Выдающийся французский художник-авангардист Анри Робер Марсель Дюшан (1887 – 1968) внес огромный вклад в мировую культуру. И по сей день не утихают жаркие споры о его творчестве и его оригинальной философии.
Дюшан многое перевернул в наших представлениях об искусстве, ведь именно он заложил основы концептуализма, поп-арта и кинетизма. Художественная жизнь и выставочная деятельность стали другими во многом благодаря Дюшану.
Вокруг Марселя Дюшана сложилась очень сложная ситуация в современном российском искусствоведении и художественной критике. Другое дело – маркоиздание. Художнику посвящают марки и блоки всё новые страны.
Известно, что Марсель Дюшан родился в г.Бленвилле (Нормандия) в 1887 году и ранние годы провел во Франции. Его отец – нотариус Исидор Дюшан имел большую семью, причем все дети проявляли творческие наклонности. Дочери Сюзанна и Ивонна были одарены от природы, а братья художника – Жак и Гастон стали талантливыми скульпторами. Сам Дюшан учился в Академии Жюльена, а это известнейшая частная студия.
Дюшан рано пришел к кубизму и футуризму, хотя футуристом себя не считал. На нескольких марках воспроизведена картина Дюшана “Обнаженная, спускающаяся” по лестнице. После выставки 1913 года над этим полотном ещё долго смеялись журналисты. Они поменяли местами члены предложения и получилось “Лестница, идущая вниз по обнаженному телу”. Открытки с этой надписью и издевательской карикатурой ныне стали большой аукционной редкостью.
Марсель Дюшан. Обнажённая, спускающаяся по лестнице. 1912 г.
Со дня смерти художника (1968) прошло уже пятьдесят шесть лет, его имя стало хрестоматийным. Но и сегодня его творчество воспринимается не только как часть истории искусства, но и как сегмент панорамы современной художественной жизни. Ни одна книга о современном искусстве, особенно о концептуализме и кинетизме не обходится без упоминаний о Дюшане. На Западе он давно уже признанный классик. Все книгио Дюшане, вышедшие на русском языке – переводные. Ещё нет ни одной монографии, которую написал бы русскоязычный автор.
Понятие “концептуальное искусство” закрепилось на Западе, а затем прочно вошло и в нашу жизнь. К сожалению, имена основателей этого вида искусства, которые в мире считаются классиками, и по сей день часто упоминаются в русскоязычной литературе в уничижительных контекстах (например, ещё не забыт уродливый термин “антиискусство”, который применяют даже к К. Малевичу), а носители этих имен и по сей день становятся у нас объектами жестокой критики.
Из асей панорамы русской культуры Дюшан выделял драматурга Е.А. Зноско-Боровского, да и то не как литератора, а как талантливого шахматиста. Дюшан перевел на французский его трактат об эндшпиле (интересно, с какого языка? – Ведь русского Дюшан не знал, значит с немецкого перевода).
К сожалению, Дюшан был скорее всего равнодушен к маркам, иначе он создал бы хоть одно произведение, обыгрывающее перфорацию, клеевой слой или, например, клапан конверта. В одном из поздравлений художнику его коллеги нарисовали лестницу и вклеили в этот рисунок стандартную марку Франции с изображением Марианны-сеятельницы. Получилась Марианна, спускающаяся по лестнице.
Анализируя творчество Дюшана, делая его наследие более доступным для неискушённого зрителя, мы в буквальном смысле слова отдаём дань художнику, подарившему нам одушевленные вещи. Известно, что ряд произведений Дюшана имеет форму предметов быта, совсем не изменённых или немного изменённых автором и называемых рэди-мейдами. В подчеркивании пластических свойств предметов быта методом помещения их в необычный контекст и состоит своеобразный код Дюшана.
При изготовлении рэди-мейдов нередко используют конверты и марки (так поступил Малевич, включивший в один коллаж марку из Романовской серии). А Дюшан однажды использовал репродукцию Джоконды и пририсовал ей… усы.
Быть специалистом по Дюшану нелегко, так как представители обыденного сознания смеются над его творчеством (и над исследователями его уникальной биографии). Может быть, марки помогут популяризации имени этого талантливого человека.
А.П. Дьяченко, филателистДругие статьи автора:
Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
Художественный авангард в филателии
Символизм и модерн – мост к авангардному искусству
Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни
Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
Коллаж в филателии
Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
За несколько минут до нового 1953 года
Фантастический Петербург: филателистическое измерение
Мир Сурикова
Петербургский призрак Ганс Макарт
Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
Стиль Беггарстафф в наших альбомах
На марках – наивное искусство
Возможна ли филателистическая эзотерика?
Вечер в петербургской библиотеке
Коломан Мозер и его марки
Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
Удивительный феномен Cергея Дягилева
Золушки на почтовых конвертах
Анджелина Джоли – филателистический взгляд
Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд
К 200-летию художника Уильяма Линтона
Русский мастер гравюры
Алгоритмы привлекательности
Алгоритмы привлекательности. Окончание
Что такое чернодрук?
Грациозность Эжена Грассе
К юбилею Н.А. Некрасова
Художник Отто Экман глазами филателиста
Искусство силуэта в почтовой графике
Картины, написанные точками
Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского
Искусство Бердслея: филателистический взгляд
Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов
Филателист, почта, кинокадр
Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна
Мастера художественной литературы – филателистам
Почтовая графика Бориса Зворыкина
Счастливая звезда Анатолия Калашникова
Художник Генрих Фогелер и почтовая графика
Тени и силуэты в Пушкиниане
Изюминки репинской филателии
Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
Кот Бегемот и марки о нём
Силуэт плюс голубое небо
Юбилей великого символиста
Норман Роквелл и Россия
Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени
Филателия в искусствоведческой литературе
От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»
Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна
Бонжур, месье Mушон!
Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
Прошло шестьдесят лет...
Марки рассказывают о стиле граффити
Итальянский футуризм
Эльза Бесков – настоящий друг детей
К столетию Марчелло Мастроянни
Николай Самокиш – гений батальной живописи
Новые встречи с силуэтной графикой
Софи Лорен: почтовое измерение
Пушкин и стиль модерн
Друг нашей страны – художник Вернер Клемке
Художник Эжен Грассе – автор марок к юбилею ВПС
Интервью с А.П. Дьяченко
А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления