Ко Дню защитника Отечества хочется вспомнить о Мастере, не только лично защищавшем Родину, но и своей талантливой кистью сказавшем много доброго и высокого о тех, кто неоднократно проявлял воинскую доблесть в памятных морских сражениях со времен Петра Великого.
28 марта 2024 года исполняется 200 лет со дня рождения прославленного художника-мариниста Алексея Петровича Боголюбова. Хочется пожелать АО «Марка» достойно чествовать этого, во всех отношениях удивительного человека, в год его юбилея и далее.
Алексей Петрович окончил Императорскую Академию Художеств в 1853 году с золотой медалью 1-го достоинства, и уже пять лет спустя стал её академиком, а ещё через три года – также и профессором ИАХ.
В 1893 году Боголюбов избирается ещё и действительным членом Академии. Эту карьеру можно было бы назвать блистательной и достаточно традиционной, если бы не одно немаловажное обстоятельство в его жизни.
Окончив в 1841 году Морской кадетский корпус, будущий живописец целое десятилетие посвятил оттачиванию своего воинского мастерства. Алексей Петрович поначалу даже представить себе не мог, что его основные жизненные достижения будут связаны не с боевыми орудиями, а с кистью и мольбертом, и что он окончит Императорскую Академию Художеств с большой золотой медалью и аттестатом 1-й степени.
Боголюбов, вероятно, так бы и оставался одним из многих русских офицеров, рисующих исключительно для удовольствия. Однако его юношеские работы заметил сам Евгений Богарнэ, возглавлявший в тот момент Императорскую Академию Художеств. Именно он и посоветовал сопровождавшему его в морском походе Боголюбову серьезно подумать о карьере художника.
Если Вам, уважаемый читатель, когда-либо случится выступать перед учащимися суворовских или нахимовских училищ, а также любых других военных учебных заведений, мы были бы очень признательны Вам за рассказ о творческом пути Алексея Петровича Боголюбова, который в сердцах будущих защитников Отечества мог бы оставить глубокий след.
Не исключено, что Ваше повестование сможет принципиально повлиять на судьбу юношей. Уверены, что эту беседу Вы проведете исключительно в доверительной манере, и при этом используете максимум ярких и запоминающихся иллюстраций для более глубокого впечатления и прочного запоминания. Не в последнюю очередь, Вам на помощь при этом, придет также и отечественная филателия, которая год от года все в большей степени уделяет внимание творчеству А.П. Боголюбова.
Первое, что притягивает к этой личности, помимо художественной одарённости, это стремление Алексея Петровича к благотворительности. По всей вероятности, художник унаследовал это качество от своего деда по материнской линии – выдающегося поэта, писателя, философа и правоведа Александра Николаевича Радищева.
В 1885 году Боголюбов, в Саратове, посвятит своему замечательному деду открытие художественного музея, который и по сей день носит имя А.Н. Радищева. До этого в Российской Империи ещё не существовало художественных общедоступных музеев. И сейчас в провинциальной России данный музей, унаследовавший также и немало полотен работы самого Боголюбова, принадлежит к числу наиболее значительных художественных галерей.
Большую помощь в организации Саратовского художественного музея оказал обер-прокурор Святейшего Синода, член Государственного совета Российской Империи, а также младший «коллега по цеху» деда А.П. Боголюбова в области правоведения К.П. Победоносцев.
Следует отметить, что без его вмешательства местное саратовское руководство могло бы и не откликнуться должным образом на инициативу А.П. Боголюбова.
Этот пример может свидетельствовать о том, что и нам с Вами, в продвижении наших инициатив, не следует проявлять избыточного стеснения, и в нужный момент корректно и последовательно обращаться к каждому, от кого, действительно, может зависеть судьба «замечтанного» нами.
В частности, это касается и судьбы российской филателии, достойной намного более яркого пути, и многих тысяч истинных шедевров в виде почтовых миниатюр, на каждом этапе своего развития. Поэтому предлагаем использовать каждый шанс для того, чтобы донести до сознания людей, отвечающих за издание знаков почтовой оплаты в России, все свои чаяния и видения. Если АО «Марка» объявляет конкурс на оформление тех или иных марок, следует деятельно в нем участвовать, имея богатые познания в иллюстрируемой готовящейся к изданию маркой, блоком, карточкой или конвертом, области знаний.
В дополнение к собственным работам А.П. Боголюбова и полотнам других живописцев из его коллекции, передаваемым в дар городу Саратову, немало произведений живописи из своей личной коллекции пожертвовал в фонд саратовского музея также и основатель Русского музея Российский Император Александр III.
Ни для кого не секрет, что именно этот наместник Бога на земле русской, далеко не во всем пользовался популярностью, и не все его меры воздействия на общество вызывали сочувствие и понимание. Но в инициативе А.П. Боголюбова самодержец увидел продолжение собственной просветительской инициативы, и нашел средства для её своевременной поддержки. В то время как сам Александр III постоянно носил много раз починенные штаны, не давая подчиненным заменить их на новые, несмотря на свой императорский статус.
Сотворение добра было лейтмотивом жизни А.П. Боголюбова, и выразилось ещё и в том, что в 1860 году он провел выставку своих полотен, чтобы вырученными от данного предприятия деньгами помочь вдовам и сиротам художников. И уже на закате своей жизни, живя в Париже, он создает Общество взаимного вспомоществования русским художникам. Не мог человек такого щедрого сердца, как Алексей Петрович, не понимать, насколько нашим талантливым соотечественикам непросто приходится на чужбине, где есть свои авторитеты, господствующие стили и жанры, и далеко не все объективные достоинства полотен российских живописцев преставляются именно такими зарубежным ценителям искусства.
Как художник Главного морского штаба Боголюбов написал серию картин по заказу Николая I.
По поручению его сына, Российского Императора Александра II, А.П. Боголюбов создал продолжительную серию картин, отображающих историю флота, созданного Петром Великим и его инициативными сподвижниками.
В серии миниатюр «Флот в произведениях живописи», увидевших свет к 300-летнему юбилею Российского флота, есть марка за № 248 с картиной Боголюбова «Сражение на Ревельском рейде» - первой запечатленной российской филателией.
Необычна роль Александра Петровича Боголюбова в движени передвижников, среди которых он признан крупнейшим живописцем-историографом Российского флота.
На почтовом блоке № 844, посвященном 300-летию Балтийского флота, вновь предстает историографическое боголюбовское произведение – картина «Взятие на абордаж шведских судов «Астрильд» и «Гедан» отрядами Преображенского и Семеновского полков под началом императора Петра Великого и поручика Меньшикова 7 мая 1703 года» 1886 года.
В свою очередь, блок № 896 издан к 150-летию Синопского сражения, в качестве основного живописного поля которого, применена хранящаяся в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга картина А.П. Боголюбова «Синопский бой. 18 ноября 1853 года», которую он написал в период 1856-1860 годов.
В продолжение доброй традиции размещения полотен Боголюбова на юбилейных миниатюрах, почтовый блок № 2676 «300 лет победе русского флота в Гренгамском сражении», изображается фрагмент картины А. П. Боголюбова «Гренгамское сражение 27 июля 1720 года», созданной маринистом в 1866, и украшающей собой Государственный Русский музей.
Хочется верить, что на этом АО «Марка» не остановится, и постепенно продемонстрирует всю обширную серию прекрасных батальных полотен, заказанную Александром II Боголюбову, на новых почтовых блоках. Однако у многих современных филателистов есть пожелание – делать размер таких блоков значительно крупнее, чтобы детализация также становилась всеобщим достоянием. В отличие от марки, блок нельзя увеличить, поместив на картмаксимум. А на конверте первого дня живописное поле ещё меньше, чем на самом блоке.
Что же касается Императорской Академии художеств, то, став Российской, она будет носить имя опекаемого Боголюбовым, наставником молодых художников в Париже И.Е. Репина, написавшего два портрета своего защитника и попечителя. А защищать пришлось. Сюжет репинской картины о расправе Иоанна Грозного со своим сыном не пришлась по душе Императору, и только после ходатайства Боголюбова, Репину разрешили демонстрировать данное полотно публике. Репин говорил, что «Боголюбов — отличный человек, в нем много простоты, откровенности, юношеской горячности».
Первый портрет Боголюбова Илья Репин написал в 1876 году в Париже, где его наставник провел последние годы жизни, ни на минуту не переставая творить. Нам представляется, что именно этот образ мог бы быть помещен на почтовый блок, посвященный 200-летию со дня рождения А.П. Боголюбова, равно как и на обложку сувенирного набора с блоком первого типа.
В свою очередь, на входящую в него виньетку и на обложку сувенирного набора с блоком второго типа, может быть помещен портрет, также написанный И.Е. Репиным, но уже в 1882 году. В отделе литературы Некрасовской библиотеки хранится открытка 1954 года издания, воспроизводящая этот портрет.
Как мы предлагали ранее, блоками и виньетками в праздновании таких «круглых» дат ограничиваться не следует. А в дополнение к ним лучше «выпускать кляйнбогены из восьми разных марок и восьми соответствующих купонов. Это позволит, как уже утвердилось в советской традиции, повествовать на купоне о неотъемлемой роли каждого полотна в становлении неповторимого в своем роде мастерства его автора».
Начать подобную традицию предлагается с восьми полотен А.П. Боголюбова, хранящихся в Государственной Третяковской галерее.
Предстоит продумать оформление полей, купонов, включить аутентичные рамы. Верим, что празднование 200-летнего юбилея А.П. Боголюбова в российской филателии станет принципиально новым шагом в развитии темы живописи, и принесет радость миллионам филателистов во всем мире.
Авторы статьи:
ЛАТЫШЕВ ОЛЕГ ЮРЬЕВИЧ, п.д.н., к.филол.н., действительный член МАС, МАЕ, ЕАЕ, ISA, МОО АД ЮТК, член-корр. МАПН, профессор университета «Сайпрес»», США, профессор РАЕ, президент, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, г. Москва;
ЛАТЫШЕВА ПОЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА, исполнительный директор, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, г. Москва;
ЛУИЗЕТТО МАУРО, д.ф.н., почетный вице-президент, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, г. Пьяченца, Италия;
ИБРАГИМ ГАБЕР, д.мед.н., профессор, глава отделения Саудовской Аравии Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, г. Даммам, Королевство Саудовская Аравия;
АЛЬМУХТАР НАСИР ДЖАВАД ХАМАД, д.м.н., академик, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, Аль-Хиллья, Ирак, профессор Университета Вавилона, Аль-Хиллья, Ирак;
МАШОРИ ГУЛАМ РАСУЛ, д.ф.н., академик, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, Исламабад, Пакистан, профессор Народного университета медицины и здравоохранения для женщин, Исламабад, Пакистан;
ПАВЛОВИЧ СЛАВИЦА, профессор Мостарского университета, г. Мостар, Босния и Герцеговина, руководитель национального отделения Боснии и Герцеговины Международной Мариинской академии имени М. Д. Шаповаленко;
ТАРРО ДЖУЛИО, д.м.н., президент Фонда исследований рака T&L de Beaumont Bonelli, Неаполь, Италия, руководитель центра вирусологии и академик Международной Мариинской академии им. М.Д. Шаповаленко;
ФАРХАН АХМАД ХАН, Профессор кафедры фармакологии Медицинского колледжа им. Джавахарлала Неру, Алигарх, Уттар-Прадеш, Индия;
ХАМИД ГАМАЛЬ АБДУЛ, руководитель национального отделения Йемена и академик отраслевого отделения «Медицина» (76) Международной Мариинской академии им. М.Д. Шаповаленко. Аденский университет, Аден, Йемен, факультет медицины и медицинских наук, генеральный секретарь Йеменского онкологического общества / профессор, директор Национальной программы борьбы с раком;
ЭДБИ ХАЛЕД, Профессор кафедры химии, Ливия Физическая химия, Университет Бенгази, Ливия, руководитель национального отделения Ливии Международной Мариинской академии имени М. Д. Шаповаленко.