Карточки и конверты с оригинальными марками были популярным и вожделенным материалом коллекционирования в советское время. Именно на карточках и конвертах издаются темы и сюжеты, не включенные в План выпуска официальных марок. А их оформление и графика часто превосходят оформление почтовых марок.
Лучшие выпуски по теме космоса, выдающиеся персоналии, ученые, военачальники, лауреаты Нобелевской премии, герои войны, деятели культуры и искусства, спортивные события - все это НАША ИСТОРИЯ, отраженная на карточках с марками!
С карточками и конвертами России с оригинальными марками произошла неприятная история. Из-за трудности 1990-х лет они выпали из поля зрения коллекционеров, а когда филателисты спохватились, выяснилось, что многие конверты практически невозможно теперь найти, даже независимо от того, во сколько они оценены в каталоге.
Мы постарались устранить эту несправедливость. Но для начала вспомним про цельные вещи. И перед тем как привести официальное определение этому термину, дадим упрощенное и доходчивое. "То, что является вершиной Филателии". Или же: "если Вы хотите завоевать медаль на филателистической выставке, срочно ищите цельные вещи".
Не понятно? Ерунда какая-то! ... Ну тогда читаем дальше.
Коллекционирование так называемых «цельных вещей» имеет разные направления - почтовые конверты и карточки, листы почтовой бумаги, всевозможные формуляры и бланки. Особой популярностью пользуется сигиллатия - узкое направление в филателии, которое объединило собирателей ХМК (Художественных маркированных конвертов) и НМХК (Немаркированных художественных конвертов).
В коллекционировании «цельных вещей» существует два зототых правила, при несоблюдении которых конверты перестанут быть филателистическим материалом:
- нельзя вырезать из конверта почтовую марку;
- нельзя выделять какие-то части, цельные вещи должны помещаться в коллекцию целиком.
Международная федерациея филателии разрешила демонстрировать специализированные коллекции цельных вещей на крупных филателистических выставках в особом классе.
Однако проводятся и специализированные филателистические выставки коллекций, содержащих только цельные вещи.
Цельные вещи различного назначения издаются практически во всех странах мира.
Существуют несколько видов цельных вещей:
- Маркированные конверты.
- Маркированные карточки.
- Маркированные бланки (оформляются в виде почтовых карточек).
- Конверты и карточки первого дня гашения (КПД или FDC)
- Конверты и карточки или иные почтовые отправления, прошедшие почту до адресата, как с использованием почтовых марок по тарифу, так и в исключительных случаях и без марок (например, секретки в военное время) - вот за этот пункт и получают большое число баллов и медаль на филателистической выставке.
Цельные вещи стали регулярно издаваться с середины XIX века. Впервые термин «цельная вещь» употребил берлинский торговец марками Юлиус Шлезингер. Первым в мире изданием современных цельных вещей считаются выпущенные в Великобритании в 1840 году, особые конверты, так называемые «конверты Малреди». Их выпустили в рамках проводимой британской почтой почтовой реформы.
Известный художник Уильям Малреди, победитель конкурса, объявленного английским казначейством, проиллюстрировал лицевую часть почтовых конвертов. Но дизайн был настолько сложен и непонятен, что конверты стали предметом насмешек и не пользовались спросом. Через какое-то время их выпуск был прекращен. Запасы использовались дистрибьютерами почтовых марок и для служебных переписок. Остатки в итоге, решено было изъять и уничтожить посредством пробивания отверстия в центре рисунка специально изготовленным для этих целей станком.
В России цельные вещи выпускают с 1 декабря 1845 года, когда для городской почты Санкт-Петербурга были изданы специальные конверты — штемпельные «куверты», которые по их служебной роли можно приравнять к современным маркированным конвертам.
В 1872 году была выпущена первая русская почтовая карточка.
Следует отметить, что всегда было популярно коллекционирование художественных маркированных конвертов (с иллюстрацией, нанесенной непосредственно на лицевую часть конверта) - это могут быть изображения известных людей, памятники архитектуры, природные парки, животные, птицы и т.д. Почтовая марка рисунком не считается. Особую ценность представляют чистые и целые конверты. А также прошедшие почту в соотвествующие даты, по интересным адресам и маршрутам, знаменитым адресатам.
Этим видом коллекционирования увлекался Евгений Петров - один из авторов «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка». Но конверты, которые приходили на адрес писателя со всего света, он создавал сам. Делал он это так...
Петров писал письмо соответсвующее его настроению. Это могло быть любовное, приветственное, поздравительное послание или просто описание погоды. Затем он подписывал вымышленным иностраным адресом конверт и бросал его в почтовый ящик. Через какое-то время письма приходили обратно с кучей штемпелей и пометками «Адресат не найден». Вот из таких конвертов и состояла коллекция писателя. Письма были отправлены во все страны мира. Не хватало только одного конверта - из Новой Зеландии, с которым произошла очень интересная история, которая у многих вызывает сомнение...
В апреле 1939 года Евгений Петрович отправил письмо по придуманному им адресу в город Хайдбердвилл на улицу Райтбич в дом №7 Мериллу Оджину Уэйзли. В письме писатель на английском языке сожалел по поводу кончины дядюшки Пита и выражал глубокие соболезнования его племяннику Мериллу.
Петров написал: «Дорогой Мерилл! Прими искренние соболезнования в связи с кончиной дяди Пита. Крепись, старина. Прости, что долго не писал. Надеюсь, что с Ингрид всё в порядке. Целуй дочку от меня. Она, наверное, уже совсем большая. Твой Евгений».
Письмо долго не возвращалось и Евгений Петрович, потеряв всякую надежду, уже собирался отправить еще одно послание, но уже по другому, выдуманному им адресу, как однажды, обнаружил у себя в почтовом ящике ответ от... Мерилла Оджина Уэйзли, который выражал благодарность за соболезнования и вспоминал о том, как Петров гостил у него в октябре 1938 года. В конверте лежало фото на котором изумленный Евгений Петрович увидел себя в компании совершенно незнакомого мужчины на фоне пальм.
В Новой Зеландии писатель никогда не был. Более того, в октябре 1938 года он лежал в больнице в тяжелом состоянии, находясь практически между жизнью и смертью.
Недолго думая, Евгений Петрович написал своему новому новозеландскому знакомому письмо, в котором просил объяснить непонятные моменты. Ответа Петров не дождался. Началась война, он ушел на фронт и в 1942 году погиб, разбившись на самолете.
Письмо из Новой Зеландии получила жена Евгения Петровича. После долгих приветствий, Мерилл Оджин Уэйзли описывал случай на озере, когда купаясь Петров чуть не утонул и долго шутил по этому поводу, что, мол, он знает, что ему предначертано разбиться на самолете. Письмо заканчивалось словами: «Прошу тебя, будь аккуратней — летай по возможности меньше»...
Эта мистическая история легла в основу короткометражного фильма «Конверт», главную роль в котором сыграл актер Кевин Спейси.
Кстати, многие современные коллекционеры, так же как и Евгений Петров, сами создают конверты и коллекционируют их. Так весной этого года мы писали о художнике из Санкт-Петербурга Галусте Левоновиче Мхитаряне. Он собирает свои авторские карточки, которые прошли почту.
Особую ценность имеют филателистичесике конверты, с наклеенными марками и специально отправленные по почте.
При этом любой конверт прошедший почту, независимо от того, создан он коллекционером или куплен в почтовом отделении, будет считаться подлинным.
Наверное, самыми популярными филателистическими конвертами принято считать конверты цеппелинной (дирижабельной) почты. Они перевозились на дирижаблях в 1930-х годах и имеют оттиски специальных штемпелей. Существуют и особо редкие экземпляры, например сохранившиеся после аварии и возгорания дирижабля "Гинденбург" 7 мая 1937 года.
Особо почитаются у филателистов конверты времен Российской империи и СССР. И не обязательно чем старее, тем лучше и ценнее. В определнные пириоды исторических перемен, например деноминации (1961 или1998), или распада СССР. Здесь выделяются экземпляры 1961 года выпуска. Тогда в графе "адрес" была специальная подстрочная линейка для пояснительных надписей. Ее не стало только в 1971 году, когда появились автоматические устройства для обработки и сортировки корреспонденции. Тогда же на конвертах появилась сетка для индекса.
Особое место в коллекционировании цельных вещей объяснимо занимали карточки и конверты с оригинальной маркой. Сама марка уникальна, к ней добавляется рисунок в тему выпуска, размер рисунка сопоставим с размерами почтовых блоков, что очень выигрышно для восприятия и давало художнику дополнительные возможности в реализации идеи. А еще и погашенные специально подготовленным штемпелем - три в одном!
Популярность такого филателистического материала в советское время даже приводило к тому, что чистых, не погашенных экземпляров оставалось значительно меньше , чем со штемпелем первого дня, да с учетом использования для почтовых отправлений, что теперь чистые часто стоят дороже гашеных.
В Российской Федерации продолжили традицию выпуска конвертов и карточек с оригинальными марками, с 2008 года дополнили их выпуском карточек с литерой В, тем самым существенно разнообразили и увеличили выпуск филателистического материала для коллекционеров.
Может быть, и ваша коллекция пополнится конвертами и почтовыми карточками?
Мы сейчас занялись маркированными карточками и конвертами РФ, как с оригинальными марками, так и с литерой "А" и "В". Они размещены в каталоге на сайте. Это полный комплект конвертов РФ с оригинальными марками за 27 лет с 1992 по 2018 гг!