В разгар лета множество очаровательных порхающих бабочек так оживляют природный ландшафт, что хочется непременно погнаться с сачком за этими яркими чудесными созданиями. И продолжая встречу с прекрасным, филателист Владимир Качан подготовил новую статью.
* * *
Мир насекомых сказочно богат, но наиболее заметными являются бабочки, оживляющие ландшафт в солнечный день. Они обитают на лугах, в степях, лесах, пустынях, горах и привлекают к себе особое внимание богатством форм и цвета.
Легенда гласит, что Андрей Авинов, родившийся в 1884 году в богатстве и привилегии, запечатлел свою первую бабочку в возрасте 5 лет по просьбе родственника, который хотел нарисовать определенный вид. На следующий день семейный художник отправил юношу за другой крылатой красавицей. Захватив свою хрупкую добычу, он заметил тонкие различия между ними. Его любопытство вспыхнуло, Авинов сделал первый шаг на протяжении всей жизни в поисках знаний и оценки изысканной элегантности бабочек, разнообразия и красоты природы.
На протяжении всей своей необыкновенной жизни известный русский натуралист и путешественник Андрей Николаевич Авинов (1884-1949) оказывался в роли дипломата, ученого, художника, лектора, администратора и педагога, а также многих других.
Почтовая марка Центральноафриканской республики 2011 года с портретом Андрея Николаевича Авинова.
Он говорил на четырёх языках и мог читать на десяти. Внук высокопоставленного военнослужащего, Андрей Авинов провел свою юность в обширном поместье родителей в Малой России, предоставленном его матери по линии семьи Екатериной Великой. Когда ему было 7 лет, он уже был вооружен своим первым сачком для ловли бабочек. В восемь лет Андрей прочитал рассказ Аксакова "Собирание бабочек" и также успел изучить несколько книг о бабочках иностранных авторов.
Почтовая марка Голландии 2016 года с рекламой книги о бабочках и других насекомых.
В восьмилетнем возрасте Андрей Авинов уже по настоящему увлекся коллекционированием бабочек. Когда его отец перевелся служить в Ташкент, он пополнял свое собрание бабочек местными видами и зарисовывал их. К 14 годам он уже имел обширную коллекцию европейских и среднеазиатских бабочек с многими редкими экземплярами.
Проба почтовой марки Узбекистана 1993 года с изображением редкой бабочки аполлон тяньшанский.
Андрей Авинов учился в Московском университете, по окончании которого в 1905году, получив ученую степень, служил помощником генерального секретаря Сената, затем с 1911 — камер-юнкер императора Николая II.
В 1907 году Андрей Николаевич Авинов был избран членом Русского энтомологического общества. В 1908 году получив значительное наследство от умершего дяди, Андрей Авинов смог активнее заниматься коллекционированием бабочек и предпринимать экспедиции. Летом 1908 г. он предпринял экспедицию на Памир исключительно с энтомологической целью.
Почтовый блок Таджикистана 1998 года с бабочками Памира.
После этого А.Н. Авинов задумал более обстоятельное обследование всего Памиро-Гиндукушского региона. Между 1908 и 1914 гг. А.Н. Авинов организовал сорок две трансазиатские экспедиции для поиска новых видов бабочек. Он имел свою сеть агентов-сборщиков которые привозили материал не только с Памира, но и с Кавказа, из Армении, из Персии, из Гиндукуша, из Тянь-Шаня, из Бутана и Сиккима.
Однажды, разбирая экземпляры, собранные в 1911 году на Памире одним из его сборщиков, Авинов наткнулся на бабочку, до этого никому из натуралистов не знакомую. Описывая уникальную находку, он засвидетельствовал: “В горах Дарваза, … была сделана Гольбеком находка поразительной формы, которая занимает в данной группе совершенно исключительное положение”. Чтобы подчеркнуть эту исключительность, камер-юнкер Двора его Императорского Величества Авинов назвал этот вид «автократор» (самодержец), в ознаменование 300-летия Дома Романовых.
Почтовая марка Афганистана 1971 года с изображением бабочки аполлон автократор, впервые описанной Авиновым в 1912 году.
В 1912 году в сопровождении двух товарищей Авинов отправился в Центральную Азию исключительно с целью собирания бабочек, побывав в индийском Кашмире, Ладаке и других районах Западных Гималаев. Здесь у него был рай для сбора бабочек.
Утвержденный оригинальный рисунок почтовой марки Индии 1981 года с высокогорной бабочкой тейнопальпус императорский.
Далее экспедиция двинулась на север до Кашгара в Китайском Туркестане. Здесь он был поражен великолепными бабочками и стал активно их ловить. Авинов поймал несколько новых видов и подвидов бабочек, которые никто прежде не видел.
Почтовая карточка Китая 1912 года с изображением различных видов бабочек.
Далее с собранными экземплярами бабочек он добрался до восточного края Памира, в городе Ош сел на поезд и через Ташкент вернулся в Россию. К этому времени в его сборах было около девяносто процентов известных видов бабочек Средней Азии - всего восемьдесят тысяч экземпляров. Он хранил собранные экземпляры в кабинетах в своей санкт-петербургской квартире. Здесь он занялся систематикой и описанием новых видов бабочек, которых открыл несколько десятков видов.
В 1913 году А.Н. Авинов написал ряд монографий по зоогеографии центрально-азиатских бабочек. Императорское географическое общество вручило ему золотую медаль, он был провозглашен выдающимся путешественником.
После Октябрьской революции Авинов оставил свою уникальную коллекцию бабочек и эмигрировал в Америку, где продолжал заниматься энтомологией. Значительная часть его дореволюционных сборов бабочек на Памире и в Индии хранится в музее Зоологического института РАН в Санкт-Петербурге.
В США Авинов работал в музее Карнеги в качестве хранителя отдела энтомологии. Затем в течении 20 лет он был директором Музея естественной истории Карнеги в Питтсбурге. С энтомологической целью он провел пять сезонов на Ямайке (1931-1940), собрав там около 14 000 экземпляров бабочек (приблизительно 1 тысяча видов, многие из которых были новыми для науки).
Макет окончательного дизайна почтовой марки Ямайки 1975 года с великолепной бабочкой парусник Гомер.
Коллекция бабочек, собранная Авиновым во время жизни в США, безвозмездно передана в естественные музеи Питсбурга и Нью-Йорка. В честь Авинова названо несколько видов бабочек, таких как Melitaea avinovi 1914 и Carabus avinоvi 1932.
Юный Владимир Набоков был увлеченным и живо интересующимся окружающим миром подростком — и в том числе обожал бабочек. Свою первую бабочку будущий выдающийся писатель поймал в 1906 году, будучи шестилетним мальчиком, - и это увлечение осталось с ним на всю его долгую жизнь. Как знать, может, именно бабочки - недолговечные, трепещущие создания - поставили Набокова «на крыло», превратив его в терпеливого, внимательного и чуткого к красоте наблюдателя. Любовь к этим хрупким насекомым позднее переросла в настоящие научные изыскания: Набоков проявил себя как серьезный исследователь-энтомолог и даже первым описал некоторые виды бабочек в своих научных статьях.
Владимир Владимирович Набоков (1899-1977) — замечательный русский и американский писатель, непревзойдённый стилист, поэт, блистательный переводчик, именитый энтомолог и выдающийся литературовед.
Почтовая карточка с оригинальной маркой России 1999 года посвященная В.В. Набокову.
Всю жизнь он шокировал и удивлял окружающих: своим противоречивым характером, скандальными произведениями и необычными увлечениями. Он коллекционировал бабочек и увлекался футболом, сочинял шахматные задачи и вел эпатажные лекции по всемирной литературе. Владимир Набоков родился в Санкт-Петербурге в состоятельной дворянской семье. Первую бабочку Владимир Набоков поймал в родовом имении Выра под Санкт-Петербургом, когда ему было шесть лет. То был роскошный махаон.
Почтовая карточка Беларуси 2005 года с бабочкой махаон и эта же карточка с ошибкой цвета.
Мальчик посадил его в стеклянный шкаф. Утром, когда открыли дверцу, крылатое создание упорхнуло. Следующую, пойманную будущим писателем бабочку, мать помогла усыпить эфиром. Так начиналась страстная любовь Владимира Набокова к чешуйчатокрылым. В обиходе семьи Набоковых использовалось три языка: русский, английский и французский, — таким образом, будущий писатель владел тремя языками с раннего детства. В доме хранилось много научной литературы. Восьмилетний Володя штудировал книги по энтомологии и взахлёб читал энциклопедию «Бабочки Британии» Ньюмена.
Буклет Великобритании 1912 года с рекламой книги ‘Коллекционирование бабочек’.
Молодой Володя Набоков все свое свободное время посвящал бабочкам, точнее, их ловле и интерес его к бабочкам с годами лишь возрастал. Октябрьская революция заставила Набоковых перебраться в Крым. Изучение бабочек Крыма помогло Владимиру Набокову пережить тоску по родному дому в Петербурге. В апреле 1919 года семья Набоковых навсегда покинула Россию. Когда семья переехала в Берлин, энтомолог Владимир Набоков превратился в писателя. Бабочки никуда не улетали, оставались рядом, но выкраивать время для охоты становилось всё труднее - нужно было выживать, зарабатывать, содержать семью. В Германии лишь немного времени оставалось у Набокова для изучения бабочек. Но он регулярно посещал все лавки, в которых тогда в Берлине торговали бабочками.
Отклоненный проект почтовой марки Германии 1962 года с изображением бабочки медведица-госпожа.
Литературное творчество отнимало много сил, но и доставляло наслаждение, сходное с поимкой особо редкого экземпляра. Сотни ярких чешуекрылых полетят вскоре по страницам романов и повестей - крылья затрепещут над строчками «Пильграма», «Других берегов», «Дара», «Рождества», «Приглашения на казнь»… Набоков наделял персонажей своей любовью к бабочкам, на секунду делая счастливыми даже самых несчастных: «…счастье заключалось в том, чтобы самому, вот этими руками, вот этим светлым кисейным мешком, натянутым на обруч, самому, самому, ловить редчайших бабочек далеких стран, собственными глазами видеть их полет, взмахивать сачком, стоя по пояс в траве, ощущать бурное биение сквозь кисею» («Пильграм»).
В 1937 году Владимир Набоков уезжает с семьей во Францию, но в мае 1940 года Набоковы бежали из Парижа от наступающих немецких войск и отправились в США. В Америке с 1940 до 1958 года Набоков зарабатывает на жизнь работой в энтомологической лаборатории Гарвардского музея сравнительной зоологии. Набоков каждый день садился за свой рабочий стол в музее, разбирая коллекцию, препарируя бабочек, проводя в музее иногда по четырнадцать часов в день. И был счастлив! Бабочки захватили его с научной точки зрения. Набоков стал неплохим энтомологом и открыл несколько видов бабочек, которых описал в своих научных статьях. Главным предметом научного интереса Набокова было семейство бабочек-голубянок.
Эскиз и почтовая марка Каймановых островов 1988 года с бабочкой голубянкой впервые описанной Владимиром Набоковым в 1948 году.
Он также создал систему изучения узоров на крыльях бабочек. В Гарвардском музее Набоков проработал семь лет (1941—1948) и большая часть его личной коллекции, собранной за эти годы, была подарена им этому музею. Бабочки из этой коллекции были собраны им во время его летних путешествий по западным штатам США.
Почтовая марка США 1987 года и эта же марка с ошибкой цвета с иллюстрацией бабочки махаон тигровый.
В своем автобиографическом романе 1954 года «Другие Берега» Владимир Набоков признавался, что «высшее» для него наслаждение — это «любой уголок земли, где я могу быть в обществе бабочек и их кормовых растений. Вот это — блаженство, и за блаженством этим есть нечто, не совсем поддающееся определению. Это вроде какой-то мгновенной физической пустоты, куда устремляешься, чтобы заполнить её, всё, что я люблю в мире!».
Писатель путешествовал по стране, ловил чешуйчатокрылых, описывал их и местность в своём скандальном романе «Лолита». Этот роман принёс Набокову коммерческий успех. Его начали активно издавать, и он получил гонорар из Голливуда. Владимир Набоков покинул Америку в 1960 году. Сначала он вернулся в Париж. А позже переехал в Швейцарию, в Монтрё. Там, на альпийских лугах, он продолжил собирать и изучать бабочек. Там он решил прожить остаток жизни.
Телеграмма Швейцарии 1959 года с разноцветными бабочками.
Очевидцы рассказывали, что он уходил рано утром и проводил много часов с сачком в руках. Набоков говорил: «Я живу в Европе по семейным обстоятельствам. А Швейцарию выбрал, потому что есть в ней особое очарование и прелесть: здесь романтика прошлого перерождается в уют настоящего. В горах водятся изумительные бабочки. Ловить их в окрестностях Симплона или в Граубюндене — ни с чем не сравнимое наслаждение: Понтрезина, Церматт, Лакинталь, долина Роны — классические места паломничества энтомологов, где и поныне можно совершить неожиданную находку, несмотря на то что за минувшие столетия эти места вдоль и поперек исходили с сачками целые поколения немцев и англичан.» В результате писатель собрал огромную коллекцию бабочек, имеющую для науки ценность, быть может, не меньшую, чем вклад Набокова в мировую художественную литературу. Всего, по разным оценкам, в коллекции Набокова находилось более 4 300 экземпляров разных насекомых.
В 1975 на очередной охоте в горах за бабочками гений литературы неудачно упал, что серьёзно подорвало здоровье писателя. После смерти Владимира Набокова в 1977 году его жена подарила университету Лозанны основную часть коллекции бабочек — 4324 экземпляра. Владимир Набоков задумывал большую научную работу – «Бабочки в искусстве». Этот труд должен был описать все упоминания об этих существах в изобразительном искусстве. От Древнего Египта до эпохи Возрождения.
Художественный маркированный конверт Испании 2013 года с фрагментом фрески с бабочками со стены египетской гробницы Нахта 1410 года до нашей эры.
Набоков не просто хотел отдать дань уважения крылатым музам, он мечтал проследить эволюцию видов бабочек. Однако эта работа закончена не была. В память о страстном коллекционере бабочек энтомологами назван род голубянок Nabokovia.
Бабочки считаются одним из самых красивых существ в мире. Их эстетические аспекты завораживают и они заставляют людей улыбаться и больше ценить природу. Таким образом красивые и грациозные, разнообразные и очаровательные, маленькие, но доступные бабочки ведут вас к яркой и счастливой стороне жизни.
Владимир Качан, Беларусь