Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Алгоритмы утонченности

2022-11-10 13:23:27, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ, ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

К 130-летию со дня рождения художника Сергея Лодыгина

Когда я смотрю на марки по теме «Космическая фантастика», я всегда лишний раз убеждаюсь, что Евгений Леонов и Андрей Соколов были первопроходцами в этом жанре (недаром их работы воспроизводились ещё и на марках других стран).

И всё же я где-то видел эти обтекаемые формы космических кораблей и фантастические архитектурные конструкции будущего. Да, верно, их можно было увидеть на обложках научно-популярных журналов прошлых лет.

В 2022 году исполнилось 130 лет со дня рождения Сергея Павловича (по другим данным – Сергея Петровича) Лодыгина (1892? – 1962?), выдающегося художника-графика, сценографа и иллюстратора.

Для историков почтовой графики и филокартистов это имя значит очень многое. Его вклад в прикладную графику дореволюционной России измеряется фактом создания своего индивидуального стиля. Художник прославился целой серией мастерски исполненных открыток, в которых ярко проявились типические черты стиля модерн.

Открытки Сергея Лодыгина, ныне ставшие большой редкостью, давно уже приковали к себе внимание филокартистов. Они выдержаны в стилистике европейского модерна. Даже не верится, что такие утонченные произведения графики могли долгие годы находиться в забвении и быть известными только собирателям открыток и специалистам по культуре начала ХХ века. Они украсили бы любую энциклопедию или учебное пособие по истории русского искусства.

Сергей Павлович Лодыгин родился 130 лет назад в городе Аткарске Саратовской губернии. По некоторым данным отчество художника было не Павлович, а Петрович, да и год рождения тоже называют разный: то 1892, то 1893. Нет сведений и о родителях. Известно, что будущий художник учился в Боголюбовском реальном училище (Саратов), а затем в Институте гражданских инженеров в Санкт-Петербурге. О годах учёбы известно мало.

Рубеж веков был в России периодом расцвета журнальной графики, и Лодыгин нашёл себя как талантливый мастер заставок и концовок, которые охотно размещали на своих страницах такие известные журналы как «Столица и усадьба», «Солнце России», «Аргус», «Огонёк» и другие. Журнальная графика той поры отличалась необыкновенным разнообразием. Часто художники создавали пышное декоративное оформление одной страницы ради единственного небольшого стихотворения или рассказа, которые помещались в центре, в окружении богатых орнаментальных построений.

Эти замечательные почтовые карточки работы Лодыгина издавались в издательстве «Художественная открытка», которое располагалось в Петербурге по адресу Демидов переулок дом 2. Печатались открытки в типографии А.Белокопытова, которая находилась на Коломенской улице (дом 90).

Для этого издательства художник создал серию из 10 сюжетов, в центре которых были томные лирические героини – это изящные дамы в необычном окружении. Иногда это интерьеры роскошных квартир, а порой – экзотические природные ландшафты. Рядом с женскими образами мы видим фантастических существ и экзотических животных. Художнику нравилось изображать человека в единстве с природой.

Главные стилистические средства, к которым прибегает Лодыгин, – это нюанс и контраст. Рисуя прекрасных дам в интерьере, он прибегает к тонкой нюансировке и добивается удивительного эстетического эффекта. А контраст бросается в глаза зрителю при сравнении фигур человека и животных (чаще всего это гигантские змеи или бабочки).

Скажем несколько слов и о цветовом решении открыток. Помимо черного художник использует, как правило, один яркий цвет, благодаря которому композиция оживляется, причем художник использует этот цвет очень скупо. Есть и исключительно черно-белые открытки.

От пытливых взглядов филокартистов не ускользнуло и то, что Лодыгин создал ещё и издательскую эмблему, которая располагалась на обороте открытки. Она представляет собой лигатуру букв Х и О. Интересно, что буква О имеет вид спирали, а буква Х словно перечеркивает её пополам. При этом эмблема выглядит очень привлекательной. А место для марки художник решил сделать круглым.

Лодыгин работал в разных жанрах. Можно условно разделить его творческое наследие на несколько групп, из которых филокартистам интересны бытовые сцены и фантастика. Работы в каждом из жанров отличаются высоким уровнем мастерства.

С кем из современных ему художников можно сравнить Лодыгина? Напрашивается сравнение с Л.С. Бакстом. Так же, как и Бакст, Лодыгин сопрягал красоту человеческого тела с природными формами. Изящные феи и эльфы, которых мы видим на открытках, имеют те же изгибы, что и экзотические растения. Вот и Бакст тоже создавал похожие симфонии из извивающихся линий.

А ещё кажется уместным сравнение с С.В.Чехониным. Интересно, что Чехонин был автором проектов нескольких марок РСФСР, которые, к сожалению, так и не были выпущены. Да и по поводу того, что Лодыгин не нарисовал ни одной марки, тоже можно посетовать: у него получились бы замечательные знаки почтовой оплаты.

Общим у Чехонина и Лодыгина является тонкая прорисовка деталей, любовь к подробностям костюма персонажей и обильный цветочный орнамент (часто с крупными листьями).

После революции в России любимые мотивы Лодыгина были обречены. Тема изящных дам в интерьере и эльфов, резвящихся среди экзотических растений, была полностью отринута. Большевистская печать начала ругать символизм, расставаться с дореволюционным прошлым.

Однако художник не опустил руки. Ведь и в советское время талант Лодыгина был востребован, причем в нескольких областях. В 1918 году мы видим его преподавателем Саратовской центральной студии. Художник не ограничивался графикой и успешно выступил как сценограф, оформляя спектакли как в Саратове, так и в Ростове-на-Дону.

В годы Гражданской войны при штабе Юго-восточного фронта (с 1920 года он назывался Кавказским) была организована плакатно-агитационная мастерская, и талант Лодыгина развивался далее уже в области агитационной графики. Художник выполнил портреты В.Ленина и Л.Троцкого, создал несколько плакатов и даже оформил агитационный поезд.

На дворе были двадцатые годы, и стиль был уже другим – властно пробивал себе дорогу конструктивизм. Гремели имена Казимира Малевича и Александра Родченко. Лодыгин проникся конструктивистским мировоззрением и создал несколько прекрасных журнальных заставок, в которых остро чувствовалась современность.

У этих произведений графики есть что-то общее с работами молодого Виктора Некрасова, который создал заставки для рубрик журнала «Советский филателист», которые, к сожалению, были забыты и не публиковались даже в серьёзных исследованиях по искусству двадцатых годов. В 1980-е годы они были опубликованы в журнале «Филателия СССР».

Но прославился Лодыгин в послеоктябрьский период прежде всего не как автор конструктивистских заставок, а как создатель обложек и полосных иллюстраций для научно-популярных журналов «Вокруг света» и «Всемирный следопыт».

И это был необычный поворот в карьере художника. Открытки Лодыгина способны убедить любителей изящного, что этот талантливый рисовальщик был апологетом эстетизма в духе Оскара Уайльда. И всё. Но это не так. У него прекрасно получались композиции на техническую тему. Машины и станки, космические корабли отличались красивыми аэродинамическими формами. И особая атмосфера, характерная для фантастических сюжетов, передана очень выразительно.

Внешняя красота космических объектов и других технических устройств покоряла читателей. У библиофилов сохранились подшивки старых журналов, и мы знаем, что художник, родившийся ещё в девятнадцатом столетии, предвидел многие тенденции в космической фантастике ХХ века.

Позволим себе ещё раз высказать мнение, что стиль Лодыгина, используемый при оформлении научно-популярных журналов 1920 – 1930-х годов, вполне мог повлиять на графический стиль почтовых марок СССР середины века, отражающих космическую тему. Взять хотя бы марку с портретом К.Э. Циолковского 1957 года, на которой была сделана надпечатка, посвящённая спутнику. В правой части марки мы видим изображение космического корабля и двух космонавтов, а в левой части – космическую станцию. Изображение выполнено в стиле графики научно-популярных журналов. И действительно – разве оно не напоминает по стилю научно-популярные журналы 1920-х – 1930-х годов?

Да, напоминает. Именно так рисовали космические сцены художники прошлого. Космос не изменился с 1950-х годов, но изменилась трактовка космических пейзажей. Добавилось больше тайны, нераскрытости. Художники прошлого видели в космонавте властителя Вселенной, который уверенно идет по Луне.

Увы, мы пока не покоряем другие планеты, и пафос фантастики середины ХХ века несколько снизился. Но образы космонавтов, идущих по неземному грунту на фоне космического пейзажа остались на плакатах и журнальных обложках. И в этом есть особое очарование.

Вспомним, как популярны марки с репродукциями работ А.А. Леонова и художника-фантаста А.К. Соколова. Они воплощали веру современников Гагарина в то, что «и на Марсе будут яблони цвести». В репродуцированных на марках работах отчётливо чувствуются отголоски космической фантастики середины века в её лучших образцах.

Итак, мы попробовали связать эстетику С.П. Лодыгина с космическими марками СССР. А какие ещё марки могут быть привлечены для отражения темы «Творчество С. Лодыгина»? Это в первую очередь выпуски, посвященные Льву Баксту, так как в манере интересующего нас художника много общих черт с уникальным бакстовским стилем.

Эта статья была уже почти целиком написана, когда автор этих строк обратил внимания на марки, посвящённые творчеству финского художника Рудольфа Койву (1890 – 1946). Открытки, созданные им, очень красочные и поэтому лежат вне поля зрения настоящей статьи. А вот иллюстрации к художественной литературе, которыми прославился Койву, имеют много общих стилистических черт с работами художника, которому посвящён настоящий очерк. Исследование сходства манер Койву и Лодыгина наверняка будет со временем проведено, и любители изящного острее почувствуют это сходство.

Не останется без внимания и марка с портретом выдающегося ученого и изобретателя А.Н.Лодыгина, дальним родственником которого был герой нашего очерка. Марка вышла в сери «Ученые нашей родины».

Марка зеленого цвета, выполненная по рисунку известного художника В.Завьялова, выпущена в 1951 году. Известна разновидность по печати – есть экземпляры с горизонтальным растром, причем эти марки являются редкостью. Излишне говорить, что выпуск этого знака почтовой оплаты стал большим вкладом в популяризацию имени А.Н.Лодыгина (1847 – 1923). Мы переживаем период, когда эта историческая фамилия проходит новый виток популярности, в том числе и благодаря появлению материалов о художнике, которому посвящен наш очерк.

Кроме этого мы можем напомнить филателистам о том, что Лодыгин иллюстрировал книгу Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир», и почтовая миниатюра СССР с портретом знаменитого американского журналиста тоже понадобится нам в рамках данной темы.

И, наконец, в почтовых материалах отражена улица, на которой были подготовлены к печати вышеупомянутые открытки работы Лодыгина. Это конверт, посвященный зданию Российского географического общества. Здание общества расположено в центре рисунка конверта, но мы частично видим и расположенное рядом здание Второй санкт-петербургской гимназии. Эти здания расположены в Демидовом переулке (ныне – переулок Гривцова), и художник проходил мимо них, когда шел в редакцию.

Итак, выше мы отметили, что художник-декадент Сергей Лодыгин нашел себя в советской культуре как мастер журнальной графики. Но при этом прервалась его деятельность как автора художественных открыток.

К счастью, в альбомах филокартистов остались эти уникальные произведения узорчатой графики рубежа веков. Они репринтируются и сегодня, и можно с радостью отметить, что память о художнике жива. Словом, немалую роль в популяризации уникальной манеры Сергея Павловича играют филокартисты. Да и собиратели шедевров дореволюционной прессы тоже вносят в это благородное дело свой вклад.

Юбилей художника отмечается в условиях, при которых у нас нет книги о нём, хотя есть несколько подробных статей. Поскольку интерес к творчеству Лодыгина, главным образом к его уникальной почтовой графике все возрастает, хочется верить, что коллекционеры открыток и старинных журналов со временем напишут монографию об этом самобытном художнике, и образовавшаяся лакуна будет успешно закрыта.

Фото из открытых источников

А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)




Комментарии к статье:
2024-07-26 22:43:59, Виктор Голубинов
Здравствуйте, было бы только неплохо, если бы уважаемый автор, член союза ученых и прочее, сослался бы для порядка на источники, и указал, как это принято в статьях, из каких публикаций взята и информация, и фотография, и большинство иллюстраций. Всех благ.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
  • Маэстро эсперанто
  • Итог работы — первая книга!
  • Художественный авангард в филателии
  • Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
  • Всемирные on-line каталоги почтовых марок
  • Русское общество филателистов в Китае
  • Приглашаем к обсуждению. Почтовые марки и культурное наследие
  • Обзор почтовых марок за август 2023 года
  • История на марках. Герб Советского Союза
  • Филателия в искусствоведческой литературе
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть XI
  • Николай Пирогов: у истоков русской военно-полевой хирургии и школы анестезии
  • Фердинанд Ходлер, его эпоха и мир почты
  • Качан Владимир – 60 лет с природой и филателией
  • Мотыльки России в филателии
  • Бабочка голубянка Икар: и с муравьями дружит, и растения опыляет
  • За несколько минут до нового 1953 года
  • Нежная порхающая краса – бабочка желтушка шафранная
  • Рекламно-агитационные почтовые карточки 1926-1927 годы
  • Не трожь марку!
  • Шестьдесят лет спустя
  • Алкиной — одна из самых необычных и элегантных бабочек
  • Филателия бесконечна. Как космос
  • Какая чудесная красота – бабочка перламутровка красная!
  • Екатеринбург, Свердловск, и вновь – Екатеринбург!
  • Перламутровка большая лесная — красивейший представитель энтомофауны
  • Пограничная служба России на почтовых марках
  • «Литфила 2023». Итоги выставки
  • Очень эффектная бабочка – перламутровка Аглая
  • Симпатичная многоглазка пятнистая - одна из самых обычных бабочек России
  • История выставок филателистической литературы в Российской Федерации
  • IV Всероссийская выставка филателистической литературы «Литфила 2023»
  • Мир советского театра глазами художника Анатолия Калашникова
  • Цирцея – это не коварная волшебница, а невесомая бабочка, отмеченная строгой красотой
  • «Космический» Ульяновск
  • Шашечница обыкновенная - бабочка с красивым оранжевым узором
  • День Советской пожарной охраны
  • Мир Сурикова
  • Бабочка тополевая ленточница - редкий вид, нуждающийся в нашей защите
  • Красивая, яркая и удивительная бабочка подалирий - редкий и прекрасный гость садов и парков
  • Бабочка лимонница - яркий вестник весны
  • Журнал «Советский филателист»: обзор первого номера
  • Лучшая марка Кыргызстана 2022
  • Атомные ледоколы в океане филателии
  • Петербургский призрак Ганс Макарт
  • Одна из самых миловидных бабочек России – зорька
  • Ледоколы в океане филателии. Часть II
  • Ледоколы в океане филателии
  • Фауна Антарктиды
  • История государства Российского на почтовых марках
  • Судьба художника
  • Настоящий художник!
  • Величайший неутомимый путешественник – нарядная бабочка репейница
  • Навстречу Всероссийской выставке в Ульяновске
  • «Его Высочество» бабочка переливница
  • Лирика родного города
  • Историограф Российского флота
  • Особенности оформления и доставки почтовых отправлений в РККА в период 1939–1945 гг.
  • Государственные награды Российской Федерации
  • Место филателии среди «широких» культурных индустрий
  • Государственные награды СССР
  • Как менялось отношение к Шаляпину
  • Интересные филателистические наблюдения за бабочкой крапивницей
  • Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
  • Новый конкурс - народная экспертиза!
  • Любовь к маркам осталась с детства
  • От идеи до воплощения
  • Исследование Антарктиды
  • Антарктида. Сюжеты на марках
  • С радиацией по жизни
  • Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
  • А рельсы-то, как водится, у горизонта сходятся
  • Российское шелководство в филателии
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть VI. Суриков
  • Ценообразование марок MNH и MH
  • XIV научно-практический семинар по истории почты и филателии
  • Африканская энциклопедия в лицах. Физика и астрономия
  • Бабочка аполлон - экзотический цветок, чудесным образом парящий в воздухе
  • На марках – наивное искусство
  • Возможна ли филателистическая эзотерика?
  • Едут-едут по Пекину наши казаки
  • Дарим толику радости, или Новогодние марки на уфимских открытках
  • Велика фигура, да… Окончание
  • Охрана животного мира. Есть ли шанс?
  • Сюрпризы и тайны предновогодней встречи посткроссеров
  • Первый номер «Советского филателиста» и «Германская почта в России»
  • Как много необычного у обычной бабочки капустницы
  • Благотворительные виньетки. Быть или не быть им?
  • Лучшие работы Франтишка Хорняка
  • Коломан Мозер и его марки
  • Путевые заметки, или Как хорошо быть филателисткой!
  • Адмирал, который не плавает, а летает через водные просторы
  • Любовь моя, я пишу тебе…
  • Планы ульяновских филателистов
  • Художник Нестеров в письмах и марках
  • Да! Это Кавказ!
  • Марки с неудачным дизайном
  • Итоги словацкого конкурса
  • Что такое СТО?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2022 года
  • Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
  • Алгоритмы утонченности
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • Велика фигура, да… Часть III
  • Какие марки считать стандартом?
  • Нарядная бабочка махаон – крылатое чудо природы
  • Семиотика путешествия через океан. Деятели американской культуры в России
  • Преображение художника Эдмунда Дьюлака
  • Природа Башкирии
  • Велика фигура, да… Часть II
  • Как китайцы «гасили» марки
  • Байрон и байронизм в почтовых документах
  • Где хранятся марки Российской Империи?
  • РЕЗОЛЮЦИЯ. XIII научно-практического семинара по истории почты, филателии и филокартии
  • Интерактивная филателия
  • Биеннале «Россика-2022»
  • Якутия самая, самая…
  • Одна из прекраснейших бабочек России с историей в пятнадцать тысяч лет
  • От дворца до музея
  • Мал золотник…
  • Тайна железной коробки
  • Марка о Башкирии – в серии и вне её
  • Человек, собравший все марки Израиля
  • Что такое «калька»?
  • Лондонский мост рухнул
  • Событие, которое нельзя пропустить
  • Штемпеля гашения Монголии
  • Интересные факты о бабочках в России
  • Карточки и конверты с оригинальной маркой
  • Московские театры на почтовых марках СССР и России
  • Самая красивая марка Европы-2022. Истории и мифы
  • Главный художник Гознака
  • Народная марка
  • Бабочки в русской культуре и науке
  • Картины и марки
  • Окрестности Кислых вод
  • Силуэт плюс голубое небо
  • Как правильно употреблять филателию?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2021 года
  • Ураган 1904 года на почтовых карточках
  • Памятник женщинам Приосколья. Будет ли выпущена марка?
  • Приглашаем к обсуждению. Несколько слов о терминологии
  • История пионерской организации СССР на почтовых марках и конвертах
  • Билетъ дан на свободный проезд иностранцу...
  • Юбилей великого символиста
  • В погоне за красотой, или Андрей Авинов и Владимир Набоков – два выдающихся русских коллекционера бабочек в эмиграции
  • Приглашаем к обсуждению. Утрата смыслов
  • Силуэты в филателистических коллекциях военной тематики. Окончание