К 215-летию со дня рождения
белорусского и русского живописца
Ивана Фомича Хруцкого
Именно сейчас, когда большая часть страны тщательно выбелена пушистыми сугробами, так приятно полюбоваться восхитительными, словно напоёнными живительным нектаром, натюрмортами нашего сегодняшнего юбиляра.
Наиболее достоверно нам известна его фамилия – Хруцкий. Что ж касается имени-отчества живописца, то возможны такие вариации: Иван Трофимович, Ян Трофимович, Иван Фомич, Ян Фомич, Иван Томашевич, Ян Томашевич. Мы будем звать его Иваном Фомичом.
Иван Фомич Хруцкий (1810-1885) — белорусский и русский живописец, академик Императорской Академии художеств. Широко известен своими натюрмортами и групповыми портретами. Родился 27 января 1810 года в местечке Улла (ныне Бешенковичский район, Витебская область) в семье греко-католического священника.
О детстве художника известно очень мало, ровно как и о всей его жизни в целом. Сохранились лишь скудные официальные документы и истории, которые рассказывали его современники и потомки.
Мечта Ивана Фомича стать художником владела им с самой ранней юности. Высшее пиарское училище в старинном городе Полоцке, помогло ему получить среднее художественное образование. Слово «пиар» кажется нам на удивление знакомым и близким, обозначающим общественные отношения и навязчивую рекламу. Но не всегда было именно так: пиарским училище было от названия «пиары», которые носил орден бедных регулярных клириков, благочестивых школ во имя Божией матери, еще называвшихся пиаристами.
С 1827 по 1829 год Иван Фомич обучался мастерству у героя нашей статьи «Певец Российской славы», придворного художника императора Николая I Джорджа Доу. Вероятно, именно от его живописной манеры идет у Хруцкого богатая гамма теплых цветовых оттенков, щедро разлитая практически по каждому полотну.
Иван Фомич принадлежал к кругу тех мастеров, у которых портрет и натюрморт органично сочетались в одном произведении живописи. Звание академика живописи Хруцкому было присвоено «за отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей».
Художник много раз писал свою жену - дочь капитана армии Тадеуша Kостюшко - Ксаверия Бебновского - Анну Ксаверьевну Одровонж-Бебновску.
На многих картинах Хруцкого изображена одна и таже женщина, в хронологическом порядке — от девочки до взрослой дамы. Ее имя до сих пор не разгадано и все полотна значатся, как «Портреты неизвестной». Хотя правнучка художника утверждает, что на них нарисована его жена. Иван Фомич впервые увидел свою будущую супругу, когда ей было всего 8 лет.
Они поженились в 1845 году, когда Ивану было 35 лет, а Анне – 23 года. И он продолжал до конца своей жизни писать ее портреты.
Многие искусствоведы убеждены в том, что моделью для полотна, украсившего юбилейную серебряную монету банка Республики Беларусь, также выступила Анна Ксаверьевна.
Другие же склонны по-прежнему именовать эту восхитительную работу «Портретом неизвестной».
Обратите внимание на то, насколько меняется цветовая палитра картины при переходе от филателии к нумизматике.
Тоже самое можно сказать и о переходе от филателии к филокартии на примере хрестоматийного натюрморта Хруцкого «Цветы и фрукты».
Не только монету оригинальной формы, но и бону - 1000 белорусских рублей образца 2000-го года тоже украсил фрагмент полотна Хруцкого.
Живопись Хруцкого пережила века, несмотря на то, что последние годы жизни художник провел в забвении, и писал только портреты своих близких.
Так пусть же она продолжает радовать всех нас, наших детей, внуков, правнуков и пра-пра-пра…
Латышевы Ю.А.,П.А.,О.Ю., Павлович С.,Тадич-Леско К.