Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

От дворца до музея

2022-09-30 12:31:01, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ, ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Сегодня один из старейших научно-технических музеев мира отмечает свое 150-летие.

В честь этой знаменательной даты в обращение вышел почтовый блок. На почтовой марке изображено здание музея, на полях блока — первый гражданский спутник «Луч-15», почтовая тройка, первая пара почтовых марок (ввод в почтовое обращение 1 января 1858 года), прибор для обнаружения и регистрирования электрических колебаний (первый приёмник А.С. Попова 1895 года).

Дополнительно к выпуску почтового блока изданы конверты первого дня и изготовлены штемпеля специального гашения для Москвы и Санкт-Петербурга.

*  *  *

Здание, в котором сегодня размещается Центральный музей связи имени А. С. Попова, было построено по проекту итальянского архитектора Джакомо Кваренги для видного государственного и политического деятеля, ближайшего сподвижника императрицы Екатерины II, светлейшего князя Александра Андреевича Безбородко (1747–1799).

Александр Андреевич Безбородко родился 14 марта 1747 года в семье генерального писаря Андрея Яковлевича и дочери генерального судьи Михаила Забелы Евдокии. Сначала находился на домашнем обучении, а потом учился, предоположительно, в Киево-Могилянской академии.

Служил правителем канцелярии малороссийского генерал-губернатора графа Петра Румянцева. Когда началась война с Турцией, Безбородко поступил на военную службу и состоял в армии Румянцева, сражался при Калуге, принимал участие в Ларгской битве, а также управлял делами генерал-фельдмаршала, с успехом исполняя разные тайные поручения.

В 1774 году Безбородко был пожалован в полковники, а в 1775 году, по прибытии в Москву с графом Румянцевым, поступил к государыне для принятия прошений, поступающих на высочайшее имя. Со временем стал самым могущественным из всех её статс-секретарей: фактически все бумаги и прошения стекались в его руки. Безбородко принимал участие в важнейших политических и государственных делах. В 1790 году был пожалован действительным тайным советником. Пользуясь неограниченной доверенностью императрицы, Безбородко имел больше силы и влияния.

В 1790-е годы Александр Безбородко купил у наследников Григория Теплова особняк на правом берегу Неву у целебных источников в Полюстрово. По распоряжению нового владельца здание было полностью перестроено. В результате новая резиденция стала одной из знаменитых загородных резиденций Санкт-Петербурга. Главной особенностью усадьбы стала необычная ограда: цепи ограждения поддерживали в своей пасти 29 фигур львов. Позднее за комплексом закрепилось название Дача Безбородко. Здание взято под охрану государства в 1935 году как памятник архитектуры конца XVIII века. Ему присвоен статус памятника истории и культуры федерального значения.

Кстати, все львы - уникальны. Каждый имеет свою, неповторимую улыбку, гриву и кисточку хвоста. Создателем этих скульптур, предположительно, является русский архитектор Николай Александрович Львов.  

В 1782 году А. А. Безбородко возглавил почтовое ведомство, а в 1797 году, при императоре Павле I, стал канцлером Российской империи. 

В 1781 году под строительство дворца А. А. Безбородко купил в Адмиралтейской части города два смежных участка с отдельно стоящими строениями. Один участок ранее принадлежал наследникам придворного танцовщика, а на втором располагалось подворье Курско-Знаменского монастыря.

Дворец канцлера Безбородко, 1929 год  

В 1783 году новый владелец приступил к перестройке зданий. За четыре года архитектор Дж. Кваренги полностью изменил объёмно-планировочное решение имевшихся построек: объединил здания центральным флигелем и надстроил их на один этаж. Фасады дворца приобрели строгие классические формы. Имея большое состояние и хороший вкус, А. А. Безбородко не жалел денег на строительство и обустройство здания, продолжавшееся в течение шестнадцати лет.

В 1792 году А. А. Безбородко приобрел большое количество картин и построил специальную галерею для их размещения. В ней хранилось более трёхсот полотен кисти известных мастеров. Дворец поражал современников наружной отделкой и великолепием интерьеров, коллекциями европейской живописи, скульптуры, бронз, фарфора, а также уникальной мебели. Знаменитая коллекция чёрных бронз дала название зданию — «Бронзовый дворец». Устройство галереи повлекло за собой другие переделки в здании.

Аванзал

Были построены Аванзал в северном флигеле, Угловой танцевальный зал — в западном. В 1797 году началось строительство Большого Парадного зала, который сохранился до наших дней со всеми особенностями архитектурной композиции Дж. Кваренги.

Большой Парадный зал

В 1799 году канцлер Александр Андреевич Безбородко умер. Дворец перешёл к его брату, графу Илье Андреевичу Безбородко, а затем к вдове брата, Анне Ивановне. В 1824 году «Бронзовый дворец» унаследовала племянница светлейшего князя, Любовь Ильинична, жена адмирала Григория Григорьевича Кушелёва.

1964 год

Семья Кушелёвых жила за границей, поэтому большая часть помещений дворца сдавалась внаём. Почтовый департамент испытывал большую потребность в дополнительных площадях, а наследники А. А. Безбородко хотели продать здание. По указу императора Николая I в 1829 году дворец был приобретен в казну для размещения в нём Почтового департамента.

Почти сто последующих лет дворцовые помещения приспосабливались к нуждам сначала почтового, а затем почтово-телеграфного ведомства. Основные перестройки здания в 1829–1837 гг. провели архитекторы В. Глинка и А. Кавос. Большой Парадный зал приспособили под Почтовую церковь, которая действовала до 1922 года. На месте Углового зала была устроена церковная лестница, чтобы люди могли входить в Почтовую церковь прямо с переулка. Была выполнена частичная перепланировка анфилады парадных залов. В фасадной части дворца разместился Почтовый департамент, а во флигелях — его различные службы. Часть помещений флигелей использовалась под жильё для чиновников. В 1870-е гг. была проведена еще одна перестройка здания, проект которой разработал архитектор Н. А. Любимов.

Изменился внешний облик дворца — отделка фасадов была переделана в соответствии с господствующим тогда вкусом и оставалась практически без изменений до конца XX века. С 1884 по 1917 гг. здание занимало Главное управление почт и телеграфов Российской империи, затем, с мая 1917 до апреля 1918 гг. — Министерство почт и телеграфов. После переезда советского правительства в Москву освободившиеся помещения были переданы Главному управлению связи Северо-Западного округа.

Музей почт и телеграфов, основанный в 1872 году, первоначально размещался в доме № 17 по Почтамтской улице. После переезда Наркомата почт и телеграфов в Москву было принято решение перевезти туда и музей. Однако в столице для музея почт и телеграфов места не нашлось, и в 1923 году музей, получивший новое название — Музей Народной связи, был возвращен в Ленинград, в дом № 17 по улице Союза Связи (Почтамтская улица).

Первая музейная экспозиция была размещена в Большом Парадном (Церковном) зале. В 1938 году в помещениях музея частично были произведены реставрационные работы. Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало от артобстрелов. В 1946–1955 гг. помещения и фасады дворца подверглись капитальному ремонту и реставрации. В 1949 году открылась первая послевоенная экспозиция.

Краткий телефонный справочник Ленинградской городской телефонной сети (ЛГТС), 1970

В 1974 году в связи с аварийным состоянием дворца музейные экспозиции были закрыты для посетителей и разобраны. К весне 2001 года, по оценке КГИОП, здание было изношено на 60% и требовало полной реконструкции или сноса. Объединёнными усилиями государства, города и предприятий отрасли Бронзовый дворец удалось спасти.

Последняя реконструкция Бронзового дворца была проведена в 2001–2003 гг. с целью приспособить его для размещения экспозиций обновленного Центрального музея связи имени А. С. Попова. Были укреплены фундаменты и стены, заменены перекрытия, на месте внутренних двориков возведены два атриума, создана современная инженерная и технологическая инфраструктура здания.

Были применены новые методы консервации фрагментов живописи, частично расчищенных в анфиладе парадных залов, отреставрирована лепнина, украшающая залы, и несколько парадных дверей. В процессе реконструкции отдельно стоящая транзитная трансформаторная подстанция была встроена во внутренние помещения музея.

В декабре 2003 года обновленный Центральный музей связи имени А. С. Попова открыл свои двери для посетителей.

В музее хранится Государственная коллекция знаков почтовой оплаты Российской Федерации, датой создания которой считается 1884 год.

В настоящее время коллекция является крупнейшим систематизированным собранием почтовых марок всех стран мира. Она пополняется из года в год современными выпусками всех почтовых марок стран мира — из Бюро Всемирного почтового союза в Берне и отечественных знаков почтовой оплаты — из АО «Марка».

В октябре читайте репортаж из сокровищницы знаков почтовой оплаты России.

Использованы материалы Центрального музея связи им. А.С. Попова

Фото из открытых источников



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
  • Маэстро эсперанто
  • Итог работы — первая книга!
  • Художественный авангард в филателии
  • Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
  • Всемирные on-line каталоги почтовых марок
  • Русское общество филателистов в Китае
  • Приглашаем к обсуждению. Почтовые марки и культурное наследие
  • Обзор почтовых марок за август 2023 года
  • История на марках. Герб Советского Союза
  • Филателия в искусствоведческой литературе
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть XI
  • Николай Пирогов: у истоков русской военно-полевой хирургии и школы анестезии
  • Фердинанд Ходлер, его эпоха и мир почты
  • Качан Владимир – 60 лет с природой и филателией
  • Мотыльки России в филателии
  • Бабочка голубянка Икар: и с муравьями дружит, и растения опыляет
  • За несколько минут до нового 1953 года
  • Нежная порхающая краса – бабочка желтушка шафранная
  • Рекламно-агитационные почтовые карточки 1926-1927 годы
  • Не трожь марку!
  • Шестьдесят лет спустя
  • Алкиной — одна из самых необычных и элегантных бабочек
  • Филателия бесконечна. Как космос
  • Какая чудесная красота – бабочка перламутровка красная!
  • Екатеринбург, Свердловск, и вновь – Екатеринбург!
  • Перламутровка большая лесная — красивейший представитель энтомофауны
  • Пограничная служба России на почтовых марках
  • «Литфила 2023». Итоги выставки
  • Очень эффектная бабочка – перламутровка Аглая
  • Симпатичная многоглазка пятнистая - одна из самых обычных бабочек России
  • История выставок филателистической литературы в Российской Федерации
  • IV Всероссийская выставка филателистической литературы «Литфила 2023»
  • Мир советского театра глазами художника Анатолия Калашникова
  • Цирцея – это не коварная волшебница, а невесомая бабочка, отмеченная строгой красотой
  • «Космический» Ульяновск
  • Шашечница обыкновенная - бабочка с красивым оранжевым узором
  • День Советской пожарной охраны
  • Мир Сурикова
  • Бабочка тополевая ленточница - редкий вид, нуждающийся в нашей защите
  • Красивая, яркая и удивительная бабочка подалирий - редкий и прекрасный гость садов и парков
  • Бабочка лимонница - яркий вестник весны
  • Журнал «Советский филателист»: обзор первого номера
  • Лучшая марка Кыргызстана 2022
  • Атомные ледоколы в океане филателии
  • Петербургский призрак Ганс Макарт
  • Одна из самых миловидных бабочек России – зорька
  • Ледоколы в океане филателии. Часть II
  • Ледоколы в океане филателии
  • Фауна Антарктиды
  • История государства Российского на почтовых марках
  • Судьба художника
  • Настоящий художник!
  • Величайший неутомимый путешественник – нарядная бабочка репейница
  • Навстречу Всероссийской выставке в Ульяновске
  • «Его Высочество» бабочка переливница
  • Лирика родного города
  • Ордена Российской империи
  • Историограф Российского флота
  • Особенности оформления и доставки почтовых отправлений в РККА в период 1939–1945 гг.
  • Государственные награды Российской Федерации
  • Место филателии среди «широких» культурных индустрий
  • Государственные награды СССР
  • Как менялось отношение к Шаляпину
  • Интересные филателистические наблюдения за бабочкой крапивницей
  • Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
  • Новый конкурс - народная экспертиза!
  • Любовь к маркам осталась с детства
  • От идеи до воплощения
  • Исследование Антарктиды
  • Антарктида. Сюжеты на марках
  • С радиацией по жизни
  • Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
  • А рельсы-то, как водится, у горизонта сходятся
  • Российское шелководство в филателии
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть VI. Суриков
  • Ценообразование марок MNH и MH
  • XIV научно-практический семинар по истории почты и филателии
  • Африканская энциклопедия в лицах. Физика и астрономия
  • Бабочка аполлон - экзотический цветок, чудесным образом парящий в воздухе
  • На марках – наивное искусство
  • Возможна ли филателистическая эзотерика?
  • Едут-едут по Пекину наши казаки
  • Дарим толику радости, или Новогодние марки на уфимских открытках
  • Велика фигура, да… Окончание
  • Охрана животного мира. Есть ли шанс?
  • Сюрпризы и тайны предновогодней встречи посткроссеров
  • Первый номер «Советского филателиста» и «Германская почта в России»
  • Как много необычного у обычной бабочки капустницы
  • Благотворительные виньетки. Быть или не быть им?
  • Лучшие работы Франтишка Хорняка
  • Коломан Мозер и его марки
  • Путевые заметки, или Как хорошо быть филателисткой!
  • Адмирал, который не плавает, а летает через водные просторы
  • Любовь моя, я пишу тебе…
  • Планы ульяновских филателистов
  • Художник Нестеров в письмах и марках
  • Да! Это Кавказ!
  • Марки с неудачным дизайном
  • Итоги словацкого конкурса
  • Что такое СТО?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2022 года
  • Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
  • Алгоритмы утонченности
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • Велика фигура, да… Часть III
  • Какие марки считать стандартом?
  • Нарядная бабочка махаон – крылатое чудо природы
  • Семиотика путешествия через океан. Деятели американской культуры в России
  • Преображение художника Эдмунда Дьюлака
  • Природа Башкирии
  • Велика фигура, да… Часть II
  • Как китайцы «гасили» марки
  • Байрон и байронизм в почтовых документах
  • Где хранятся марки Российской Империи?
  • РЕЗОЛЮЦИЯ. XIII научно-практического семинара по истории почты, филателии и филокартии
  • Интерактивная филателия
  • Биеннале «Россика-2022»
  • Якутия самая, самая…
  • Одна из прекраснейших бабочек России с историей в пятнадцать тысяч лет
  • От дворца до музея
  • Мал золотник…
  • Тайна железной коробки
  • Марка о Башкирии – в серии и вне её
  • Человек, собравший все марки Израиля
  • Что такое «калька»?
  • Лондонский мост рухнул
  • Событие, которое нельзя пропустить
  • Штемпеля гашения Монголии
  • Интересные факты о бабочках в России
  • Карточки и конверты с оригинальной маркой
  • Московские театры на почтовых марках СССР и России
  • Самая красивая марка Европы-2022. Истории и мифы
  • Главный художник Гознака
  • Народная марка
  • Бабочки в русской культуре и науке
  • Картины и марки
  • Окрестности Кислых вод
  • Силуэт плюс голубое небо
  • Как правильно употреблять филателию?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2021 года
  • Ураган 1904 года на почтовых карточках
  • Памятник женщинам Приосколья. Будет ли выпущена марка?
  • Приглашаем к обсуждению. Несколько слов о терминологии
  • История пионерской организации СССР на почтовых марках и конвертах
  • Билетъ дан на свободный проезд иностранцу...
  • Юбилей великого символиста
  • В погоне за красотой, или Андрей Авинов и Владимир Набоков – два выдающихся русских коллекционера бабочек в эмиграции
  • Приглашаем к обсуждению. Утрата смыслов