Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Карточки и конверты с оригинальной маркой

2022-08-31 17:21:23, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ, ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Карточки и конверты с оригинальными марками были популярным и вожделенным материалом коллекционирования в советское время. Именно на карточках и конвертах издаются темы и сюжеты, не включенные в План выпуска официальных марок. А их оформление и графика часто превосходят оформление почтовых марок.

Лучшие выпуски по теме космоса, выдающиеся персоналии, ученые, военачальники, лауреаты Нобелевской премии, герои войны, деятели культуры и искусства, спортивные события - все это НАША ИСТОРИЯ, отраженная на карточках с марками!

С карточками и конвертами России с оригинальными марками произошла неприятная история. Из-за трудности 1990-х лет они выпали из поля зрения коллекционеров, а когда филателисты спохватились, выяснилось, что многие конверты практически невозможно теперь найти, даже независимо от того, во сколько они оценены в каталоге.

Мы постарались устранить эту несправедливость. Но для начала вспомним про цельные вещи. И перед тем как привести официальное определение этому термину, дадим упрощенное и доходчивое. "То, что является вершиной Филателии". Или же: "если Вы хотите завоевать медаль на филателистической выставке, срочно ищите цельные вещи".

Не понятно?  Ерунда какая-то! ... Ну тогда читаем дальше.

Коллекционирование так называемых «цельных вещей» имеет разные направления - почтовые конверты и карточки, листы почтовой бумаги, всевозможные формуляры и бланки. Особой популярностью пользуется сигиллатия - узкое направление в филателии, которое объединило собирателей ХМК (Художественных маркированных конвертов) и НМХК (Немаркированных художественных конвертов).

В коллекционировании «цельных вещей» существует два зототых правила, при несоблюдении которых конверты перестанут быть филателистическим материалом:

 - нельзя вырезать из конверта почтовую марку;

-  нельзя выделять какие-то части, цельные вещи должны помещаться в коллекцию целиком.

Международная федерациея филателии разрешила демонстрировать специализированные коллекции цельных вещей на крупных филателистических выставках в особом классе.

Однако проводятся и специализированные филателистические выставки коллекций, содержащих только цельные вещи.

Цельные вещи различного назначения издаются практически во всех странах мира.

Существуют несколько видов цельных вещей:

- Маркированные конверты.

- Маркированные карточки.

- Маркированные бланки (оформляются в виде почтовых карточек).

- Конверты и карточки первого дня гашения (КПД или FDC)

- Конверты и карточки или иные почтовые отправления, прошедшие почту до адресата, как с использованием почтовых марок по тарифу, так и в исключительных случаях и без марок (например, секретки в военное время) - вот за этот пункт и получают большое число баллов и медаль на филателистической выставке.

Цельные вещи стали регулярно издаваться с середины XIX века. Впервые термин «цельная вещь» употребил берлинский торговец марками Юлиус Шлезингер. Первым в мире изданием современных цельных вещей считаются выпущенные в Великобритании в 1840 году, особые конверты, так называемые «конверты Малреди». Их выпустили в рамках проводимой британской почтой почтовой реформы. 

Известный художник Уильям Малреди, победитель конкурса, объявленного английским казначейством, проиллюстрировал лицевую часть почтовых конвертов. Но дизайн был настолько сложен и непонятен, что конверты стали предметом насмешек и не пользовались спросом. Через какое-то время их выпуск был прекращен. Запасы использовались дистрибьютерами почтовых марок и для служебных переписок. Остатки в итоге, решено было изъять и уничтожить посредством пробивания отверстия в центре рисунка специально изготовленным для этих целей станком.

В России цельные вещи выпускают с 1 декабря 1845 года, когда для городской почты Санкт-Петербурга были изданы специальные конверты — штемпельные «куверты», которые по их служебной роли можно приравнять к современным маркированным конвертам. 

В 1872 году была выпущена первая русская почтовая карточка.

Следует отметить, что всегда было популярно коллекционирование художественных маркированных конвертов (с иллюстрацией, нанесенной непосредственно на лицевую часть конверта) - это могут быть изображения известных людей, памятники архитектуры, природные парки, животные, птицы и т.д. Почтовая марка рисунком не считается. Особую ценность представляют чистые и целые конверты. А также прошедшие почту в соотвествующие даты, по интересным адресам и маршрутам, знаменитым адресатам.

Этим видом коллекционирования увлекался Евгений Петров - один из авторов «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка». Но конверты, которые приходили на адрес писателя со всего света, он создавал сам. Делал он это так...

Петров писал письмо соответсвующее его настроению. Это могло быть любовное, приветственное, поздравительное послание или просто описание погоды. Затем он подписывал вымышленным иностраным адресом конверт и бросал его в почтовый ящик. Через какое-то время письма приходили обратно с кучей штемпелей и пометками «Адресат не найден». Вот из таких конвертов и состояла коллекция писателя. Письма были отправлены во все страны мира. Не хватало только одного конверта - из Новой Зеландии, с которым произошла очень интересная история, которая у многих вызывает сомнение...

В апреле 1939 года Евгений Петрович отправил письмо по придуманному им адресу в город Хайдбердвилл на улицу Райтбич в дом №7 Мериллу Оджину Уэйзли. В письме писатель на английском языке сожалел по поводу кончины дядюшки Пита и  выражал глубокие соболезнования его племяннику Мериллу. 

Петров написал: «Дорогой Мерилл! Прими искренние соболезнования в связи с кончиной дяди Пита. Крепись, старина. Прости, что долго не писал. Надеюсь, что с Ингрид всё в порядке. Целуй дочку от меня. Она, наверное, уже совсем большая. Твой Евгений».  

Письмо долго не возвращалось и Евгений Петрович, потеряв всякую надежду, уже собирался отправить еще одно послание, но уже по другому, выдуманному им адресу, как однажды, обнаружил у себя в почтовом ящике ответ от... Мерилла Оджина Уэйзли, который выражал благодарность за соболезнования и вспоминал о том, как Петров гостил у него в октябре 1938 года.  В конверте лежало фото на котором изумленный Евгений Петрович увидел себя в компании совершенно незнакомого мужчины на фоне пальм. 

В Новой Зеландии писатель никогда не был. Более того, в октябре 1938 года он лежал в больнице в тяжелом состоянии, находясь практически между жизнью и смертью.

Недолго думая, Евгений Петрович написал своему новому новозеландскому знакомому письмо, в котором просил объяснить непонятные моменты. Ответа Петров не дождался. Началась война, он ушел на фронт и в 1942 году погиб, разбившись на самолете.

Письмо из Новой Зеландии получила жена Евгения Петровича. После долгих приветствий, Мерилл Оджин Уэйзли описывал случай на озере, когда купаясь Петров чуть не утонул и долго шутил по этому поводу, что, мол, он знает, что ему предначертано разбиться на самолете. Письмо заканчивалось словами: «Прошу тебя, будь аккуратней — летай по возможности меньше»... 

Эта мистическая история легла в основу короткометражного фильма «Конверт», главную роль в котором сыграл актер Кевин Спейси.

Кстати, многие современные коллекционеры, так же как и Евгений Петров, сами создают конверты и коллекционируют их. Так весной этого года мы писали о художнике из Санкт-Петербурга Галусте Левоновиче Мхитаряне. Он собирает свои авторские карточки, которые прошли почту. 

Особую ценность имеют филателистичесике конверты, с наклеенными марками и специально отправленные по почте.

При этом любой конверт прошедший почту, независимо от того, создан он коллекционером или куплен в почтовом отделении,  будет считаться подлинным.

Наверное, самыми популярными филателистическими конвертами принято считать конверты цеппелинной (дирижабельной) почты. Они перевозились на дирижаблях в 1930-х годах и имеют оттиски специальных штемпелей. Существуют и особо редкие экземпляры, например сохранившиеся после аварии и возгорания дирижабля "Гинденбург" 7 мая 1937 года.

Особо почитаются у филателистов конверты времен Российской империи и СССР. И не обязательно чем старее, тем лучше и ценнее. В определнные пириоды исторических перемен, например деноминации (1961 или1998), или распада СССР. Здесь выделяются экземпляры 1961 года выпуска. Тогда в графе "адрес" была специальная подстрочная линейка для пояснительных надписей. Ее не стало только в 1971 году, когда появились автоматические устройства для обработки и сортировки корреспонденции. Тогда же на конвертах появилась сетка для индекса.  

Особое место в коллекционировании цельных вещей объяснимо занимали карточки и конверты с оригинальной маркой. Сама марка уникальна, к ней добавляется рисунок в тему выпуска, размер рисунка сопоставим с размерами почтовых блоков, что очень выигрышно для восприятия и давало художнику дополнительные возможности в реализации идеи. А еще и погашенные специально подготовленным штемпелем - три в одном! 

Популярность такого филателистического материала в советское время даже приводило к тому, что чистых, не погашенных экземпляров оставалось значительно меньше , чем со штемпелем первого дня, да с учетом использования для почтовых отправлений, что теперь чистые часто стоят дороже гашеных.

В Российской Федерации продолжили традицию выпуска конвертов и карточек с оригинальными марками, с 2008 года дополнили их выпуском карточек с литерой В, тем самым существенно разнообразили и увеличили выпуск филателистического материала для коллекционеров.

Может быть, и  ваша коллекция пополнится конвертами и почтовыми карточками?

Мы сейчас занялись маркированными карточками и конвертами РФ, как с оригинальными марками, так и с литерой "А" и "В". Они размещены в каталоге на сайте. Это полный комплект конвертов РФ с оригинальными марками за 27 лет с 1992 по 2018 гг!




Комментарии к статье:
2022-09-01 19:23:12, Леонид
Очень интересная статья. Спасибо!
2022-09-03 16:09:56, Вячеслав Березин
Автор! Первая карточка РФ с литерой В "ГСС МУСА ДЖАЛИЛЬ" выпущена в 2006 году, а не в 2008 году, как Вы написали. Статью прочитал с удовольствием, так как сам увлекаюсь этим разделом филателии.
2022-09-04 07:10:36, Вячеслав Березин
Еще замечание автору: СИГИЛЛАТИЯ - это собирание вырезок иллюстраций из почтовых конвертов!!! Учите матчасть ФИЛАТЕЛИИ, друзья-коллеги.
2022-09-04 22:57:19, Леонид
Я захожу на ваш сайт через так называемый Гугл и голосую уже третий раз. Раньше на сайте у вас такого не было. У вас какая-то ошибка произошла в статистическом опросе. Марк Твен был прав, - “Есть три вида лжи, ложь , наглая ложь, и статистика.
2022-09-05 19:05:23, Леонид
Вышел кормить котов и стоит пакетик, кто-то выкинул, письма в конвертах из Лондона, США, есть на иврите, есть на английском, много писем 1973 года, есть открытка 1936 новогодняя из США ещё черно-белого цвета. Всё прошло почту. Может кто умер и выкинули, может просто кто без мозгов, взять такие вещи выкинуть. Хотя что удивляться как писал один товарищ на этом сайте - в Израиле много тысяч коллекционеров и телефон даже свой оставлял. Я так понял человек этот мечтал, а когда мечтаешь, то не в чём себе не отказываешь. Что касается статьи, если автор где-то допустил не точность, это не существенно. Статья очень интересная. Существенно, это продолжение традиционного идиотизма в филателии, клей на обратной стороне марки. Но это уже совсем другая история.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
  • Маэстро эсперанто
  • Итог работы — первая книга!
  • Художественный авангард в филателии
  • Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
  • Всемирные on-line каталоги почтовых марок
  • Русское общество филателистов в Китае
  • Приглашаем к обсуждению. Почтовые марки и культурное наследие
  • Обзор почтовых марок за август 2023 года
  • История на марках. Герб Советского Союза
  • Филателия в искусствоведческой литературе
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть XI
  • Николай Пирогов: у истоков русской военно-полевой хирургии и школы анестезии
  • Фердинанд Ходлер, его эпоха и мир почты
  • Качан Владимир – 60 лет с природой и филателией
  • Мотыльки России в филателии
  • Бабочка голубянка Икар: и с муравьями дружит, и растения опыляет
  • За несколько минут до нового 1953 года
  • Нежная порхающая краса – бабочка желтушка шафранная
  • Рекламно-агитационные почтовые карточки 1926-1927 годы
  • Не трожь марку!
  • Шестьдесят лет спустя
  • Алкиной — одна из самых необычных и элегантных бабочек
  • Филателия бесконечна. Как космос
  • Какая чудесная красота – бабочка перламутровка красная!
  • Екатеринбург, Свердловск, и вновь – Екатеринбург!
  • Перламутровка большая лесная — красивейший представитель энтомофауны
  • Пограничная служба России на почтовых марках
  • «Литфила 2023». Итоги выставки
  • Очень эффектная бабочка – перламутровка Аглая
  • Симпатичная многоглазка пятнистая - одна из самых обычных бабочек России
  • История выставок филателистической литературы в Российской Федерации
  • IV Всероссийская выставка филателистической литературы «Литфила 2023»
  • Мир советского театра глазами художника Анатолия Калашникова
  • Цирцея – это не коварная волшебница, а невесомая бабочка, отмеченная строгой красотой
  • «Космический» Ульяновск
  • Шашечница обыкновенная - бабочка с красивым оранжевым узором
  • День Советской пожарной охраны
  • Мир Сурикова
  • Бабочка тополевая ленточница - редкий вид, нуждающийся в нашей защите
  • Красивая, яркая и удивительная бабочка подалирий - редкий и прекрасный гость садов и парков
  • Бабочка лимонница - яркий вестник весны
  • Журнал «Советский филателист»: обзор первого номера
  • Лучшая марка Кыргызстана 2022
  • Атомные ледоколы в океане филателии
  • Петербургский призрак Ганс Макарт
  • Одна из самых миловидных бабочек России – зорька
  • Ледоколы в океане филателии. Часть II
  • Ледоколы в океане филателии
  • Фауна Антарктиды
  • История государства Российского на почтовых марках
  • Судьба художника
  • Настоящий художник!
  • Величайший неутомимый путешественник – нарядная бабочка репейница
  • Навстречу Всероссийской выставке в Ульяновске
  • «Его Высочество» бабочка переливница
  • Лирика родного города
  • Историограф Российского флота
  • Особенности оформления и доставки почтовых отправлений в РККА в период 1939–1945 гг.
  • Государственные награды Российской Федерации
  • Место филателии среди «широких» культурных индустрий
  • Государственные награды СССР
  • Как менялось отношение к Шаляпину
  • Интересные филателистические наблюдения за бабочкой крапивницей
  • Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
  • Новый конкурс - народная экспертиза!
  • Любовь к маркам осталась с детства
  • От идеи до воплощения
  • Исследование Антарктиды
  • Антарктида. Сюжеты на марках
  • С радиацией по жизни
  • Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
  • А рельсы-то, как водится, у горизонта сходятся
  • Российское шелководство в филателии
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть VI. Суриков
  • Ценообразование марок MNH и MH
  • XIV научно-практический семинар по истории почты и филателии
  • Африканская энциклопедия в лицах. Физика и астрономия
  • Бабочка аполлон - экзотический цветок, чудесным образом парящий в воздухе
  • На марках – наивное искусство
  • Возможна ли филателистическая эзотерика?
  • Едут-едут по Пекину наши казаки
  • Дарим толику радости, или Новогодние марки на уфимских открытках
  • Велика фигура, да… Окончание
  • Охрана животного мира. Есть ли шанс?
  • Сюрпризы и тайны предновогодней встречи посткроссеров
  • Первый номер «Советского филателиста» и «Германская почта в России»
  • Как много необычного у обычной бабочки капустницы
  • Благотворительные виньетки. Быть или не быть им?
  • Лучшие работы Франтишка Хорняка
  • Коломан Мозер и его марки
  • Путевые заметки, или Как хорошо быть филателисткой!
  • Адмирал, который не плавает, а летает через водные просторы
  • Любовь моя, я пишу тебе…
  • Планы ульяновских филателистов
  • Художник Нестеров в письмах и марках
  • Да! Это Кавказ!
  • Марки с неудачным дизайном
  • Итоги словацкого конкурса
  • Что такое СТО?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2022 года
  • Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
  • Алгоритмы утонченности
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • Велика фигура, да… Часть III
  • Какие марки считать стандартом?
  • Нарядная бабочка махаон – крылатое чудо природы
  • Семиотика путешествия через океан. Деятели американской культуры в России
  • Преображение художника Эдмунда Дьюлака
  • Природа Башкирии
  • Велика фигура, да… Часть II
  • Как китайцы «гасили» марки
  • Байрон и байронизм в почтовых документах
  • Где хранятся марки Российской Империи?
  • РЕЗОЛЮЦИЯ. XIII научно-практического семинара по истории почты, филателии и филокартии
  • Интерактивная филателия
  • Биеннале «Россика-2022»
  • Якутия самая, самая…
  • Одна из прекраснейших бабочек России с историей в пятнадцать тысяч лет
  • От дворца до музея
  • Мал золотник…
  • Тайна железной коробки
  • Марка о Башкирии – в серии и вне её
  • Человек, собравший все марки Израиля
  • Что такое «калька»?
  • Лондонский мост рухнул
  • Событие, которое нельзя пропустить
  • Штемпеля гашения Монголии
  • Интересные факты о бабочках в России
  • Карточки и конверты с оригинальной маркой
  • Московские театры на почтовых марках СССР и России
  • Самая красивая марка Европы-2022. Истории и мифы
  • Главный художник Гознака
  • Народная марка
  • Бабочки в русской культуре и науке
  • Картины и марки
  • Окрестности Кислых вод
  • Силуэт плюс голубое небо
  • Как правильно употреблять филателию?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2021 года
  • Ураган 1904 года на почтовых карточках
  • Памятник женщинам Приосколья. Будет ли выпущена марка?
  • Приглашаем к обсуждению. Несколько слов о терминологии
  • История пионерской организации СССР на почтовых марках и конвертах
  • Билетъ дан на свободный проезд иностранцу...
  • Юбилей великого символиста
  • В погоне за красотой, или Андрей Авинов и Владимир Набоков – два выдающихся русских коллекционера бабочек в эмиграции
  • Приглашаем к обсуждению. Утрата смыслов
  • Силуэты в филателистических коллекциях военной тематики. Окончание