Летом, далекого 1922 года, Наркомпочтель (Народный комиссариат почт и телеграфов СССР) объявил конкурс на изготовление эскиза почтовой марки, которая должна была выйти к 5-летию Октябрьской революции.
Победителя должно было определить особое жюри, состоящее из трех художников (Юона, Желтовского, Экстера), представителей от гознака, наркомпочтеля и союза рабочих связи. В награду предлагались очень даже хорошие призы. Высшая премия за рисунок была определена в миллиард рублей. Вторая – 300 миллионов, а третья – 200 миллионов. О конкурсе было объявлено в газете «Голос России», 5 августа 1922 года.
* * *
Практически у каждого филателиста есть заветная мечта – выпустить марку по своему эскизу. Или хотя бы по теме, им предложенной. Каждый год коллекционеры с нетерпением ждут вердикта Комиссии по знакам почтовой оплаты и с трепетом изучают План выпуска марок на предстоящий год. После этого, уже по сложившейся традиции, наш редакционный почтовый ящик наполняется письмами от рядовых филателистов с предложениями по выпуску марок.
И если рисовать могут не все, то описать в красках предложенную тему под силу каждому.
Например, М.С. Бернер, хотел бы видеть на марках следующее:
1. Круго-байкальская железная дорога. Это часть Транссиба, которая в настоящее время используется в туристических целях. В строительстве дороги принимали участие итальянские специалисты. Изумительно красивые виды Байкала. Инженерные сооружения, а это мосты, тоннели, подпорные стенки и прочие похожие на аналогичные итальянские. Вокзал станции Слюдянка выполнен из мрамора. Потомки итальянских, польских строителей приезжают посмотреть на это сибирское чудо.
2. Чуйский тракт. По рейтингу журнала National Geographic Чуйский тракт вошел в десятку самых красивых дорог планеты.
3 .Телецкое озеро и его окрестности. Исключительно красивые места Горного Алтая.
4. Продолжить выпуск марок по теме «Древние почтовые маршруты». Посвятить следующий выпуск почтовым станциям и путевым дворцам, их архитектуре. Почтовая станция Выра - это музей «Дом станционного смотрителя», где неоднократно бывал А.С. Пушкин.
5. Исторические поселения и малые города России. Выпустить серию марок, посвященную городам Торжок, Кинешма, Гороховец и многим другим.
В. Хижняков предлагает выпустить марки, посвященные героям Советского спорта. Он написал: «Этим парням еще при жизни Памятники нужно было ставить!!! Они свое здоровье за честь Советского спорта отдали». Кстати, именно благодаря его письму и родилась идея данной статьи.
Людмила Мишурова предложила выпустить марку, посвященную трудовому подвигу женщин Приосколья.
Наш редактор, впечатлившись видами Эльбруса, предлагает выпустить серию марок «Горы России». Но не по рисункам, а с использованием фотографий, как это сделали в Киргизии.
Художник и филателист из Санкт-Петербурга Г.Л. Мхитарян давно увлекается созданием своих, авторских марок и хотел бы издать марки по древним рисункам.
Согласно нашими опросам, читатели портала Филателия.RU хотели бы предстоящий юбилей Пушкина отметить серией марок, выпуском блока и карточкой с ОМ.
На вопрос: «Что лучше размещать на марках России?», пользователи проголосовали в пользу природы, культуры и искусства, а таже за историю и достижения нашей страны.
Также наши читатели крайне негативно относятся к минимализму на почтовых марках, и очень бы хотели собирать марки с дополненной реальностью и UV-свечением.
Вообще, большинство коллекционеров открыты для всего нового. Так на вопрос: «Как вы относитесь к новым идеям оформления марок?», 57% опрошенных, ответили, что приветствуют любую новизну.
Но, тем не менее, филателисты хотят, чтобы к их мнению прислушивались. Пару лет назад мы обсуждали предложение Михаила Самуиловича Бернера выпустить марку к юбилею художника А.А. Рылова, чьи картины представлены в Третьяковской картинной галерее. Были выпущены блоки посвященные его ученикам, а выпуск блока с Рыловым почему-то проигнорировали. И каково же было наше удивление, когда в обращение вышел почтовый блок, посвященный этому талантливому художнику.
Конечно, АО «Марка» не в силах выполнить все пожелания. Но мы хотим предложить филателистам рубрику «Народная марка», в которой будем публиковать все ваши предложения. Наш сайт читают люди, которые принимают решения на высшем уровне, поэтому, шанс быть «услышанным» есть у всех.
Мы предвидим то, что получим десятки предложений, и число достойных тем и сюжетов наберется на год вперед, что будет превосходить в разы то количество марок, которое должна выпускать такая страна как наша в соответствии с регламентом или рекомендациями FIP. Так же мы уверены, что все предлагаемые темы выпусков будут достойны внимания.
Какой же тогда может быть выход?
Одним из способов решения мог стать выпуск марок с разнообразием купонов или даже - персонализированных марок. Как это может быть реализовано? Разберем на примере темы «Внутренний туризм».
Очередной выпуск посвященный конкретному региону. Выпускается лист 3х4, где чередуется стандартная марка России номиналом для почты (можно небольшим, до 25 руб) с купоном, на котором размещена видовая картинка этого региона, итого 6 одинаковых марок и 6 разных купонов. Купоны не являются знаком почтовой оплаты, а повторяющаяся стандартная марка не отбирает ничего из Планового количества выпуска марок на год. Тут будет работа и для художников-дизайнеров, и для полиграфии, и для распространителей. Да и для региона это имиджево.
Кстати, это не фантазии, хотя бы потому, что китайцы это все реализовывают и довольно-таки успешно.
Да и англичане тоже не отстают от них.
- Было бы здорово, если бы филателистам, по предложенным темам которых, были выпущены марки, еще и премии дали, в размере... а вот как в 1922 году, - я многозначительно подняла глаза вверх.
- Давно это было. Сейчас нет таких премий, - мои коллеги быстро спустили меня с небес на землю. Даже помечтать не дали.
Премий может быть и нет, но голосование никто не отменял. Мы его откроем по размещенным в новой рубрике темам, и те предложения, которые наберут большинство голосов, будут отправлены на рассмотрение в АО «Марка».
Предлагайте темы для выпуска марок с плановым сроком месяца в 3-4, если они будут приурочены к конкретным датам. Это - чтобы успеть обсудить и подать предложение выше. Можно и даже предпочтительно давать пожелания, что отразить на марке (или серии марок).
А что вы думаете по поводу «Народной марки»?