К 135-летию со дня рождения скульптора Веры Игнатьевны Мухиной
В июле 2024 года исполнилось 135 лет со дня рождения легендарного советского скульптора-монументалиста Веры Игнатьевны Мухиной.
Её имя находится в ряду основоположников скульптуры главенствовавшего в Советском Союзе и всех социалистических странах художественного направления искусства, получившего название «социалистический реализм».
Живя в детстве в Феодосии, куда ее вместе с сестрой оздоравливаться отправил отец, Вера любила копировать картины Ивана Константиновича Айвазовского. В этом городе есть музей Веры Мухиной.
Вера Игнатьевна обучалась в Московской студии знаменитого русского и советского живописца, мастера городского пейзажа, сценографа, последователя импрессионистов, художественного теоретика и педагога Константина Фёдоровича Юона.
В Москве Мухина училась ещё у одного русского и советского художника и педагога, переводчика, представителя московской школы живописи Ивана Осиповича (Иосифовича) Дудина.
В качестве учителя Веры Игнатьевны следует назвать также русского и советского художника Илью Ивановича Машкова — одного из основателей и наиболее активных участников художественного объединения «Бубновый валет» и Общества московских художников, являвшегося членом руководимого Н. К. Рерихом объединения «Мир искусства». Машков входил в состав общества «Московские живописцы», был членом Ассоциации художников Революционной России. Мы знаем его как заслуженного деятеля искусств РСФСР, чьё имя теперь носит Волгоградский музей изобразительных искусств.
Мухина не собирается останавливаться на достигнутом, и отправляется учиться в Париж. Этой поездки могло и не быть, если бы Вера, катаясь на коньках, не сломала себе нос. Травма оказалась очень серьезной — ее итогом стали мучительные операции, после которых Мухину отправили в Париж на лечение и, заодно, на учебу. В Париже она с 1912 по 1914 годы проходила обучение у ученика Огюста Родена – французского скульптора Эмиля Антуана Бурделя в частной художественной Академии де ла Гранд Шомьер и в студии итальянского художника и скульптора Филиппо Коларосси.
Вернувшись в Москву летом 1914 года, накануне Первой мировой войны, Вера Игнатьевна продолжает свое образование на курсах медсестёр. Видя страдания раненых русских солдат, она устроилась на работу в качестве медицинской сестры в военный госпиталь. Это был настоящий зов Судьбы. Ведь именно здесь ей посчастливилось познакомиться с молодым военным врачом Алексеем Андреевием Замковым, сочетавшим в себе таланты хирурга, терапевта, уролога, а главное – имевшим огромное человеческое сердце.
В 1918 году она выходит замуж за Замкова. Человек это был совершенно необыкновенный. «Он не умел быть равнодушным к чужой беде, горю и мог часами оставаться подле нуждавшегося в его помощи человека, хотя сам был очень занят другими делами, — рассказывала Галина Серебрякова. — Никогда не лечил он больных одним и тем же лекарством, по стандарту. Замков не уставал расспрашивать пациента о его ощущениях, выяснял причину заболевания, мог не погнушаться пойти на кухню, чтобы приготовить по своему рецепту блюдо, которое считал не менее действенным для лечения, нежели пилюли и микстуры... И еще одно могущественное средство было у Замкова - он верил, что слово всемогуще. Я не раз, посещая его во время приема больных, слушала с нарастающим чувством уважения, как осторожно, умно, подчас с добрым юмором говорил он с пациентами, рассеивал их страх, врачевал душу».
В год свадьбы Мухина изваяет супруга в бронзе. Этот бюст отлива 1963 года хранится сейчас в Государственном Русском музее.
Портрет Алексея Андреевича Замкова
1920 год
1 мая 1920 года у Веры Игнатьевны и Алексея Андреевича рождается сын Всеволод, которого в семье привыкли ласково называть Воликом или Волькой. Замков сам принимал роды у жены.
1922 год
С момента выдвижения Владимиром Ильичём Лениным плана монументальной пропаганды, Мухина трудится в числе многих других советских деятелей искусства над его воплощением в жизнь. Так, в 1922 году Вера Игнатьевна посвящает российскому революционеру, советскому политическому и государственному деятелю Якову Михайловичу Свердлову символическую скульптуру, которой она даст название «Пламя революции». Она запечатлена на российском почтовом конверте, посвящённом юбилею Веры Игнатьевны Мухиной. Скульптура находится в собрании Государственной Третьяковской галереи.
1923 год
Верой Мухиной создается обширная серия конструктивистских костюмов. Один из них Вера Игнатьевна моделирует для Юрия Александровича Завадского — советского театрального режиссёра, актёра и педагога.
Среди костюмов марсиан будет выделяться костюм Гора, который могут вспомнить все видевшие фильм «Аэлита» 1923 года выпуска, работы Якова Александровича Протазанова.
Фильм был снят по одноимённому фантастическому роману о путешествии землян на Марс, над которым только что окончил работу Алексей Николаевич Толстой. Работу над костюмом Гора Мухина получила благодаря одной из основоположниц стиля «Ар-деко», русской и французской художнице-авангардистке Александре Александровне Экстер.
1924 год
В четырёхлетнем возрасте сын наших героев Волька падает с железнодорожной насыпи. Полученная травма привела к появлению туберкулеза костей, и вместо игры в футбол и хоккей Волику грозили пожизненные костыли, потому что его ноги могли сломаться в любое время и в любой момент. Чтобы не допустить этого, Алексею Андреевичу предстояло принять очень сложное решение — делать хирургическую операцию в домашних условиях. При этом операционным столом послужил обыкновенный обеденный. А ассистентом хирурга стала Вера Мухина. Четыре крепких, сильных, уверенных и талантливых руки любящих родителей сделали свое доброе дело. И о костылях ребёнку удалось забыть навсегда.
1925 год
У Михаила Афанасьевича Булгакова появляется сатирическая повесть «Собачье сердце», одним из прототипов героя которой – профессора Преображенского – выступает Алексей Андреевич Замков.
С женой Михаила Афанасьевича, Еленой Сергеевной Булгаковой, дружила Вера Игнатьевна и часто приглашала в гости свою подругу.
1927 год
В 1927 году Вера Игнатьевна выполняет скульптуру «Крестьянка» для выставки, посвящённой десятилетнему юбилею Великого Октября. За эту работу Мухина получила премию 1000 рублей, и поездку в город её «студенческой молодости» — Париж. Здесь она сделает мужу подарок – дорогой электронный микроскоп.
1932 год
В жизни семьи Мухиной и Замкова начинается новая эра. Неутомимый исследователь смог путем длительных испытаний на животных, а затем – и на себе самом, выделить из урины беременных женщин вещество, обладающее ярким иммунным и тонизирующим действием. Это был первый в мире гормональный препарат, положительный оздоравливающий эффект которого испробовали на себе Максим Горький, Семен Буденный, Зинаида Серебрякова, а также многие советские партийные руководители: Молотов, Орджоникидзе, Калинин. Чудо-препарат позволил прожить дополнительный год тяжело больной Кларе Цеткин.
1933 год
Повествуя о Сергее Васильевиче Малютине, мы представляли аксаковско-мамонтовскую подмосковную усадьбу Абрамцево как средоточие многочисленных открытий в сфере культуры и искусства. Не прошли мимо Абрамцева и Мухина с Замковым.
Именно здесь, неподалёку от их дачи, открывается филиал института, возглавляемого Замковым и санаторий для беременных женщин, для удобства которых Министерство путей сообщения построило железнодорожную станцию «57-й километр». В настоящее время она называется «Абрамцево». Алексей Андреевич Замков любил шутить, что подарил свооей супруге целую железнодорожную станцию.
1934 год
В 1934 году скульптура Мухиной «Крестьянка» экспонировалась на XIX Международной выставке в Венеции, а потом была куплена для Ватиканского музея.
С этой скульптурой был связан один стихотворный курьез. Вера Игнатьевна Мухина состояла в дальнем родстве со знаменитым русским оперным певцом, заслуженным артистом Императорских театров, солистом Его Императорского Величества, народным артистом РСФСР, одним из крупнейших представителей русской классической вокальной школы Леонидом Витальевичем Собиновым.
Узнав об оглушительном успехе «Крестьянки», Собинов написал в подарок Вере Игнатьевне такое шутливое четверостишие:
На выставке с мужским искусством слабо.
Куда бежать от женского засилия?
Всех покорила мухинская баба
Могутностью одной и без усилия.
Юного Всеволода Алексеевича оставят под присмотром четы Собиновых, когда его родители попадут в воронежскую ссылку, откуда их вызволит благодарный за оздоровительные инъекции Максим Горький.
Продолжение следует...
Латышев Ю.А., Латышева П.А., Латышев О.Ю., Павлович С.