К 160-летию со дня рождения Мориса Метерлинка
В этом году исполняется 160 лет со дня рождения выдающегося бельгийского писателя Мориса Метерлинка (1862 – 1949). Его литературное творчество поистине многогранно: он был поэтом, драматургом, эссеистом, общественным деятелем. Многое в его многостороннем творчестве востребовано сегодня, а у филателистов есть особые основания отмечать эту дату.
Бельгийский модерн хорошо знаком нашим филателистам, так как с начала 1960-х годов в руководства по филателии входило объяснение того, что такое “воскресные марки”. Это бельгийские марки начала ХХ века с купонами, на которых был размещен текст. Отрывной купон имел надпись “В воскресенье не доставлять”, и если отправитель хотел, чтобы письмо доставили именно в воскресенье, он отрывал купон. Сегодня это явление осталось в далеком прошлом, но в учебниках по филателии оно приводится как интересный факт из истории почты.
Получается, что юные филателисты вольно или невольно приобщались к неповторимой стилистике символизма Бельгии, знакомились с бельгийским модерном, который официальная советская критика считала вычурным и мелкобуржуазным. Воскресные марки были выполнены на высоком художественном уровне (да и шрифт на купонах был очень красив); они остались в истории как талантливые произведения графики малых форм.
Хотя для более точной характеристики эпохи Метерлинка средствами филателии нам скорее понадобится блок, посвященный художнику Фернану Кнопфу (1858 – 1921). Это самая загадочная фигура в бельгийском символизме, и мы помним, что Метерлинк был современником и соотечественником Кнопфа. Все героини Кнопфа имеют внешность загадочных колдуний. Это женщины-сфинксы и, глядя на картины Кнопфа, зритель проникается мистической атмосферой сказочных пещер и подземелий. Метерлинковский гений как раз и стремился в эти экзотические места.
Морис Метерлинк известен как поэт, прозаик, драматург и эссеист. Его произведения характеризует гуманизм, внимание к внутреннему миру человека, романтическая приподнятость и исключительность образов.
В нашей стране были хорошо известны пьесы “Слепые”, “Пеллеас и Мелизанда”, “Монна Ванна”, “Смерть Тентажиля”, но особенно популярна была знаменитая пьеса “Синяя птица”.
Знаменитому поэту и драматургу посвятили почтовые эмиссии Бельгия, Швеция, Венгрия и другие страны. Чтобы получить полный список, мы обратились к замечательному авторскому сайту Дмитрия Карасюка и нашли исчерпывающий перечень эмиссий, посвященных знаменитому поэту. Метерлинку посвятили почтовые выпуски 12 стран, среди которых мы находим такие страны как Бельгия, Гвинея-Биссау, Монако, Швеция и т.д.
Есть в этом списке и наша страна. СССР представлен маркой 1983 года с изображением Центрального детского музыкального театра (1979, архитекторы А. Великанов и В. Красильников). Скульптура «Синяя птица» является колоритной деталью фасада здания, ставшая символом театра.
Существует и почтовый конверт, посвященный театру Наталии Сац, основное изображение на котором напоминает нам о том, что в истории русской хореографии был балет-феерия «Синяя птица» (М. Раухвергер, И. Сац). На оригинальной марке мы видим портрет Н. Сац и эмблематическую композицию, частью которой является силуэт легендарной Синей птицы.
В России творчество Метерлинка ценили очень высоко. Ему подражали такие поэты как Валерий Брюсов и Андрей Белый. Влияние Метерлинка ощущается в драматургии Александра Блока. Не были равнодушны к Метерлинку и крупнейшие литературные критики. О его творчестве высказывался К.И. Чуковский (у которого тоже в этом году юбилей).
Среди режиссеров, которые ставили пьесы знаменитого бельгийца, мы не можем не назвать имя К.С. Станиславского, поставившего в 1908 году пьесу “Синяя птица” в Московском художественном театре.
Но было и ещё одно измерение метерлинковского творчества. Его любила молодёжь. Гимназистки переписывали стихи знаменитого бельгийца о принцессах и ангелоподобных хрупких девушках, и его лирическими стихами подпитывались девические мечты о счастье.
В области изобразительного искусства мы также находим горячих последователей и поклонников знаменитого бельгийского литератора. Современные издания выдающегося поэта обычно оформляются репродукциями с картин художников-прерафаэлитов. И это правильный издательский прием.
Известно, что Метерлинк был любимым писателем известного английского графика и иллюстратора Уолтера Крейна (1845 – 1915). Именно под влиянием Метерлинка он создавал образы сказочных принцесс. Крейн был уже сформировавшимся художником, когда в Англии, в городе Брайтоне родился знаменитый Обри Бердслей (1872 – 1898), стиль которого впитал в себя метерлинковское влияние. При изображении метерлинковских принцев и принцесс многие иллюстраторы ориентировались на бердслеевские черно-белые контрасты.
Но в русском изобразительном искусстве были и другие графические стили. И одним из них была неподражаемая манера Николая Константиновича Рериха (1874 – 1947). Известно, что великий русский художник создал обложки для трехтомного собрания сочинений знаменитого бельгийца. И это были прекрасные обложки. Поэтому, создавая подборку марок на тему Метерлинк в России, мы не можем обойтись без марки с портретом Рериха.
Ну а в Советской России? Кто увлекался Метерлинком из деятелей советской культуры? Назовем прежде всего имя Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1978 – 1939). Ему очень импонировал метерлинковский символизм, и он нашел косвенное отражение в живописных работах Кузьмы Сергеевича. В первые послереволюционные десятилетия интерес к символизму не поощрялся и возник презрительный термин метерлинковщина. В работах о Петрове-Водкине это его увлечение старались не упоминать: его надолго провозгласили революционным художником.
А ещё для полноты картины нам понадобится марка с портретом Владимира Высоцкого (1938 – 1980). А заодно и открытка с портретом Марины Влади. Но почему? Дело в том, что в одном из стихотворений поэт срифмовал слова “Маринка” и “Метерлинка”.
Скажем и ещё несколько слов о киноискусстве. В 1974 году было объявлено о подготовке к съёмкам совместного советско-американского фильма “Синяя птица”, режиссером которого был знаменитый американец Джордж Кьюкор (1899 – 1983), а с советской стороны – Игорь Масленников (его не надо представлять читателю!). Бюджет картины составил 12 миллионов долларов. В 1976 году фильм вышел на экраны.
Зрителей удивил звездный состав ленты. Жаль, что большинства исполнителей нет на марках. Однако роль Сахара в фильме играл знаменитый комический актёр Г. Вицин, которому посвящена почтовая карточка с оригинальной маркой. Есть на марках и других филателистических материалах портреты Авы Гарднер (исполняющей роль Удовольствия), Сергея Филиппова (роль Удовольствия Ничего не Понимать) и Олега Попова (он играет клоуна), однако вне связи с интересующим нас фильмом.
А как ещё отразить выпуск этого фильма в филателистических коллекциях? Помимо изображений Георгия Вицина, Авы Гарднер, Сергея Филиппова и Олега Попова с точки зрения филателистической фиксации этого факта могут представлять интерес конверт СССР с эмблемой киностудии “Ленфильм” и – самое важное! – марка из блока, посвящённого Элизабет Тэйлор. На этом многоцветном знаке почтовой оплаты кадр из “Синей птицы”: Элизабет Тэйлор в роли Матери. А ведь кадры из советских фильмов появляются на марках зарубежных стран крайне редко, но “Синей птице” повезло.
К сожалению, эта киносказка не стала шедевром. Получается, что на “Ленфильме” создавали не столько экранизацию Метерлинка, сколько красочное коммерческое зрелище. По стилистике это был все же голливудский фильм, почти что полностью лишенный связей с символизмом и модерном. Он не получил международных наград, но широко прокатывался в СССР и в других странах. Очень популярной стала песня для этого фильма, написанная на музыку Андрея Петрова. В исполнении Людмилы Сенчиной она часто звучала по радио. От стиля модерн в картине не осталось ничего.
А нужно ли помещать в собрание, посвященное Метерлинку, хоть одну воскресную марку Бельгии? Может быть, и нет, ведь мы не знаем, отрывал ли он воскресные купоны и хотел ли, чтобы его письма приходили в воскресенье. Скорее важно взглянуть на блок, посвященный мало известному у нас художнику-символисту Фернану Кнопфу: его картины – колоритный пример метерлинковской поэтической фантастики. Отметим и то, что в год 160-летия со дня рождения писателя было бы замечательно увидеть новые почтовые эмиссии, посвящённые его творчеству.
А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)