Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

За несколько минут до нового 1953 года

2023-06-30 09:22:24, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ, ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

В стране полным ходом идёт обсуждение модного фильма «За нас с вами». И конечно же, все было не так мрачно, как показывают нам либералы.

Зрители недаром сравнивают эту ленту с фильмом «Покровские ворота» (где столько теплоты и душевности). Но я бы ещё сравнил и с очень тонким артхаусным фильмом «Собачий рай», в котором поднимается тема детских сокровищ. А что такое марки колоний как не детские сокровища?

Хотя многие зрители думают, что всё было именно так, как показал нам талантливый режиссёр А.С. Смирнов. Но для меня важно, что в фильме есть филателистический компонент. Один из героев – аспирант Олег Рутковский – дарит 10-летнему мальчику остатки коллекции марок колониальных стран.

На этот фрагмент стоит обратить внимание по следующим причинам:

1) Впервые в нашем кино предмет филателии выступает в качестве новогоднего подарка.

2) Впервые в кино в кадре оказывается кляссер, с которого сорван (снят) виниловый переплёт.

3) Впервые в России (да и уж не в мире ли!) на экране действует профессиональный философ, занимавшийся в юности филателией – ведь интересный же сюжетный ход, правда?

4) Впервые в нашем кино советский школьник сознается, что покупает марки у спекулянтов, и в диалоге фигурирует школьная спекуляция филателистическими товарами.

И — вишенка на торте —

5) впервые в нашем кино жительница Москвы не знает как правильно назвать занятия филателией и, приглашая двоих филателистов к столу, делает пластический жест замешивания теста (или комкания платка), то есть высказывание о марках (просьба бабушки к внуку отвлечься от марок ради новогоднего стола) зашифровано через жестикуляцию.

На снимке бабушка и внук за новогодним столом, мальчик только что убрал кляссер по требованию бабушки.

Кроме кадров из фильма прилагаю фотографию модного актера Ивана Добронравова (по фильму коллекция принадлежит ему). Он прекрасно сыграл молодого философа. И ещё размещаю здесь афишу к фильму. Передача кляссера от среднего поколения младшему состоялась именно в этих стенах…

Про фильм говорят, что там идеально передан быт. И действительно, мастера по реквизиту и художник по костюмам сделали очень многое…

Журналисты говорят, что коммуналка – метафора СССР, а вот чадящая духовка – общий символ неустроенности жизни. Очень многих тронула фраза: «ОЛИВЬЕ С КАРТОШКОЙ – ЭТО НЕ ОЛИВЬЕ. ЭТО ОБЩЕПИТ». Для некоторых критиков и зрителей эта фраза стала неприятием советского быта.

Было ли тогда слово ОБЩЕПИТ ругательным? Трудно сказать. Но мне хочется высказаться о филателии. Как хранили марки колониальных стран? Школьники покупали альбомы для рисования, расчерчивали их и расклеивали марки по странам. Наклейками служили края марочных листов (советских, конечно).

Кляссеры появились на рубеже пятидесятых и шестидесятых годов. В фильме фигурирует советский кляссер, с которого почему-то снята виниловая обложка. Обложки действительно снимали, только не с советских альбомов, а с трофейных немецких, потому что на них мог быть вытеснен орёл – символ Третьего Рейха. Альбом с орлом никто бы не решился открыто кому-нибудь показывать, а вот если на немецком альбоме было изображение берлинского медведя (так оформлялись альбомы для сигаретных рекламных карточек, я видел их у букинистов), это ничего. За герб Берлина не преследовали.

Итак, мои филателистические замечания по фильму состоят следующем:

1) Действие происходит в начале 1950-х, а на экране кляссер 1960-х годов;

2) На экране марки африканских стран 1960-х годов, в то время как в СССР циркулировали трофейные «колонии» 1930-х годов.

Поскольку и критики, и зрители считают, что посмотрели фильм о страхе, моя фантазия заработала, и я представил себе такой сюжетный ход: в московской квартире хранится трофейный немецкий филателистический альбом со свастикой и орлом, но владельцы боятся его кому-нибудь показать...

По фильму мальчик-филателист – потомок польских дворян по линии матери. Ему лет десять, это значит, что когда в Польше выйдет серия марок ДИНОЗАВРЫ, ему будет 23 года. Может быть, он забросит филателию, а может быть, найдет родных в Польше и переедет туда. Или останется в Москве, но будет получать от родных письма с красивыми польскими марками и помещать их в красивый кляссер.

А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)




Комментарии к статье:
2023-06-30 10:08:29, Максим Грошев
Большое спасибо автору - отличный анализ! Фильм не смотрел, но теперь обязательно посмотрю, и посмотрю внимательно. В качестве некоторого оправдания создателей фильма могу сказать, что где бы декораторы фильма взяли б колониальные марки 30х годов? Содрали обложку - и то хорошо, т.е всё же учли, что обложка бросилась бы в глаза. А я, например, капризный зритель, если вижу, что отступают от реальности в деталях быта - бросаю смотреть фильм, теряю к нему интерес. Думаю, что нашли консультанта-филателиста, раз автор - опытнейший филателист - указал на отдельные недостатки. А без недостатков не бывает.
2023-06-30 10:25:36, Андрей Дьяченко
Большое спасибо за отзыв, Максим. В титрах фильма фигурируют консультант по военной форме и консультант, подобравший репродукции картин Саврасова и других классиков (я понял это так, что важны были деревянные рамы сороковых -- пятидесятых годов и соответствующее качество репродукций). Словом, фильм безупречен в плане историко-бытовой среды. Кроме колониальных марок. Что касается возможностей творческой группы достать марки колониальных стран, могу сказать, что А.Смирнов -- очень крупный режиссер, и московские коллекционеры почли бы за честь предоставить свои марки для такого этапного фильма. Ещё раз спасибо за отзыв. Как Вы думаете, когда в русском языке появилось слово КЛЯССЕР? Мне кажется, не ранее 1959 года.
2023-06-30 10:50:45, Максим Грошев
Германия имеет отличные традиции, связанные с культурой филателии. Однажды немецкие партнеры, работавшие с нашей компанией, привезли мне подарок - в коробке от клавиатуры компьютера были марки, аккуратно вырезанные из конвертов. Т.е. немцы не могли выбросить использованный конверт с маркой в урну - рука не поднималась! Если говорить о начале 50х годов - кляссера в принципе не могло быть! Альбом с марками мог быть выпущен до войны, не до альбомов потом немцам было. Альбом же трофейный, т.е. 100% выпущенный до войны и хранившийся в доме, чей хозяин сгинул на фронте. А в начале 50х годов еще только шло восстановление Германии, не до кляссера было. Думаю, что понятие "кляссер" вошло в обиход в конце 60х годов. Мне подарили первый кляссер в 80х, причем далекая от филателии моя крестная знала это слово, что говорит о его распространенности.
2023-06-30 19:39:22, Михаил Бернер
Интересная познавательная статья. В 1946-50-х годах на загородных толкучках в Перово,Салтыковке продавались немецкие кляссеры с марками. Марки африканских стран пользовались огромной популярностью у юных коллекционеров. Я выпросил у мамы, кажется, 20 коп (вход в метро стоил 50 коп.) и купил марку Триполитании. Такой марки ни у кого не было. Все мне завидовали и предлагали обмен. Я сохраняю эту марку до сих пор.
2023-07-06 06:04:41, Игорь К.
"Фильм не смотрел, но теперь обязательно посмотрю." Здесь надо поставить лайк! Почему они не предусмотрены?...
2023-07-07 11:26:31, Андрей Дьяченко
Игорь, Вы предлагаете поставить лайк собственно фильму или самой идее просмотра с филателистическими целями?

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
  • Маэстро эсперанто
  • Итог работы — первая книга!
  • Художественный авангард в филателии
  • Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
  • Всемирные on-line каталоги почтовых марок
  • Русское общество филателистов в Китае
  • Приглашаем к обсуждению. Почтовые марки и культурное наследие
  • Обзор почтовых марок за август 2023 года
  • История на марках. Герб Советского Союза
  • Филателия в искусствоведческой литературе
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть XI
  • Николай Пирогов: у истоков русской военно-полевой хирургии и школы анестезии
  • Фердинанд Ходлер, его эпоха и мир почты
  • Качан Владимир – 60 лет с природой и филателией
  • Мотыльки России в филателии
  • Бабочка голубянка Икар: и с муравьями дружит, и растения опыляет
  • За несколько минут до нового 1953 года
  • Нежная порхающая краса – бабочка желтушка шафранная
  • Рекламно-агитационные почтовые карточки 1926-1927 годы
  • Не трожь марку!
  • Шестьдесят лет спустя
  • Алкиной — одна из самых необычных и элегантных бабочек
  • Филателия бесконечна. Как космос
  • Какая чудесная красота – бабочка перламутровка красная!
  • Екатеринбург, Свердловск, и вновь – Екатеринбург!
  • Перламутровка большая лесная — красивейший представитель энтомофауны
  • Пограничная служба России на почтовых марках
  • «Литфила 2023». Итоги выставки
  • Очень эффектная бабочка – перламутровка Аглая
  • Симпатичная многоглазка пятнистая - одна из самых обычных бабочек России
  • История выставок филателистической литературы в Российской Федерации
  • IV Всероссийская выставка филателистической литературы «Литфила 2023»
  • Мир советского театра глазами художника Анатолия Калашникова
  • Цирцея – это не коварная волшебница, а невесомая бабочка, отмеченная строгой красотой
  • «Космический» Ульяновск
  • Шашечница обыкновенная - бабочка с красивым оранжевым узором
  • День Советской пожарной охраны
  • Мир Сурикова
  • Бабочка тополевая ленточница - редкий вид, нуждающийся в нашей защите
  • Красивая, яркая и удивительная бабочка подалирий - редкий и прекрасный гость садов и парков
  • Бабочка лимонница - яркий вестник весны
  • Журнал «Советский филателист»: обзор первого номера
  • Лучшая марка Кыргызстана 2022
  • Атомные ледоколы в океане филателии
  • Петербургский призрак Ганс Макарт
  • Одна из самых миловидных бабочек России – зорька
  • Ледоколы в океане филателии. Часть II
  • Ледоколы в океане филателии
  • Фауна Антарктиды
  • История государства Российского на почтовых марках
  • Судьба художника
  • Настоящий художник!
  • Величайший неутомимый путешественник – нарядная бабочка репейница
  • Навстречу Всероссийской выставке в Ульяновске
  • «Его Высочество» бабочка переливница
  • Лирика родного города
  • Ордена Российской империи
  • Историограф Российского флота
  • Особенности оформления и доставки почтовых отправлений в РККА в период 1939–1945 гг.
  • Государственные награды Российской Федерации
  • Место филателии среди «широких» культурных индустрий
  • Государственные награды СССР
  • Как менялось отношение к Шаляпину
  • Интересные филателистические наблюдения за бабочкой крапивницей
  • Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
  • Новый конкурс - народная экспертиза!
  • Любовь к маркам осталась с детства
  • От идеи до воплощения
  • Исследование Антарктиды
  • Антарктида. Сюжеты на марках
  • С радиацией по жизни
  • Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
  • А рельсы-то, как водится, у горизонта сходятся
  • Российское шелководство в филателии
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть VI. Суриков
  • Ценообразование марок MNH и MH
  • XIV научно-практический семинар по истории почты и филателии
  • Африканская энциклопедия в лицах. Физика и астрономия
  • Бабочка аполлон - экзотический цветок, чудесным образом парящий в воздухе
  • На марках – наивное искусство
  • Возможна ли филателистическая эзотерика?
  • Едут-едут по Пекину наши казаки
  • Дарим толику радости, или Новогодние марки на уфимских открытках
  • Велика фигура, да… Окончание
  • Охрана животного мира. Есть ли шанс?
  • Сюрпризы и тайны предновогодней встречи посткроссеров
  • Первый номер «Советского филателиста» и «Германская почта в России»
  • Как много необычного у обычной бабочки капустницы
  • Благотворительные виньетки. Быть или не быть им?
  • Лучшие работы Франтишка Хорняка
  • Коломан Мозер и его марки
  • Путевые заметки, или Как хорошо быть филателисткой!
  • Адмирал, который не плавает, а летает через водные просторы
  • Любовь моя, я пишу тебе…
  • Планы ульяновских филателистов
  • Художник Нестеров в письмах и марках
  • Да! Это Кавказ!
  • Марки с неудачным дизайном
  • Итоги словацкого конкурса
  • Что такое СТО?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2022 года
  • Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
  • Алгоритмы утонченности
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • Велика фигура, да… Часть III
  • Какие марки считать стандартом?
  • Нарядная бабочка махаон – крылатое чудо природы
  • Семиотика путешествия через океан. Деятели американской культуры в России
  • Преображение художника Эдмунда Дьюлака
  • Природа Башкирии
  • Велика фигура, да… Часть II
  • Как китайцы «гасили» марки
  • Байрон и байронизм в почтовых документах
  • Где хранятся марки Российской Империи?
  • РЕЗОЛЮЦИЯ. XIII научно-практического семинара по истории почты, филателии и филокартии
  • Интерактивная филателия
  • Биеннале «Россика-2022»
  • Якутия самая, самая…
  • Одна из прекраснейших бабочек России с историей в пятнадцать тысяч лет
  • От дворца до музея
  • Мал золотник…
  • Тайна железной коробки
  • Марка о Башкирии – в серии и вне её
  • Человек, собравший все марки Израиля
  • Что такое «калька»?
  • Лондонский мост рухнул
  • Событие, которое нельзя пропустить
  • Штемпеля гашения Монголии
  • Интересные факты о бабочках в России
  • Карточки и конверты с оригинальной маркой
  • Московские театры на почтовых марках СССР и России
  • Самая красивая марка Европы-2022. Истории и мифы
  • Главный художник Гознака
  • Народная марка
  • Бабочки в русской культуре и науке
  • Картины и марки
  • Окрестности Кислых вод
  • Силуэт плюс голубое небо
  • Как правильно употреблять филателию?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2021 года
  • Ураган 1904 года на почтовых карточках
  • Памятник женщинам Приосколья. Будет ли выпущена марка?
  • Приглашаем к обсуждению. Несколько слов о терминологии
  • История пионерской организации СССР на почтовых марках и конвертах
  • Билетъ дан на свободный проезд иностранцу...
  • Юбилей великого символиста
  • В погоне за красотой, или Андрей Авинов и Владимир Набоков – два выдающихся русских коллекционера бабочек в эмиграции
  • Приглашаем к обсуждению. Утрата смыслов