Мы каждый день проходим мимо привычных для нас зданий и сооружений. Многие не замечают красоты фасадов старинных домов, отдельных их фрагментов, декора, как сказали бы специалисты. Но некоторые останавливаются и любуются творением почивших уже мастеров. К одним из таких людей относится Вячеслав Березин, коренной уфимец.
Он, кстати, и предложил издание серии карточек к 450-летию нашего старинного русского города. Любовь к своей родной Уфе он решил показать на картинах местных художников.
В прошедшем году группа коллекционеров уже выпустила первые две карточки. Посвятила их двум городским видам: вид на реку Белая и старинную Покровскую церковь – обе с картин Г.В. Прокшина.
На листе написано: В работе показаны почтовые карточки уфимских художников: Р. Ахметшина, А. Болотова, А. Бурзянцева, И. Валитова, Б. Домашникова, В. Кашкарова, Д. Митта, Г. Прокшина, А. Тюлькина и Э. Ханнанова. Показаны три фотохудожественные работы автора экспозиции, выполненные в стилях «акварель» и «масло». Все изображения картин взяты из свободных источников. В.С. Березин, 15.11.2022 г.
Готовя карточки к печати, Вячеслав Сергеевич, между делом, потихонечку делал филокартическую работу «Лирика родного города». На 34 карточках, которые сам же и подготовил, он «увидел» Уфу со своего, понятного только ему, ракурса. Показал город во всей его красе глазами десяти живописцев. Дополнил экспонат и своими фотографиями.
Работу Вячеслав Сергеевич начал с картин уфимских художников А.Э. Тюлькина и Р.Ф. Ахметшина. На первой мы видим: поздняя осень, заснеженный берег, катер, причаливающий паром, лодки на берегу реки и лошадь, которую хозяин привёл на водопой. Вторая картина изображает заснеженную улицу старой деревянной Уфы.
Далее автор использовал для карточек две работы упомянутых выше художников Г. Прокшина и Р. Ахметшина. На них символично для нашего города нарисованы церковь и мечеть. Здесь необходимо отметить, что в прошлом веке, в Уфе закрыли и снесли большинство православных храмов. Так что сейчас в городе сохранилось с десяток церквей и часовен.
Уголки Старой Уфы в багряном и снежном нарядах показаны на репродукциях А.Д. Бурзянцева и А.Э. Тюлькина. Далее вы встретите ещё одну картину этого мастера кисти под названием «Уфа строится.1950 г.».
Своеобразная манера живописи у И. Валитова. Его полотна «Уфимский пейзаж» и «Последняя осень летнего театра» так и дышат 19-м веком. Ажурные кирпичные арки-ворота во двор нынешнего музыкального колледжа Уфимской академии искусств имени З. Исмагилова и неповторимая деревянная архитектура летнего театра в парке им. В.И. Ленина (бывшего Ушаковского, в советское время – парка им. А. Матросова).
Открытки с иллюстрациями первой соборной мечети на ул. Тукаева и Мемориального дома-музея С.Т. Аксакова (художник Э.Т. Ханнанов) поместил коллекционер на следующий лист. Произведения последнего живописца встречаются также на листах 13 и 16. Там – открытки с видом на Советскую площадь, деревянный дом на улице Гоголя и зданием с башенками.
Уфа, особенно старинная часть её, размещается на горе (отроги Урала) и через город протекают три реки: Белая, Уфа и Дёма. Поэтому экспонент не обошёл стороной картины «речного» цикла: «Б.Ф. Домашников. Август. Уфа» (видим «въехавший» в берег катер, реку и крутой обрыв, а далее – крыши домов) и «Р.Ф. Ахметшин. Уфа. На лодочной станции».
На репродукциях А.Б. Болотова – центральная транспортная артерия столицы Башкирии, улица Ленина. Художник изобразил её фрагменты в дождливый день и вечером. Смотришь и спрашиваешь себя: «А твой ли это город? До чего же он интригующе красив и притягателен!».
А далее – новые виды Уфы: восьмиэтажки и оперный театр. Дарья Митта и Ралиф Ахметшин – авторы жилых домов в отблесках солнечного лета и здания Башкирского театра оперы и балета, контрастирующего с заснеженными елями. Любопытно, что 8-этажки возводились в своё время пленными немцами. А оперный театр был построен (1909-1920) на народные пожертвования и назывался первоначально Аксаковский народный дом.
Город наш растёт и постоянно строится. О чём доводят до нас новые карточки экспоната: первоначальный процесс начала стройки очередного нового здания изобразил Александр Тюлькин. Главное здание бывшего Башгосуниверситета показано на следующей картине «В.Р. Кашкаров. БГУ». Для эрудитов сообщу, что недавно госуниверситет и авиационный университет слились в одно высшее учебное заведение, которое получило название «Уфимский университет науки и технологий».
От сухих сюжетов со зданиями и стройками Вячеслав Сергеевич опять возвращается к лирике города. Он показывает свою авторскую фотохудожественную карточку «Беседка на Случевской горе». Недалеко от неё находится известный в Уфе висячий мост. Одноимённое название получила и картина Г.В. Прокшина. Да, и беседка, и мостик находятся в парке, который носил долгое время имя героя башкирского народа Салавата Юлаева. Ныне называется садом имени Н.К. Крупской.
Уфа притягивает к себе художников в разные времена года. Вот и на этом листе наблюдаем Покровскую церковь, изображённую Р.Ф. Ахметшинным в начале зимы на берегу Сутолоки (ещё одна речка внутри города; сейчас она протекает в большой бетонной трубе, а над ней создано рукотворное сооружение – уфимский проспект С. Юлаева) и этот же храм среди деревянных домов и багряных деревьев.
Следующий лист как бы продолжает «тягу» названного выше живописца к этому объекту («Май в Уфе»). Только два купола церквушки сей мы зрим уже весной на фоне цветущей яблоньки, улочки частного сектора, бабки с внучкой у водоразборной колонки и, в майском мареве, высоких многоэтажек. На второй видим открытку – прокшинская картина «Утро в Уфе»: среди зелени - деревянные дома на склоне горы, а у её подошвы - Белую.
Эти две карточки (авторы соответственно Р. Ахметшин и Э. Ханнанов) с видами на улицу Первомайскую и Советскую площадь возвращают нас снова в Уфу «кирпичную». Недавно на площади соорудили монументальный памятник Герою России генералу Миннигали Шаймуратову.
На следующем листе, автор экспоната, попытался показать в контрасте два здания – особняк царского лесопромышленника (художественный музей им. М.В. Нестерова, а нарисовал его И. Валитов) и советской постройки кинотеатр «Искра». Правда, показан только фасад последнего. Скорее всего, автор этой фотооткрытки (В.С. Березин), сделанной в стиле «акварель», заострил наше внимание на мальчике-кураисте. Фонтан, в центре которого стоит этот юный башкир, сооружён напротив «Искры».
А этот лист весьма удачен. На нём гармонизируют два вида первой соборной мечети. Опять – фотооткрытка Вячеслава Березина, выполненная в уже названном стиле, и рисунок Ралифа Ахметшина: мусульманский храм в зимнем «обрамлении».
Тяга к старине чувствуется в творчестве Эдуарда Ханнанова. Два «взгляда» на Уфу старинную, уходящую. Сохранить бы её, а мы сносим: ибо дорога земелька, особенно в центре города. А что с этой рухляди возьмёшь? Воспитывать бы молодое поколение на красоте строений 19-20 веков… Хотя бы – на этих: «… Дом с башенками» и «Старая Уфа. Улица Гоголя, 24».
Опять очарованием природой, храмами, деревянной Русью веет от творений Г. Прокшина и Р. Ахметшина. Зимние городские пейзажи с маковками Крестовоздвиженской и Покровской церквей зачаровывают. Они не статично мертвы. Они живут. На одной иллюстрации – рабочие ремонтируют полотно железной дороги. На другой – дети карабкаются на горку.
Алексей Сухарев, г. Уфа
От редакции: так как экспонат В.С. Березина выполнен к 450-летию Уфы, мы дополнили материал двумя марками, посвященными городу и Республике.