие Великой Победы. Вполне закономерно, что все выставки и ежегодный научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии были посвящены именно этой теме.
Тему доклада, с которым я планировал принять участие в семинаре, я посчитал неуместной на данном мероприятии, и свое выступление снял с повестки. И, соответственно, участие в семинаре не принимал. В тематике семинаров вообще явный перекос в гуманитарную область. А где размышления о науке и технике? Последний раз о подобных темах говорили в 2011 году, тогда тема звучала так: «Космическая филателия». Научные темы «в загоне» и на достаточно редких сегодня филателистических выставках.
С таким перекосом все «техники» сразу выпадают из области охвата Союза филателистов России. Да и самим коллекционерам-«техникам» Союз просто не нужен. Именно такая ситуация сложилась и со мной. Ну а ради тем, которые я не коллекционирую, ехать куда-то далеко, согласитесь, не логично.
А весь год, я активно работал над двумя основными темами — «Энергетика» и «История большого развала». Энергетикой я занимался в прошедшем году по остаточному принципу (искал недостающие в моей коллекции экземпляры и выпуски), а вот распаду СССР я уделил много времени. Изучил более полусотни исторических монографий по последним годам существования СССР и истории бывших Советских республик. Десятки статей в журналах и газетах того времени. И, конечно же, находил и приобретал интереснейшие экземпляры для коллекции.
А вообще, прошедший год для себя я оценю на твердую четверку. До отличной оценки не дотянул: в поиске и приобретении марок и конвертов первого дня по теме «Детям Чернобыля» я так и не приблизился ни на шаг к искомому результату. Но продолжу поиски в наступившем году.
А теперь несколько слов о моем видении проблемных моментов в отечественной филателии.
Начнем с разговора о пополнении коллекции. Когда я начинаю поиск филателистического материала, то точно знаю, что именно хочу найти. А вот начинающие коллекционеры, особенно юные, редко представляют себе, что именно они ищут. В советское время для начинающих и юных филателистов выпускались тематические наборы гашеных марок. Их можно было приобрести в каждом киоске «Союзпечати». Там же продавались журналы «Филателия СССР» и, имевшие в то время тесную связь с филателией, наборы для филуменистов (коллекционеров спичечных этикеток). И продавалось все это за сущие копейки. Даже на сдачах со школьных обедов можно было на хорошее пополнение коллекции насобирать.
А что сегодня? У нас в глубинке уже больше года никаких марок, кроме стандарта, в почтовых отделениях нет. И вот в статье «А.А. Бородин. Филателия: вчера, сегодня, завтра» мы читаем следующее: «Между АО «Марка» и АО «Почта России» существует разграничение: почта не распространяет новые художественные марки (за редким исключением), которые реализуются только в салонах «Марки».
А где же, скажите, юным или начинающим филателистам приобрести марки? От нас до ближайшего салона «Марки» в одну сторону 1,5 часа, а в другую 2 часа только на электричке ехать. Согласитесь, не каждый родитель согласится в выходной день мотаться с ребенком за марками.
Конечно, мне резонно возразят: да есть Интернет, сайт той же «Марки», где можно все посмотреть и купить. Посмотреть-то можно и купить можно, да только кто же подскажет, на что смотреть и что брать для первой коллекции? Вопрос общения — это вообще отдельная «горькая» проблема, и решать ее надо, и надо сделать это первоочередной задачей.
Но вернемся к маркам, точнее посмотрим теперь на номиналы. Откуда они такие берутся, нам рассказали в статье «Главное интервью 2025 года». Читаем: «Номинальную стоимость почтовых марок определяет «Почта России». Как правило, именно от них исходит инициатива. «Почта России» привязывается к тарифной составляющей на простую письменную, заказную письменную корреспонденцию. В связи с ежегодным ростом тарифов на почтовые услуги, происходит и соответствующее увеличение номинальной стоимости марок. Таким образом, номинал марок корректируется в соответствии с действующими тарифами».
И вот тут возникает большая неувязка. Если «почта не распространяет новые художественные марки», а продаются они только в салонах «Марки», значит, на почтовые отправления они практически никогда не попадают. Так зачем номинал марки определяет «Почта России», привязывая к тарифам? Зачем заоблачными ценами отпугивать потенциальных коллекционеров? Возможно, это нормальные цены для столицы и крупных городов, но в глубинке совсем другой уровень доходов. Мы привыкли оперировать средней зарплатой по региону, но любой профессиональный экономист вам скажет, что это не показатель, это обман, хитрость, уловка. Надо смотреть медианную зарплату. И вот тут цифры будут совсем другими.
Как я отмечал выше, раньше вопрос дороговизны серий марок решался гашением. Но сегодня мы пришли к тому, что разница между гашеным и не гашеным экземплярами составляет иногда всего два (2!!!) рубля…
Но, наверное, это все мое стариковское брюзжание. Я и сам после переоценки своих «интересов» покупаю теперь далеко не все марки. Но не потому, что дорого, а потому что не интересно, без изюминки. Однако иногда приходится покупать и самые проходные варианты: просто у меня есть коллекции, которые уже жалко бросить. Одна из таких — это марки «С Новым годом». Какие бы они, на мой взгляд, неудачные не были, я их все равно в коллекцию буду приобретать, зато по ним очень четко виден подход к выпуску марок как к инструменту пропаганды и продвижения образа и истории государства как внутри страны, так и на международном уровне (это вторая цель выпуска марок после функции оплаты почтовых услуг). По тем же «новогодним» маркам советского периода можно рассказать историю страны, а по современным экземплярам разве что ее отдельные фрагменты.
А вообще, кому интересно, посмотрите, например, какие марки выпускала «Почта Донбасса». Там были очень интересные и изящные решения. Возможно, стоит наладить сотрудничество с донецкими художниками? Но это уже тема для другого разговора.
Антон Лунев