К 195-летию со дня смерти Джорджа Доу,
придворного художника императора Николая I
15 октября 2024 года исполняется 195 лет со дня смерти Джорджа Доу (George Dawe), придворного художника императора Николая I, английского живописца, признанного одним из крупнейших в первой трети XIX века авторов так называемого романтического парадного портрета.
Нам известен портрет Джорджа Доу с детьми работы его ученика — русского живописца немецкого происхождения Василия Александровича Голике, написанный уже после безвременной кончины учителя. Автор стоит на портрете справа от своего мэтра. Картина из собрания Бриджменской библиотеки искусств.
Нельзя не отметить, что практически на протяжении десяти лет Джордж Доу работал в Санкт-Петербурге над портретами Героев войны 1812 года для Военной галереи Зимнего дворца.
В качестве их заказчика выступил Российский император, победитель Наполеона Бонапарта Александр Первый.
Впервые фрагмент его портрета кисти Джорджа Доу появился на почтовой марке Российской империи в серии, приуроченной в 1913 году, к празднованию 300-летия со дня начала правления династии Романовых.
Основным автором портретов Военной галереи Зимнего дворца выступил Джордж Доу, трудившийся вместе со своим учеником В.А. Голике. При этом значительная часть портретов была написана под контролем Доу его ассистентом— русским живописцем, портретистом Александром Васильевичем Поляковым.
На основе фрагмента портрета графа, светлейшего князя, генерал-фельдмаршала, полного кавалера ордена Святого Георгия Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова-Смоленского, работы Доу из Военной галереи, в 1995 году, в РФ была издана почтовая марка.
Получил отражение в российской филателии также и фрагмент ещё одной широкоизвестной работы Доу — портрета графа, князя, военного министра Российской империи, русского полководца шотландско-немецкого происхождения, генерал-фельдмаршала, полного кавалера ордена Святого Георгия, командующего Первой Западной армией Михаила Богдановича Барклая де Толли.
Эта миниатюра увидела свет в 2011 году и была издана к 250-летнему юбилею полководца.
Также был издан сувенирный набор, включавший данную марку и монету Банка России.
В свою очередь, командующим Второй Западной армией, в начале Отечественной войны 1812 года, написаным Джорджем Доу и его помощниками, являлся Петр Иванович Багратион. Его правильное отображение находится на открытке советского издательства «Аврора» 1983 года издания.
Петра Ивановича Багратиона мир знает также в качестве русского генерала от инфантери и шефа лейб-гвардии Егерского полка.
На марке Российской Федерации 2015 года, изданной к 250-летнему юбилею полководца, данный портрет дан в зеркальном отображении. Его стилизация помещена и на обложку сувенирного набора.
Портрет генерала и государственного деятеля Испании Мигеля Рикардо де Алавы, написанный Джорджем Доу в 1818 году, является наглядным примером того, что работы живописца можно встретить в Государственном Эрмитаже не только в Военной галерее Зимнего дворца.
В 2015 году почта Мальдивских островов издала почтовую марку ещё с одним портретом работы Доу. Она посвящена прусскому военачальнику, генерал-фельдмаршалу, сражавшемуся в 1815 году против вернувшегося к власти Наполеона Бонапарта и победившему при Ватерлоо князю Вальштадтскому, Гебхарду Леберехту фон Блюхеру.
Теперь же вернёмся к работам Доу для Военной галереи Зимнего дворца. Для того чтобы не переутомлять нашего досточтимого читателя соотношением званий, должностей, чинов и т.д., позвольте расположить следующих портретируемых Джорджа Доу и его мастерской в алфавитном порядке.
На почтовой открытке появляется работа Доу – портрет русского военного деятеля, генерала от кавалерии, участника Семилетней, «екатерининских» и «наполеоновских» войн Леонтия Леонтьевича Беннигсена.
В 1987 году в московском издательстве «Изобразительное искусство» вышла в свет открытка, представляющая авторское повторение Джорджем Доу портрета русского военного и государственного деятеля, генерала от кавалерии, генерал-адъютанта, председателя Комитета министров, председателя Государственного совета, родоначальника княжеской ветви рода Васильчиковых — Иллариона Васильевича Васильчикова.
Хранящийся в собрании Государственного исторического музея на Красной площади в Москве портрет Иллариона Васильевича отличает пышная оригинальная рама, в то время как эрмитажная версия портрета находится в типовой раме.
В 1987 году в ленинградском издательстве «Аврора» появилась открытка, изображающая еще одну работу Доу – портрет генерал-майора, бригадного командира 19-й пехотной дивизии, героя Отечественной войны 1812 года, декабриста, Рюриковича, из 2-й ветви княжеского рода Волконских - Сергея Григорьевича Волконского.
Мастерской Джорджа Доу, а не Оресту Кипренскому, как долго считалось, принадлежит и портрет знаменитого поэта, генерал-лейтенанта, героя войны 1812 года Дениса Васильевича Давыдова. Он также представлен на открытке издательства «Аврора» 1987 года выпуска.
Выпущенная в 1978 году издательством «Изобразительное искусство», открытка еще раз доказывает, что повторения портретов из Военной галереи Зимнего дворца является случаем не единичным. Для столичного музея-панорамы «Бородинская битва» на Кутузовском проспекте удалось найти авторское повторение Доу портрета генерал-лейтенанта русской императорской армии, героя Отечественной войны 1812 года Ивана Семёновича Дорохова.
На российском почтовом конверте комбинированная иллюстрация содержит портрет кисти Доу— русского военачальника, генерала от инфантерии Дмитрия Сергеевиа Дохтурова.
А до революции этот портрет поместила на свою открытку Франция, благодарная Российской империи за освобождение от наполеоновского ига. На марке государства Сант-Винсент и Гренадины появилась работа Доу – портрет русского военачальника, государственного деятеля, дипломата, генерала от инфантерии Алексея Петровича Ермолова.
Однако более выразительно и правдоподобно он смотрится на советской открытке.
На открытке издательства «Аврора» 1987 года выпуска представлена работа Джорджа Доу – портрет графа, русского военачальника, генерала от инфантерии, военного министра Российской империи Петра Петровича Коновницына.
Портрет погибшего в Бородинском сражении русского генерал-майора Александра Ивановича Кутайсова запечатлен на открытке издательства «Аврора» 1987 года выпуска.
Интересным примером ярких и масштабных работ Доу, не имеющих отношения к Военной галерее Зимнего дворца, может служить портрет графа, государственного и военного деятеля, вице-адмирала, морского министра Николая Семёновича Мордвинова, входящий в собрание Вологодской областной картинной галереи.
В равной степени органично представлен в филокарти и в нумизматике портрет российского военачальника, генерала от инфантерии, героя Отечественной войны 1812 года Александра Ивановича Остермана-Толстого.
К числу последних работ Доу для Военной галереи Зимнего дворца следует отнести написанный им в 1829 году портрет члена Государственного совета, русского полководца, героя Отечественной войны 1812 года, генерала от кавалерии Николая Николаевича Раевского.
После подвига под Салтановкой имя Николая Николаевича Раевского было одним из наиболее популярных генералов во всей русской армии.
Необходимо помнить о том, что к числу ключевых эпизодов Бородинского сражения по праву принадлежит борьба за батарею Раевского. Также Николая Николаевича Раевского следует назвать среди инициативных участников так называемой «Битвы народов» и взятия Парижа.
А одним из последним из портретов работы Доу, подоготовленных для Военной галереи, мы считаем возможным назвать портрет старшего генерал-адъютанта в Свите российского императора Александра I, генерала от кавалерии, первого шефа Кавалергардского полка Фёдора Петровича Уварова.
В завершение этой статьи мы хотим представить неоконченную работу Джорджа Доу.
Здесь просматривается облик русского писателя, литературоведа, филолога, мемуариста, военного и государственного деятеля, адмирала, государственного секретаря и министра народного просвещения, одного из ведущих российских идеологов эпохи Отечественной войны 1812 года Александра Семёновича Шишкова.
P.S. За свою достаточно недолгую жизнь Джордж Доу смог воспеть русскую славу на полях сражений и в мире искусства, науки, общественной и государственной деятельности. Здесь мы ни разу не коснулись изумительных образов прекрасных дам, запечатленных на портретах работы Академика Королевской Академии художеств в Лондоне, почётного вольного общника Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств, придворного художника императора Николая I — Джорджа Доу. Но у нас будет прекрасная возможность – еще не раз вернуться к этой интересной фигуре.
Ю.А., П.А., О.Ю, Латышевы